PRO DOMO MEA - 1501-2000

Владимир Руссь
1501
Нет ничего быстрей цепной реакции разврата.
1502
Можно допустить самые утончённые ласки, можно допустить самый грубый, самый примитивный разврат, но искать чувственных наслаждений на глазах у всего мира – это уже больше, чем распутство, это – оправданные извращения, это – скотские инстинкты, которые тем низменней, чем образованней и умней человек.
1503
Прощая, мы этим самым развязываем себе руки для мщения.
1504
Что может быть позорней, чем смешить врага.
1505
Лучше открыто презирать, чем молча ненавидеть.
1506
Застенчивость и робость спутники натур слишком самолюбивых и эгоистичных.
1507
Стыд и преступление находят себе прибежище под крышей ночи.
1508
Разница между Востоком и Западом состоит в том, что Восток может смеяться над Западом, а Запад – нет.
1509
Неуверенность в своих силах порождает застенчивость и наоборот. Вот почему так смешны настойчивые девушки.
1510
Застенчивость нельзя скрыть ни за чем. Она видна отовсюду, она видна всем.
1511
Рационально жить – значит наслаждаться жизнью.
1512
Наслаждение не является всеобщей целью человечества, не потому что оно вовсе и не цель, а потому что невозможно и бессмысленно стремится сделать достоянием всех то, чем может обладать каждый в отдельности.
1513
Наслаждение спасает человека от скуки, хотя сущность наслаждения – это, прежде всего, скука.
1514
Когда наслаждения зависят от фантазии нашего ума, мы пресыщаемся; когда же они зависят от наших возможностей – мы обозляемся.
1515
Наслаждение, если оно не родилось в румянце стыда, никогда не удовлетворит любящих.
1516
Искусство не имеет границ. Однако это не относится к музыке. Ничто не имеет таких чётких, таких резких границ, какие имеет музыка.
1517
Архитектура – это, прежде всего уважение к человеку. Удобный и просторный дом не может быть уродливым.
1518
Девиз КПСС в области жилищного строительства: задавим квартиросъёмщика (т.е. человека) потолками, замуруем в коридорах спальнях и кухнях, оглушим «звуконепроницаемостью» стен, согнём в дугу в ваннах, сведём с ума недоделками и «высоким» качеством отделочных работ.
1519
Ваша архитектура мне чем-то напоминает кость, которую бросают голодной собаке, чтобы она не рвалась с цепи. Разница лишь в том, что кость бросают собаке, а вашими домами и квартирами затыкают рот людям.
1520
Когда история состоит на службе мировоззрения, партии, учения, то она предаёт единственного своего хозяина – истину.
1521
История напоминает, но не учит.
1522
Нет истории КПСС, есть только история.
1523
Историю не комментируют и не объясняют, она сама всё комментирует и всё объясняет.
1524
Кто обеляет историю, тот чернит истину.
1525
До чего мы докатились! Стоит только современной молодой девушке предложить быть искренней, как она сразу же начинает раздеваться, причём место не имеет никакого значения: это может быть такси, лифт, а может быть и телевизионная камера.
1526
История ничего не доказывает и не объясняет, и ничему никого и никогда не учит, она только напоминает, когда уже поздно и смеётся, когда уже не смешно.
1527
История – это непрерывное и бесконечное движение империй, государств, систем, гениев и народов к гибели.
1528
Истории принадлежит наше прошлое, ибо она владеет настоящим.
1529
Люди и их поступки – единственный материал истории.
1530
История – это логика мира.
1531
Все мы, в независимости от нашего места в обществе, оставляем свой след в истории. Ценность этого следа для человечества, в конечном итоге, не имеет никакого значения.
1532
История развивается по одним только ей известным законом, понять которые человеку не дано.
1533
История поставила себе на службу трёх таинственных и непознаваемых слуг, имена которым: случай, ошибка и обман.
1534
Нужно уметь видеть в хаосе и сумятице истории железную, не поддающуюся никакой логике, закономерность, основанную на вечной психологической тайне человеческого индивидуума.
1535
Всемирная история – спектакль. Есть даже «генеральные репетиции».
1536
Когда поэт отрывается от действительности, то это ещё не значит, что он отрывается от жизни. Если же этим начинает заниматься историк, то он автоматически превращается в раба этой самой действительности.
1537
Тот, кто старается «обелить» исторические события - не имеет никакого значения, чем он в данном случае руководствуется - тот на самом деле искажает и очерняет их себе (или заказчику) во вред, часто непоправимый.
1538
Страшнее фактов только их осмысление.
1539
Чем выше общественное и социальное положение человека, тем этот человек дороже обходится обществу.
1540
Время заставляет человека торопиться.
1541
Время – единственный враг, говорящий правду.
1542
Время не любит соперников.
1543
Если бы человек был скрягой по отношению ко времени, а не деньгам и удовольствиям!
1544
Атомная бомба лишь прямое и закономерное продолжение каменного топора.
1545
Прогресс существует лишь только в том случае, если его стараются притормозить или не допустить.
1546
Где не хватает места для роста вширь, растут ввысь и вглубь.
1547
Прогресс прямо пропорционален необходимости и заинтересованности и обратно пропорционален общественным средствам производства.
1548
Прогресс – это всегда разрушение. Так поблагодарим наших врагов за то, на что у нас не всегда поднимается рука.
1549
Прогресс есть прогресс, даже если он движется по костям миллионов людей.
1550
Что-что, а уж прогресс техники и науки и прогресс социальный развиваются  не только по различным законам, но и идут по совершенно различным направлениям, имея, конечно, идентичные цели, которые заключаются в удовлетворении материальных нужд и духовных запросов человека.
1551
Где та черта, за которой просвещение выходит за грань разумного?
1552
Иногда отсутствие возможности учиться учит лучше любого учебника и университета.
1553
Школа учит нас мыслить, но о чём думать – учит нас жизнь.
1554
Цель учёбы не запоминать, а вспоминать.
1555
Любовь требует удовлетворения чувства, дружба – ума.
1556
Лучше разочароваться в друге, чем в дружбе.
1557
Дружба -  единственная необходимость романтического сердца. Другой романтики для него не существует.
1558
Друга нельзя найти. Настоящий друг найдёт тебя сам.
1559
Золото? Я согласен, довод убедительный. Но глубоко заблуждаются те, которые считают, и вполне искренне, что общественное мнение можно купить. Друзья не покупаются. И даже самый богатый человек не захочет купить себе друга.
1560
Раздражительность – явный признак мономана.
1561
Только одиночество способствует глубоким мыслям.
