Мария Лопес

Наталия Май
                Мария Лопес

Незатейливый сюжет незамысловатой теленовеллы запал в душу российским зрителям, запомнился им на долгие годы. После Марианны Виллереаль Мария Лопес показалась поклонникам мексиканской телепродукции воплощением ярчайшей красоты и ума, о неземном благородстве ее – разговор особый, а уж Гордости героине было не занимать. Логика в поведении ее казалась если не на сто процентов понятной, то хотя бы на семьдесят – а это для мексиканского персонажа что-то невероятное, да простят меня поклонники сериалов этой страны (а их в интернете не так уж и мало).
Черные косы, круглая белокожая физиономия, нарядный и опрятный «крестьянский костюм» - образ девушки из народа хотя и производил впечатление приглаженной сказочной, даже несколько рафинированной «бедности», но ничем не отталкивал. Музыка в заставке была довольно приятной. Озвучание – смешным, как всегда, казалось, актеры говорят с таким пафосом и надрывом, как будто ежесекундно на экране решается вопрос жизни и смерти.
Мария приехала из деревни, чтобы найти работу служанки. А кем еще быть бедной девушке? Трудолюбивая и бесхитростная круглолицая простофиля по всем канонам жанра должна была влюбиться в богатого ловеласа, сына хозяина дома. Степень серьезности, с какой Мария восприняла ухаживания Хуана Карлоса, показалась мне просто клинической. Неужели она поверила в его искренность? Бедняки (не в сериалах, а в жизни) бывают весьма циничными, даже прожженными. Если у них и нет дурных намерений и желания кого-нибудь обмануть, то рассказов о том, как дурили головы тысячам таких вот марий, они по идее должны наслушаться с самого детства. Но, может, семейство Лопес в деревне, как это бывает в сказках, вообще не ведало о том, что Зло существует в природе.
Говоря о любви Хуана Карлоса окружающим, в доказательство искренности его намерений Мария упоминает тот факт, что он ее соблазнил в сеновале. С блаженным счастливым лицом расплывшаяся в улыбке Просто Мария восклицает: «Он любит меня! И он это доказал».
Естественно, больше никаких доказательств своей любви Хуан Карлос предъявлять и не собирался, что девушку почему-то обескуражило. Однако, ее возлюбленный циничен не настолько, чтобы совсем не придавать значения грехопадению служанки дома, время от времени наедине с собой он мечтательно шепчет: «Мария… Мария…»
Беременность, отказ признать ребенка и жениться можно предугадать – уж больно классический поворот. Гордая Мария, став матерью младенца по имени Хосе Игнасио Лопес, с изменившимся до неузнаваемости - воинственным выражением лица решает доказать всему миру, и семейству Хуана Карлоса в частности, чего ОНА стоит. Все человечество должно было убедиться, что Мария Лопес – это не Просто Мария, а ведущий модельер Латинской Америки. Курсы кройки и шитья + машинка должны были помочь ей в этом.
Хуан Карлос, персонаж несколько невнятный, но вполне убедительный в своей рыхловатости, на протяжении этого длиннющего сериала мечется и сам не знает, чего хочет.  Его вроде бы тянет к Марии снова и снова, но он боится ответственности, меняет женщин «как перчатки», при этом сохраняя ностальгические воспоминания о романе с милой простушкой, до конца своих сериальных дней. То ли это доказательство настоящей любви, то ли Кара сценаристов за снобизм и нежелание в свое время открыто заявить светскому обществу о том, что ему нравится Служанка.
Он периодически появляется у Марии с монологами о том, как тоскливо жить без нее и сына, та расцветает (в 1 части сериала Мария не была такой гордой, какой она станет потом, это качество у нее прогрессирует, вызревая медленно и постепенно, пока не превратится в непримиримую мстительность всему роду Дельвильяров). Спустя какое-то время, Хуан Карлос начинает тосковать по светской жизни и снова бросает возлюбленную. Надо отдать должное этой женщине, прощала она его достаточно долго. Даже по сериальным меркам. Но в отличие от Марианны Виллереаль не сошла с ума и не потащилась на улицу с ребенком на руках к продавщице лотерейных билетов, а ушла с головой в работу, что, в общем, куда интереснее, даже если нереалистично. Уж лучше что-то кроить.
