Йети 1. Всего один след

Ирина Маракуева
газета "Аномалия",СпБ, 2008,№24

Один день, 18 октября 2008 года, неожиданно превратил меня из скептиков в сторонники моего давнего друга, Валентина Борисовича Сапунова. Будучи биологом, я никогда не отрицала возможности существования "снежного человека" - йети - в высокогорных глухих районах, но была абсолютно уверена, что уж в средней-то полосе его нет. Настолько уверена, что ряд непонятных мне признаков просто относила к загадкам моего леса. Однако по порядку.
Лес, с которого начат тот знаменательный день, уже описан мной в рассказе "Дорога никуда - дорога к себе" (журнал "Миллион друзей", 2001, №2, текст доступен на моей странице сайта проза.ру). Тогда я писала о нём, как о "страшном" лесе, куда ноги отказываются идти. Однако за это время леса изменились, опушки сильно заросли, и мы стали изредка посещать страшный  лес в поисках лисичек. Мы - это шестилетний внук, я и собачка средней величины, метис болонки и велш-корги.
День откровений, 18 октября. Мы отправились в лес не столько за грибами, которых уже очень мало, сколько для осмотра и последующего описания состояния растительности. Однако, лисички в нашем "страшном" лесу сползли со склонов холма, где росли летом, в полусухое болотце, раскинулись гофрированными зонтами и прельстили нас. Так, передвигаясь от одной оранжевой "поляны" лисичек к другой, я натолкнулась на следы двух медведей: крупной медведицы с медвежонком. Стебли сфагнума медленно поднимались там, где их втоптали когти медведицы... Звери прошли за нашей спиной буквально в десяти шагах! Мы поспешили к лесной дороге, пересекающей лес, и там нашли уже более старые следы во мху, что сохранили только абрис лап. Значит, всё время, пока мы собирали грибы, медведица с медвежонком наблюдали за нами. Кем мы им показались? Такими же медведями - старой медведицей с маленьким медвежонком? Нападать они не собирались, но всё же свежие следы вызывали чувство опасности:  не страх или панику. Интересно, что Юста, наша собака, убежала далеко вперёд, и вернулась лишь тогда, когда мы повернули к дому по дороге. На дороге собака обнаружила мокрое пятно возле медвежьих следов - и  повалялась. Мускусный запах остался надолго: Юста "подушилась" медвежьей мочой.
Дойдя до перекрёстка, я повернула по другой дороге, что огибала "страшный" лес. Ведь предполагалось, что мы прощаемся с лесом, а не убегаем от медведей сломя голову! Пошли прощаться.
Не понимаю, почему, но то, что мы избегли столкновения с медведицей, вызвало во мне некую бесшабашность, и я уговорила внука зайти в прибрежный, совершенно неизвестный мне лес, обнаружив заросшую тропинку сквозь посаженную полосу сосен и - главное - табличку на бывшем столбе - указателе лесников: "Частное владение".
Лесников теперь нет, как нет  и ухода за лесом. Есть - продажа. Этот лес продан под вырубку! Сие событие возмутило меня крайне: за сосняком виднелся великолепный строевой лес. Раз так - посмотрим хоть напоследок...
Великолепный лес, почти без подлеска. Гиганты сосны и ели. По опушке - ивы, как и везде. Но проходить сложно, сосенки в рост человека рассыпаны хаотично. Грибы - лисички, чёрные грузди. Некоторые раздавлены ногой, лежат на толстой хвойной подстилке. Что же за грибники такие, грибы давят?
Идём близко к опушке - всё же лес неизвестный, страшновато. На самой опушке тропа - и огромный валун. Саженный соснячок непроходим, но внук устал, и  я прячу его под куртку и проламываюсь через сосенки. Одна полоса сосенок отстоит от другой на метр: прогалина. Выпускаю внука подышать, наклоняюсь - и вижу огромный след! Он уже подсох, слегка стёрся - но размер его явно превышает следы медведицы. След  около 30 сантиметров длиной, напоминает след очень плоскостопого человека с подушкой, расширяющей его там, где человеческий след обычно сужается, и с тремя закруглениями пальцев толщиной около 3 сантиметров.
- Три пальца! - кричит Стёпа. - Других нет!
Чувство оглушённости, что нарастало уже около камня, достигает пика. Восприятие рассыпается как мозаика. Помню, спрашивала у внука, не могли ли такое нарисовать. Да как? Попасть туда сложно, вряд ли кто-нибудь здесь проходил: прогалина заканчивается в паре метров, и сосняк смыкается. Только в этом месте глина на маленьком холмике, вокруг - хвойная подстилка. Следов больше нигде нет, нет и явных поломок ветвей... Сосенки высотой около 2,5 метров.
- Это Йети! - говорю я. - Снежный человек. И смешно - так звали мою бабушку, сокращённо от Генриетты.
Стёпа тянет меня выходить. Собака опять где-то вдали, выбегает метрах в двухстах от нас. Не лает.
Ушли подавленные. Ну что за прощание! Сплошной страх!