1562
Одиночество навевает на нежные сердца былые сны и минувшую печаль.
1563
Тот, кто ищет уединения, в скором будущем начнёт искать одиночества.
1564
Огонь страшен, когда горит, но он необходим, раз сжигает.
1565
Революции всегда уничтожают то, к чему мы привыкли, за что борется наша нравственность и мораль.
1566
На революцию нельзя ответить контрреволюцией. Контрреволюция – это составная часть революции.
1567
На революцию революции нет.
1568
Когда вспыхивает революция, то любой контрреволюционер – всего лишь мятежник.
1569
Сила революций заключается в том, что они происходят (возникают) крайне редко.
1570
Чем больше время между революциями, тем упорней и кровопролитней борьба.
1571
Если за год случается две революции, то естественно напрашивается вопрос: а что такое революция.
1572
Самое страшное для человека, попавшего в центр всесокрушающей лавины – остановиться и пытаться преградить ей путь. В мгновение ока он будет раздавлен и уничтожен разъярённой стихией, вскипевшей природой, проснувшимся народом. У лавин не существует врагов, у неё есть только вожди.
1573
Прекрасные и страшные времена «Марсельез» и «Интернационалов»! Как жаль, что вас уже не вернуть!
1574
Революции, по общему мнению, совершаются или мирным или немирным путём. Но существует и третий – тайный.
1575
Тактика революционной борьбы состоит в том, чтобы вовремя переменить тактику.
1576
Тактические приёмы зависят от важности стратегических задач.
1577
Когда делают революцию, то журналистов нанимать не приходится.
1578
Плоды, созревшие под солнцем революций, быстро осыпаются и ещё быстрей гниют.
1579
Мозг дан человеку для того, чтобы обманывать: себя, других, кого угодно. Человека, говорящего правду – нет.
1580
У самого сложного обмана конец всегда прост.
1581
Нет ничего легче, чем руководить обманутой толпой. Ведь для того, чтобы она взбунтовалась, она должна сначала узнать правду.
1582
Обманутые молчат, знавшие правду никогда уже не заговорят.
1583
Стоит только раз обмануть человека, как уже невозможно не думать, что любому это будет сделать не так уж и трудно.
1584
К чему изобличать обманщиков, если многие из них такие талантливые.
1585
Смелость города берёт, поэтому надо быть необычайно хитрым, чтобы их удержать.
1586
Ум против силы, хитрость против ума, сила против слабости.
1587
Для чего грабить с помощью войн, когда можно – мирным путём.
1588
Вор стал честным, потому что он устал думать.
1589
Отдыхать мысленно могут позволить себе только мошенники, награбившие не один миллион и ушедшие на покой.
1590
Грабители, составившие себе состояние, не обладают только одним пороком,– жадностью.
1591
К каждому вору сторожа не приставишь – говорит народная мудрость, а вот наоборот – вполне естественно и не так уже трудно, а то что мудро – об этом и говорить не приходится.
1592
Воров всегда больше чем сторожей.
1593
Любил лесть во всех её проявлениях.
1594
Его ум был настолько мелкотравчат, что никакая, даже самая тяжёлая, глыба лести не могла его придавить.
1595
Лесть очень трудно поддаётся шлифовке.
1596
Вечная трагедия холуёв в том, что их выбор хозяина, в конечном счете, всегда ошибочен.
1597
Ошибки возможны даже в том случае, если их невозможно совершить.
1598
Только поев, можно понять, что неправ. Голодный всегда прав.
1599
Только враг может заметить все ошибки. В этом его несомненная польза.
1600
Самое страшное – это в пятьдесят лет самому осознать и понять свою ошибку, совершённую в юности.
1601
Признать свои ошибки – ещё не значит от них избавиться.
1602
Ошибки отдельных великих людей выводят из тупика человечество быстрей и несомненней, чем их открытия и гениальные предвидения.
1603
Можете ошибаться, можете даже не признавать свои ошибки, но обязательно исправляйте последствия своих ошибок, иначе вы погибли безвозвратно.
1604
Мне пока только двадцать два. Я ещё могу позволить себе любовные ошибки продолжительностью в полгода.
1605
Когда ошибается правда, страдает весь народ; когда ошибается ложь, страдает только лжец. Поэтому правда не должна ошибаться. Цена её ошибки слишком высока.
1606
Ошибки надо не осуждать, ошибки надо не обличать. За ошибки надо наказывать.
1607
Как часто ошибки выводят нас на путь истинный!
1608
Как часто понятие «ошибочный» мы путаем с понятием «неблагоприятный».
1609
Не обязательно быть профессором, чтобы выбрать правильный, единственно правильный путь, в лабиринте несовершённых ошибок.
1610
Боже, сколько глупостей принималось людьми за единственную необходимость, сколько лгунов они возводили на трон божества, но где он этот опыт? Снова у власти трусы и обманщики, снова пред туманным и расплывчатым лицом глупости и невежества преклоняем мы свои колени.
1611
Только читая книги, я научился им не верить.
1612
Книги – цель разума.
1613
Первым, с кем бы я завёл дружбу, так это с библиотекарем.
1614
Конкуренция умов порождает кризис веры.
1615
Конкуренция в надлежащее время и в надлежащем месте неизбежно приводит к нравственному совершенствованию общества в целом. Но это только «в надлежащее время и в надлежащем месте». Во всех других случаях она приводит к гражданской войне и гибели государств.
1616
Оружие нашего времени – лицемерие.
1617
Вы глупы, потому что непоследовательны, а вы – лицемер, потому что судьба наделила вас незаурядным умом.
1618
Лицемерие – вежливость узурпаторов.
1619
Простое может быть сложным, но сложное простым – никогда.
1620
Трудно понимать слишком простые вещи.
1621
Я не знаю, есть ли на свете что-либо сильнее, чем лень. Обломовы неисправимы. Ни потребность любви, ни страх смерти и нищенского существования не могут заставить их действовать.
1622
Есть две разновидности лени: лень тела и лень души. Ленивые тела почти всегда труженики мысли. И наоборот. Не умеющие и не хотящие думать, с удовольствием выполняют самую чёрную работу.
1623
От лени души ничто не излечивает, в то время как необходимость и нужда легко врачуют лень тела.
1624
Был достаточно умен, чтобы мыслить, видеть и чувствовать, но был ещё более ленив, чтобы сделать из всего этого практические выводы.
1625
Красота бесконечна, уродство всегда одно.
1626
Лучше быть дураком, чем уродом.
1627
Лучше уж искусственная красота, чем естественное уродство.
