Художник-декоратор из Витебска Марина Шутко

Соловьева
С художником – декоратором из Витебска Мариной Шутко  я познакомилась на одной из выставок в зале современного искусства на Белобородова,5.
Ко мне подошла молодая женщина лет 25 – 30 во всём очаровании юной зрелости: грациозная, изящная, стройная, красивая, словно высеченная из мрамора искусной рукой Кановы; одетая ярко и со вкусом, в великолепном сочетании бус, «висюлек», колечек, в « знойной» кружевной юбке, в золотисто – синей рериховской блузке. «Точно инопланетянка Андрея Тарковского»,- подумала я и даже немного разволновалась перед неземной красотой Марины.
Художница, тоже не без  робости, предложила мне написать стихи к её картинам.
Девушка, точно диковинная райская птица, не виданная мною никогда раньше, так мне понравилась, что я сразу согласилась.
У Марины пока нет мастерской, и мы решили встретиться у неё дома.
В доме художницы всё говорило  о том, что Марина любит организовывать среду и заполняет  пространство красивыми вещами: шарфы, платья, юбки, сумки, косметички, подушки сообщили  мне о страстной любви хозяйки квартиры к декоративно- прикладному искусству. М.Шутко  берёт японские, индийские,  итальянские , китайские шелка, разрисовывает их, учитывая фактуру материала , и  таким образом  создаёт эксклюзивные неповторимые вещи,  при всём притом  мастерица очень тонко чувствует цвет.
К примеру, возьмём платок «Южная ночь»: чёрный китайский шёлк так переливается своими оттенками , что кажется загадочнее «Чёрного квадрата» Казимира Малевича со всеми эзотерическими искусствоведческими трактовками.
На платке – звёздное небо, в уголке неба – алая роза – и сразу вспоминаются ахматовские строки:

- Красота страшна, - Вам скажут –
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,-
Красный розан в волосах!

-Красота проста,- Вам скажут –
Вы укроете ребёнка, -
Красный розан на полу.

…А вот ярко – зелёное платье, напоминающее гибкую иву в ветреный день: то оно блестит лицевою стороною листьев, то, как будто ветер набегает на деревцо, выворачивает наизнанку листву, и вот уже платье кажется не изумрудно- зелёным , а серебристо – серым.
Марина показала мне несколько своих новых работ и призналась в любви к батику:
-Батик – самое главное в моей жизни, он проходит ниточкой через всю мою сущность!
Разговаривая со мной на разные темы, Марина ставит  у подоконника свою картину «Берёза»: на ней белоствольное дерево с ярко – зелёной кроной, а кругом берёзы – волны ржи: песочной, светло – жёлтой, ярко – золотистой;  крона берёзы переливается всеми оттенками зелени: от цианисто – бирюзовой до глубокой черни Куинджи.  Фоном для дерева служит вердипешевый  розово - оранжевый закат. Пока я смотрела на работу Марины, сочинялись мгновенные строки:

Эта стройная берёза
На оранжевом закате
Встретит дождь, и град, и грозы,
Принакрывшись лёгким платом.

И, возвысившись над рожью,
Достаёт до самой сини,
Губы шепчут: «Боже! Боже!
До чего же ты красива!»

Освещённая лучами,
Осиянная теплом,
Твои ветки чуть печальны
И чуть пахнут молоком.

Твои ветви изумрудны,
Ствол узорчат, как мечта,
В этом мире, чудном - чудном,
Побеждает красота!

Марина прислоняет к «Берёзе» картину «Лето»: ярко- красные сальвии, знойные циннии, ослепительно – белые скромные ромашки, а над ними кружатся пчёлы и шмели.
-Не хватает только Леля с дудочкой в руках,- думаю я и сочиняю стихотворение, в котором появляется Лель и выдувает нежные мелодии из самодельной свирели:

Оркестрик  диких пчёл
И скрипок голоса,
И травушка как шёлк,
И сини небеса!
Такую красоту
Поёт в лесу ручей
По белому листу
Гармонией моей!
Такую высоту
Берёт один оргАн,
Рисуя паспорту
Вокруг моих полян.
И нежная свирель
Свистит вокруг стволов,
И бродит где-то Лель
В веночке из цветов.
И на душе свело,
И незабудки в ней,
И отступает зло
Пред радостью моей!

