Камикадзе глубин

Михаил Богачёв
Говорят,что Юрий Алексеевич Гагарин,посетив Полярный и спустившись в прочный корпус дизельной подводной лодки 641 проекта,которая на то время была гордостью российских кораблестроителей сказал:"Да этим ребятам за каждый выход в море героя давать надо.Весь ужас космического корабля -ничто по сравнению с многомесячной жизнью в отсеках подводной лодки,где извините и посрать то негде по-человечески."Я не ручаюсь за точность слов Юрия Алексеевича,но предание повторяет эти слова из поколения в поколение.
   Выбор училища в которое предстояло поступить после нахимовского был ограничен списком военно-морских училищ и как правило Фрунзе,Ленком,Попова были главными.Симпатии к выбору профессии складывались в выпускном классе.И часто мы даже себе не могли объяснить,почему подплав или радиоэлектроника.Мой выбор был далеко не спонтанным.По сути своей я никогда не был военным человеком и казарма внушала мне ужас. Казалось бы о каком свободолюбии можно говорить,когда с 11 лет затянут рамками устава и подпоясан ремнём дисциплины? Но жизнь за забором только стимулировала наш поиск лазеек в другую жизнь. И каждый побег был до безумия сладок. И не важно, что это было- самовольная отлучка,выкуренная сигарета,прогуленный урок, симуляция болезни,выпитая на троих бутылка портвейна-это всё была свобода,которую мы не понимая любили.В этом собственном мире рождалось то,что потом будет отлакировано флотскими буднями, приняв морской шик всей жизни.За который
потом многие из моих друзей заплатили непомерянную цену поломанной жизни.
      В 11-ом классе я попал к военным врачам,,какая-то очень удачная симуляция болезни накануне полугодовой контрольной по математике,,показалась врачу нашей роты подозрительной и она вместо дорогого и любимого нахимовского лазарета отправила меня в госпиталь.Дежурный врач в приёмном покое,осмотрев меня,переставшего симулировать болезнь и тайком набивать температуру на градуснике,не решился отправлять меня назад и написав диагноз-энтероколит, положил в палату.В палате был только один человек и ещё одна пустая койка.Мой сосед спал,отвернувшись к стене,я тихонько устроился и загрустил,мне предстояло как минимум две недели "лечиться".Через некоторое время сосед завозился, раздались какие-то булькающие звуки,а когда он повернулся ко мне то я увидел марлевую повязку закрывающую горло.Жестом он подозвал меня к себе,взяв карандаш и тетрадь
написал:"Откуда?" "Нахимовское училище"сказал я." Хорошо"-написал он .
                На этом наш диалог закончился.Вечером,когда меня вызвали на процедуры,
состоящие из какой-то мерзкой отравы в мензурке,дежурная сестра сказала:
"С тобой Герой Советского Союза....., подводник лежит.Рак горла,смотри будет уговаривать за выпивкой сбегать,узнаем, что бегал вылетишь из госпиталя,а может и из училища.Понял." "Хорошо"-сказал я.Утром ,после обхода завотделением и лечащим врачом,мой сосед поманил меня пальцем,взяв синию дермантиновую тетрадь написал:"Тебе сказали кто я и что бегать за водкой нельзя?                "Да"                "Ну и что- не побежишь?"-написал он.
"Пообещали из училища отчислить,если узнают" "Струсил?"-продолжил он.
Я молчал. "Не боец и просить не буду!!!"-три восклицательных знака были приговором.
Наше молчание продлилось до обеда,мой сосед меня не замечал только презрительно иногда посматривал на меня.В этом презрении было всё- даже воздух,которым он с хрипом дышал.После обеда и сна к нему пришла его жена с ворохом кульков в которых были мандарины,апельсины,домашние булочки и красочная коробка с маленькими пироженными из кафе"Север".Жена о чём-то начала с ним говорить,я вышел в коридор и стоя у окна угрюмо рассматривал
Калинкин мост и людей,спешащих по своим делам.На удивление дверь моей палаты хлопнула, заплаканная женщина вышла,увидя меня подошла ко мне."Вы простите,замучил совсем.Больно ему,обезболивающие почти не помогают.А спиртное я не могу ему принести.Вы уж как-нибудь помогите ему,поговорите. Хорошо?"-просительно закончила она                .Вечером я перемахнув забор в больничном халате сбегал за чекушкой это всё ,что я мог купить на свои деньги.
После ужина и всех процедур я подошёл к его кровати и молча протянул чекушку. Он приподнялся на локте,взял тетрадь и написал;"Боец,я это знал"
В течение двух недель я исправно бегал за чекушкой,а он травил мне бесконечные рассказы о войне.Больше всего в жизни я жалею о той тетради,которую он подарил мне на прощание,где были записаны наши разговоры о жизни ,войне,женщинах,друзьях,начальниках,предательстве,вере и которую я так беспечно потерял.Как много бы я отдал сейчас,чтобы вернуть ту
в синей дерматиновой обложке общую тетрадь
Так судьба в очередной раз сделала выбор-подплав.Первое,что поразило в училище-буфет в офицерской столовой,который заполнялся после занятий до отказа.Это было единственное заведение во всех военных училищах Союза,где разрешалось употребление пива,а офицерскому составу и крепких напитков.Пивным барам Питера не снился такой выбор пива и блюд к нему,что было своеобразной отличительной карточкой -элита,подплав. История оставила нам приказ Гитлера,где строжайше было предписано,что где бы не появился немецкий подводник,независимо от звания,все должны приветствовать его-вставая-элита Германии...