1628
Не есть ли удовлетворение личных потребностей – жадность?
1629
Обязанности сушат ум человека.
1630
Приняв наследство, нельзя отказаться от обязательств по нему.
1631
Человек никогда ничего не должен, никогда, никому и ничем не обязан.
1632
Обязанности личности в какой-то мере зависят от возможности общества добиться его (личности) перевоспитания.
1633
Исполнение желаний убивает счастье. Емеля-дурак не может быть счастлив по определению, но сыт и пьян будет всегда.
1634
Побочный талант.
1635
Прежде чем зарывать талант в землю, надо прежде извлечь его оттуда.
1636
Чем трудней минута, тем легче острить.
1637
Лучше острот не понимать, чем их повторять.
1638
Вдохновение невозможно навязать.
1639
Вдохновение лучше записывать, чем вспоминать.
1640
Время стоит на месте, человек же стареет.
1641
Старость приходит к нам вместе с воспоминаниями.
1642
Если вы начали думать о детстве, юности, то вы уже старик.
1643
Старость может ещё быть достойна любви, но она не может быть достойна власти.
1644
Хмель, прежде чем ударить в голову, бьёт по карману.
1645
Лживая скорлупа этикета растворяется только в вине.
1646
Вино – единственный ключик к правильному пониманию истинной сущности человека.
1647
Чем больше человек пьёт, тем меньше он становится человеком.
1648
Благосостояние народа определяется и по количеству выпускаемого и потребляемого вина, а его бедность – только по количеству пьяных.
1649
Вино в качестве лекарства полезно только в гомеопатических дозах.
1650
Когда вино становится потребностью, оно превращается в яд.
1651
Нигде мера не играет такой значительной роли, как в употреблении спиртного.
1652
Никогда так хорошо не узнаешь человека, когда он хорошо контролирует свои движения, но не отдаёт отчёта своим мыслям.
1653
Злоупотребление алкоголем неизбежно вытекает из неполноценности умственного развития.
1654
Глупость – причина пьянства, ум – его следствие.
1655
Пьянство, вызванное сильным нервным потрясением, есть способ забыться для слабых натур и мягких характеров.
1656
Когда я держу в руках карабин, я чувствую себя ребёнком, когда я держу в руках авторучку, я чувствую себя стариком, и только когда я держу в руках бокал с вином, я чувствую себя молодым.
1657
Неужели не ясно, что один пьяница в десять раз опаснее для общества, чем десять тысяч политических заговорщиков.
1658
Сколько требуется – столько и есть, что требуется – то и есть. Именно в этом и заключается сущность прогресса.
1659
Потребности должны быть прямо пропорциональны средствам, иначе они превращаются в тормоз развития, как человека, так и общества.
1660
Потребности человека зависят от возможности их удовлетворения. Они или бесконечны, или ограничиваются до минимума.
1661
Человек зависит, точнее должен зависеть, только от необходимости.
1662
Раз это есть, значит, это необходимо.
1663
Нет ничего более постоянного, чем потребности человека.
1664
Нет более лицемерного утверждения, будто бы люди имеют разные потребности.
1665
Нет ничего более постоянного (относительно, конечно) и более всеобщего, нежели потребности человека.
1666
Чем ниже у людей потребности, тем легче их эксплуатировать. Люди без потребностей – рабы.
1667
То, что в течение недели тебе не понадобится, не понадобится и в течение всей жизни.
1668
Потребности и побуждения: первое – преходяще, непостоянно, часто обманчиво; второе – вечно, постоянно, всегда правдиво и честно.
1669
Терпеть не могу, когда осуждают дурные поступки других людей.
1670
Дайте человеку один шанс из тысячи уцелеть в опасном предприятии, и он решится на него во имя будущих благ, рассчитывая на счастье и удачу; отнимите у него этот шанс, и всё равно человек решится на всё, рассчитывая только на чудо.
1671
Главное не уметь, гораздо важней отважиться.
1672
Неудачи только увеличивают рвение, настойчивость и волю.
1673
Я выбрался из трясины, но я ещё в болоте.
1674
Начал, как всегда, удачно, в конце, как обычно, не повезло.
1675
Счастье не улыбнулось, фортуна повернулась спиной, риск не оправдался.
1676
«Кому хочется слушать про неудачи?» - вот насквозь фальшивое кредо некоторых средств массовой информации и почти всех политических и государственных деятелей. Да, неудачи не вдохновляют, да, часто неудачи расхолаживают, да, неудачи неприятны, особенно тем, кого они задевают, чьё самолюбие они ранят, чью некомпетентность они раскрывают перед общественным мнением; замалчивая неудачи, мы тем самым ставим им памятник. Только обнародованная, признанная и вынесенная на суд общественности, только такая неудача перестаёт ею быть, а автоматически превращается в трамплин для будущих бесспорных побед.
1677
Всё может надоесть и наскучить. Человек привыкает к самой изысканной пище, он может заскучать в обществе самой прекрасной и умной женщины, он может возненавидеть даже жизнь, но жажда знаний не приедается никогда.
1678
Человек человеком становится, философом же рождается.
1679
Математик – наивный старик, философ – взрослый ребёнок.
1680
Философ, не знающий психологии людей, всё равно, что физик, не знающий таблицы умножения.
1681
Физика и математика спасут человечество, химия сделает его всемогущим и бессмертным и только философия укажет путь, как сделать первое и достичь второго.
1682
Философ неизбежно становится политиком, политики же, к несчастью, имеют о философии самое поверхностное представление.
1683
Если философия учит, а политика заставляет, то зачем тогда нужна философия?
1684
Одинокая келья философа менее познаваема, нежели все тайны мироздания вместе взятые.
1685
Не политику нужно философское образование, а философу – политическое.
1686
Философия выдвигает проблемы, доказывает возможность или невозможность их решения и только после этого в дело вступает жизненный опыт человечества и здравый смысл каждого из его представителей.
1687
Философ в частном видит общее, математик в общем – частное.
1688
Философия, по-моему, не должна нуждаться в примерах и тем более в фактических доказательствах.
1689
Мечты – жизнь сердца, философия – жизнь ума.
1690
Любопытство – вот тот моральный стимул, движущий учёными.
1691
Печальные глаза симпатичны только на прекрасном лице, на уродливом или глупом – они вызывают жалость.
1692
У чистейших и невиннейших существ есть один недостаток: они всегда начинают с преклонения глупости.
1693
Невинность обменивается только на опыт и знания.
1694
Несбывшиеся надежды порождают ненависть к обществу.
1695
Даже самая маленькая надежда может вдохновить человека на подвиг.