Главная злодейка сериала – Лорена, сестра Хуана Карлоса, в начале производит впечатление вполне заурядной, хотя и вредной, светской девицы. Но ее неудовлетворенность жизнью по идее должна была развеяться как дым, когда она достигла своей цели – вышла замуж за друга своего брата, Альберто. Симпатичная, богатая, любимая  - чего ей еще пожелать? Ребенок – и тот родился. Милая девочка Лаура. Казалось бы, какие проблемы, Лорена? Но если мексиканскому персонажу сценаристы уготовили роль злодея или злодейки, причины всегда найдутся. Ненависть к Просто Марии.
Что она сделала лично ей? Но эмоции по поводу бывшей служанки до такой степени зашкаливали у Лорены, даже спустя двадцать лет, что походило это на манию. Она зациклилась на идее причинить как можно больше вреда Марии. Но поскольку по большому счету сделать это было невозможно (белолицая и чернобровая главная героиня для сценаристов – табу), Лорена стала выдумывать поводы для неприязни (все новые, новые, новые) и совершать один за другим идиотические поступки. На экране только и слышалось, что: «Служанка… служанка… служанка…»
И это уже тогда, когда Просто Мария всем доказала: она – модельер!
Нежелание Лорены признать, что она – уже не служанка, и невозможность забыть, что она этой служанкой была, выводили Марию из себя. Но она не столько бесилась, подобно самой Лорене, сколько застывала в скульптурной позе, нахмурив брови, как мумия. Борьба бывшей хозяйки и бывшей служанки могла бы закончиться примирением, потому что Хосе Игнасио полюбил дочь Лорены, Лауриту. Но тут и сама Мария встала в жесткую оппозицию: если девушка забеременела, пусть сама растит СВОЕГО ребенка, как я растила когда-то своего. Так дочь Лорены должна была расплатиться за грехи дяди и матери.
Могла бы начаться третья фаза – ребенок Хосе Игнасио, непризнанный маленький Лопес. А почему бы и нет? Но тогда это был бы уже не сериал, в котором все-таки есть начало, середина и конец, а безразмерная сага в духе Санта-Барбары, хотя и иного сценарного качества.
Мария пошла на попятный, ребенка признала. Но Лорена не была бы Лореной, если бы не продолжила воевать против Лопесов. А то, что Лопес – теперь ее дочь и возможные внуки, эту женщину вовсе не умилило, напротив, превратило в фурию, ведьму из сказки, персонажа из триллера, какую-то восставшую из Ада. И этот кретинизм доходит до критической точки только в конце, когда Лорена вынуждает Марию встать на колени и молить о пощаде. К тому времени она уже поменяла много париков, обманула кучу ни в чем не повинных перед ее семейством граждан Мексики, и кому только ни угрожала пистолетом.
Тема отдельного разговора – Виктор Карено, школьный учитель, Маэстро Виктор, как называла его Мария долгие годы. Этот персонаж положителен до того, что все пределы святости, которые может представить человеческий разум, для него не существуют вообще – Виктор делает все для Марии. Даже то, в чем она не нуждается, - на протяжении двадцати лет он хранит ей стопроцентную верность. Хотя она ясно дает понять, что все еще любит Хуана Карлоса и даже к нему возвращается. Виктор все это видит, но раз уж он решил совершить такой подвиг любви, он его совершает. Если бы Мария не оценила его, то героиню по мексиканским сериальным меркам уже трудно было бы считать положительной. Она, доказав все, что нужно было, семейству коварного соблазнителя, и даже добившись его официального предложения спустя двадцать лет, принимает решение полюбить Виктора.
Попутно в сериале возникают то один, то другой успешные неотразимые претенденты на руку и сердце Марии. Но теперь она верна Виктору, раз ее гордая душа так решила. Когда Мария теряет память, ближе к концу сериала, около ее палаты толпятся около десяти потенциальных женихов – уж не собрали ли специально для этого случая всех актеров, желающих «засветиться» в кадре телехита?
После того, как Мария достигла Успеха, заставку решили сменить на более бодрую, модную и подобающую новому статусу героини.  А зря. Первоначальная была как-то милее и в музыкальном отношении более запоминающейся и удачной. И косы Викторию Руффо вовсе не портили.