Погр. одиссея. Глава 10 Система 1972-1977, прощай

Владимир Сысун
 
Начало: http://proza.ru/2009/01/11/108

     «Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
     До прожилок, до детских припухлых желез.
     Ты вернулся сюда,—так глотай же скорей
     Рыбий жир ленинградских речных фонарей».
      О. Мандельштам



       Отшумела штормами стажировка в Крыму. Лепестками роз растаяли на губах прощальные поцелуи, упали на дно души, оставив царапину на сердце. Ушло похмелье, появилась  ясность мысли, знакомое ощущенье молодости, здоровья и счастья. Отмелькали березки в купе поезда, поезд прибыл на Московский вокзал. Вскоре опять до боли знакомые стены. Но что-то новое появилась во внешнем виде у пятикурсников. Они побывали в шкурах командиров БЧ-5, попробовали спирт с их сейфов. Многие определились с местами будущей службы, там их ждут в золотых погонах невесты и командиры кораблей. Осталось время для написания и защиты дипломов, сдачи госэкзаменов, а там и выпуск. Наступила пора  прощаться с любимым городом, в котором  чувствуешь себя как рыба в воде. Пора, мой друг, на флот!
       Но еще есть время окунуться в питерскую жизнь. Насладиться в последний раз Ленинградом, его парками, его выхлопными газами. Проститься с питерскими девчонками, с которыми можно все. И так  позади  пять лет в училище, пять лет борьбы  с голодом и со сном. Позади  сессии, практика, стажировка, государственные экзамены и защита дипломного проекта. Сданы в архив классные журналы с оценками по всем наукам. В шкафчиках висит наглаженная парадная офицерская форма.
       Пора на атомный, ракетоносный! Годы 1972-1977 пришлись  на  удивительное время. Страна находилась в расцвете победившего социализма. Наш Военно-Морской  Флот был самым сильным в мире.
В 1955 году, в год рождения большинства выпускников 1977 года на флоте произошла страшная трагедия. На рейде взорвался и затонул линкор «Новороссийск»*. Отчасти это послужило основанием того, что Н.С. Хрущев пустил на лом все крупные корабли. Из флота ушло громадное число опытных специалистов, прошедших горнило войны. Все это сильно ослабило флот. После смены генеральных секретарей отношение к флоту изменилось. В то время, когда будущие выпускники бегали в коротких штанишках и играли в песочнице,  флот стремительно развивался. На стапелях закладывались и строились современные корабли. К моменту окончания школы флоту уже требовалось несметное число лейтенантов на самый мощный флот в мире. Несмотря на некоторые потепления в Советско-Американских отношениях после встречи Брежнева и Никсона во Владивостоке, холодная война была еще в самом разгаре. Стране нужен был мощный флот. Флоту нужны были современные боевые корабли.
         Кадры для флота готовило одиннадцать военно-морских  училищ. На Дальнем Востоке ТОВМУ им. Макарова готовило штурманов и связистов, в том числе и на подводные лодки. Два высших училища были в Севастополе. Это высшее военно-морское училище им. Нахимова и высшее военно-морское инженерное училище («Голландия»), выпускало  коллег, корабельных инженер механиков. На Балтике Калининградское высшее военно-морское училище готовило артиллеристов и штурманов. Пять высших военно-морских училищ было в Ленинграде. Это два инженерных, - наше им. Ленина и Лен. ВВМИУ имени Дзержинского. В настоящее время они объединены.  Два командных высших военно-морских училища: - им. Фрунзе, славного флагмана, и имени Ленинского Комсомола, училище подводного плавания.  Именно в нем 1972-1977 годах учился, герой России, командир АПЛ «Курск» капитан 1 ранга Геннадий  Лячин, оставшийся на вечной вахте в Баренцевом море.  В Петродворце  в высшем военно-морском училище им. Попова готовились кадры для связи. Политработников готовило военно-морское училище в Киеве, учились они 4 года. Было еще Каспийское ВВМУ им. Кирова в Баку, именно из него в морские  части погранвойска шли штурмана.
       Служить в дальнейшем пришлось в основном с выпускниками ТОВМУ (Владивосток) и ВВМУ им. Кирова (Баку), реже попадались офицеры, окончившие училище  в Калининграде и еще реже окончившие ВВМИУ им. Фрунзе.