Оглушённость длилась дня три, а Стёпа смотрел сны с Йети: тот с ним играл и водил в гости к... роботу!
- Нарисуй! - попросила я. И он нарисовал: маленькая голова, расширяющаяся в шею, плавно переходящая в опущенные плечи и большой живот. Ноги. С тремя пальцами.
Юста, что обычно сидела со мной допоздна, уходила ночевать рано, в дальний конец дома, забивалась под кровать. Уличные собаки соседа выли по ночам, а на дверь дома, идущую в наш крытый двор, посреди ночи обрушился чудовищный удар. Мистика. В этот двор может проползти собака, может пройти ёж... Но не человек. Дом крепко стоит на кирпичном фундаменте, сам трещать не мог... Я была рядом с дверью во двор. Сердце упало. Тоже поспешила в глубину дома, в спальню, от ужаса подальше...
Вот тогда идея Йети овладела мной целиком - и вынудила вернуться в лес с мужем спустя три дня. С фотоаппаратом. Следа мы не нашли. Нашли камень, яму под выворотнем, от которой опять тянуло опасностью. Может, медведь готовит берлогу? - мы поспешно удалились... Однако совершенно случайно засняли этот уголок - ради пейзажа. До того, как испугались. До того, как у мужа начало болеть сердце...
Лишь спустя дни события стали собираться в единую картину, а когда В.Б.Сапунов подарил нам свою книгу "Между человеком и зверем", ещё ряд моментов получил объяснение.
Так, в первый день встречи, еще под впечатлением от медвежьих следов, мы услышали истошный женский крик издалека, от опушки часто посещаемого леса. Но женщин там быть не могло: не то время. Осенью лес пуст. Кричать так, с завыванием - какая же беда случилась? Может быть, неизвестная птица? - подумала я, но Стёпа сказал: "Бабушка! Тётя кричит!". Нет. Не тётя. Этот  крик... нечеловеческий человеческий... Почти рёв.
Затем. Я восхищалась новыми хозяевами леса: мол, молодцы, загородили все дороги и даже тропинки стволами. Приглядевшись, удивилась: большинство стволов вывернуты из земли или сломаны, а лежат точно поперёк дорог.
Три ствола берёз склонились дугой над просекой. Допустим, катались на них медвежата. Зачем сразу на трёх в нескольких метрах друг от друга? Снег? - тогда и другие, соседние, стволики были бы согнуты - ан нет. Только три.
И, наконец, в сосняке на опушке целая группа орхидей-любок была подкопана чем-то узким так, что оставлены растения, но оторван клубенёк. Подозревала кабанов, поскольку знаю следы человека-собирателя: лопата и холм земли вместо орхидеи. А если это Йети? Ямка шириной 2 сантиметра может быть оставлена ногтем. Конечно, я пальцем землю не вскопаю, но и сила наших пальцев может разниться. А клубни любки - салеп - это лекарство. Запрещено людям, любка в Красной Книге, но звери запретов не знают.
Сюда же попробую добавить воспоминание 1987 года. Вблизи опушки леса собирала землянику в полном одиночестве. Земляники было много, лес сосновый редкий, много света - а дальше, метрах в десяти - густая тень на малиннике. Слышу какое-то бормотание и начинаю поднимать голову - но вдруг чувствую, что нельзя: надо как-то взглянуть искоса. Если человек - он окликнет. Кусты малины шевелятся, кто-то иногда бормочет и трещит сухими ветками. Если это медведь - бежать нельзя. Начинаю пятиться, собирая землянику. Мол, не вижу тебя. Сама разворачиваюсь понемногу и искоса смотрю. Там темновато, но ветки малины полутораметровые - год влажный - и над ними слегка возвышается что-то широкое и тёмное. Пыхтит и бормочет. Медвежонок! Минут двадцать пятилась, пока на добралась до опушки и не бросилась по полю домой: в поле не нагонит.
Бывший хозяин нашего дома сказал, что медведь на днях задрал корову в соседнем селе, и сбил меня на двадцать лет... Ну какой медведь бормочет? Не зря же я думала сначала, что человек, но он был слишком тёмным и широким - и не окликнул меня. А главное - одурение, оглушённость, потусторонность точно та же, что около гигантского следа - но не около следа медведицы! Я ведь тогда быстро забыла тот случай. Слишком быстро. Вспомнила лишь рядом со следом Йети, с микроскопическими подробностями.
Теперь и не знаю, хочу ли встретить это существо, что пришло в густые леса, брошенные лесниками, и кричит на опушках? Даже след его пугает и путает...
Но  я  не хочу поддаваться тому стиранию памяти, что превращает её в мозаику, а это Йети умеет. Надеюсь, что предупреждён - значит вооружён.
Так что? Фотоаппарат и гипс с водой извечно при себе? - Наверное. Хотя, быть может, и попрощался со мной тот подросток из 1987-го, уходя из проданного леса в 2008-м. Всё же уже были знакомы...

p.s. Если длина ног Йети превышает полтора метра, он мог пройти через сучки сосен, не поломав их: на этой высоте уже начинаются живые ветви, что легко отгибаются, не ломаясь. А следы на хвое не увидишь.
Зачем он давил грибы? Чтобы отвадить грибников - или просто шёл беззаботно?