Драка. Фламандская школа криминальных разборок

Геннадий Москвин
"Гнев, богиня, воспой Ахиллеса,
Пелеева сына,
Грозный, который
ахеянам тысячи бедствий содеял..."

("Илиада" Гомер)

      О картине неизвестного мастера известно не так уж и много. Известно, например, что "мастер криминальных процессий" — это уголовная кличка одного из героев сюжета полотна, непосредственного участника криминальной разборки с нанесением оппонентам тяжких телесных повреждений (уголовная ответственность по ст. 111 УК РФ, причинение тяжкого вреда здоровью).

      Примечательно, что автор произведения находится в розыске уже с середины 17-го века. Разыскиваемое лицо, вероятно, может скрываться от следствия под кличкой "художник из круга братьев Ленен". Соучастники драки подозреваются правоохранительными органами в применении булыжников мостовой в качестве орудия борьбы за свои гражданские права, человеческое достоинство и социальную справедливость. Чувствуется, что тема драки будоражит автору кровь намного сильнее, чем всё, с чем он до сих пор сталкивался в реальной жизни.

      Тем временем идея подраться, чтобы сбросить груз забот, очистить мозги и почувствовать себя "крутым парнем", завоевывает в средневековой Европе все больше и больше поклонников. Не удививтельно поэтому, что с тех пор в цивилизованной Европе что ни кабацкий подвал — то бойня.

      Художник понимает, что драки — это благородное дело, благо справедливости, что только так и можно стать настоящим человеком, почувствовать себя полноценным мужчиной. Но со временем кабацкие подвалы начинают приобретать очертания тоталитарной секты.

      Художник, чувствующий, что героями его персонажей становится уже целая армия агрессивно настроенных людей, готовых на всё ради чарки водки и полушки хлеба, начинает понимать, что он и сам является не просто членом общества цивилизованной Европы, а подданным царства насилия и анархии. Поэтому картина выглядит своеобразной акцией устрашения и демонстрации силы.     Мастер кисти и мольберта как бы сам продолжает участвовать во всех этих мордобойных мероприятиях.

      В мрачных красках второго плана чувствуется какая-то загадочная мистика. Такое впечатление, что именно оттуда на передний план выступает разочарование и подвох. С одной стороны, понимаешь, что картина довольно глупая, грубоватая и примитивная. Все эти фонтаны крови, апофеоз насилия, поэзия банальной разборки с мордобоем... Но, где-то в душе понимаешь, что художник как бы нарочно нас водит за нос, а на самом деле он нежная, сентиментальная и тонкая натура.

       Это вам не литература: перескажи словами — получится полная ерунда. А тут — все как на ладони! В отчаянной драке отражены зарождающиеся ростки загнивающей ныне западной демократии, начинают созревать отличные от господствующих взгляды на сознание, его развитие и аберрации на то, что "как аукнется, так оно и откликнется". 

       Художник копает философски глубоко. Эволюции пассивных эстетических взглядов на конфликтную ситуацию художник противопоставляет революцию активного действия. Он как бы намекает нам, что у миролюбивых противников драки с мордобоем могут возникнуть эстетические претензии. Но он показывает нам главное. То есть, то, что одни уже стерпелись с кровавыми шоу, научились именно таким образом жить и развлекаться, а для других это побоище принципиально неприемлемо. И это тот самый случай, когда спорящие, при всем уважении друг к другу, друг друга ни терпеть, ни убедить уже никогда не смогут.

       Именно поэтому художник, как сторонник реалистического искусства, своим диалектическим мировоззрением делает ставку на кровавый кулак. Кто прав — рассудит время. А пока картина хранится в фондах музея обезображенного искусства им. А.С.Пушкина в Москве (инв. № 2974) в качестве вещественного доказательства западноевропейского происхождения пороков пьяного разгула, хмельной анархии и бытовых кулачных разборок.

© Copyright: Г.Москвин. Фото картины неизвестного автора "Драка" из личного архива автора.