Узбекско-американские отношения

Алишер Таксанов
ПОСЛЕ СОБЫТИЙ 11 СЕНТЯБРЯ 2002 ГОДА
(Краткая хроника и анализ 2001-2002 гг.)


Отношения между Узбекистаном и Соединенным Штатами нельзя назвать безоблачными и ровными. Конечно, в первые годы независимости Узбекистана, Вашингтон приложил немало усилий в установлении дипломатических и торговых связей с новым независимым государством Центральной Азии, оказывал всяческую помощь в развитии рыночной экономики, но в дальнейшем этот процесс несколько замедлился. Американских партнеров смущали многие вопросы, касающихся политической системы и демократизации общества в Узбекистане, в частности, авторитарность режима, репрессии против оппозиции и преследование инакомыслия, введения цензуры в средствах массовой информации и подавления религиозных свобод. Предоставление политического убежища в США бывшему первому послу Узбекистана в этой стране А.Маликову показало, что с текущей ситуацией не согласны не только американская сторона, но и многие узбекские граждане. Поэтому, видимо, президент Ислам Каримов не мог долгое время получить возможность продолжительной встречи с главой Белого Дома. Уже к середине 90-х годов стало ясным, что Ташкент стремится попасть под крылышко Вашингтона, предлагает стать проводником американских интересов в Центральной Азии и противовесом в стремлении России вернуть эту зону под свое влияние. По оценкам экспертов, особых успехов эта концепция не имела, так как США до последней поры не имели конкретных стратегических интересов как ни в Узбекистане, так и Центральной Азии, хотя частный бизнес здесь уже проявился с начала 90-х годов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОТРУДНИЧЕСТВА

В течение 2000-2001 гг. Ислам Каримов всего лишь один раз совершил визит в США – и то 7 сентября 2000 года на саммит ООН в связи с наступлением нового тысячелетия. При этом никаких серьезных встреч с государственными лицами США не проводилось. Радикальные изменения произошли после 11 сентября 2001 года, когда США потерпели удар от сил международного терроризма, и началась военная операция на территории Афганистана против движения «Талибан» и организации «Аль-Каида», организовавшей теракт. Узбекистан был одним из первых государств, который в этот период согласился сотрудничать с Соединенными Штатами в борьбе с международным терроризмом. Следует сказать, что ранее Ташкент был удовлетворен тем, что Госдепартамент США внес Исламское движение Узбекистана в списки террористических организаций, а значит, она находится под преследованием мирового сообщества. С другой стороны, Узбекистан хотел «чужими руками» решить и проблему с реакционной оппозицией, которую сам породил своей негибкой и недальновидной внутренней политикой.
Первым делом Ташкент предоставил своей аэродром «Ханабад» для военного контингента США , но при этом было сделано уточнение, что это не постоянная база и аэродром передается для выполнения исключительно гуманитарных и поисково-спасательных операций на территории Афганистана. Насколько обе стороны придерживались этого аспекта в настоящее время трудно судить, хотя Узбекистан имел значительные материальные выгоды от предоставления воздушного коридора авиации США и был заинтересован в интенсивности полетов . Далее, между государствами усилилось сотрудничество в военной области: Ташкент стали посещать высокопоставленные военные чины из Пентагона, которые обещали значительную помощь .
14 ноября 2001 года Узбекистан в числе других стран-участниц ГУУАМ и США сделали совместное заявление, в котором было записано следующее: «Соединенные Штаты и ГУУАМ будут вместе работать над тем, чтобы предать суду лиц, совершивших теракты 11 сентября, и победить терроризм. Этот конфликт представляет собой борьбу в защиту ценностей, общих для мусульман и немусульман». В то же время в докладе Госдепартамента США «Международный терроризм в 2001 году», обнародованным 21 мая 2002 года в Вашингтоне госсекретарем Колин Пауэллом и координатором по борьбе с терроризмом данного ведомства Френсисом Тейлором, «Соединенные Штаты и региональные правительства также продолжали следить за «Хизб ут-тахрир» – радикальным политическим движением, выступающим за «реализацию чистой исламской доктрины и создание исламского халифата в Центральной Азии. Несмотря на утверждение региональных правительств, США не обнаружили четких связей между «Хизб ут-тахрир» и террористической деятельностью». Данное утверждение, естественно, вызвало гримасу недовольства у Ташкента, который был обеспокоен влиянием этой организации в Ферганской долине и против которой принимал репрессивные меры, считая ее составной частью Исламского Движения Узбекистана.
