Перейдём на личности

Анна Петросян
Под занавес декабря в Сочи стало по-зимнему не жарко. Наверное, в сотый раз за последние десять лет неспешно преодолеваешь ступени Художественного музея. Предвкушение встречи с искусством уступает место предвкушению встречи с людьми. Знакомыми и не очень, любимыми и еще не разгаданными, новыми и, может быть, сразу своими.  В фойе уже полно гостей. Администратор Ирина Прохоренко, всегда модно одетая и вкусно пахнущая, что-то рассказывает строгому джентльмену. Мы с ней машем друг другу, и жестом она приглашает меня подняться в залы с новой экспозицией.
Удивительно и непривычно: сегодня сняли заграждения к парадным лестницам в верхние залы, и ты идешь по ступеням, будто на бал, не виляя по привычке куда-то вглубь коридора, а потом уж на лестницу.
Второй этаж в левом «крыле». Вокруг – знакомые звуки: люди тихо переговариваются, до открытия считанные минуты.
Стараешься совершить в одиночестве первый круг почета – увидеть все представленные картины, «поговорить» с ними, почувствовать что-то еще неопределенное. «Золотая кисть 2008» собрала, на мой взгляд, не так много работ, как, например, в прошлом году. Наверное, прошедшая недавно выставка «Юг России» сыграла в этом свою загадочную роль: много красивого было уже представлено на ней. На все же… Мне уже тепло. И физически, и как-то по-особенному внутри. Краем глаза замечаю знакомых. Сейчас мы сойдемся на минимальной дистанции и будем улыбаться, а потом расспрашивать друг друга о житье-бытье, творчестве-работе, планах-мечтах.
Бегу в самый большой зал. Еще просторно, хоть танцуй. Уже чувствую притяжение живописи. Вот, взгляд замирает, - значит «зацепился» за что-то. «Городок» Якова Яхнина. Довольно большое полотно. Маслом на холсте – дома, дома, дома. Темные насыщенные цвета, какие-то глубокие бушующие эмоции. Будто кружатся в вальсе бордо, синий, краплак, оранжевый. Добавляют остроты акценты зеленого, желтого. Почему меня притягивают картины Яхнина? Давно уже. Со времен, наверное, первого знакомства с его творчеством. Однажды у меня даже было наваждение – купить его картину. «Плоды осени», если не ошибаюсь. Сейчас она висит в Зимнем театре, на втором этаже над фойе, среди колонн и полумрака. В 2004 году, когда художник стал победителем «Золотой кисти», его триптих, в который входили и «Плоды», был подарен Сочинскому художественному музею. Поэтому мне не могли продать одну из картин, у всех троих уже был законный хозяин – музей. Хотя даже сумму назвали и телефон художника дали. Смеюсь теперь своему порыву. Но все же забавно иногда позволять себе внутреннее геройство.
Чувствую за спиной оживление: публика вливается в залы. Ноги несут вдоль стен с картинами, взгляд скользит по акцентам, не останавливается. И вот снова передышка. На противоположной «Городку» стене – «Нет суеты в ночи, в ней все покой». Автор – Любовь Лямина. Снова хочется размышлений и воспоминаний. Художница Любовь Лямина известна в Сочи как мастер акварели. Ее натюрморты и пейзажи взволновали не одну чувствительную душу. А тут – картина маслом. Неожиданный пассаж. Но «Ночь» притягивает: в ней столько нюансов и цветовых гармоний, что можно рассматривать часами. В полумраке на лавочке сидит кошка, там в небе – светит луна. Вокруг – тени и шелест листьев. Атмосфера картины до того ощутима, что трудно сдержать восхищение. Начинаю от удовольствия пританцовывать. По соседству с этой картиной – совсем иная по настроению и цветовой гамме. «Осеннее утро» Татьяны Поплавской – буйство красок, всплеск позитива. Погружаешься в этот желтый, будто уже чувствуешь терпкий аромат с детства знакомых цветов, которые мама называет «дубками». Уравновешивает фейерверк желтых оттенков ультрамарин ваз и охра фона.
Перехожу в соседний зал, людей в нем пока немного. Снова магнитные поля, они ведут меня к «Свиданию с Пиноккио» Валентины Нестеровой.  Мир картины многогранный и многоплановый, ее не назовешь простой и понятной. Минуты общения с ней не проходят даром: ты будто погружаешься в новый космос. Воды каналов Венеции становятся твоими проводниками, а перспектива старинных домов – переводчиками. Девушка в лодке в обнимку с деревянным человечком… тысячи ассоциаций, и не поймешь, какая ближе к истине. Да и истины одной-единственной быть не может. Замираю в ожидании внутренней развязки. И бац, - забываю, как называют тех, кто управляет этими прогулочными лодками. Ужас. Рядом проходит Сергей Артемьев. Он, как всегда, с доброй улыбкой и ясным взглядом внимательно всматривается в каждую картину.
Без церемоний, может, и фамильярно, спрашиваю у него, как же все-таки этих экскурсоводов лодочных называют. Отвечает все с той же улыбкой. Господи, ну конечно гондольеры. Что с моим сознанием?! Ладно, это оно шалит из-за переполненности впечатлениями.
Еще вот что подмечено: порой на выставках подсознательно, а может, и сознательно ждешь приятных сюрпризов и чудес от некоторых авторов. И, что самое, удивительное, - чудеса случаются!
Не гневайтесь на присказки. Они тоже часть пестрого полотна по мотивам «Золотой кисти 2008».
