Мысли, вызванные рассказом Валерии Орловой Лишняя?

Александр Михайлович
«Не столько важно то, что хотел сказать автор, 
                сколько, то, что сказалось им, хотя бы и ненамеренно»
                Н.А. Добролюбов.

    Как известно, статья, цитата из которой приведена выше в качестве эпиграфа, привела к легендарному скандалу, описанному в школьном учебнике литературы. Скромно надеюсь, что и мои критические размышления вызовут яркий всплеск эмоций у «чувствительных барышень».
    Посыл рассказа ясен и недвусмысленнен. Кто же будет возражать против того, что нищета и детское горе вызывают острую жалость, а бескорыстная щедрость достойна всяческой похвалы? Не удивительно, что рассказ вызвал немало восторженных откликов типа: «Как много тут жизни, как много чутья к тончайшим её оттенкам, какой здесь острый психический анализ и глубокое понимание невидимых струй мысли, какое дружелюбное и вместе с тем смелое отношении к действительности. Как тонко подмечены психические черты ребёнка, посмотрите на эту поэтическую, живую картину, на это смелое изображение. Не правда ли, это проникает, в самую глубину души, заставляет сердце биться сильнее, возвышает перед вами человеческое достоинство и великое, вечное значение святых идей добра и красоты!»
    Однако, подспудно, исподволь, помимо основной идеи автор пытается навязать читателю мысли и взгляды чрезвычайно вредные, и эту зловредную попытку ни в коем случае нельзя оставить без критического внимания, а, напротив, следует разоблачить  и заклеймить.
    Начнём с меньшего зла. Автор намекает, что выручивший Саньку парень был студентом. Фактически, это даже не предположение, а утверждение. Более того, прямо утверждается, что пятёрка у студента была отнюдь не лишняя. Таким образом, читателю навязывается мнение, что истинно щедрыми могут быть только люди, которые сами не слишком богаты, и сами испытывали лишения. Но ведь данные утверждения никак не следуют ни из текста рассказа, ни из самой реальности! Никак не мог Санька с первого взгляда отличить студента от радиомонтажника, электрика, сантехника, таксиста или продавца комиссионки. Никаких заметных даже ребёнку отличительных черт у студентов не существует. Также не мог Санька знать и о том, каким образом достаются деньги этому парню, пусть даже и студенту. Живёт ли он на одну стипендию или находится на содержании у родителей? Разгружает ли он по ночам вагоны, выезжает ли летом в стройотряд на Сахалин, готовит ли нерадивых оболтусов к вступительным экзаменам, занимается ли фарцовкой шмотками или ему просто накануне банально повезло в карточной игре с приятелями? Какое, собственно говоря, это имеет значение? Своевременная щедрость прекрасна сама по себе, безотносительно того, кто её оказывает: сутулый очкарик в потёртой курточке или безукоризненно одетый атлетический красавец, пахнущий изысканным парфюмом. Подчёркивая социальный статус бескорыстного дарителя, автор навязывает читателю характерный для коммунистов классовый подход к действительности. Подчёркиваю: для коммунистов! Вот почему этот аспект никак нельзя оставлять без внимания.
    Но в рассказе содержится зловредность ещё более серьёзная, чем разобранная выше. Автор утверждает, что мама Саньки – женщина молодая, красивая, гордая. Однако, из текста прямо следует, что она, напротив, является женщиной издёрганной, затурканной, раздражительной, озлобленной, высокомерной и спесивой. Кстати, именно это и характеризует автора, как весьма талантливого, почти гениального, когда его герои не выглядят словно слепленные из пластилина куклы, а живут собственной жизнью, подчиняясь не воле своего создателя, а своим собственным характерам, устремлениям, желаниям.
    Итак, мама Саньки – женщина злая. Например, она злится на своего соседа только за то, что он продолжает дружить с её бывшим мужем. Мало того, она часто злится и на собственного сына, и надо ли продолжать, что она также злится и на окружающих, и на свою трудную и несчастную жизнь, и, вообще, на весь белый свет? Иначе, откуда тогда эти постоянные стоны и причитания, что ради пяти рублей ей приходится горбатиться две смены подряд, не разгибаясь, причитания настолько частые, что Санька уже выучил их наизусть? Сравнить потерю злосчастных пяти рублей с угрозой немедленного расстрела может только полностью затравленный ребёнок, чья жизнь в семье абсолютно невыносима, и не столько из-за частых порок (к этому, как раз, быстро привыкаешь) а из-за этих постоянных стонов, причитаний, всхлипываний, ежедневно, с утра до вечера, как железом по стеклу. Пальто не испачкай, штаны не забрызгай, ботинки не порви, носовой платок не потеряй, - не жизнь, а сущая каторга! Разве можно сравнить жизнь Саньки с жизнью настоящих нищих оборванцев: грязных, исцарапанных, поротых старшими и битых ровесниками, но всегда весёлых и жизнерадостных?