        Страна гордилась своим Флотом,  всячески заботилась, и оберегала его. В эти годы вышли художественные фильмы «Океан», «Командир счастливой щуки», «Следую своим курсом». Служба на флоте была не легкой, но офицеры постоянно ощущали моральную поддержку.
         И так все готово для производства офицеров в Лен. ВВМИУ им Ленина. Со складов Ленинградской военно-морской базы получены кортики, их номера записаны в новенькие удостоверения личности офицеров.
         Накануне выпуска приехали родители с младшим братом. Они остановились у тети Тани.
         Нынешний выпуск для училища юбилейный, двадцать пятый. Погоны и кортик вручает заместитель главкома ВМФ адмирал Михайлин. После вручения время для переодевания. Через час построение на плацу. Торжественный митинг, поздравление и последнее напутствие начальника училища с гордостью нести честь родного училища по флотам.
          Красиво идут парадным строем лейтенанты флота, на глазах посетителей женского пола слезы. После прохождения цветы на асфальте.
       —Ну, сын, поздравляю, молодец, хотя какой с тебя еще офицер. Смотри,  не обижай матросов. Служи честно, денег у матросов не занимай. А то были у нас в Маньчжурии офицеры, занимали у солдат денег до получки.
       —Сыночек! Поздравляю, не слушай этого дурака старого! Сынок, правду сказал начальник училища, на флоте первое время вы будете еще как слепые котята. Но все будет нормально.
       —Мама, спасибо, что приехали. Вечером я буду на вечере, приеду поздно.
       —Хорошо сынок, мы с "бацькам паедзем" да тети Тани. Тоже вечером отметим выпуск.
        Какое это счастье, быть офицером. В одночасье превратиться из пятикурсников в лейтенантов. Новенькая форма одинаковая, все молодые и красивые. Все тебя поздравляют, любят и ценят. Форма скрывает внутренний мир человека, но и облагораживает его. И так, самое интересное впереди!
       Молодые офицеры 25 «Б» роты собрались на выпускной офицерский бал. Столы были накрыты в кафе «Успех» в Павловском парке. Этого дня ждали долго, настроение у всех праздничное. Большинство молодых офицеров женатые, они успели попасть в расставленные тещами сети. Но никто в этот день ни о чем не жалеет. Ленинградские девушки очаровательные и изящные, культурные и хорошо воспитанные, современны не только в сексе.
       Все приятно взволнованы. Небольшие группы офицеров, в училище все успели сдружиться,  кто с женами, кто с  невестами стоят и ведут светскую беседу, а то  и просто гуляют по парку в ожидании начала вечера. Павловский парк выбран не случайно, это красивейшее в Ленинграде место. В фойе капитан 1 ранга Сидоренков, начальник второго факультета,  с ним группа молодых лейтенантов. Приятно осознавать себя на равных с «капразом». Начфак поздравил с получением офицерских званий. Короткое напутствие.
       —Хотите, я расскажу вам одну притчу.
       —Конечно, рассказывайте!
       —Так вот создал бог землю, затем  создал людей, собрал их в большой мешок и бросил вниз на землю, чтобы работали  на этой земле. Потом подумал, что надо бы еще и умных людей создать, чтобы руководили теми, которые внизу работают. Создал еще и умных людей. Собрал тоже всех в один  мешок и бросил вниз. Летят они в мешке и поют песню: «Чаровички, мои чаровички». Слышали.
       —Нет, нет, не слышали!
       —Ну конечно, вы же в первом мешке летели!
       —Товарищи  офицеры! Дорогие гости! Прошу всех к столу!—восклицает тамада. Все рассаживаются, начинается празднование дня выпуска, обмывание погон.
       Здесь,  уважаемый читатель, позвольте опустить описание вечера, потому что присутствовал на нем не в качестве наблюдателя и, по  известным причинам, воспоминаний  в памяти осталось не много.  Пожалуй, единицы не присутствовали на подобных вечерах, в них один недостаток, похмелье по утрам.
       Вечер прошел чудесно. Было высказано много приятных слов друг другу, услышано множество пожеланий и тостов, за годы училища все стали как братья. Флот отличается от других родов войск именно своим братством. Друзья были представлены  родителям друзей, присутствующих на вечере. И все это сопровождалось, конечно, тостом. Проходило это в тот период развития человеческого организма, когда количество выпитого спиртного не ограничивается определенной нормой.
       Среди недостатков системы хочется отметить еще один, она не научила воспринимать алкоголь негативно, она разрешила употреблять его в меру, называя эту меру, умением пить. Конечно, все пробовали спиртное до училища, но после училища к алкоголю имелось вполне определенное отношение.
