Погр. одиссея Гл. 8 Выход на границу в Черном море

Владимир Сысун
   
Начало: http://proza.ru/2009/01/11/117

    «Приедается всё.
    Лишь тебе не дано примелькаться.
    Дни проходят,
    И годы проходят,
    И тысячи, тысячи лет.
    В белой рьяности волн,
    Прячась в белую пряность акаций,
    Может, ты-то их,
    Море,  и сводишь, и сводишь на нет»
      Б. Пастернак


     Корабль снялся со швартовных и взял курс на выход из бухты. Команда, прогрохотав  ботинками по палубе, отстучав тяжелыми дверьми, покричав  в микрофоны,  надежно стоит по местам. Шуршат, шелестят, пищат механизмы и агрегаты,  стучат и грохочут дизеля. В тесном ПУД*-е  душно и шумно. Железо давит, голова шумит. Непонятно от чего: от физических полей корабля, либо от ночного блаженства. От мысли, что вечером я не увижу Галю становиться не по себе. Вспоминается горячее прощание.

     —Что, студент пригорюнился? Шерше ля-фам. Через две недели 11 февраля вернемся. Пойдешь опять на свидание—успокаивает Косаревский.—Ты вообще, не заболел ли?
     —Да нет. Все нормально. Смотрите давление топлива кажется маленькое, - пытаюсь увести разговор в сторону.
     —Сколько? Единица есть. С увеличением оборотов давление топлива увеличится. Лучше скажи, где ночевал две недели? Я почти всех в Балаклаве знаю. Смотри, попадешься в сети. Местные женщины очень горячие. Сам не заметишь, как будешь в полной власти Афродиты**.
     —А я уже во власти Купидона***—пытаюсь подыгрывать механику.
     —Ты куда вообще распределяешься?
     —Просился в Корсаков. Записали на Дальний Восток. А там посмотрим.
     —Лучше бы на Курилы или Камчатку. А так. Ни то, ни се.
Корабль вышел из бухты, сделал циркуляцию влево, и пошел  на удалении 6 миль от берега на Юго-восток. По кораблю дали отбой тревоги. На боевых постах осталась только вахта.
      
       В тот же час  ПСКР начал постепенно увеличивать обороты и через десять  минут уже взлетел над водою, дав волю своим тысячам лошадиных сил, запел  прекрасную чудную «песню». Так и   помчался по волнам в лучах солнца и в  радугах, вдоль живописного южного берега. Шипящие белые усы, отбрасывая от форштевня встречные волны, освобождают путь летящему над волнами кораблю, белым клином расходятся по бортам и гаснут вдали от  неуемной ссоры с морем. За кормой фонтаном взметнулся гигантский, величиной с корабль, бурун из брызг, пены, уносящийся вдаль вместе с дымом и паром.  Вся эта система движется  с примкнувшей стаей чаек, альбатросов и бакланов. Они  слетелись со всей округи, то ли оказавшись во власти стихии, то ли под властью красоты или своего какого–то птичьего инстинкта, но,  будучи  не в силах бороться, бросили  охоту и рыбалку и устремились за кораблем. На песню появляется стая дельфинов- белобочек. Они, любя корабль, играя с ним  то подныривают под киль, не опасаясь быть разрезанными винтами, то обгоняют корабль в пене брызг и воды, задевая форштевень, то выныривают над водою, показывая свой ум и  удаль.
      

       Стоим на юте ошарашенные созерцатели, только штурмана нет, он как всегда на вахте.
      —Красотище-то какая! А ты мех не хотел в море идти! Где такое еще увидишь? А спасательный жилет, зачем нацепил?
      —Все это я уже видел. Со второго курса на 205 выхожу, правда, на Балтике не так. Сегодня день солнечный, правда, красиво. Между прочим, вы вне закона. Нельзя выходить на палубу на полном ходе, тем более без спасательного жилета.
      —А тебе можно, что - ли?
      —Я другое дело, механик  послал  посмотреть, работает ли протекторная защита. Там, на транце  установленные 4 цинковые протекторы. Сейчас, когда вода ушла, их видно. Сразу становится понятно, работают или нет по внешнему виду.
      —А зачем она нужна?
      —Защищает корпус от электрохимической коррозии. Цинк электрически соединен со стальным корпусом, а поскольку более активный чем железо, то и  разрушается больше.
      —Ладно, пойдем в каюту, скоро ужин.

       Корабль, обойдя Южный  берег Крыма, бросил якорь в Керченском проливе, соединяющем Черное и Азовские моря и на берегу которого расположен город Керчь*. Это, прежде всего крупнейший в Крыму морской торговый порт. Его еще называют  «Восточная Одесса», здесь есть, где укрыться от штормов, а это главное для моряков. Командир доложил в бригаду, что  прибыл к месту несения службы. Вскоре засвистел ветер и корабль был вынужден уйти в укрытие. Ничего другого не оставалось, как зайти в бухту и ошвартоваться лагом у пирса гидрографической службы. Это было обычным делом и не стоило труда опытному командиру. Ландшафт у пирса представлял собой унылую свалку буев и швартовных бочек. Порядком послужившие  на своем веку, оберегая корабли от мелей и подводных скал, покрытые ржавчиной и птичьим пометом, они ожидали  своей участи: либо ремонта и свежей краски, либо кислородного резака и дальнейшей  переплавки. Но, благодаря  богатству страны, ее несметным запасам стали, они, также как отслужившие, списанные и потому ненужные корабли, обречены были медленно разлагаться на свежем морском воздухе.