Хотя к этому времени между Ташкентом и Вашингтоном складывались прагматичные отношения, однако американцы не забывали проводить мониторинг по внутриполитической ситуации в Узбекистане. В частности, США отказались отправить официальную делегацию в качестве наблюдателей на референдум по продлению срока полномочий президента с пятилетнего на семилетний срок и создания двухпалатного парламента, который проводился 27 января 2002 года. Мотивом служило то, что этот референдум усиливал авторитарные направления в государстве, не был прозрачным и открытым и население Узбекистана не имело ни малейшего представления о вносимых на обсуждение этих вопросах. В свою очередь, оппозиция (в частности, находящееся за рубежом) не имела возможности высказать свою точку зрения по референдуму, что не устраивало официальный Вашингтон, чутко реагирующий на все изменения в этой центрально-азиатской стране. Впрочем, часть официальных лиц в Ташкент прибыла (сенаторы, журналисты, дипломаты), хотя, по свидетельству Посольства США в Узбекистане, они выступали как частные лица.
Новый 2002 год ознаменовался активными узбекско-американскими контактами. В течение зимних и весенних месяцев произошло около десятка встреч Ислама Каримова с ведущими правительственными чиновниками США, что еще раз подтверждало американский интерес в Узбекистане. В частности:
6 января произошла встреча Президента Узбекистана Ислама Каримова с группой сенаторов во главе с Председателем комитета Сената США по государственным делам Джозефом Либерманом. Во время встречи сенаторы оценили усилия Узбекистана, направленным на сохранение стабильности в Центральной Азии, на борьбу против терроризма, при этом подчеркнули необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества в этом направлении. Конечно, немаловажным было обсуждение вопросов, связанных с дальнейшим расширением партнерства в сохранении региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом, перспективам двусторонних и, в частности, межпарламентских связей. Сенатора провели также встречу с Председателем Олий Мажлиса Эрикином Халиловым и министром обороны Узбекистана Кодиром Гулямовым .
12 января Президент Ислам Каримов принял Председателя подкомитета по зарубежным операциям Палаты представителей Конгресса США Джима Колби. Глава узбекского государства воспринял данный визит как желание руководства США ближе ознакомиться с обстановкой в регионе, с изменениями, происходящими здесь после начала антитеррористической операции, дать им оценку. В свою очередь, Колби отметил, что США заинтересованы в дальнейшем многостороннем сотрудничестве с Узбекистаном .
17 января ознаменовалась встречей Президента Ислама Каримова с группой сенаторов США во главе с Томасом Дэшлом, являющимся членом комитета по сельскому хозяйству, финансам, правилам и административным вопросам. Для национальной прессы было заявлено, что «на встрече гость выразил благодарность руководству Узбекистана за решительную и принципиальную поддержку США в борьбе против международного терроризма, в ходе беседы состоялся обмен мнениями по вопросам состояния и перспектив двустороннего сотрудничества» .
22 января Президент Ислам Каримов имел беседу с Главнокомандующим Центральным командованием Вооруженных Сил США Томми Франксом. Как отметила узбекская пресса, «выражая удовлетворение по поводу очередной встречи с гостем в Ташкенте, руководитель страны отметил, что интенсивное изменение обстановки в регионе в ходе проводимой в Афганистане антитеррористической операции, требует частых встреч для оценки этого процесса и определения новых задач. На встрече состоялся обмен мнениями по вопросам региональной безопасности, борьбы против терроризма, а также дальнейшего укрепления военно-технического сотрудничества» .
19 февраля состоялась встреча главы узбекского государства Ислама Каримова с Председателем Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных Сил США Ричардом Майерсом. В беседе было сказано, что развитие сотрудничества проявляется в политической, торгово-экономической, а также военной сферах. В частности, хорошо налажено партнерство в области военного образования и подготовки кадров. Военные Узбекистана повышают свою квалификацию в военных учреждениях США. Эффективно действуют связи между министерствами обороны обоих государств . Как видно из этого, военный фактор нисколько не скрывался от международной общественности, в том числе от России, которая внимательно следила за всеми процессами в этом регионе.
25 февраля в резиденции «Ак-Сарой» прошла встреча Президента Ислама Каримова и Исполнительного директора американской компании «Кейс-Нью Холланд» Паоло Монферино, а также председателя совета директоров этой компании Жана Пьера Рассо. Компания «Кейс» имеет серьезные связи с Узбекистаном, поставляя сельскохозяйственные машины различного назначения (всего Узбекистан приобрел свыше 4,5 тыс. единиц). Более того, сформировано СП «УзКейссервис», которое будет оказывать услуги и обеспечивать техническими средствами, доставки запасных частей для машин данной марки . То есть одновременно с укреплением сотрудничества в военной сфере Узбекистан стремился также «набрать обороты» и в экономике.