Хранителем особенной курортной атмосферы в живописи я бы назвала Л. Ляпустину. Ее картины наполнены чем-то неповторимым, очень близким по духу, незыблемым. На прошлой выставке художница показала зрителям дом с балконами, каких еще много в Сочи. Подробно и с любовью были выписаны цветы, утварь, всевозможные вещи, за которыми – характеры их хозяев. Тот дом по-прежнему свеж в сознании. На этот раз Л. Ляпустина представила публике картину «Гуляем…». Один взгляд, и ты уже попал в зазеркалье или в новую реальность. Представьте: широкие пролеты лестниц, что ведут к морю неподалеку от Летнего театра. На ступеньках стоит и читает газету мужчина, по всем ощущениям – местный житель. Его сопровождает охотничья собака. Вдали виднеются очертания одиозной высотки.
Самое характерное в этой работе, по моему мнению, - камни. Ими выложены ступени. Они так прекрасно выписаны, будто каждый из них – важный гость на каком-нибудь волшебном приеме в их честь. Сдержанность охристых, бежевых оттенков придает картине благородного спокойствия. Время будто остановилось. Или превратилось в вечность. Казалось бы всем знакомая картина курортных будней стала загадочным окном в непознаваемый авторский мир красоты и смыслов. Из множества работ «Гуляем…» произвела на меня почему-то наибольшее впечатление. Тишина чьего-то променада превратилась в симфонию ассоциаций и воспоминаний.
Иная образность в картине Ирины Кириенко «Сокровенное». Натюрморт – будто главка из чьего-то романа. Роза в вазе, сочные апельсины, пара бокалов – вот нечто сокровенное, что наполнено дыханием жизни каких-то людей. Ирина Кириенко хорошо знакома любителям живописи своими батиками. Такой тонкой работы и необычных образов я больше пока ни у кого больше не видела. А вот на эту «Кисть» автор представила картину, написанную акриловыми красками.
Легко о чем-то судить, когда сравниваешь что-то неравнозначное. Тогда невольно появляются фавориты, чье лидерство или даже уникальность даже доказывать не надо, потому что оно очевидно всем. И как непросто охватить мысленно, а потом и словесно бескрайний мир творческих людей с равными  способностями создавать прекрасное. Но от этого и острое чувство блаженства.
Авторы «Студии двух» Л. Пугачева и А. Канатников привели на выставку рождественских ангелов. Небесные создания с огромными «теплыми» глазами уселись на деревянные дощечки и оттуда наблюдают за нами.
Тут же неподалеку – барельеф «Музей» В.П. Чупилко: чуть уставшая смотрительница зала в окружении музейных экспонатов. Техника – шамот, соли, глазурь.
Порадовал своими работами керамист Юрий Новиков. На этот раз он представил работу «Мели метели», выполненную в технике майолики и росписи.
 Неизменно привлекают внимание произведения искусства выдающегося сочинского художника Артура Скрипникова. Его эмали (майолика, роспись) – всегда сочные, образные, полные изящества. Особенно запомнились две работы: «Послеполуденный отдых фавна» и «Ария Анны Нетребко в Баден Бадене». 
А потом был большой зал, приветственные речи организаторов и обмен мнениями.
- В этом году мы выберем победителя в финале выставки, не сейчас, - рассказала о новшествах «Золотой кисти» заместитель директора художественного музея, искусствовед Светлана Шелихова. – Кроме того, будут названы имена семи-восьми лауреатов. Очень важно, что наши сочинских художники показывают публике свои новые работы. В лидерах – Центральный и Хостинский районы, а вот картин из Лазаревского и Адлера почти нет. А ведь участвовать могут все желающие, главный критерий – талант.
Каждый год мы открываем новые имена. По участию в «Золотой кисти» и других городских выставках стали известны авторы Владимир Переверзев, Галина Поплавская, Любовь Лямина. Их мастерство неоспоримо. Среди новых авторов – Эдуард Далевски, Юлия Постовик, Игорь Максименко.
- Радует, что наши авторы сумели создать и представить значительные произведения, не смотря на то, что лучшее они отдали на «Юг России – Десять»,- добавил председатель Союза художников России в Сочи Юрий Прокатов. – Нам еще предстоит выбрать картины для грандиозной выставки «Россия» в Москве.
Голова полна впечатлений, краски вокруг и в сознании закружились в вальсе. В одном из залов встречаю известную сочинскую поэтессу и барда Ольгу Кореневскую. Она, как обычно, пришла в музей со своей подругой Агнией Масловой.
- Вдохновляюсь, - мечтательно и многозначительно говорит Ольга.
Другая знакомая никак не может оторвать взгляда от акварели «освещенный солнцем» Любови Ляминой (на выставку отобрали несколько работ этой художницы). 
- Посмотри, какая проработка деталей, - восклицает она. – Это немыслимо. Нас тоже всему этому учили, но такое способны делать очень немногие. И как свежо.
- Хочешь, познакомлю с автором?! – смотрю на нее с лукавством.
В ответ – безмолвное согласие.
И тут как по волшебству или повинуясь некой вселенской игре появляется Любовь Лямина.  Мы приветствуем друг друга, знакомлю двух художниц, и мы начинаем долгий разговор о творчестве.
- Весной будет юбилей моего дедушки скульптора Колобова, - говорит Любовь Борисовна. – Мы готовим выставку фотографий его работ. Приходите.
Она уходит в другой зал, а мы, напившись впечатлениями, полупьяные спускаемся по парадной лестнице в реальность холла.
«Искусство абсолютно бесполезно», - заметил как-то Оскар Уайльд.
«Если что-то не имеет отношения к искусству, для меня этого не существует», - сказал Ван Гог.
«Быть художником – что быть богом, вдыхающим душу в Адама», а «Суть искусства – украшать жизнь»,  - произнес когда-то Микеланджело.
Согласна со всеми.
Ухожу в безмолвие, чтобы через какое-то время снова испытать жажду по прекрасному.