1696
Лишите человека всего, но не отнимайте у него надежды, и он будет жить и бороться.
1697
Радуга надежды появляется только после житейских бурь.
1698
Чистота никогда не сохранит своё первозданное состояние. Её конечная форма – результат очищения. Всегда.
1699
Целомудрие народа проявляется в его врождённой честности.
1700
- Я требую предоставить мне самостоятельность!
- А вы кто?
- Я? Я – палач.
1701
Палач по призванию, воспитанию и образованию.
1702
Плох тот палач, который становится палачом в силу обстоятельств.
1703
Можно расстрелять человека, но ни на каком костре нельзя сжечь его смертный приговор.
1704
Никакую причину, в конечном счёте, устранить невозможно.
1705
Окончательная победа невозможна, ибо это гибель.
1706
Тот только, кто сумеет переплести на одной канве правду и ложь, добьётся победы.
1707
Мы победили! Теперь не мешало бы оглянуться на наши ошибки и обсудить поражения.
1708
Поражения не учат побеждать, поражения учат ненавидеть. Только силой ненависти измеряется возможность победы.
1709
Мучительно больно быть победителем собственного сердца.
1710
Бессмысленность борьбы и неизбежность победы – вот что делает жизнь бесплодной, пресной, скучной и напрасной.
1711
Как часто оборона и даже отступление рождают победу.
1712
В безрезультатной борьбе победитель тот, кто обороняется.
1713
Ещё одна победа и ещё десять тысяч врагов.
1714
«Решающее сражение» противоречит логике развития. Не может быть «решающего сражения». Победа всегда впереди.
1715
Право проигрывать накладывает на человека обязанность выигрывать.
1716
Но кто знает, когда сила воли превращается в догматизм, а самые честные люди – в фанатиков.
1717
Сила воли! А не доспехи ли это глупости?
1718
Говорят, что если лишить прав одного человека, то это отразиться на правах всех. Но у этого выражения есть и обратная сторона, которое звучит, примерно, так: если лишить прав всех, то это никогда не отразится на правах одного.
1719
С введением «особых прав» для немногих, наступает всеобщее бесправие для всех.
1720
Материальная гарантия прав неизбежно заканчивается в концентрационных лагерях. Права человека прямо и непосредственно вытекают из его сущности свободы выбора, подкреплённой личными достоинствами и обязательным невмешательством государства.
1721
Предоставляя неограниченные права своим лидерам, народ требует от них только одного – не ошибаться.
1722
Права – псевдоним привилегий.
1723
Честолюбец – это прославившийся эгоист.
1724
Идеальный человек – это бред сумасшедшего.
1725
Идеала не существует в природе.
1726
Если бы существовало человеческое совершенство, то оно, прежде всего, должно было бы быть лишено воли и желаний.
1727
Он так низко пал, что начал совершенно серьёзно верить в высокие идеалы.
1728
Сила сильных в вере в победу, сила слабых в надежде на пощаду.
1729
Гордиться силой? Ужасно. Слабостью – другое дело.
1730
Можно ли гордиться собственной слабостью? Можно, если веришь в свою счастливую звезду.
1731
Чем слабее палач, тем ужасней пытка.
1732
Убеждать – значит отпугивать.
1733
Самовнушение – сила, даже более могущественная, чем искренняя вера.
1734
Понятно, но не настолько, чтобы убедить.
1735
Беспринципность хуже предательства.
1736
Скромные всегда несчастные. И в этом их настоящее счастье.
1737
Ничто так не проклинают в тридцать лет, как скромность.
1738
Люди, стесняющиеся быть скромными, как правило, превращаются в циников.
1739
Скромность – это неосознанное чувство стыда.
1740
Был настолько скромен, что произнести непристойность было для него в тысячу раз легче, чем выслушать её.
1741
Люди могущественные только тогда скромны, когда они откровенны. Никакая ложь не может быть скромной. Скромность лжи – это трусость.
1742
Герой тот, кто борется за справедливую идею. Безумец же отдаёт свою жизнь за догму.
1743
О делах человека судят по его развлечениям.
1744
Это преступление, когда под видом «элементарного исполнения повседневных обязанностей» проповедуют идею подвига.
1745
Подвиг – это не риск, подвиг – это самопожертвование.
1746
Человек создал труд.
1747
Когда человека заставляют трудиться во имя его же собственного блага, то здесь что-то нечисто.
1748
Борьба – не долг. Долг – работа, работа незаметная, тихая, полезная.
1749
Любую способность к определённому труду можно уравнять количеством или трудоёмкостью другой работы.
1750
Иногда страх перед трудом (физическим, умственным – не имеет значения) может толкнуть человека на беспримерный подвиг.
1751
С того самого момента, когда благодаря труду человек сделался человеком, уже не труд  стал определять человека, а человек стал определять труд.
1752
Труд – это возможность собственного существования. Работа же – это предоставление возможности существования тем, кто не желает трудиться.
1753
Тяжёлый физический труд так же отгоняет мысли, как сильные порывы ветра отгоняют мух.
1754
Цель воспитания – привить ребёнку веру в себя.
1755
Нет щекотливых вопросов. Есть неправильное воспитание.
1756
Воспитывать надо тех, кто желает исправиться.
1757
Это плохой тон – учить хорошему тону.
1758
Вежливость – прерогатива людей, отказавшихся от дел.
1759
Вежливость – это общественная «запрограммированность» человеческих взаимоотношений.
1760
Что пользы в умных людях, если они вежливы.
1761
Бог – это Сатира, чёрт – это Трагедия.
1762
Обыкновенный человек никогда не подумает разыгрывать из себя существо особенное, идеальное, неповторимое.
1763
Революционный дух превратился в мещанский душок.
1764
Революционер – это тот, кто разрушает и строит одновременно. Только разрушитель – варвар, а строитель – консерватор и рутинёр.
1765
Борец (революционер) должен обладать тремя качествами (в порядке значимости): во-первых, чистой совестью, во-вторых, хитростью, в-третьих, смелостью.
1766
Ложь революционеров – это их ошибки, в которых они боятся признаться потому, что считают себя вечными революционерами. Надо обладать недюжинной смелостью и величайшим тактом, чтобы правильно выбрать момент для того, чтобы сказать во всеуслышание, что ты уже не революционер. Смешно выглядит молодящаяся старуха.
1767
Если нет потребности в революционерах, это не значит что их вообще не существует. Они есть. Они есть всегда.
1768
Смеяться над невежеством – ещё большее невежество.
1769
Сожаление – это крайняя степень грусти.