       Пирс оказался удачным, с киоском питания электроэнергией, с пресной водой. Было видно, что  экипаж бывал здесь не раз. Здесь многое можно. Можно заглушить дизеля, перейти с вахты на дежурство, объявить стирку робы и искупать команду. Стоять у пирса можно долго, неделю, а то и другую. В Керченском проливе зимой постоянно сильные ветра.

      С борта убыла группа моряков на волейбольную площадку. Командир убыл с борта для «отработки взаимодействия» с командиром местного танкового полка. Отправляем бакинца Сашу Мелешкевича к замполиту.
     —Товарищ старший лейтенант! Разрешите!
     —Слушаю вас!
     —Товарищ старший лейтенант! Курсанты хотят в  синема!
     —Хорошо. Я попытаюсь решить вопрос с помощником, думаю проблем не будет.
      Разрешение получено, у командования ПСКР был здравый смысл. Пятикурсники через пять минут, благодаря  выработанной  в училище привычке, уже были в первом сроке и стояли на юте. И еще через пять  уже шагали по городу, который, как и все приморские города, протянулся  вдоль берега.

       В первую очередь поднялись на гору Митридат. Склонили головы у вечного огня,  в память о солдатах, погибших в боях за Керчь во время войны. С горы открылся прекрасный вид на Керченскую бухту, город и порт. Вдали видна коса Тузла, находящаяся посредине Керченского пролива, а также кавказский берег. Видно, что к городу примыкают сухие киммерийские степи с цепями холмов и многочисленными курганами,  у моря переходящие в песчано-ракушечные пляжи.

     В кинотеатр идем пешком, после корабля такая прогулка наслаждение. Особенно в незнакомом городе, когда свежие впечатления и ощущения твердой почвы под ногами, сливаются в единый бокал,  выпиваются залпом. Легкое опьянение слегка кружит голову, усиливает осознание радости бытия, порождает счастливые минуты. Настроение бодрое, организм работает как часы, и одновременно отдыхает, ничего больше не надо. Данное состояние души передаются окружающим, особенно женщинам. Но это и опасно. Можно увлечься и не рассчитать свои силы.
Поскольку корабль считается на границе, одних нас  никто не рискнул отпускать. Замполит старший лейтенант Ковалев А.С. душевный офицер, сам возглавил культпоход.

     Ну, орлы, чего притихли. Наверно пива хотите?
     —Нет, не хотим. Тут как-то одни в Балаклаве попили.
     —Знаете принцип Наполеона?
     —Ни одного.
     —Он говорил, «если попал в незнакомый город, изучай его, может быть придется его брать».
     —Тогда пойдем, изучим подходы к кинотеатру.

     Фильм оказался не очень удачным, но выпили по кружке  пива. После кино еще погуляли немного по городу. Ночь спускалась на город. Пора было возвращаться  на корабль.  Пройдя по тихим улочкам Керчи, потревожив собак, курсанты направились к пирсу.  Вскоре прогулка по вечернему городу закончилась у трапа корабля. В кают-компании**  командир после взаимодействия в хорошем расположении духа пьет чай.

     —Просим добро, приятного чая!
     —Проходите, проходите. Присаживайтесь. Вестовой! Завари-ка свеженького. Пусть гардемарины попьют чайку после прогулки. Где были?
     —Прошлись по городу, поднялись на гору Митридат, сходили в кино. Правда, фильм «Бешеное золото», не очень.
     —Замполит, вы, что молодежь не можешь сводить в хорошее кино? Смотрели фильм «Спартак». Про восстание рабов в Риме.
     —Так он не идет в городе.
     —Я не об этом. Главный герой фильма легендарный вождь восстания рабов в Риме Спартак родом  именно из этих мест, - древнего Пантикапея -   блеснул эрудицией командир.

     Вестовой заварил свежий чай. Командир налил себе еще чаю, уходить не собирался. Долгие вечерние посиделки за чаем одна из традиций на пограничных кораблях. Вечерами в море перед съемкой  якоря, есть немного времени посидеть в кают-компании. Сейчас, неся службу из укрытия, сам бог велел.

     —Да, здесь много исторических памятников. К сожалению, многие уже разрушены и не  дошли до наших дней. Как и повсюду в Крыму строились дворцы в «греческом» духе —и как источник дешевого строительного материала использовались руины настоящих древних городов,—командир отхлебнул чаю и продолжил,—много уничтожено во времена Крымской войны. Например, музей керченских древностей, построенный еще в прошлом веке на горе в виде греческого храма. На том месте сейчас вечный огонь и обелиск погибшим воинам.

     Мы внимательно слушали командира, и не только из уважения. Это был хороший рассказчик. Обстановка в кают – компании была похожа на домашнюю.
      —Я бы посоветовал побывать в каменоломнях. Здесь есть такой музей. Знаете, что это такое? Система подземных помещений, искусственного происхождения. Сильный музей, психологически сильно воздействует, не оставляет равнодушным.
История последней войны иногда мне не понятна.

      —Вот скажите, замполит. Почему победил наш народ в Великой Отечественной войне?
       Замполит покряхтел, прокашлялся и начал говорить:
       —Много причин: массовый героизм, боевой дух советских людей, осознание того, что  война справедливая. Другого ничего не оставалось, надо было победить. И наконец краеугольным камнем победы является руководство Коммунистической партии - сел на своего конька замполит.
      —Во-во! Правильно говоришь! Только чаще эти краеугольные камни становились надгробными плитами. Вот взять Крым, шли здесь тяжелые бои. Здесь много полегло бойцов.—Командир умолк, о чем-то задумался на минуту и продолжил,—История военно-морского искусства. Вы проходили этот предмет?
       —Проходили, на втором курсе.
       —Что вам говорили про Керченско -Феодосийскую десантную операцию 1941-42 годов. Наверно, как образец тактического искусства, яркий пример массового героизма.
        —Так точно. Примерно так.