24-26 марта 2002 года Узбекистан посетила делегация конгрессменов США во главе с сенатором Ричардом Шелби (республиканцем из штата Алабама, ), который является заместителем председателя сенатского комитета по разведке . В состав делегации входил сенатор Билл Нельсон (демократ из штата Флорида) – член комитетов Сената по внешним связям, вооруженным силам и торговле, и Бад Крамер (демократ от штата Алабама), являющийся членом Комитета по ассигнованиям Палаты представителей Конгресса США. Отметим, что в ходе своего визита конгрессмены встретились с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым, министром иностранных дел Абдулазизом Комиловым, а также министром обороны Кодиром Гулямовым. Официальная узбекская пресса осветила этот визит как новый виток в сближении Узбекистана и США, укреплении дружеских связей. Сами конгрессмены не скрывали, что во время встречи с первыми официальными лицами Узбекистана обсуждался широкий круг двусторонних и многосторонних вопросов, в частности, в таких сферах как борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, международная помощь в восстановлении Афганистана.
6 апреля Президент Ислам Каримов встретился с делегацией конгрессменов во главе с членом Комитета по международным отношениям Палаты представителей Конгресса США, председателем подкомитета по вопросам космоса и аэронавтики Комитета по науке Джоном Роубахером. Поднимались проблемы двустороннего сотрудничества, региональной безопасности. Как было заявлено информационным агентством УзА, «на встрече конгрессмены выразили признательность Исламу Каримову за его поддержку международной антитеррористической коалиции» .
22 апреля Президент Ислам Каримов принял Залмая Карзая, помощника Президента США по региональным вопросам, одновременно являющегося специальным представителем главы государства в Афганистане. Как кратко свидетельствует узбекская пресса, произошел обмен мнениями по укреплению безопасности и стабильности в Центрально-азиатском регионе, обстановки в Афганистане и сотрудничестве между США и Узбекистаном .
Между тем с весны 2002 года узбекско-американские отношения вышли на новый виток развития: 11-14 марта года Президент Узбекистана Ислам Каримов совершил официальный визит в США, в ходе которого он встретился с главой американского государства Джорджем Бушем. На состоявшейся 12 марта церемонии в Госдепартаменте США было подписано пять документа:
- всеобъемлющую Декларацию об основах стратегического партнерства и сотрудничества, охватывающую развитие политических связей, в том числе в сфере безопасности, а также экономики, гуманитарном и правовом пространстве (со стороны США подписал Госсекретарь Колин Л. Пауэлл, с узбекской стороны – министр иностранных дел Абдулазиз Комилов);
- соглашение о приобретении участка земли для строительства в Ташкенте нового посольства США (со стороны США подписал Госсекретарь Колин Л. Пауэлл, с узбекской стороны – министр иностранных дел Абдулазиз Комилов) ;
- соглашение о научно-техническом сотрудничестве (со стороны США подписал Госсекретарь Колин Л. Пауэлл, с узбекской стороны – министр иностранных дел Абдулазиз Комилов);
- рабочее соглашение о ядерном нераспространении (со стороны США подписал министр энергетики Спенсер Абрахам, с узбекской стороны – министр иностранных дел Абдулазиз Комилов);
- соглашение о предоставлении среднесрочной гарантии по кредитам в объеме 55 млн. долларов в поддержку закупки американских товаров и услуг малым и средним узбекским предприятиям (со стороны США подписал Вице-председатель Экспортно-импортного банка Эдуардо Агирре-младший, с узбекской стороны – председатель Национального банка ВЭД Зайнутдин Мирходжаев).
Касаясь самого главного документа – Декларации об основах стратегического партнерства и сотрудничества, то в ней отражены следующие моменты: прежде всего, подтверждается совместная приверженность к обеспечению стабильности и безопасности в Центральной Азии, в связи с этим определяются практические цели для расширения отношений между двумя государствами. В рамках этого документа была достигнута договоренность между сторонами не только в вопросах военной безопасности, но и безопасности, проистекающей из открытой рыночной экономики и прозрачной демократической системы. Здесь необходимо рассмотреть пять ключевых позиций данной декларации:
Первая позиция – политические отношения. Узбекистан подтвердил свою приверженность к дальнейшей активизации демократического преобразования своего общества в политической и экономической сферах. В свою очередь, США соглашаются оказывать узбекскому правительству помощь в осуществлении демократических реформ в приоритетных областях, таких как построение прочного и открытого гражданского общества, установление подлинной многопартийной системы и независимости средств массовой информации, укрепления неправительственных структур и совершенствование судебной системы.