1770
Само сожаление уже достойно сожаления.
1771
Сознательная ложь – предательство, случайные ошибки – глупость, но в итоге из последнего всегда вытекает первое. Глупость (не страх, как думают многие) во веки веков порождала предательство.
1772
Изменяют не идее, а изменяют делу, в котором разочаровался, в котором ошибся, в которое больше уже не веришь. Подобная измена имеет в своей основе не глупость, а мужество, действующее всегда, по определению, открыто и честно.
1773
Патриотизм заключается не в ненависти к врагам и подлецам, которые грабят твою родину, а в стыде за друзей, которые безучастно наблюдают за этим.
1774
Необъяснимо, как патриотизм.
1775
Можно любить всё иностранное, но ты не патриот, если не любишь русской музыки.
1776
В каждом народе есть нечто (будь то идеи или свершения, традиции или история), что заставляет его гордиться своей национальной принадлежностью.
1777
Патриотизм в их (большевиков) понимании – готовность всех и каждого к жертве ради их своекорыстных интересов.
1778
Совместима ли мораль и повседневное поведение?
1779
Что может быть безнравственней, чем насаждение нравственности. Ведь нравственность – в природе вещей.
1780
«Мораль различна при различных социальных системах». Но точно с таким правом я могу утверждать, что в капиталистическом обществе гравитация античеловечна, а в социалистическом – гуманна.
1781
Можно «онаучить» и мораль. Но зачем? Неужели некоторые могут думать, что подобными мерами возможно добиться тех результатов, которые возникали в далеко не нравственном обществе прошлых общественных отношений? Неужели планирование нравственно устойчивой личности может создать второго Достоевского или Альберта Швейцера?
1782
Опыт – не обязательно убелённая сединами голова. Опыт – это ещё и случайное познание истины.
1783
Опыт прошлого не может не состоять из ошибок настоящего.
1784
Для того чтобы наступило общечеловеческое взаимное доверие, необходимо чтобы все люди, без единого исключения, забыли всё, что произошло в прошлом. Великий союзник подозрительности, недоверия и сомнения – это только прошлое.
1785
Доверием можно купить даже ангела.
1786
Чтобы читать в собственном сердце, нужно пройти не через одно несчастье, нужно испытать не одно унижение, нужно пережить не одно горе.
1787
Бесконечность не предполагает реальное существование.
1788
Бесконечные величины не поддаются никаким арифметическим действиям. Тем более сложению.
1789
Безвольная мысль – источник большинства преступлений.
1790
Не было, нет и не будет такого общества, которое не воспитывало бы преступников.
1791
Объяснить сложное всегда проще, чем понять простое.
1792
Сон – отец мысли, лень – мать мечты.
1793
Типичным может быть всё, кроме постоянства.
1794
Мечтатель греет руки светом далёкой звезды.
1795
Мечтатели никогда не обжигаются, они сразу сгорают.
1796
Мечтатели тем опасны, что им не ведомы угрызения совести. Они презирают добродетели других и молятся на собственные слабости.
1797
Мечтатель, если он вознесётся над миром, - единственный человек, который может осчастливить человечество. Но вот беда. Прокладывая себе дорогу к власти, он незаметно для себя может уничтожить это человечество до единого человека и, очутившись один среди руин и трупов, широко откроет глаза и произнесёт: «Вот видите. Оказывается я был прав, а вы меня не послушались», и преспокойно начнёт оплакивать свои жертвы, искренне сожалея о случившимся. Таковы мечтатели – ужасные люди, нечеловеческие характеры, безвольные личности.
1798
Мечтатели ненавидят лгунов и строят воздушные замки, мечтатели презирают гордецов и отвергают весь мир, мечтатели любят подчиняться только чувству и всем существом отвергают самую справедливую демократию и самую демократическую свободу, если они исходят не от них. Мечтатели рабы тех, кто их любит и тираны для тех, кто старается их понять и объяснить.
1799
Кто может любить страстно, самозабвенно, нежно и поддаться любому увлечению, если предмета любви нет рядом? Только мечтатель! Порок ли это? Нет, скорее добродетель. Ведь подобные измены для мечтателя лишь ещё одно доказательство его любви. Мысль: «Я изменяю тебе и думаю о тебе» кажется ему подтверждением самой искренней любви.
1800
Мечтатель никогда не уверен в своих силах, зато он не сомневается никогда в своем великом предназначении.
1801
Был настолько робок и мечтателен, что, не задумываясь, мог бы уничтожить весь мир.
1802
Фантазёр – это тот, кто будущее переносит в настоящее; мечтатель настоящее переносит в будущее.
1803
Любая граница – это призыв к её уничтожению.
1804
Нет, это родился не новый убийца, это воскрес старый.
1805
Трудно было даже решить, он ли был создан для народа или народ для него.
1806
Мучительно больно не успеть записать приснившуюся тебе умную мысль.
1807
Запрет – лучший стимул.
1808
Я запрещаю, но я разрешаю нарушать моё запрещение.
1809
Если хотите, чтобы был изобретён эликсир бессмертия, то запретите под страхом смертной казни все исследования, имеющие цель открыть его.
1810
Вовремя и справедливо выплаченная зарплата рабочим, служащим и земледельцам – вот те инвестиции, притом инвестиции реальные, которых мы так ждём из-за рубежа с тем, чтобы их тут же разворовать.
1811
Он никогда не изменял своим аморальным принципам.
1812
Плохое по всем законам диалектики должно становиться всё хуже и хуже, иначе оно плохим навсегда и останется, а оно должно стать хорошим.
1813
Как может коллектив быть выше личности!? Сильней – пожалуйста, умней – тоже согласен, правда, с оговорками, но выше – только не это.
1814
Не уметь тоже надо уметь.
1815
К чему все эти учения? Ведь есть только одна мудрость.
1816
Теория – неизбежный проходной двор любого предприятия.
1817
В теории – схоласт, на практике – битник.
1818
Вернуться в забытое в тысячу раз приятней, чем в прошлое.
1819
Любые обломки зарастают мхом.
1820
Человек не может забыть то, что он хочет забыть.
1821
Забывчивость обратно пропорциональна памяти.
1822
Когда забывает молодость – это вполне естественно, когда же в этот грех впадает зрелость, то этому просто нет объяснения.
1823
Консервативен, как сама смерть; слеп, как жизнь; прав, как время.
1824
О всём человечестве можно судить по любому из его представителей.
1825
Только поставив перед собой бесконечно-несбыточную цель, человечество может рассчитывать на бессмертие.