        —Стратегически было все правильно. Командование воодушевленное первыми победами под Москвой и решило ударить в Крыму. Задумка была хорошая. Высадив десант, внезапным ударом предполагалось захватить Керченский полуостров, далее сбросить немцев в море. Освободить Крым. Это соответствовало концепции об использовании военно-морских сил для поддержки сухопутных сил. Характер десантной операции для нас был нов, поскольку предусматривалась высадка на берег, занятый противником. Наш Военно-Морской Флот не был подготовлен для подобной операции. Он не имел специальных десантных средств. Кроме того, задача была поставлена в момент, когда Черноморский флот нес ответственность за оборону Севастополя.

      Как оказалось, немцы  вели разведку и знали про десант. Противовоздушная оборона была слишком слабой. Господство на море было безрезультатным из-за отсутствия хотя бы временного господства в воздухе. Высадка десанта в зимнее время без прикрытия авиации, без метеослужбы, без противотанкового оружия привела к тяжелым потерям. Конечная цель действий - освобождение Крыма не была достигнута. Еще раз советское командование проявило полное равнодушие к человеческим жизням, ограничиваясь высокопарным восхвалением героизма.

      Я это к чему говорю. Не потому, что хочу унизить  подвиг советских бойцов. Нет, я преклоняюсь перед ними. Они до конца выполнили свой долг. Вечная им память. Родину должны все защищать: и адмиралы, и офицеры, матросы. Она всех одинаково любит и всеми дорожит. Нельзя посылать людей на верную гибель за зря, должен во всем быть здравый смысл. Я это говорю вам, будущим офицерам, будущим вершителям судеб и позвольте задать вопрос. Что самое главное и ответственное в профессии офицера?
      —Родину защищать.
      —Это высокопарные слова. Главное это принятие решения. Оно должно быть единственным и верным. Вы должны все продумывать до конца, все просчитать и  взвесить, не рисковать жизнью моряков  зря. Прошу только осторожность не  путать с трусостью, а  твердость - с упрямством. Готовьте убедительные аргументы, прослушайте мнения подчиненных. Узнайте, как они выполняли бы  поставленную задачу. Матрос всегда  идет по  легкому простому пути, рассуждая примерно так: «Командовать, не мешки ворочать». Но иногда в простоте есть рациональные зерна. Умей быть матросом, чтобы стать адмиралом. Когда примете решение, действуйте решительно. Защищайте, отстаивайте его,  если вы уверены в своей правоте. И не бойтесь авторитетов. Жизнь устроена так, что умный командир всегда поймет.

      —Товарищ командир. Скажите, что делать, когда нет времени на принятие решения. Когда растерялся.
      —Так бывает редко. Про «авось» да «как-нибудь» в море думать позабудь. Чаще есть время подумать. В основном ошибки свершаются  в, казалось бы, простых ситуациях. Когда вроде бы все ясно. То, что вы имеете в виду, случается в бою, в аварийной ситуации, при стихийных бедствиях и прочих напастях. В этом случае доложите командиру. Но помните, командир сам ждет от вас решения. Вы единственные, главные специалисты в своих боевых частях. Любую ситуацию можно прогнозировать. И, наконец, вы же морские офицеры, вас пять лет учат. Вы же не пехотное училище оканчиваете. Там проще, поэтому и учат четыре года.

     —Мы живем в мирное время. Нам не придется посылать людей на гибель.
      —Хватит и на ваш век  войны. Да и без нее забот хватит.
      —Скажите,  получается, что старший начальник или как там,  руководитель десанта должен был спасти жизнь погибших,  не выполнив приказ ставки. Законы военного времени очень строги.

      —Адмирал Октябрьский, конечно, понимал всю ответственность за срыв планов ставки. В то время выбирать не приходилось. Действительно страх допустить ошибку в исполнении планов действий парализовал инициативу в низших командных инстанциях, что не способствовало успеху. Да и  моральный дух войск после шести месяцев отступления и частых смен командования был не очень высоким. По опыту наступления под Москвой только свежие части могли рассчитывать на успех в операции.

        В конечном итоге в мае 1942 года немецкие войска вторично захватили Керченский полуостров. До 15 тысяч воинов Красной Армии, в большинстве принимавших участие в десанте и чудом уцелевшие в ледяной воде, теперь прикрывали  переправу на Таманский полуостров. Они, оставшись отрезанными от основных сил, вынуждены были  спуститься в  старинные Аджимушкайские каменоломни. Подземный гарнизон 170 дней выдерживал беспрерывные штурмы, бомбежки, газовые атаки. Практически все защитники каменоломен погибли.
 
