О конкурсах красоты

Наталия Май
                О конкурсах красоты
                эссе

Когда-то, во времена Перестройки, это зрелище представляло для соотечественников куда больший интерес. Потом – приелось. А почему? Ведь на самом деле сравнить ПРИРОДНЫЕ внешние данные женщин (в чистом виде – безо всяких искусственных средств улучшения) всегда любопытно. Но если поставить всех конкурсанток в равные и абсолютно честные условия: ноль косметики, распущенные волосы природного цвета, никаких драгоценностей, одинаковые купальники нейтрального цвета. Тогда это конкурс физических данных, а не косметических, ювелирных фирм или модельеров одежды. Можно сравнивать то, что нужно – кожу, волосы, зубы, линии и параметры.
Ведь дело даже не в том, справедливо или нет распределяют места, блат или не блат.  Если это уж очень не бросается в глаза. Просто зрители прекрасно понимают, что с помощью профессионалов из салонов красоты заставить засверкать как новогоднюю елку можно любую женщину. И в конкурсе по большому счету нет никакого смысла. Кроме коммерческого. Потому что как зрелище это становится скучным.
Но если отойти от навязываемых глянцевой индустрией стереотипов нашего времени и проследить за тем, как менялись стандарты и мода на тот или иной тип внешности, это уже интересней намного. Мода на пышечек, на миниатюрных красоток, на рубенсовский идеал и очарование вечной девочки-подростка. Покатые плечи и широкие бедра, как раньше было принято считать за эталон женственности, или широкие плечи и узкие бедра, как модно сейчас, – что красивее? Вопрос вкуса и индивидуальных предпочтений и только.
Люди не делятся на королей красоты и квазимодо, в каждом – свое неповторимое очарование, или, напротив, что-то отталкивающее, вопреки формальному соответствию той или иной норме «правильности», все зависит лишь от способности разглядеть, увидеть. Об этом когда-то писал Достоевский.