Вторая позиция – сотрудничество в области безопасности. США отметили, что будут с серьезной озабоченностью относится к любой внешней угрозе по отношению к Узбекистану, в том числе и территориальной целостности. Кстати, оба государства намерены сотрудничать в борьбе с транснациональными угрозами для общества, а также продолжать свое динамичное военное и военно-техническое сотрудничество.
Третья позиция – экономические отношения. Американцы и узбеки признали, что приоритет в двусторонних связях должен отдаваться экономике, но при этом США намерены проводить мониторинг по приверженности Узбекистана к реализации экономических и структурных реформ .
Четвертая позиция – гуманитарное сотрудничество. Здесь США и Узбекистан намерены активно работать в сферах профессионального обучения, образования, здравоохранения и защиты окружающей среды.
Пятая позиция – правовое сотрудничество. Обе страны считают необходимым строительства в Узбекистане государства, основанного на власти закона, и демократического общества. Здесь сотрудничество сводится в совершенствовании законодательного процесса, создания системы власти, основанной на законах, дальнейшем реформировании судебной системы, повышения правовой культуры в Узбекистане и подготовки специалистов-юристов.
Некоторые эксперты все же указывают, что военный фактор – это основной аспект интереса США в Узбекистане, и он будет давлеть, пока в Афганистане не прекратиться антитеррористическая операция. В то же время официальная точка зрения правительства США на вопрос размещения своего воинского контингента в республиках бывшего СССР явно смещена с военного аспекта на политический: «Соединенные Штаты стремятся к долгосрочному конструктивному взаимодействию с государствами Центральной Азии, в частности, в вопросах экономических и демократических реформ, а также в сфере прав человека, но при этом не хотят создавать военные базы в этом регионе», - так заявила Элизабет Джонс, помощник Государственного секретаря США, выступая 11 февраля на пресс-брифинге по итогам своей поездки в Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан. С другой стороны, правительство США хотят, чтобы государства Центральной Азии и дальше предоставляли Америке доступ к своим базам, «пока они нужны нам для ведения войны с терроризмом и доставке в Афганистан гуманитарной помощи и грузов». 
Интересна точка зрения сотрудника узбекского МИДа, который в неофициальной беседе признался, что правительство Узбекистана надеется на долгое пребывание американского контингента в Ханабаде. «Это инвестиции, содержание инфраструктуры на мировом уровне, занятость населения, повышенный интерес бизнесменов к региону, новый политический статус страны, который будет занимать геостратегическое положение в отношении России, Китая и Ирана», - заявил он. Несомненно, продолжительное пребывание США в зоне интересов России не может не вызвать гневную реакцию у Москвы, на что, впрочем, рассчитывает Ташкент, балансируя между интересами двух сверхдержав. Вспомним, что ранее Ташкент подписал с НАТО программу «Партнерство во имя мира», а затем не пролонгировал Договор о коллективной безопасности стран СНГ от 1992 года (инициатором, кстати, которого он сам и был), этим самым «оторвавшись» от Москвы и начав дрейфовать в сторону Западного полушария.
В то же время Элизабет Джонс заявила: «Мы ставим перед собой задачу объяснить русским, что мы не пытаемся конкурировать с ними в Центральной Азии, мы не пытаемся «вытеснить» их оттуда, а имеем общие интересы и мы будем занимать прозрачную позицию в вопросах реализации этих интересов в Центральной Азии».
Безусловно, США оценили сотрудничество Узбекистана в противодействии экстремизму. Джим Гарамоун, сотрудник пресс-службы Вооруженных сил США 23 мая 2002 года в Вашингтоне заявил, что «операции на территории Афганистана было бы невозможным проводить в отсутствие сотрудничества со стороны государств этого района мира… Узбекистан – северный сосед Афганистана – также предоставляет свои базы и воздушное пространство для переброски войск». Кстати, это было повторено 29 июня во время визита в Ташкент делегации во главе с председателем Подкомитета по развитию и военным исследованиям Комитета по вооруженным силам  Палаты представителей Конгресса США Дунканом Хантером. При встрече с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым, члены делегации отметили, что в успехах международной антитеррористической коалиции есть особый вклад Узбекистана. В ходе встречи обсуждались вопросы дальнейшего развития военно-технического сотрудничества между Узбекистаном и США, укрепления региональной безопасности .
