Нападение на фургон

Геннадий Москвин
     Яркий представитель голландской школы описания сцен разбоя Эсайас ван де Вельде (Esaias van de Velde, 1587, Амстердам — 1630, Гаага) в жанровой композиции "Нападение на фургон" заложил основы документально — художественного изображения  батальных сцен, списанных непосредственно с натуры.

       Разбойное деяние "гоп — стоп" на языке закона определяется как "...нападение на жертву с целью присвоения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого". Пейзаж удручает своей трагической правдой и являет собой характерный пример деградации товарно — денежных отношений в загнивающей средневековой Европе в период перехода от застоя феодализма к эпохе полного разложения капитализма.

       Разглядывая композицию, так и хочется пожелать, чтобы на большой дороге европейской цивилизации фургонов для разграбления хватило бы всем желающим. С первого взгляда на сюжет картина как сейф привлекает к себе уголовников всех мастей - как подробным описанием отдельных криминальных деталей ограбления в целом, так и общей картиной разбоя в частности.

       Поэтому познавательное значение произведения, как с точки зрения современников художника, озабоченных добычей средств на хлеб насущный, так и со всемирно — исторической точки зрения на развитие товарно-денежных отношений между гражданами и коммерческими компаниями в цивилизованной Европе, просто трудно переоценить.

      Законы менее цивилизованной части евроазиатского континента изобличаемый эпизод вооруженной стычки, зафиксированный голландским художником, трактуют как "присвоение" (ст.160 УК РФ), "грабеж" (ст.161 УК РФ), "разбой" (ст.162 УК РФ) и "хищение предметов, имеющих особую ценность" (ст.164 УК РФ).

      Художник в обвинительно — художественной форме как бы отдает самому себе и мировому сообществу в целом отчет в том, откуда на самом деле растут ноги беспредела, преступности и разбоя. Исторический документ за подписью свидетеля, гр. Esaias van de Velde хранится в фондах музея обезображенного искусства им. А.С. Пушкина в Москве (инв. № 2025) в качестве вещественного доказательства западноевропейского происхождения порока вооруженного разбоя на большой дороге мировой цивилизации.



© Copyright: Г. Москвин. Иллюстрация из личного архива автора