       Алкоголь—враг флота №1. Это понималось в училище. Пьяниц не жаловали, отчисляли немедленно. Все случаи возвращения с увольнения с запахом спиртного фиксировались, и виновные подвергались жесточайшим разборкам на комсомольских собраниях и в дисциплинарном порядке. Но при этом никто не говорил, что пить нельзя. Говорилось надо уметь пить. А у командира роты было в ходу такое выражение:—«Бьют не зато, что напился, а за то, что попался».
       В отношении спиртного не было отрицательного единого подхода.         Считалось, что употребление спиртных напитков или появление на территории части в нетрезвом состоянии является грубым нарушением воинской дисциплины. И все. С грубыми нарушениями боролись, но профилактики не было.
       Запомнились только несколько  преподавателей, которые негативно относились к употреблению алкоголя вообще. Кандидат технических наук, профессор теплотехники Волосов С.М.. Интереснейший человек, на одной из лекции выказал свое отрицательное отношение к алкоголю, причем в яркой научной форме, при этом подчеркнул, что сам  никогда не пил.   Привел такой случай из жизни. Во время войны в блокадном Ленинграде ему доверили заведовать выдачей спирта. При чем с его слов существовало общественное мнение, что он может выпить два литра спирта и быть трезвым. Оно основывалось на том, что его никогда не видели пьяным, ну а то, что он совсем не пьет, считалось, что такого, конечно же,  не может быть.
        Преподаватель кафедры электрооборудования кораблей, капитан 2 ранга - инженер Гигаури К.Г. также на одной из лекций заметил, что в любой компании выпивает только две рюмки, одну первую полную, вторую всегда только половину. Во время службы на Северном флоте у него погиб матрос. В пьяном виде упал с обрыва, при этом размозжил голову. Резкий запах чистого спирта из разбитого черепа  навсегда отбил у него охоту не только напиваться, а вообще убило  всякое желание пить.
        Руководитель практики пограничного класса после второго курса в Высоцке, преподаватель кафедры теория устройства корабля, капитан 1 ранга Разумеенко по вечерам собирал весь класс у себя в гостинице и проводил занятия по этике. Приносил с собой сервизы и учил как вести себя за столом, в какой руке держать нож и вилку, расправляясь  с антрекотом, и как относиться к спиртному. При этом шла ссылка на необходимость знания этики,  по причине захода наших кораблей в иностранные порты с дружественным визитом. И не только, офицер должен знать этику и уметь себя вести во всех случаях жизни, дабы не ударить лицом в грязь перед женщиной. Эти занятия, конечно же,  не были предусмотрены программой практики. Проводить их ему подсказывал офицерский долг. 
        Август 1983 года, г. Анапа,  шахматная площадка возле санатория имени Крупской. Вокруг стола с большими шахматами группа шахматистов оживленно обсуждают партию.
        —Надо было коня поставить на d5 и выигрыш был у белых.
Черными играет знакомый мужчина, так и есть это же он, из училища преподаватель.
        —Здравствуйте, вы меня не узнаете.
        —Здравствуйте, но простите, не припоминаю.
        —Ваша фамилия Разумеенко! Вы капитан 1 ранга! Из кафедры ТУК**.
        —Да, правильно!
        —А я окончил училище имени Ленина в 1977 году.
        —Простите, не припоминаю, я вас не знаю, но мне приятно. Из училища я ушел как раз в 1977 году.  Простите, как вас как зовут!
        —Володя!
        —Вот мой адрес, я здесь отдыхаю, приходите вечерком, поиграем в шахматы. Я очень рад, очень рад.
         Каждый решает для себя сам, как распоряжаться своим телом. Но я хочу предостеречь тех читателей, которые только что попали на флот или вообще только вступают в самостоятельную жизнь. Умение пить не приносит пользы в службе, и в жизни, оно помогает только делать  карьеру в среде, где пьют. Пьющие  не конкуренты, на определенном моменте они нужны на трудных участках как пахари,  но потом, обычно, выбрасываются на задворки жизни. Они еще никому не мешали делать карьеру и поэтому, тот,  кто умеет пить, как правило, спаивают других, при этом, часто повторяя, что насильно никому за шею не заливают.
Уметь пить тоже понятие относительное, офицеры, умеющие, пить спиваются тоже, только позднее.