14 июня 2002 года Линн Паско, заместитель помощника Госсекретаря США по делам Европы и Евразии провел пресс-брифинг в Ташкенте, на котором заявил, что «по мере углубления отношений и расширения диапазона сотрудничества между Соединенными Штатами и Узбекистаном по мере нахождения путей взаимных интересов, становится абсолютно необходимым прогресс на пути политических и экономических реформ». Поднимая вопрос о демократизации в Узбекистане, он отметил: «Соединенные Штаты понимают, что демократические перемены не всегда происходят быстро. Но мы считаем важным появление в вашей стране тенденций к открытости и реформированию политической структуры».
«Мне было интересно убедиться в том, что за истекшие шесть-семь месяцев выросло число сфер сотрудничества и углубились отношения между нашими странами, - подчеркнул Паско. -  В Вашингтоне нам все время говорят, что теперь, когда США заинтересованы в сотрудничестве с правительством Узбекистана в рамках войны с терроризмом, вы уже не будете так сильно, как раньше, настаивать на переменах в узбекском обществе. На это я отвечаю, что подобные утверждения абсолютно неверны. Все обстоит как раз наоборот» .
Чиновник высокого ранга сообщил, что вопросы соблюдения прав человека в Узбекистане являются краеугольным камнем в узбекско-американских отношениях, и это было отражено в двустороннем документе о перспективах развития, который Президент Ислам Каримов подписал во время визита в США. Паско отметил, что 7 июня 2002 года Лорн Крейнер, помощник Госсекретаря по вопросам прав человека и демократии, посетил Ташкент, который имел встречи на высоком уровне в правительстве Узбекистана. Несомненно, этот визит имел позитивный результат, так как в начале июля 2002 года Министерство юстиции Узбекистана зарегистрировало партию «Бирлик», которая до этого находилась на неофициальном положении, а ее члены были под репрессией правоохранительных органов.
Сам же Лорн Крейнер на встрече с узбекскими журналистами в Ташкенте в первой декаде июня отметил, что глубокие и прочные отношения между США и Узбекистаном не могут опираться только на безопасность. «Чтобы у нас были серьезные, долгосрочные отношения, нужны реформы, как в экономической, так и в политической. Именно это мы и хотели бы видеть в Узбекистане», - сказал он. Кстати, эти ожидания были четко выражены обеими сторонами в узбекско-американской декларации. Кстати, отвечая на вопрос журналиста, как США характеризует нынешнее положение с правами человека в Узбекистане, Крейнер ответил, что по множеству аспектов его ведомство использовало выражение «очень плохо», но при этом он отметил некоторые изменения. Чиновник выразил удовлетворение, что Международному Комитету Красного Креста вновь предоставили возможность доступа в тюрьмы Узбекистана и что правозащитной организации Михаила Ардзинова дана официальная регистрация. Было также заявлено, что два судебных процесса над сотрудниками спецслужб, обвиненных в злоупотреблении властью и убийстве, имели гласность и общество информировано об этом.
Нужно заметить, что США настаивают на создании политического плюрализма в обществе. Крейнер сказал, что вопрос о признании оппозиции отражен в декларации, который он процитировал: «Улучшение законодательного процесса, расширение надзорных функций законодательной власти, в том числе путем установления свободно избранной и многопартийной законодательной власти». Однако его мнение о продлении полномочий узбекского президента еще на семь лет был несколько уклончив: «Мы стремимся к созданию открытой политической системы».
При этом Лорн Крейнер не считал, что все изменения произошли из-за визита Президента Каримова в США, а не подлинного желания улучшить положение. «Если бы это утверждение было бы правильным, я бы не тратил время на поездку сюда, а Государственный секретарь и Президент не занимались вопросами прав человека, - ответил чиновник. – Упомянутые мной события произошли здесь после визита Каримова. Если бы либерализация произошла лишь перед саммитом, это была бы довольно медленная либерализация. Мы надеемся на более высокую частоту, и это одна из причин, по которым я нахожусь сегодня в Узбекистане». Как видно из этого, демократические процессы в Узбекистане, реально начавшие с весны этого года, были подстегнуты США.