     —Есть еще фильм по это «Улица младшего сына»—пытаюсь блеснуть. Замполит одернул сзади за форменку, дав понять, чтобы не перебивал командира.
      —Вы совершенно правы. Есть такой фильм. За этот подвиг  Керчь получил звезду Героя, на вручении которой впервые прозвучала в исполнении  Льва Лещенко  песня «День Победы» - Командир на минуту смолк, посмотрел в иллюминатор,   нажав  на звонок,  условным сигналом вызвал дежурного по низам.
     —Товарищ командир! Старшина 2 статьи Бурлаков прибыл по вашему приказанию,—доложил дежурный  из коридора напротив проема двери.
     —Сигнальщика на мостик, замерить направление и силу ветра. Запросите погоду у поста МРТВ*** на рейде. – Неужели  командир решил сниматься со швартов. Командир не стал комментировать свои действия и продолжил рассказ.
      —Однажды китобои загарпунили кита, вернее это был не взрослый кит, а маленький китенок. Когда его разделали и взвесили язык, то оказалось, что он весит 1,5 тонны.  И очень пожалели о добыче, мог бы получится хороший замполит.
       —Народ спрыснул от смеха, замполит насупился.

       Заместитель командира корабля по политической части официально являлся первым заместителем командира корабля. Ему подчинялся весь личный состав корабля. Как правило, ими становились выпускники высшего Киевского военно-морского политического училища. Там учились четыре года. Иногда механики переходили в замполиты, уходя от ответственности и трудной работы, предавая специальность корабельного инженер механика. Их с удовольствием брали, так как в училище политически подготавливали  хорошо. Пять лет, не четыре года. Безусловно, механики были подготовлены лучше. Необходимо отметить, что это был единственный вариант инженер механикам пойти по командной линии.  Были случаи, когда замполиты от механиков сдавали на управление кораблем и становились в последствии командирами кораблей. Например, командир корабля капитан 3 ранга Калинин на Балтике, был выпускником нашего училища. Точно известно, что  штурмана  и замполиты механиками не становились. Таких случаев не зафиксировано за всю историю военно-морского флота. Было заметно, что командир не очень жаловал замполита. Должность эта на корабле 205 П была введена недавно, в 1975 году и еще большого опыта использования не было. Они еще искали себя на столь маленьком корабле*. До 1975 года была должность помполит, помощник командира по воспитательной работе. Эта была должность военнослужащего срочной службы, по штату главный корабельный старшина. Она была венцом карьеры матросов и, как правило, на нее ставили лучших из лучших. Согласитесь читатель, что военнослужащий срочной службы всегда ближе к матросам.   Официально только командир отвечал за моральный дух корабля и партийно-политическую работу. И очередная забота Коммунистической партии о пограничных войсках была воспринята не однозначно. Конечно, лишний офицер находка для корабля, но более правильным было бы ввести должность офицера в БЧ-5, так как по готовности к походу №2 командир корабля и командир БЧ-5 должен находится на корабле. Командира замещает  помощник командира корабля.  Командира БЧ-5 тоже по  идее должен замещать офицер**.  Было ясно, что к командиру приставили комиссара, и конечно, опытные командиры не оценили заботу партии. Надо думать, юных лейтенантов уравняли с опытными командирами.

     —Товарищ командир, разрешите доложить!—опять появился старшина 2 статьи Бурлаков в коридоре.
     —Докладывайте!
     —Ветер Северо-восточный, 10 м/сек, на рейде в проливе до 15 м/с.
     —Хорошо. Идите.
      Дежурный ушел. Командир обвел взглядом присутствующих. Было ясно, что беседа в кают компании подходит к концу.
      —Помощник, утром по погоде съемка  со швартов. Выходим на рейд. Курсантов поставить  вахтенными офицерами. Расписать ночь, чтобы не пухли ото сна.  Все свободны - командир ушел в свою каюту, что напротив кают – компании.
        Помощник командира капитан – лейтенант Ружецкий М.Н., выпускник Бакинского училища, добродушный офицер, но к службе серьезен. Все предусмотрел заранее.
       —Мех, твой курсант мне не нужен, сам ставь его на вахту.
       —Студент, иди спать. Впрочем, можешь проверить вахту в три ночи, но меня не буди.
        Перекурив на юте, курсанты спустились в старшинскую каюту. Они были возбуждены, командир корабля сумел их разволновать, не оставил равнодушными. Он это умел, он умел убеждать, заставлять подчиняться. Причем умел заставить подчиняться с удовольствием. В этом, наверно, и есть талант командира.

      —Мужики! Ничего себе сегодня командир разошелся! Как он над замом подшутил? - начинает беседу Саша Мелешкевич, белорус, родом из Баку, с темными кучерявыми волосами. - Такие шутки,  стоят часу разгона и действуют   сильнее, чем разгон. Чем-то замполит не угодил командиру. Командир не должен так шутить.  Зам пожалуется начальнику политотдела, вспомнит и сегодняшнее взаимодействие с полковником танкистом, у кэпа будут  неприятности.

       —Шипилов никого не боится! Он грамотный командир, любого за пояс за- ткнет. Только командира бригады уважает.—резюмировал Большунов, будущий командир БЧ-2 из Калининграда
       —Да нет же. Всех заместителей командира бригады он просто обязан уважать и подчиняться. Его бы просто сняли. Просто такая обстановка на корабле. Офицеры могут подшучивать друг над другом. Вообще хороший экипаж. Я бы хотел попасть  служить в такой  коллектив – поддержал беседу Ципнятов, пятикурсник противолодочник из Фрунзе.
       —Тонкая безобидная шутка, без унижения человеческого достоинства. Такая обстановка на всех пограничных кораблях. Не принято жаловаться на корабле. Меня поразило другое обстоятельство. Я впервые узнал правду про десант в Крыму, что это была авантюра. Только не понятно, он откуда знает – также влезаю в разговор.
       —У него, по-моему, отец погиб во время высадки. Вообще историю он хорошо знает. Во многом хорошо разбирается и трезво оценивает.
       —Командир есть командир, он просто обязан во всем разбираться. Давайте спать. Мне на вахту в 4 часа—закончил Мелешкевич.