1826
Человечество нельзя научить, оно само научиться; его нельзя ни воспитать, ни перевоспитать – оно само и воспитается и перевоспитается.
1827
Человечество уже перешло свой Рубикон, но, о Боже, сохрани его от Пирровой победы над своим вечным врагом – над самим собой.
1828
Человечество запустило уроки. Надо снова засесть за таблицу умножения и за Гомера.
1829
У нас, наших внуков и правнуков ещё есть время пожить в колыбели.
1830
Человечество – монолит плохих привычек и конгломерат – хороших.
1831
Человечество разъединяют не цели, а пути их достижения.
1832
Неизбежность всегда приятно оправдывать. Не есть ли это компромисс с враждебными нам силами, не есть ли это трусость, предательство, наконец.
1833
Фаталисты обычно рано умирают.
1834
«Замешан в правду» - это пострашней, чем быть уличённым во лжи.
1835
Чистые листы? Есть ли они ещё в наше время?
1836
Компетентность не предполагает предоставления ей длительного срока для того, чтобы ознакомиться с делами и войти в курс дела. Компетентному человеку для этого требуется максимум пятнадцать минут.
1837
Долой золотую середину! Да здравствуют самые крайние крайности!
1838
Вы спрашиваете, кто мы такие? Мы мужья современных женщин.
1839
Прежде чем попасть жене под каблук, необходимо прежде взгромоздить её себе на шею.
1840
Говорить о себе всегда трудно, потому что постоянно приходиться врать.
1841
Преимущество сизифовова труда заключается в том, что он не оставляет времени на глупости.
1842
Мне жалко людей, позволяющих себя дурачить. И ещё мне за них стыдно.
1843
И творческий труд требует зарплаты.
1844
У мальчиков всегда больше возможностей не учить уроки, чем у девочек.
1845
Грешить мысленно ещё больший грех, чем грех реальный, так как он доставляет больше наслаждения.
1846
У фанатиков веры совершенно отсутствует сила воли.
1847
Юношу-фанатика можно понять и простить, но над фанатиком-старцем можно только посмеяться.
1848
Главное – почувствовать в себе способности и призвание к какому-нибудь делу.
1849
Призвание человека это тот случай, который определяет его способности.
1850
Молчаливых людей обычно опасаются, но не все молчаливые  люди обязательно что-то замышляют.
1851
Действовать молча – это ещё не самое главное. Куда важней держать язык за зубами при составлении и обдумывании собственных планов.
1852
Молча слушать это ещё не значит подслушивать.
1853
Шпион делает ставку на собственную хитрость, разведчик надеется на глупость противника.
1854
Ярость – это мужество, не считающееся с жертвами и потерями.
1855
Неприметность, изменяясь количественно, т.е. от абсолютной неприметности во всём образе жизни до неприметности в отдельных поступках, изменяется и качественно, переходя от скромности ко лжи и трусости.
1856
Беспорядок – великий порядок.
1857
Дорога беспорядков – самая гладкая.
1858
Кто мечтает, тому легче страдать.
1859
Спекуляция – это боязнь не продешевить, во-первых, и унижение покупателя – во-вторых.
1860
Где дорого золото, там дорого и добро, где спекулируют золотом, там спекулируют и справедливостью.
1861
Живут трудом, богатеют умом, наживаются обманом.
1862
Исключения существуют сами по себе.
1863
Исключение – это ещё не доказательство, но, одновременно, оно даёт право  отвергать тот основной закон, к которому оно относится.
1864
Исключения украшают и разнообразят нашу жизнь.
1865
Существование исключений – закон, подтверждающий лживость всех теорий, проповедующих своё бессмертие.
1866
Правила всегда скучны, интересными бывают только исключения.
1867
Исключения препятствуют возникновению всеобщей и вечной мудрости.
1868
Мудрость исключений.
1869
Когда смеются враги, ничего не остаётся больше, как мстить друзьям.
1870
Незнакомое напомнило забытое.
1871
Не смешивайте никогда незнание и непонимание. Оценка, данная некомпетентным лицом, более объективна, чем оценка лица непонимающего, и даже более справедлива и объективна, нежели оценка специалиста.
1872
Все люди имеют один общий недостаток: у всех них есть личная жизнь.
1873
Любой общественный строй, проповедующий свою незыблемость – реакционный.
1874
Когда карлик волею случая возносится на вершину власти, то и титаны кажутся ему пигмеями.
1875
Перенасыщенность рынка обесценивает любой товар – это аксиома. Справедлива она и по отношению к категориям нравственным. Если в обществе слишком много людей, желающих вести его в «светлое будущее», то в результате это общество оказывается в кровавой трясине, из которой  уже нет выхода.
1876
Не надо забывать, что за каждым живым человеком стоит анкета.
1877
Причин самоубийств много, но сами самоубийства делятся на два вида, которые приводят к суициду наиболее часто, а именно: борьба без надежды на успех и вера в неминуемую победу. Самоубийцы из первой группы всегда вызывали к себе сочувствие, желание преклоняться им, любовь самую искреннюю. Вторая группа самоубийц, как правило, вызывает к себе уважение и… жалость. Мы приносим к их могилам цветы благодарности и слёзы простой человеческой печали, но и только. Наше сердце восстаёт против подобных жертв. Наиболее яркие примеры второго типа самопожертвования – это Матросов, Гастелло, Перовская, Желябов. Они шли на смерть по велению собственного сердца, не оглядываясь назад, хотя впереди видели только смерть. Матросовы искренне закрывали амбразуру вражеских дотов, но их жертвы не продукт чистоты помыслов, а результат ужасных заблуждений, принятых за мировую истину всеобщего счастья, которое неминуемо наступит, если все бросятся закрывать своим сердцем амбразуры зла и несправедливости. И Матросов был бы прав, но все не бросились следовать его примеру. А вот то, что такие как Матросов обеспечили будущее тем, кто и пальцем не пошевелил ради этого будущего и которые, по гамбургскому счёту, совершенно его не достойны – это факт. Эти люди, воздвигнув памятники некоторым героям с посмертной славой, продолжают воспитывать новые жертвы во имя собственного благополучия.
1878
Нет ничего легче, чем осудить самоубийство, но и нет ничего трудней, как его совершить.
1879
Атеизм – это трусость, трусость политическая.
1880
Атеизм бесполезен, он ничего и никогда не изменит.
1881
Верующий и неверующий – близнецы с противоположным знаком.
1882
Кризис перепроизводства – единственный путь достичь и сохранить устойчивость в способе производства и в любой системе хозяйствования.
1883
Компромисс – это всегда сделка, безнравственная уловка, которая в принципе ничего не решает и, в конечном счете, всё оставляет на своих местах.
