Коса

Андрей Тимохов
Коса


Сама удача нас вела в набег,
Будила сёла хриплым свистом плети,
И конницы неистовый разбег
Не разбирал, где воины, где дети.
Опять гудела русская земля,
«Уйбас!» - гремели  грозные ураны,
И взрытые копытами поля
Дымились, как гноящиеся раны.
«Быстрее, веселей!» – «Дэр халь, хош халь!»
«Сегодня повернём в свои уртоны!» –
Мелькают стрелы, сатанеет сталь,
Нукеры визгом кроют плач и стоны…
А мой аркан без промаха взлетал,
Добыча разнесла бока чувала.
И даже вёрткий мой клинок устал,
Напившись чистой крови до отвала.
Раскосым глазом шаря по дворам,
Я вдруг увидел: к лесу, легче птицы,
Летит она – стройна, как джугара,
С косой, как золотистый сноп пшеницы.
Свирепый конь разбрызгивал росу,
Когда беглянка с криком заметалась,
Я, свесившись с седла, поймал косу,
Крепка была коса, не оборвалась.

                *  *  *

Удача помогла нам обмануть
Мечи сторожевых дружин урусов.
Я вёз юлдуз – звезду, и цвёл мой путь
К кочевничьим кострам родных улусов!
Скуластый, гордый шрамами джагун
С косы моей ясырки помешался :
Он тонконогих скакунов табун
Давал взамен, но я над ним смеялся.
Плач дева! Скоро-скоро ты поймёшь:
Меня не тронешь стонами пустыми,
Покорно в юрте косы расплетёшь,
Кошму затопишь прядями густыми.
Шурпу готовить будешь для меня!
Чинить гутулы, стёртые о стремя,
А на закате, расседлав коня,
Поможешь скоротать ночное время…

                *  *  *

Улус раскатом гонгов встретил нас.
Смеялись дети, и шурпа варилась…
А я зверел от взгляда мутных глаз,
Где ненависть, как сизый дым, клубилась.
Манил меня задёрнутый полог,
И пленница напрасно вырывалась:
Под смех батыров в юрту заволок,
Крепка была коса, не оборвалась.
От нетерпения я не чуял ног,
Но вышел помолиться: гнал обычай.
«Сульдэ! Спасибо, беспощадный бог,
Какой ты наградил меня добычей!»
Но смокла ночь от слёз, не от росы:
Она конца молитвы не дождалась,
Свила себе удавку из косы…
Крепка была коса, не оборвалась.