В унисон Лорн Крейнер чуть ранее говорила Элизабет Джонс, помощник Госсекретаря США: на вопрос, с какими последствиями придется столкнуться в Узбекистане, если правительство не будет выполнять определенные критерии в области прав человека, Джонс ответила: «Последствия будут состоять в том, что мы будем постоянно напоминать им об этом. Если Узбекистан не выполняет требования в области демократии и прав человека, то, на мой взгляд, не имеет смысла прекращать помощь этой стране, которая идет, и группам, выступающим за демократию и права человека». Как видно из этого, США не намерены ни при каких обстоятельствах покидать Узбекистан и уже определились в своих стратегических интересах в Центральной Азии. Другое дело, что, как отметила Джонс, «параллельно этому необходимо обеспечить соблюдение прав человека и открыть более широкую дорогу для демократических процессов, в противном случае разочарованные граждане могут стать легкой добычей для агитаторов из экстремистских организаций».
Интересно отражение всех визитов американских чиновников в узбекской прессе. Практически ни одно СМИ республики не сделало акцент на том, что американцы основной упор в двустороннем сотрудничестве делают на необходимость реформирования экономической и политической системы Узбекистана; газеты и телевидение стремились показать только одну сторону, которая устраивала Ташкент, - США совместно с Узбекистаном стремятся бороться с терроризмом и готовы инвестировать в национальную экономику значительные ресурсы. Поэтому местное население практически не знает о серьезном влиянии американцев на текущую внутриполитическую ситуацию.
В то же время хотелось бы отметить, что американское влияние усиливается с каждым днем и приносит свои положительные плоды. Так, 10 июня 2002 года делегация Международного комитета защиты журналистов из Нью-Йорка провела пресс-конференцию в Ташкенте, на которой призвала узбекское правительство либо упразднить, либо реорганизовать Государственный комитет по делам печати как анахронизм советского периода и орган подавления свободы слова и инакомыслия. И менее чем через месяц – 3 июля Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подписал Указ «О совершенствовании управления в области печати и информации», в котором Госкомпечати преобразовано в Узбекское агентство по печати и информации. По мнению экспертов, этот новый статус правительственного органа не носит прежний репрессивный характер и по сути ближе к системе рынка и политического плюрализма. В частности, Агентство «вправе в судебном порядке прекращать действие лицензии и свидетельства о регистрации» , тогда как в Законе о СМИ регистрирующий орган это уполномочен делать самостоятельно, без обращения в суд.

АМЕРИКАНСКАЯ ПОМОЩЬ УЗБЕКИСТАНУ: ОБЪЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

Нужно отметить, что США приступило к оказанию помощи Узбекистану еще в 1992 году и до сегодняшних дней эта сумма достигла 443,3 млн. долларов. Как отмечается в справке Госдепартамента США, эта сумма пошла на финансирование программ помощи по различным направлениям и сферам. Кроме того, Узбекистан получил материальные излишки из военного ведомства США и гуманитарные поставки по линии частных организаций на сумму 148 млн. долларов. Следует сказать, что еще в 2001 году такой объем помощи составлял 55,9 млн. долларов или 22,8% от общего объема помощи Центрально-азиатским государствам, при этом Казахстан получил 71,5 млн., а Таджикистан – 56,4 млн. долларов.
После событий 11 сентября 2001 года правительство США решило увеличить финансовые вливания в Узбекистан, и в 2002 году общая сумма достигнет 173 млн. долларов, что составляет почти 40% от того объема, что поступало в республику в течение последних десяти лет (см. таблицу № 1)  и 42% от общей суммы помощи государствам Центральной Азии.
Таблица № 1.
Программа помощи США Узбекистану в 2002 году, в млн. долл.
Отрасли финансирования Сумма
Программы по демократии 14,4
Рыночные реформы 2,9
Программы по безопасности 59,8
Гуманитарная помощь 50,4
Межотраслевые инициативы 45,5

Добавим, что в американской помощи 2002 года включено финансирование действий по устранению угрозы стабильности и безопасности, включая терроризм, торговлю наркотиками, распространение оружия, бедность, политические притеснения и изоляцию от внешнего мира. Как отмечают эксперты, программы, направленные на развитие демократии, продолжают содействовать долгосрочным преобразованиям  в сознании будущих поколений путем академических и профессиональных обменов, укрепления демократии и соблюдения правам человека. В этом контексте следует добавить, что с 1993 года правительство США выделило  средства на поездки свыше 200 узбекских граждан в США по обменным программам. «В этом году США значительно  расширят финансирование программ обменов в Узбекистане, открыв программу «Общественные связи» для предпринимателей и специалистов в разных областях и увеличив число участников программы «Будущие лидеры» для старшеклассников и стипендиатов Маски», - отмечается от докладе Госдепартамента США от 6 июня 2002 года.