1884
Что может быть более планомерно, чем стихийность!?
1885
Нет ничего легче, чем совместить положительное и отрицательное.
1886
Смена начальников – всегда хорошая примета, но полагаться на неё – более чем глупо.
1887
Хороший слуга, но плохой хозяин.
1888
Сознательная дисциплина это то же, что мокрая вода.
1889
Дисциплина это только необходимость и ничего больше.
1890
Дисциплина – синоним тирании и антоним свободы.
1891
Сознавать нужно не дисциплину, а необходимость её введения.
1891
Не может быть  дисциплины без истинного равенства.
1892
Бдительность – это, прежде всего неуверенность.
1893
Постоянная боевая готовность – только страх.
1894
Позёр – это ниже чем посредственность.
1895
Нет такого ответа на заданный вопрос, который бы был окончательным.
1896
Ответы на любые вопросы неподсудны даже Богу.
1897
Всё, до чего можно дотронуться – нереально.
1898
Как приятно делать полезное!
1899
Полезные дела обычно не всегда очень красивы, а подоплёка полезных дел часто вообще безнравственна, и это ещё мягко сказано.
1900
Думай о своём будущем, и ты будешь полезен любому обществу.
1901
Прямая дорога всегда ведёт в пропасть. Короткий путь – самый опасный.
1902
Величина свободного времени прямо пропорциональна благосостоянию народа. Но это совсем не значит, что чем меньше человек работает, тем лучше он живёт.
1903
Спрос прямо пропорционален достоинству человека.
1904
За любым самым частным случаем надо уметь видеть жизнь народа.
1905
Даже единичный и совершенно частный случай может превратить в ничто  целое учение.
1906
В любом обществе единица – величина качественная, с каким знаком – это уже другой вопрос.
1907
Когда мы слышим умный афоризм, то наш первый вопрос: «А кто это сказал?»
1908
Афоризм – последний довод дураков, сила – последний довод самоубийц.
1909
Любую истину можно высказать афоризмом, но, к сожалению, не любой афоризм является истиной.
1910
Нет ничего более подробного, чем афоризм.
1911
Афоризм с подрезанными крыльями.
1912
Между продажей мыслей и слов разница в том, что слова можно перепродать, а мысль только продать.
1913
Я поступил честно, но, о Боже! из каких низких побуждений!
1914
Материальные стимулы лишили его последних моральных принципов. Моральные стимулы намного улучшили его материальное положение.
1915
Навёрстывать упущенное. Боже, как это глупо.
1916
Настоящий материалист может преклоняться только перед идеализмом.
1917
Бесконечность материи – это ли не классический пример идеализма.
1918
Пусть это слишком абсурдно, но мне кажется, что материя – это всего лишь агрегатное состояние пространства, а время – продукт распада, выделяющийся при реакции между пространством и материей.
1919
Материализм? Уж очень он ограничен бесконечностью пространства и вечностью времени.
1920
Для материалистов кладбище – это финал жизни, для идеалистов – только начало вечности, бессмертия и всепрощения.
1921
Ничем так хорошо не скрывается невоспитанность, как грубостью.
1922
Невоспитанность эгоистов проявляется в самоуверенности.
1923
Нет тона более дурного, чем претензия на хороший тон.
1924
Копание в книгах, бессонные ночи в одинокой келье, груды исписанной бумаги, короче говоря – самообразование – это единственный путь сэкономить быстротекущее время. Никакая работа с учителем по определённым программам не заменит самообразования. Если наставник и сможет объяснить в одно мгновение запутанный вопрос, ответ на который необходим к завтрашнему утру, то никакой учитель не может предвидеть всех тех проблем, которые неизбежно встанут перед взором его ученика в самое ближайшее будущее. И только бессистемность самообразования с тысячью новых, на первый взгляд, казалось бы, совершенно бесполезных истин, может развить память, не прибегая к опыту – этому извечному врагу чувствительных душ – и приумножить интерес к изучаемому предмету. Случайные же, параллельно познанные истины обязательно дадут о себе знать в процессе дальнейшего познания мира и изучения действительности. Но тогда уже, естественно, не будет надобности в менторе.
1925
Благотворительность не противоречит честности, но не искупает и ложь.
1926
Неприятие благотворительности, как средства радикальной материальной помощи, не может служить поводом для отказа от личного участия в этой помощи. Наоборот. Именно честные люди, которые не согласны с самим принципом благотворительности, не думая, отдают последнее.
1927
Если бы студенты не шутили, то зачем нужны были бы университеты?
1928
Шутить с пустыми карманами могут только студенты.
1929
Студент – это аристократ, не получивший наследства.
1930
Как жаль, что диплом даётся студенту только в обмен на чувство юмора.
1931
Студент – это надежда страны, но пока только с пустыми карманами.
1932
Бедный студент! Только он один понимает, насколько он беден.
1933
Роскошь не верить в себя может позволить себе только Робинзон Крузо.
1934
Неверие в свои силы в общегосударственном масштабе превращается в обман всего народа.
1935
Любую мысль можно не только развить, не только продолжить, не только улучшить и усовершенствовать, но и заставить её звучать совершенно по-новому, изменив в неё одно единственное слово или применив её к обстоятельствам, к которым она не предназначалась; и от этого её ценность не уменьшится.
1936
Если мелодия прекрасна, то слова не имеют значения.
1937
Актуальность набила оскомину своими штампами.
1938
Текущие события я лишь усугубляют путаницу во всемирной истории.
1939
Трагедия – это только смерть. Сатира – всё остальное.
1940
Трагедия – это ниша Сатиры.
1941
«Неравенство, проистекающее от неодинаковости природных способностей» - самое несправедливое, самое чудовищное, но, к сожалению, и самое необходимое.
1942
Нельзя принимать всерьез даже самые пылкие уверения в любви, если расстаёшься на продолжительное время. В противном случае очень горько будет разочаровываться.
1943
«Всё, что идёт на пользу пролетариату как классу, хорошо, всё, что вредит ему, - дурно». Принимая это высказывание Ленина за основу, можно с полным основанием утверждать следующее: если пролетариату пойдёт на пользу уничтожение его диктатуры, то это, значит, хорошо, а если продолжение его диктатуры пойдёт во вред ему, то это, вполне естественно, плохо. Остаётся только выяснить, что хорошо, а что – плохо.
1944
Психолог это тот, кто найдёт оправдание де-юре виновному де-факто.
1945
Психология – оптимизм в болоте пессимизма.