         Я прошу читателя не считать, что все офицеры поголовно пьют. Речь идет о выпивке умеренной после службы,  в не рабочее время. О море речь не идет. В море пить не принято и невозможно.
         На вечере я был с Ольгой. Она помогала мне делать некоторые схемы к дипломному проекту. Познакомились у Татьяны Васильевны на проспекте Газа. Она приходила к Жанне. Жанна еще одна соседка по коммунальной квартире Татьяны Васильевны. Именно Ольга была у меня на выпуске и считалась моей невестой, так как для себя я решил, что та, которая будет на выпуске станет женой. Ольга об этом еще не знала, но, наверно, из кандидатов в женихи меня не вычеркивала. Ольга жила в Ленинграде у «Пяти углов», там, где со слов В. Высоцкого получил по морде Витя Соколов.
          На вечере мы поругались. Она посчитала, что я перепил, и попросила меня искупать в пруду Павловского парка, что мои друзья добросовестно сделали. Купание прошло мне на пользу, но я не понял их добрых намерений, и обиделся.
          После бала на следующий день надо было в училище. С утра сходил в баньку, с отцом подошли к пивному ларьку на углу Обводного и Газа. Был ясный солнечный день, по случаю выходного дня питерские мужики образовали у ларька длинную очередь. Один из них, ближайший к пиву, понимающе воскликнул:
          —Лейтенант, подходи бери без очереди!
Взяв по кружке пива, с отцом отошли в сторонку. Пиво было хорошее. К нам поспешил мужчина, который пригласил к очереди, но отец ревностно его не подпустил.
         —Отойди! Пока не получил в "храпы"!
         —Зря ты папа так, он ведь с добрыми намерениями.
         —Знаю я, эти намерения, сейчас бы предложил взять московской на троих, денег у него, конечно же, нет.
        Свежее холодное пиво приятно горчило во рту.
         —Да, пиво в Ленинграде хорошее, но люди наглые. Не люблю наглых. Пустил в очередь, кто тебя просил – не успокаивался отец.
Мы повторили еще по кружке, на душе стало легче.
          —Папа, я, пожалуй, поеду в училище. Вечером встретимся.  У вас, когда поезд?
          —Завтра поезд. Долго нигде не "бадзяйся"! Вечером надо же отметить выпуск. Всех гони в шею, кто начнет приставать. Знаю я, этих наглецов,—   проинструктировал отец.
            В электричке замелькали знакомые строения.
          —Следующая станция, детское село. Город Пушкин.—объявил голос из динамика в вагоне.
          —Молодой человек! Ваш билет! Что нет! Надо брать, вы уже офицер!
           Лейтенанты собрались в курилке. В разговоре слышны обрывки фраз о прошедшем вечере. Мичман из лаборатории ДВС рассказывает анекдот.
          —Капитан 1 ранга пошел в Эрмитаж. Долго ходил по все залам. На выходе его останавливают.—Простите, вы у нас миллионный посетитель, оставьте что-нибудь в книге почетных гостей.—С удовольствием. Капитан 1 ранга взял ручку и записал: «Осмотрел Эрмитаж, замечаний нет!»
         Сегодня последний день в училище. Получение первой зарплаты, за два месяца, проездных документов в отпуск и к новому месту службы, кортиков, которые сдали на хранение накануне бала, помня случай с Самарцевым. И свобода, делай что хочешь.
        Начались праздники по группам, в составе близких друзей, кафе, ресторанах и домашних условиях с любимыми девушками. Легкомысленная молодость жадная к удовольствиям, из которых вырастает порок.
Из отпуска надо  приехать в Анапу, для переподготовки на пограничные корабли….(Пока все. Продолжение следует)
*Линейный корабль "Новороссийск", до 1949 г. называвшийся "Джулио Чезаре", был заложен в июне 1910 года на верфи "Анеальдо" в Генуе (Италия), спущен на воду в ноябре 1913 года. Участвовал в Первой мировой войне. В 1933-1937 гг. реконструирован. В 1940-1943 гг. принимал участие в боевых действиях на Средиземном море, капитулировал в сентябре 1943 года на острове Мальта. В феврале 1949 года передан СССР в счет репараций, был флагманским кораблем Черноморского Флота. 29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя получил тяжелые повреждения в результате взрыва, характер которого до сих пор достоверно не установлен.
** ТУК-Теория устройства корабля
Продолжение: http://proza.ru/2009/03/27/527