Особо следует отметить интерес американцев в поддержке и развитии в Узбекистане неправительственных организаций, обучения женщин в отдаленных сельских районах основам правовой грамоты, доступа в Интернет, независимые средства массовой информации и правовую реформу. При этом ставится цель расширения участия узбекских граждан в делах общества, обеспечение доступности информации и независимости судов. Агентство США по международному развитию (АМР) начинает, кстати, новую программу инвестиций в развитие общественных связей, призванную обеспечить взаимодействие с населением в рамках интерактивного процесса в выявлении и финансировании мелких, но имеющих первоочередное значение инфраструктурных проектов на местах. Создание рабочих мест и помощь со стороны местного населения будут составной частью успеха этой программы.
Что касается финансирования программ содействия рыночным реформам, то было бы справедливым заметить, что за последние несколько лет США сократили эту часть из-за сложностей, с которыми сталкиваются предприниматели в Узбекистане. Из-за сложностей и перекосов в экономике Международный валютный фонд в апреле 2001 года даже приостановил свою работу в Ташкенте, закрыв офис. После событий 11 сентября 2001 года США рекомендовали МВФ восстановить связи с правительством Узбекистана, и весной и в июне 2002 года уже были такие шаги сделаны. После того, как официальный Ташкент завершит программу мониторинга МВФ, правительство США будет готово увеличить объемы микрокредитования и предоставить Узбекистану техническую помощь с целью стабилизации макроэкономической ситуации . Кстати, 25 июня правительство, Центральный банк Узбекистана и миссия МВФ приняли совместное заявление, в котором было заявлено, что «по достижении всех целей в рамках Программы мониторинга финансовая программа вступит в силу с четвертого квартала 2002 года».
Существенно возросла помощь, связанная со сферой безопасности, в частности, в таких областях как нераспространение и уменьшение угрозы. Из Фонда чрезвычайного реагирования США выделяют примерно 18 млн. долларов по программе «Экспортный контроль и безопасность границ», в том числе 14 млн. долларов конкретно на проект «Авиация/меры запрета» для усиления охраны границ и борьбы с терроризмом. Узбекистан также получил в 2002 финансовом году 25 млн. долларов в виде иностранного военного финансирования на приобретение средств связи – это в рамках повышения оперативной совместимости с вооруженными силами США и других стран. Кроме того, Ташкенту американское правительство выделило 1 млн. долларов на международное военное образование и подготовку военнослужащих. Ранее помощь в этом направлении оказывалось по линии Министерства обороны (было предоставлены 10 автомашин «Хаммер» и приборы ночного видения на 100 тыс. долларов, амуниция и обмундирование), Таможенного комитета (оборудование для обнаружения наркотических и радиоактивных веществ), Комитета по охране границ (охранные системы).
Гуманитарные программы в Узбекистане включают поставку товаров по программе «Гуманитарный транспорт» Государственного департамента США. Основные поставляемые и распределяемые товары – лекарства, фармацевтическая продукция, медицинское оборудование и изделия, одежда и продовольствие. В августе 2002 года Госдепартамент США совместно с Пентагоном осуществят проект модернизации больниц в населенных пунктах Ферганской долины (таких как Фергана, Андижан и Наманган). Кроме того, планируется доставить значительные объемы продовольственной помощи от Министерства сельского хозяйства США.
Межотраслевые инициативы включают реформирование водного хозяйства и здравоохранения Узбекистана. В этом направлении американцы достигли существенного прогресса на пути к созданию региональной системы связи, которая будет собирать и распространять гидрологические данные по всему региону. Опытный демонстрационный проект совершенствует методы мониторинга и контроля воды для сельскохозяйственного и муниципального использования. Другие проекты в рамках Программы США по совершенствованию управления природными ресурсами в Центральной Азии (NRMP), штаб-квартира которой расположен в Ташкенте, помогают с питьевой водой в Каракалпакстане и восстановлением оросительных систем в Сурхандарье неподалеку от границы с Афганистаном. Здесь хотелось бы отметить работу Американского агентства по международному развитию, которое реализует пилотные проекты «Улучшение внутрихозяйственного управления водой в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане» и «Интегрированное управление водными ресурсами» (Пахтаабадский район, Андижанская область, 20 тыс. га и Сурхандарьнская область, 160 тыс. га), направленных на сокращен водных потерь, в том числе дренажных вод в пустынях и уменьшения заболачиваемости земель. Данные проекты NRMP проводятся совместно с Министерством сельского и водного хозяйства Узбекистана, областными администрациями и производственными предприятиями республики .