       В старшинской каюте от кондиционера жарко, но пар костей не ломит, поспать можно. Через десять минут сквозь стук дизеля в каюте уже слышалось сопение четырех молодцов. На ходу сложнее. Каюта расположена над винтами, отделяет от них лишь топливная цистерна. Рядом  за переборкой в ахтерпике еще один источник шума, рулевая машина. На ходу в каюте шум стоит неимоверный, находится в ней не возможно, или почти невозможно, лучше быть на вахте.

        Как уже отмечено, в те годы корабль 205 П только становился в строй, был в стадии отработки своих эксплуатационных качеств. Как и у многих  быстроходных цельносварных кораблей на  205-ом П выявилась одна острая проблема. Проблема  появления усталостных трещин в конструкциях корпуса в корме. Трещины, как щупальца спрута,  простирались в переборках кормовых топливных цистерн, от дока, до дока нервируя командиров БЧ-5, угрожая  то и дело обводнить топливо или потерять его. Целые флотские НИИ занимались вибрационной прочностью стальных пахарей моря.

        Но в тоже время прочность людей, служивших на кораблях, никого не интересовала. На период практики мы стали среди пограничников добровольным подопытным материалом.
        Флот знал больше о людях, как о биологическим материале. Наверно поэтому  экипажи ракетных катеров 205-У и 206 проектов  жили в казармах, в море выходили на сутки,  не более, как правило, на сдачу учебных задач и во время учений. Флот есть флот, у пограничников своих НИИ никогда не было. Был свой 205- П проект с обитаемостью 10 суток***.

        Скорее всего флот провел опыты над животными*. Доподлинно известно, что крысы на 205- П не водились, но люди обречены были жить и  служить. Выполнять боевую задачу.
        Звонок за переборкой в тамбуре известил о боевой тревоге. Долго и настойчиво возвещал, что пора выходить из кают и кубриков, бежать по кораблю.

         —Боевая тревога для съемки со швартов и прохода узостей.—прогремел голос с динамика
          Боцманская дудка - и покойникам побудка – офицеры, курсанты и матросы выскакивали из кают и кубриков,  устремились на  боевые посты согласно расписаниям. Один за другим посыпались доклады о готовности к бою. Дремавший корабль ожил, зашумел. Фыркая, и пуская клубы дыма с брызгами, ожили вспомогательные дизеля. Прогретые они сразу приняли на себя все механизмы корабля. С необычайной ловкостью кабель питания с берега был замотан вокруг радиолокационной станции на надстройке.
        —БЧ-5!.
        —Есть БЧ-5!
        —Три к пуску!
        —Есть! – принял команду Косаревский и передал команду в машинные отделения через «Кристалл»**.  Нагрузив редуктор, начал проворачивать главные дизеля. Через несколько минут главные двигатели вздрогнули и   ожили, окутав округу едким дымом.
        —Главные двигатели к приему нагрузки готовы!—доложил на ГКП Косаревский и тот час командир начал съемку со швартов. Лихо, отработав машинами, сторожевик отошел от пирса, обойдя все препятствия, направился на выход их бухты.
 
        —Баковым и ютовым построится на баке!—Раздался голос командира из динамика –Внимание личному составу! Корабль  проходит  траверз горы Митридат. В честь защитников и освободителей города Керчи, воинов-десантников, погибших при проведении Керченско - Феодосийской и Керченско- Эльтигенской десантных операций Военно – Морской пограничный флаг приспустить.

        Под сигнал «Захождение» личный состав, свободный от вахт, застыл в строю, отдавая почести погибшим морякам. Развиваются ленточки на ветру. Лица матросов устремлены в морскую даль, понимая что неразрывно связаны со славной историей Военно–Морского флота. Личный состав еще не знал, что и им судьба приготовила испытание на прочность, но это испытание коснулось главным образом  боевой части 5.

        После удаления от места отдания почестей на 2 кабельтова по кораблю сыгран сигнал «Исполнительный». Военно - Морской пограничный флаг поднят до места.
         —Личному составу от мест отойти! Приготовиться к малой приборке!—На корабле потекла обычная корабельная жизнь.

        Корабль вышел в точку якорной стоянки в проливе и бросил якорь. Началась обычная пограничная служба со своими маленькими хитростями.   Вахтенный офицер добросовестно получает доклады радиометриста*** обо  всех целях в проливе, фиксирует  в навигационном-вахтенном журнале. Далее следует их обязательное опознание, идентификация с данными обстановки, принятие решения  с той же фиксацией в журнале. Ничто не ускользнет  не замеченным  от работающего локатора. В этом весь смысл пограничной службы корабля, ради этого он выходит в море, расходует топливо, провизию и ресурс. Ради этого существуют все береговые службы и подразделения. Ради этого стучат и работают дизеля, крутятся преобразователи, работает гирокомпас, суетится у плиты кок, чтобы накормить, спаянный общей целью, экипаж. Но эта обычная рутина, песня начинается, когда корабль идет на задержание. Это кульминация пограничной службы, здесь возможна и стрельба, и высадка на судно и даже боевые действия. Никто не остается равнодушным, когда корабль идет на задержание, здесь каждый на месте, по боевому расписанию действует предельно внимательно и ответственно. Здесь проявляются и воспитываются все необходимые качества  офицеров  и доблесть моряков, спаянность экипажа.