За всё приходится платить и за этот гусарский дух свободы расплачивались жизнями в аварийных отсеках подводных лодок.
Моя первая автономка запомнилась-возвращением.В Уру-губу мы входили в марте.Корпус лодки после шестимесячного плавания напоминал ржавый и всеми забытый буксир,выброшенный на мель.Лёд ещё уверенно держался и большие льдины тёрлись о бока лодки,на пирсе нас встречал Главнокомандующий Военно-морским флотом.Оперативный дежурный флота
передал приказ командующего Северным флотом:" Привести лодку в идеальный вид.Швартовка в 10.00"Оставались сутки ,а до пирса всего ничего-
час хода.Легли в дрейф и начали генеральную уборку,если с отсеками более или менее всё ясно,то как привести корпус в нормальный вид? Долго не рассуждая,командир даёт приказание-"Боцман, крась левый борт" Левым бортом мы швартуемся к пирсу и его видно,правый же виден только со стороны залива.Стояла солнечная, весенняя погода,солнышко пригревало Приказание получено и боцман ,вытащив из шхер канистру чёрного кузбаслака начал покраску.Выкрасили.К утру всё должно высохнуть и командир доложившись о готовности попросил добро на завтрашний вход.
В 10.00 мы подошли к пирсу и под марш "Славянки" пришвартовались.Подали трап,Главком со всем штабом начал подниматься ,ступив на борт он подскользнулся и если бы не поддержка кого-то из свиты,то наверняка бы упал.
Сделав ещё два шага он недоуменно уставился на палубу лодки-кузбаслак не высох, ноги вязли в густом месиве краски и льда.
Вместо торжественной встречи весь экипаж стальными скребками счищал черную,вязкую жижу.
Сдав все дела,команда готовилась к поездке в санаторий,затем отпуск.Командир
вызвав меня сказал:"Ты холостяк,а посему сдашь всё что числится за нами по продовольствию,дождёшься экипаж,а потом в отпуск".И не давая мне возможность по ныть приказал-"исполнять!"Утром старпом передал мне массу всяких бумажек,в которых я ничего не понимал,а он усмехнулся:"Осилишь"
Экипаж уехал,а я два дня просидев над продовольственной бухгалтерией, поняв одно,что сколько бы я не мучился всё равно бес толку,пошёл к тыловикам.
Милая женщина показала на дверь кабинета
сказала:"К Михалычу зайди ,он поможет" В кабинете сидел старый мичман лет под 50 и по всем меркам ему давно бы надо внуков нянчить.Увидев мою просящую физиономию, спросил:"Отчёт сдавать?" "Да" "Чистые бланки с печатью старпом оставил?" "Да" "Тогда положи всё на стол и приходи через
недельку" Я быстренько все документы оставил на столе и поблагодарив вышел.Всю неделю меня мучили дурные мысли:"А если не сделает....."
Наконец неделя закончилась и я постучал в знакомый кабинет Мичман был на месте."Товарищ мичман,мы договаривались о сверке,я пришёл"-начал блеять я.
"Хорошо, всё сделано,завтра начальник тыла эскадры утвердит,а ты к часикам
трём подгони грузовичок к продскладу,остатки заберёшь" "Есть"-обрадовано
ответил я не понимая ничего-какие остатки,куда их забрать? Договорившись за бутылку спирта(шила) с водителем камаза, я в три часа ждал мичмана у склада.
В течение часа моряки загрузили мой камаз-вином,шоколадом,таранькой и самыми дефицитными деликатесами вроде языка,а мичман вручив мне утверждённые документы,пояснил:"Понимаешь существует нормативы замен-
хлеб можно заменить на крупу или ещё что-то,крупу на сахар,сахар на тараньку
вот я тут твои остатки и поменял,а то что в машине это уже списано .Распоряжайся на своё усмотрение" Я стоял в полуобморочном состоянии."А вы себе возьмите что-то"-пролепетал я."Сынок,то что нужно мы взяли,это ваше
Езжай,всё законно не бойся"Разгрузил я машину у себя в комнате,которая была полностью от пола до потолка заставлена продовольствием и вином так, что мне пришлось переселиться на плавказарму.Первый вопрос,который задал мне командир по возвращению был:"Всё подчистил,надеюсь всё в нуле?" "Да,да ещё в каком нуле. У меня к Вам просьба сейчас заглянуть ко мне домой." "Пошли" сказал командир,очевидно ожидая увидеть накрытый стол в качестве
просьбы убытия в отпуск.Когда он увидел златые горы,то его лицо напомнило мне моё у продовольственного склада,хотя он конечно иногда пользовался такой заменой,но не в таких количествах.
От должности помощника,предложенной мне командиром я отказался.Жизнь
продолжалась и впереди был отпуск.Через 60 суток,стоя у трапа я докладывал командиру о прибытии,жизнь заканчивалась.Начинались будни.Поднявшись на рубку,посмотрел на голые скалы в распадках которых ещё лежал снег-конец июня и нырнул вниз в прочный корпус.В центральном посту
мне стало плохо,пулей вылетев наверх меня вывернуло наизнанку,рвало так,как будто мне сделали промывание желудка.Мой организм наотрез отказался принимать лодку с её воздухом настоянном на аромате дизельного соляра,вони выхлопных газов,щелочных испарений аккумуляторов и ещё миллиона всякой гадости.Прошёл месяц и моё нутро смирилось,я вновь мог засыпать в тепле ревущего дизеля даже не замечая ничего.......