Полюбовалась десятками платьев и сумок, сделанных золотыми руками Марины, порадовалась за будущих носительниц эксклюзивных вещей(Витебск – женский город, второе – Иваново: не мужчины – женщины борются за внимание сильного пола).
Посмотрела в окно: на улице – зима: десятки тысяч белых «пчёл» кружатся у фонарей; крыши до фронтонов нахлобучили  на себя снежные шапки, и тут же, глядя на эксклюзивные вещи М.Шутко , представила лето, парки , в парках – красавиц, гуляющих среди аллей в изысканных Марининых платьях и сарафанах:

В снежном городе чуточку сумрачно,-
А чудесное лето лишь снится.
Все эти светлые сумочки,
Все эти платьица будут  носиться.

В тёплый вечер, таинственный,  синий,
В тихом парке, где птицы выводят так тонко,
Все эти  юбочки, блузки, косыночки
Сделают жизнь нашу яркой и звонкой,

В первую очередь, женскую, внешнюю,
В линиях, гаммах и пятнах;
Ну, и мужскую, наверно, конечно:
Женщине радость дарить так приятно!

И наконец, Марина достаёт яркое полотно «Семейная мозаика», как бы склеенное из сочных лоскутов времени и образующее святую троицу: мама, папа и я, - оптимистично – торжественная картина. Семейная любовь – сильное и глубокое чувство, но какое надо иметь титаническое терпение и дипломатическую гибкость, чтобы возвыситься над кастрюлями, омлетами и пелёнками:


Семейная мозаика
Из солнечных кусков?
Бывает ли такое?
Не правда  ли, архаика?
Картины  светлых снов,
О счастье и покое?


Да, нет дороже чувства
И нету тяжелей,
Конечно, ничего семьи!
Какое же искусство,
Чтоб наслаждаться ей,
Проявишь , милый, ты?

Придётся всё ж помучиться,
Заботами помаяться,
Семейная любовь!
И всё тогда получится,
И сложится мозаика
Из солнечных кусков!!!

-Ничего нет труднее, чем быть хорошей женой: надо быть и терпеливой, и заботливой, и умной, и  тактичной, и следить за фигурой, и хорошо выглядеть, и вкусно готовить, и красиво одеваться, в то время, как мужчине достаточно быть сексуально активным, любить детей, быть умным и зарабатывать деньги хотя бы на необходимое и – великолепный муж готов!
-Бедные женщины! И какие же все мужчины узурпаторы!- саркастично замечает муж Марины красавец Володя, играющий на ковре с полуторагодовалой Лилой.
Его замечание, не сговариваясь, мы пропускаем мимо ушей.
-Какая у вас замечательная  девочка! – примиряюще   восхищаюсь я .-Абсолютная копия папы!
Когда я пришла к Марине, то боялась, что Лила не пойдёт ко мне на руки; увидев меня, малышка расплакалась.
Я стала разговаривать с мамой Лилы, не обращая на девочку никакого внимания.
Лила, увидев доброжелательное отношение мамы ко мне, уже через 10 минут властно брала меня за палец и водила по всем углам квартиры, показывая, что и на каком шкафу она нарисовала.
-Вероятно, ещё одна художница растёт, -улыбаюсь я.
-Марина, а Вы , несмотря на свою юность, не так уж и мало успели: и семью создали, и дом собственный построили, и три персональных выставки провели.
-А всё зависит от приученности мозга трудиться: можно варить кашу и учить стихи Цветаевой, мыть пол и обдумывать сюжет будущей картины, шить пальто Лиле и повторять иностранные слова.
Как-то об этом я и сама думала:

Но только надо не лениться
Творить в июле чудеса,
И любоваться синей птицей,
И Божьи слушать голоса.