        Экипаж спаян не только ежедневной службой. Он спаян ежедневным общением, общей судьбой, ежедневным риском для  жизни, исходящим от корабля, насыщенного бомбами, снарядами, боеприпасами, топливом,  электричеством, физическими полями и от моря, сулящего не только разноцветные радуги, но и изнуряющую качку с  тайными явлениями, способными уничтожить  корабль*. Много в море воды, много и беды. Море опасно, глубоко и бурно, и скрывает на дне не только жемчужины, но и утонувшие корабли. Буря на море страшна, но она таит в себе нечто возвышенное, вселяющее сладкий трепет. «Есть упоение в бою, у края бездны на краю».

         Но лучше всего пусть будет штиль. С двигателями он не страшен, в конце концов не на паруснике охраняем границу.
Во второй половине дня опять поднялся ветер, правильнее будет сказать вернулся в обычный  зимний режим в проливе. Но командир не повел корабль в укрытие. Мы, со своим малым опытом, ничего не поняли. Может командир специально  не хочет  держать экипаж в тепличных условиях. Экипаж должен быть готовым ко всему, выдержать любые испытания, в том числе и любую качку. А значить его  надо тренировать. Это можно себе позволить, зная, что рядом удобная бухта, где можно укрыться от ветра и качки. А может, решил потренировать нас курсантов. А может, были но то и другие причины.

          Вскоре темная ночь окутала пролив. На мысу кокетливо подмигивает маяк, справа огни Керчи. Ветер еще усилился, но командир спокоен, так как направление ветра в море, а значит, нет риска, угодить на мель, если не удержит  якорь и всегда  можно успеть запустить  дизеля и уйти в укрытие.

          Как говорили ещё древние моряки: «Во время бури моряк боится земли». Командир вызвал баковых на бак,  потравил якорь цепь и   остался на мостике, но через десять минут спустился в каюту. Похоже, что придется ночевать на рейде, шлифовать темечко о переборки. Вскоре стало ясно, что ночь будет бурной.

           Ветер уже бешено ревёт в снастях, воет в вентиляционных шахтах, плюёт брызгами в лицо сигнальщику. Волны злобно бьют корабль. Бьют жестоко, безжалостно. Корабль  стонет и скрипит, переваливаясь с борта на борт. И вот, очередная волна ударяет корабль в скулу. Корабль валится  на борт, но опять возвращается на киль и летит уже в другую сторону. И так бесконечно. В старшинской каюте вчетвером. Где-то за обшивкой катается круглый предмет. Скорее всего гильза от снаряда. Моряки, наверно, спрятали, чтобы при  удобном случае сделать пепельницу.

          —Мужики, есть  отвертка. Меня уже достала эта музыка. Можно открутить вот эти четыре шурупа и вытащить шуршалочку. – у меня первого не выдерживают  нервы.
          —Сходи, возьми в машине, но лучше сейчас ничего не разбирать. Потом  моряков заставишь выбросить.
          —Похоже, что будем ковыряться до утра!
          —Падающий барометр рукой не поднимешь.
          —Мужики! А интересно, какие чувства испытываешь с женщиной в постели, во время качки – выразил свое отношение к качке противолодочник из Фрунзе.
          —Интересная мысль. Надо будет попробовать.
          —Она с тобой забудет все на свете и качку тоже, но я бы не советовал экспериментировать. Женщина на корабле к несчастью.

          Командир получил радиодонесение от взаимодействующей заставы о неопознанной цели. Вахтенный офицер нанес цель на карту. Она оказалась за мысом, на траверсе Феодосии на удалении 10 миль от берега. Последовал доклад  командиру и вскоре сторожевик опять оживился под резвый сигнал боевой тревоги. Корабль под напором  слаженного   экипажа, с грохотом упаковав свой якорь в клюз, начал увеличивать обороты, устремляясь к незнакомой цели.
         —Корабль к задержанию! Смотровой группе приготовиться к высадке!
         —БЧ-5! Выходите на полный режим!
         —Р-1
         —Есть Р-1
         —Докладывать обо всех целях в сторону моря!
         —Есть!
         Командир склонился над локатором. Было видно, что предстоит не простая прогулка в открытое море.
        —Штурман! С появлением цели на экране определите элементы движения цели!— поводив по карте циркулем командир взял микрофон громкоговорящей связи.
        —Внимание личному составу! По данным территориальных органов КГБ в Феодосии у пирса преступной группой 4 человека захвачен буксир. Группа вооружена. Преступники свершили тяжкое преступление и пытаются  уйти в Турцию. Личному составу на верхнюю палубу не выходить. Корабль будет выходить на полный ход и следовать на задержание. Всем быть предельно внимательными. Командир.
        —Радиорубка!
        —Есть радиорубка!
        —Журнал исходящих наверх.
        —КП-5
        —Есть! Командир БЧ-5 старший лейтенант Косаревский!
        —Значит так! Курсант в ПУДе?
        —Так точно! Оставите за себя, сами поднимитесь на ГКП!     Предстоит сложное маневрирование!
        —Есть! Студент, я пошел наверх. Ничего не трогай, никуда не влезай. Закревский, остаешься за старшего. Смотри за параметрами главных двигателей, управления по системе «Орион» возьму на себя.

