Чудное мгновенье

Горовой
ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ

Говорят о странностях, загадках любви. Существует не вызывающая ни у кого любовь первая и любовь последняя. А что бывает между этими двумя признанными обществом и не идущими вразрез нравственности любовями? Или больше судьба никого никогда не сводила, не сталкивала? Или встречи были несерьезными?
В каждой встрече участвуют двое. Для одного из них это действительно может быть просто легким увлечением, но для другого это может быть первая любовь или последняя. Почти во всех книгах писатели чаще описывают или первую любовь или последнюю, воспевая и ту, и другую. Воспевают еще и невстречу. «Сюда принесла я блаженную память последней невстречи с тобой...»
А сколько в жизни вообще бывает «невстречей»? Когда он и она увидели друг друга, кто-то кого-то ослепил, зажег в груди огонь и «чудное мгновенье» исчезло навсегда.
И мне однажды довелось такое испытать. Было это на Алтае. Высокогорная степь-полупустыня. Переправа через бурливую Катунь. Я стоял возле своей машины, ожидая парома,  и вдруг обратил внимание на всадницу-казашку, тоже ожидавшую парома. Она была молода, красива и величественна на своем сильном косматогривном коне. Он нетерпеливо переступал ногами, высекая из камней искры и, казалось, гордился своей чудной наездницей. Я взглянул на нее снизу вверх и, наверное, смотрел дольше, чем можно было смотреть. Она стрельнула взглядом на меня и отвела глаза. Потом снова посмотрела и, словно мы уже были знакомы, сказала с легким восточным акцентом:
— Не смотри так — тосковать будешь!
И вдруг пришпорила коня и ринулась с ним в бурную Катунь. Я рванулся вперед, испугавшись, что вода собьет всадницу и девушка может погибнуть. Но, видимо, она хорошо знала те места или, может, у нее тоже
 вспыхнул в груди огонек,  и она ринулась его тушить. Борясь с течением, конь трудно преодолевал реку, то погружаясь в кипящий поток до самой гривы, то вырываясь из него, поскальзываясь на подводных камнях, оступаясь, падая и снова подымаясь, взрывал копытами мощный поток и наконец достиг другого берега, от которого отходил уже по тросу, ожидаемый всеми паром.
Давая коню передышку, девушка-казашка ласково похлопывала его по сильной блестящей от воды шее, затем оглянулась, помахала кому-то рукой, быть может, мне. Потом подняла коня на дыбы и, припав к его гриве, умчалась-улетела в степь.
«Не смотри так — тосковать будешь!..»
Как я на нее смотрел? И почему она так сказала? И почему не дождалась парома? Что у нее было в душе? У меня — пылал огонь.
Все-таки жили на земле сильные и красивые существа — андрогины. И разъединенные Зевсом, они продолжают искать друг друга в этом непомерно огромном и сумбурном мире.
В кино бы мы обязательно встретились. И в романе — тоже. Но жизнь движется по другим дорогам и тропам. Конечно же, мы больше никогда не встретились. Много лет прошло с тех пор. Я давно женат и вроде бы счастлив. Но нет-нет да и вспомню ту прекрасную девушку-казашку, которая, гарцуя на красивом коне, игриво бросила: «Не смотри так — тосковать будешь!»
И представьте себе — тоскую!