    Мама Саньки обладает чрезвычайно вредным качеством – высокомерием нищеты – мол, пусть я бедная, зато не такая сволочь, как остальные. Разве она живёт в заброшенной деревне, в депрессивном районе, в городе соломенных вдов и безнадёжных невест? Что ей мешает найти работу с большей зарплатой или, в конце концов, надомную подработку? Одна глупая спесь и ещё скандальный, неуживчивый характер. К тому же и невообразимая глупость. Ладно, жизнь с мужем не сложилась, так найди ему замену! Что, разве всех мужиков поубивали, или ты такая страхолюдина, что и подойти страшно? А, тем не менее, каблучками модных сапожек, смотрю, цокаешь! Не хочешь снова обжечься, так зачем же обязательно замуж? Попроси, и тебе каждый поможет, просто так, по доброте, ничего взамен не требуя. Немного, в меру сил, но поможет. Вот и сосед пятёрку предлагает, почему не взять? Если ты такая гордая, то почему из-за этого ребёнок должен страдать, голодая и постоянно слушая твои упрёки и стенания? Ах, ты не так воспитана и чужого ни за что возьмёшь? А кто же тогда научил твоего сыночка взять чужие деньги и выйти с ними на улицу? Как он посмел? Сам научился? Но ведь, как известно, человек имеет единственный врождённый навык – хватать материнскую сиську и сосать, а всему остальному он учится у окружающих и, прежде всего, у родителей.
    Очень яркий, рельефный и весьма реалистичный образ обиженной неудачницы получился у автора. Так и вижу эту озлобленную на весь мир, включая и сына, женщину, и вспоминаю письмо, которое написала одна техничка Алле Пугачёвой. Мол, погорбатилась бы ты с моё со шваброй и веником, тогда поглядели бы мы, как бы ты после этого запела! Типично совковая ненависть к богатым, к счастливым, к удачливым. Уверенность, что разбогатеть могут одни лишь жулики. Постоянные сетования на нужду, и абсолютное нежелание из неё выбраться. Не хватало ещё добавить, что во всём виноваты Гитлер, Рейган и Чубайс.
    Конечно, никто не спорит, что пропажа пяти рублей для малообеспеченной семьи – это серьёзная потеря. Но ведь не трагедия же! Не пожар, не увечье, не опасная болезнь, не арест, не ссылка… Откуда у ребёнка этот панический страх? Жалко его. Не повезло ему с матерью. И даже если на этот раз обошлось, то в будущем ещё не раз встретятся подобные как бы трагедии с криками, воплями и причитаниями. То Санька ботинок о колючую проволоку зацепит и порвёт, то нос расквасит и заляпает кровью новую рубашку, то задницей в гудрон свалится, то портфель потеряет с учебниками и красками. А ведь это всё сплошные убытки и не малые. Про лыжи уж и не говорю, не было их никогда у Саньки потому, что их сломать можно, а они денег стоят.
     Да, скучно жить на этом свете, господа, когда кругом одни коммуняки. Одни совковые свиные рыла, пропахшие насквозь луком. И чтобы окончательно не прокиснуть в этой затхлой и тухлой атмосфере совкового коммунячества, необходимо отчаянно сражаться с их смердящими пережитками постоянно, не зная ни усталости, ни отдыха. Вот! И всё же до чего ж талантлива эта шельма, Валерия Орлова. Не зря я её с первого взгляда полюбил!

    Да, совсем забыл. Картонки, вставленные в дверные проёмы вместо разбитых стёкол, служат дополнительной характеристикой этой горе-хозяйки. Вовсе не обязательно всё успевать и всё делать самой, но почему же не попросить вставить стёкла того же соседа? В конце концов, ведь это и его квартира тоже, разве не так? Унизительно брать деньги, так попроси помочь по дому! По-моему, это совсем не обидно. Кстати, лучший способ очаровать любого мужчину, завлечь его в свои сети, - это попросить его о какой-нибудь не слишком обременительной помощи. Таким образом у Санькиной мамы был великолепный повод обольстить самого первоклассного, самого замечательного мужчину, какой ей бы понравился, если бы она только этого захотела. Но нет, эта глупая женщина предпочитала изредка лупить Саньку, гораздо чаще его ругать и постоянно причитать об отсутствии денег, о своей загубленой судьбе и о том, что все мужики - сволочи. Ну, что ты тут поделаешь?