        Косаревский стал спиной к вертикальному трапу, подняв  руки, взялся скобу у комингса  и  резво перебирая по балясинам ступнями, скрылся в люке.
        У пульта управления два сиденья. На них я и старшина электромеханической команды Закревский. Пульт напоминает по форме школьную парту. На наклонной панели кнопки управления главными двигателями и вспомогательными механизмами. На вертикальной панели множество приборов, от которых рябит в глазах. На первый взгляд в них тяжело разобраться, но спустя некоторое время начиная понимать, что к чему.  Вокруг в ПУД-е полно клапанов, пультов, щитов, приборов. Одним словом командный пост. Здесь все для управления и для боя. От прямого попадания ПУД защищен масляными цистернами. С левого борта место электрика, который управляет всем электричеством.

        Главные двигатели начали набирать обороты. Стрелки тахометров застыли на отметке 1500об/мин. Через пять минут опять поползли уже до отметки 1800об/мин. Корабль начало бросать меньше, значит вышли за мыс, волна, которую разогнал ветер, дующий из Азовского   моря через пролив осталась левее. Корабль вышел на прямой курс, на задержание. Стрелки тахометра главных двигателей застыли 2000 об/мин. Это предел, больше ничего из корабля не выжмешь.

       На ГКП тем временем уже были обеспокоены, как брать нарушителей. Цель уже появилась на экране станции маленькой точкой и расстояние до нее стремительно сокращалось. Буксир шел в море со скоростью 10 узлов. Наличие оружия у нарушителей усложняло задачу. Командир вызвал помощника,   находящегося  у пульта управления стрельбой корабельный артустановок.

       —Миша! Значит так, после того как отстреляешься их пушек, и если буксир останется на плаву, будешь высаживаться командиром смотровой группы. Высаживаться будешь на ходу. Имей в виду, что преступники вооружены. Если что, стреляй первым.
        —Товарищ командир, а экипаж буксира на месте?
        —Не знаю! Будем смотреть на месте! Скорее всего да, иначе кто ведет буксир?
        —Значит стрелять нельзя, можем подстрелить своих.
        —Детей, моряков и пьяных хранит само небо. Возьми Калашникова, если что пали вверх, это действует отрезвляюще! И еще я приготовил небольшой сюрприз. –Командир взял микрофон - Внимание личному составу, соблюдать полную светомаскировку.

        Между тем в о нарушителе стало известно в штабе Балаклавской бригады. Оперативный дежурный доложил начальнику штаба. Тот оценив обстановку сказал чтобы доложили и  командиру бригады.

        Звонок на квартире командира бригады капитана 1 ранга Мищенко В.А. Рука, пошарив в темноте, легла на трубку:
        —Слушаю -  прохрипел спросонья голос комбрига.
        —Товарищ комбриг! Время 2 часа 15 минут. Прорыв в сторону моря. В порту Феодосии захвачен буксир. По данным КГБ на буксире вооруженные преступники. Машина вышла.
        —Володя! Случилось что-нибудь! –проснулась жена.
        —Спи, я уезжаю в часть!
        —Зачем?
        —Да, маленько, послужить.
 
        На КП бригады уже прибыл флагманский штурман и начальник штаба. Комбриг спокойно выслушал доклад, достал сигарету и прикурил.
        —Какие наши корабли, ближайшие от цели? - также  спокойно спросил комбриг.
        —В Керчи, укрывается у пирса  ПСКР Шипилова. Ветер в проливе 20 м/сек. Он сейчас не сможет выйти. На рейде Ялты ПСКР Новикова, но он далеко до цели. На полном ходу 4 часа.
        —….твою мать! Что вы мне докладываете? Расписываетесь в собственном бессилии. Что дает Шипилов?
        —РДО ушло, по- прямому, он не слышит.
        —В конце концов, начальник штаба, звоните по межгороду, что за бессилие. Посылайте в точку Новикова.
        —Есть!—начальник штаба взялся за трубу ЗАС** - Новикова к аппарату.
        —Есть! Товарищ капитан 1 ранга пришло РДО от Шипилова!
        —Читайте!
        —Снялся с якоря. По данным заставы, следую на задержание неопознанной цели.
        —Что вы скажете? Как вас понимать?
        —Товарищ комбриг, я лично передал радиограммой вашу команду укрываться от шторма  у пирса. Выходит Шипилов ее не выполнил.
        —Сейчас не время разбираться. Наверно не получил, или  прочитал между строк.
        —Владимир Андреевич! Новикова возвращать!
        —Как раз нет. Пусть следует в точку! После задержания буксира  сопровождать  его в Феодосию. Шипилову вернуться в пролив.
        —Товарищ комбриг! Подготовите донесение с инструктажем для  Шипилова! Он не знает об опасности, исходящей от буксира.
       —Излишний инструктаж вредит знающему свое дело командиру. Да уже и поздно. Он не успеет получить. Остается уповать только на  случай и надеяться на везение. Передайте Новикову. Надеюсь они переговорят между собой.

        Под покровом южной ночи полностью затемненный ПСКР, как летучий голландец,  продолжал лететь в темноту. Беда тому, кто попался на его пути. На расстоянии  5 кабельтовых ПСКР сбросил обороты, вышел на параллельный с буксиром курс, навел корабельные  артустановки по носу буксира и почти перед самым носом буксира выпустил трассу огня. Одновременно мощный луч прожектора ударил в рубку буксира.

       Эффект был соответствующим. Буксир застопорил ход и продолжил движение по инерции.  Экипаж высыпал на палубу буксира и поднял руки, показывая, что не будут сопротивляться.
       —На буксире! Экипажу буксира занять свои штатные места. Пассажирам остаться на месте, бросить оружие на палубу! - раздался по громкоговорящей сети голос командира.
 