1946
Если бы жизнь строилась на основах психологии, то в мире не существовало бы горя и слёз.
1947
Психология – поставщик сырья, ум же властен лепить из него всё – или совершенное человеческое существо, или же нравственный брак, не поддающийся исправлению. Всё зависит от мастерства и врождённого дара мозга.
1948
Психология задаёт вопросы, на большинство которых ум не в состоянии дать удовлетворительного ответа.
1949
Неприятности тем плохи, что они укорачивают наслаждение счастьем.
1950
Нет времени читать книги только у тех, кому никогда в голову не приходила мысль, что такое смерть.
1951
Если вы, прочтя миллион книг, возьмёте из каждой хоть каплю их оригинальности, своеобразия, занимательности и неповторимости с талантом и гениальностью, употребите хоть одно не ваше слово – то вы вор. Читают не для того чтобы учиться, а для того, чтобы, упаси нас Бог, не повториться.
1952
Слишком занятые люди обычно забывают о том, чему их учили в детстве и вопреки своей воле на каждом шагу показывают пример невоспитанности.
1953
На глупость – вера, на ум – хитрость, на силу – внезапность, на любовь – дружбу, на доверие – неблагодарность, на радость – равнодушие, на эгоизм – лесть, на красоту – богатство, на восторженность – разврат, на милосердие – правду, на медлительность – заинтересованность, на наивность – терпение, на скуку – опасность, на воспитанность – смех, на трусость – смерть, на власть – предательство.
1954
Обнадёжим, чтобы выжать последнее.
1955
Силы социальной инерции настолько могущественны, что последствия непредвиденных (или предсказуемых) остановок (революций) и последующих изменений направления движения (прогресса) настолько серьёзны и важны, что могут незамедлительно отразиться на внутренней структуре государства и, если направление движения выбрано неправильно, то через определённый промежуток времени неизбежно последует частичная деформация, а затем и полное крушение, самого государства и его механизма.
1956
Болтовня на сотнях языков и наречий об одном и том же.
1957
Интересы народа только тогда осуществятся, когда осуществится интерес отдельного человека.
1958
Поверим, чтобы хоть одну ночь поспать спокойно, без кошмаров.
1959
Никто так не привязан к жизни, как палач.
1960
Сейчас ты боишься своих чувств, но будем надеяться, что позже тебе не придётся смириться перед обстоятельствами.
1961
Лучше верить в ложную подлость, чем сомневаться в искренней честности.
1962
Будь сознательным – спорь, будь идейным – поддакивай, будь самоотверженным – не задумывайся.
1963
Нет ничего смешней заблудшей овцы! Люди! Не стыдитесь своего стада. Но, к счастью только заблудшие овцы не дают погибнуть человечеству.
1964
Нет таких прочных человеческих организаций и нет таких идей, которые могли бы сплотить человечество воедино. Общечеловеческое стремление к счастью и богатству, безопасности и уверенности только разъединяет людей.
1965
Чем больше люде стремится к одному, тем меньше счастливцев достигает цели.
1966
Костёр, но поближе, чем солнце, но за тучами.
1967
Поставить человечество на край пропасти – это ещё не всё, надо ещё подтолкнуть его в бездну.
1968
Спорьте, но только не пытайтесь ничего доказывать.
1969
Можно свергнуть любую власть, кроме власти глупцов, ибо никакая власть не пускает такие глубокие корни.
1970
Нет ничего труднее конспектирования собственных мыслей, как нет ничего легче объяснения чужих.
1971
Уж лучше безмозглая глупость, чем глупость умников.
1972
Весёлость дураков опрятнее, человечнее и возвышеннее смеха оплывших жиром бездельников.
1973
Государство – это мы. Но есть ли в мире борьба более жестокая и бескомпромиссная, чем борьба с самим собой.
1974
Нет ничего увлекательней, чем чтение своих записных книжек и дневников, хотя иногда это вызывает чувство неловкости и стыда.
1975
И в орлиных гнёздах попадаются кукушкины яйца.
1976
Не всё можно запачкать, но на всё можно бросить тень.
1977
Когда человеку холодно, то он алмазы превращает в уголь.
1978
Обжёг язык чаем и… проклял Прометея.
1979
Города без страха кишат трусами.
1980
Не то что были, а просто куда успели деться.
1981
И в зубе мудрости может быть дупло.
1982
Вы не оправдали наших надежд, но вы подтвердили наши опасения.
1983
Чтобы спуститься с облаков, необходимо иметь гораздо более мощные крылья, чем взлететь на них.
1984
Нет цвета более близкого чёрному, чем цвет розовый.
1985
Хочет, но не может – бессилен.
Может, но не хочет – жесток.
Не может и не хочет – глуп.
И может и хочет – несчастен или скучен.
1986
Не иметь собственного лица – это один из многочисленных способов его приобрести.
1987
Изнутри двери запираются, а не открываются.
1988
Умение жить определяется в наше время только толщиной бумажника.
1989
Практика требует результатов, результаты требуют поиска, поиск требует знаний, знания требуют практики. Так замыкается круг.
1990
Умение жить состоит, прежде всего, в том, чтобы не обращать внимания на то, как живут другие.
1991
Бесконечно число способов умереть и лишь один-единственный – родиться.
1992
Солнце существует для всех, но одним оно светит, а других – только греет.
1993
Правда уничтожит пятьдесят лет нашего прошлого, но явится незыблемым фундаментом нашего тысячелетнего(?) будущего.
1994
Человеку всегда столько лет, сколько он сам себе даёт.
1995
Пресыщение всегда наступает от неиспытанного во всей его полноте наслаждения. Вот почему циники и пошляки не в состоянии получить и тысячной доли того наслаждения, которое получают самые заурядные любовники, любящие друг друга.
1996
Как это глупо – нарушать законы, как это пошло – нарушать традиции и обычаи.
1996
Человек, страдающий манией величия, не может быть дураком, но он всегда безумен.
1997
Социалистический реализм на практике: писатели и поэты, строчащие доносы.
1998
Культура задыхалась в вакууме прогресса и тисках моды.
1999
Что такое культура? Видите ли, ракеты, полёты на Луну и Марс, кибернетика, генетика – всё это прогресс. Культура же – всё это как раз наоборот.
2000
Новый век пытается создать свою культуру. Он и не осознаёт, что этим самым ставит под сомнение саму культуру. Разве может существовать и сосуществовать две культуры? Это более чем противоестественно. Культура всемирна и общечеловечна именно по общности своих  задач и целей. Кто же пытается подменить эти цели новыми – всего лишь ремесленники и паяцы, пусть даже и талантливые.