И , чистя старую кастрюлю,
Всё время жить большой мечтой,-
Чтоб чудеса творить в июле
И наслаждаться красотой.

Марина верит  в судьбу и считает: чему быть, того не миновать:
-Мои родители не разглядели во мне способностей к рисованию: и в художественную школу, и в изокружок, и на пленэры  ходила не я , а моя старшая сестра. А как всё повернулось: я – художница, а сестра  - экономист.
-Марина, на очень многих Ваших картинах столько котов , пластичных, гибких и красивых! Это с чем – нибудь связано?
-Да, меня в детстве называли «кошачьей мамой». Брошенных котов я принесу домой, вычешу, вымою, накормлю и на рынок отнесу, подарю в добрые руки, и себе, и людям сделаю приятное. В детстве я никогда не брала у родителей денег . Я же в бабушкином саду насобираю яблок, продам, а у меня такой маленькой и худенькой, всегда всё покупали. И сейчас я могу свои изделия продать,- что далеко не каждому художнику удаётся.
-Мариночка, а чтение – Ваше хобби?
-Да. Больше всего я люблю читать о том, как измениться в лучшую сторону, как не затаивать обид, как научиться прощать от чистого сердца.
-Марина, я знаю, что Вы – великая путешественница, что перед рождением ребёнка Вы ездили в Индию. Что Вас там поразило?
-Подлинное уважение к человеку. Оно проявляется во всём: в каждом вагоне. даже самого бедного  поезда, есть душевые; на улице ,на каждом шагу, встречаются храмы: молись и утешайся!
В нашей группе была женщина 48 лет, так ей экскурсовод, не зная её званий и регалий, поклонился до самого пола, просто за то, что она старше. В Индии нет пенсионеров: старых родителей содержат  дети. В Индии 99% верующих и столько же непьющих.
-А… вот откуда наш корень зла: неправильное воспитание! Старики из своих мизерных пенсий помогают сорокалетним деткам!- думаю я.
-Вот у нас, как направляются на берег озера, обязательно с бутылкой, - говорит Марина.-  В Индии презирают людей, занимающихся интоксикацией. Сколько раз наблюдала: влюблённые пришли на берег океана и созерцают волны. Идём с Володей часов через  шесть назад: парочка всё так же любуется океаном, - они счастливы быть вдвоём  и созерцать красоту! В Индии не едят мясо:  питаться трупами считается зазорным! Но какая вкусная у них растительная пища: тысячи натуральных соусов, чизкейки, имбирные супы…
-Мариночка, кроме путешествий, что ещё любите делать?
-Общаться с мужем. Мои достижения –его заслуга. Не могу налюбоваться Лилой!(Лила на бенгальском языке значит «игра Бога»)обожаю шить, мастерить, вязать, клеить,- это всё я и в детстве любила, но тогда не хватало навыков. Люблю придумывать новую одежду, люблю посещать выставки и художественные салоны. В салонах нравится непредвзятость( рядом с маститым выставляется юный).Люблю начатое дело доводить до конца. Как говорит моя любимая учительница Валентина Антоновна Напреенко: «Сделай раз сО ста, так будет просто!»
-Предпоследний вопрос – наибанальнейший: Ваши планы на ближайшее будущее?
- 13 марта, в день своего 30-летия, хочу провести выставку «Шалости мартовских котов».Мечтаю создать серию «Цветы» и серию «Пейзажи». Хочу все свои идеи воплотить в жизнь.
-Марина, чтобы Вы могли пожелать нашим женщинам, чтобы они могли так себя реализовать, как Вы, и выглядеть так, как Вы?
- Кто хочет, ищет возможности; кто ленится, находит оправдание…себе.