        Ошарашенные огнем пушек, ослепленные прожектором преступники явно растерялись. Самый высокий из них вытащил пистолет Макарова и бросил на палубу.
       —На буксире! Я не понял! Ножи тоже бросать на палубу! Граждане бандиты, вы в безвыходной ситуации. При попытке к сопротивлению будете расстреляны и выброшены за борт,—одновременно со словами командира вылетела очередь из Калашникова, которую выпустил вверх помощник.

        —Все гражданин начальник! Никто никуда не бежит! Что делать-то?
        —Напоминаю, что если хоть один волос упадет с головы хоть одного матроса  моего экипажа, вы будете уничтожены. Сейчас после швартовки буксира, перелезаете на корабль и вас сопроводят в теплый кубрик, где вам будет представлен ужин и теплая постель, а утром сладкий чай. Можно будет постирать нижнее белье.
         —Гражданин начальник, следи за базаром! Вы имеете дело с вором в законе! Я не позволю обращаться, как с фраером!
Короткая очередь из Калашникова, опять была к месту.
         —Вы имеете дело с командиром пограничного сторожевого корабля КГБ при Совете Министров СССР. В силу своих особых прав, выданных мне партией и правительством, находясь в отдельном плавании по защите государственной границы. В соответствии со статьей наставления по пограничной службе о порядке применения оружия, именем Российской Федерации…
         —Все, все гражданин начальник! Мы кончаем базар. Прошу позвать адвоката. Запишите в протокол, что при задержании не оказывал сопротивления…

         Буксир ошвартовался к ПСКР, «гости» перешли на борт и под зияющими дулами  Макарова, в руках моряков из смотровой группы, были сопровождены в сушилку.
Капитан буксира поднялся на борт сторожевика и зашел в каюту командира.
        —Разрешите, товарищ командир. Капитан Тимофеев.
        —А, заходите, заходите, присаживайтесь—оторвался от писанины командир
        —Командир, ну вы и напугали нас. Так же можно заикой сделать. А вообще спасибо, выручили нас. А я уже было, свыкся с бедой, как рыба с водой.
        —А чего там. Побывали бы в Турции.
        —Шутите, а нам не до шуток. У боцмана нервный тик начался, говорит, что будет уходить  с судна. Моторист закрылся в машине и никого не пускает. Есть, что-нибудь, снять стресс.
Командир открыл сейф, достал фляжку со спиртом и плеснут капитану в стакан.
        —Командир, а себе.
        —Командир усмехнулся, немного плеснул и себе.
        —Ну давай. За успешную охрану границы.
Чокнувшись стаканом с командиром, капитан выпил спирт. Закусил ломтиком шоколада.  Командир не стал пить, но его  нельзя упрекнуть в отсутствии  морского   братства, потому что  не принято у пограничников пить в море. Сие есть не писаный закон.
        —Командир! С Вашего разрешения, прошу добро домой. Родные заждались, переживают.
        —Дойдете сами? Без локации?
        —Дойдем. По магнитному компасу.
        —Ну ладно. В Турцию шли без локации, а домой и подавно дойдете. Идите, не переживайте. Я уже дал радиограмму. Вас будут ждать. Ну, а мы посмотрим по локации за вами.
Капитан вышел, столкнувшись в дверях с  командиром  отделения связи Глущенко.
        —Товарищ командир, разрешите!
        —Да! Войдите.
        —Товарищ командир! Вас приглашает к аппарату командир   ПСКР- 645
Командир спустился в радиорубку. Через непродолжительный промежуток времени корабль снялся с дрейфа и  убежал под берег в место встречи с ПСКР –645.
        Освобожденный буксир, с благодарным экипажем из 6 человек своим ходом ушел в родной порт. Прогулка в открытое море окончилась  для них вполне удачно.
*ПУД-Пост управления двигателями
**Афродита-В греческой мифологии богиня любви и красоты, родившееся из морской пены
***В римской мифологии божество любви, олицетворение любовной страсти
*Основан в 6 веке до н. э.  назывался Пантикапей. Столица Боспорского царства. В 9-11 веках древне русский город Корчев. В 1475 году захвачен  турками, в 1774 возвращен России. С 1991 года в составе Украины.
**Кают-компания на корабле является помещением для коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола офицеров. Она должна служить местом тесного общения офицеров и культурным центром, способствующим воспитанию офицеров в духе идей Коммунистической партии Советского Союза, передовой советской военной науки, выработке единых взглядов на вопросы ведения морского боя, боевой и политической подготовки и организации службы корабля. (КУ ВМФ)
*** Морской радио - технический взвод
*Корабль 205 П по флотской квалификации принадлежал к катерам. У пограничников корабли были на ранг выше.
**Его по расписанию замещает старшина электромеханической  команды, мичманская должность.
***За вредные условия выдавался дополнительный паёк, куда обязательно входили:  шоколад, сгущенное молоко, сосисочный или колбасный фарш с галетами.
*С 1948 по 1956 г. 17-й НИИ ВМФ под  руководством профессора Веденяпина С.А. проведены  натурные  испытания и экспериментальные исследований на животных. По  полученным данным  выработаны  практические рекомендации и предложения по совершенствованию обитаемости на кораблях  ВМФ.
**Система связи посредством шлемофонов, как в танке.
***Оператора Радиолокационной станции.
*За последние сто с лишним лет Регистром Ллойда (органнадзора за безопасностью плавания судов) зафиксировано 1250 исчезновений кораблей в океанах.
**Засекреченная  автоматическая связь

Продолжение: http://proza.ru/2009/01/11/108