Более того, данное американское агентство разрабатывает модели первичной медицинской помощи в семи экспериментальных проектах, включая Ферганскую долину. При этом упор делается на стимулирование инициативы местного населения и повышения качества предоставляемой помощи, в том числе за счет лучшего финансирования. Семьи учатся брать на себя активную роль в охране собственного здоровья, получая практическую информацию из СМИ и у своих участковых врачей и медперсонала. Агентство ведет борьбу с туберкулезом путем технической помощи в реализации рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения специальной программы «Лечение под непосредственным наблюдением». Вместе с Министерством здравоохранения Узбекистана правительство США добиваются того, чтобы в ближайшие четыре года все новорожденные проходили вакцинацию против гепатита В.
3 июля Президент США Джордж У. Буш направил в Конгресс доклад с обновленными данными об эмиграционной политике ряда стран СНГ, в том числе и Узбекистана, соблюдающих международные стандарты в сфере свободы эмиграции. Еще ранее 5 декабря 1997 года Президентом Биллом Клинтоном был сделан вывод, что Узбекистан не нарушает некоторые параграфы Закона США о торговле от 1974 года и это позволило обоим странам развивать торговые отношения на нормальном уровне, не прибегая к ежегодной отмене действий закона .
Таким образом, можно говорить о том, что договорно-правовая и законодательная база обоих государств позволяют США и Узбекистану развивать политические и экономические отношения на более высоком уровне, чем это было раньше.

США-УЗБЕКИСТАН: ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТРАНЫЕ СВЯЗИ

С начала 1992 года Узбекистан подписал соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с предоставлением режима наибольшего благоприятствования с 36 странами мира, и среди них одним из первых были США. Более того, это государство, по утверждению Министерства макроэкономики и статистики РУ, входит в ряд основных внешнеторговых партнеров Узбекистана, занимая 5% общего объема внешней торговли республики. В настоящее время в Узбекистане действует 199 узбекско-американских совместных предприятий. Узбекистан активно приобретал технику, сделанную американскими производителями, в частности, комбайны «Кейс» (эффективность которых в условиях Узбекистана, кстати, некоторыми экспертами ставится под сомнение). Узбекско-американское СП «Зерафшан-Ньюмонт» уже много лет проводит изыскания на золотоносных территориях Узбекистана, Узбекско-британско-американская компания УзБАТ занимает лидирующее место в производстве табачных изделий.
США являются и крупными инвесторами в Узбекистан, занимая 16,7% от общего объема иностранных инвестиций в 2000 году. Товарооборот обоих государств оставался стабильным (см. таблицу № 2), хотя с начала 2002 года, по свидетельству сотрудника Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан, произошли сдвиги в этом направлении: уже в первом квартале темп роста составил 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Таблица № 2.
Товарооборот Узбекистана и США
1998 1999 2000
Экспорт, млн. долл. 63,6 44,8 78,3
Импорт, в млн. долл. 243,2 237,0 415
Доля в товарообороте Узбекистана, в % 4,5 4,4 7,8
Темп роста, в % 81,2 91,9 1,75 р.

США ускорили процесс кооперации и подняли сотрудничество международных финансовых институтов с Узбекистаном на новый этап. 19 марта Всемирный банк заявил о новой стратегии помощи Узбекистану, в которой кроме всего прочего предусматривается два возможных сценария кредитования: минимальный вариант - 150 млн. долларов на продолжение реализации структурных реформ и преодоления сложностей в макроэкономической сфере; базовый вариант – до 350 млн. долларов на ускорение реформ и серьезных сдвигов в макроэкономической среде в пяти основных областях. Соединенные Штаты намерены добиваться серьезных инвестиций в  Узбекистан и предоставления больших кредитов. Именно с этой целью во второй декаде июля 2002 года министр финансов США Пол О'Нил совершил поездку в четыре бывшие советские республики - Украину, Кыргызстан, Узбекистан и Грузию . В ходе визита в Ташкент американский министр собирал сведения о том, как можно способствовать росту экономики Узбекистана, развитию частных инвестиций и повышению жизненного уровня населения. В частности, речь на правительственных переговорах шла об эффективности иностранной финансовой помощи, путях поддержки малого и среднего бизнеса и развитии торговли в регионе. В обнародованном министерством финансов США заявлении отмечалось, что визит нацелен на «укрепление отношений с союзническими США странами региона в экономическом контексте войны с международным терроризмом». В Вашингтоне считают, что развитие экономики и укрепление демократических институтов является надежным средством защиты от экстремизма.
«Может, пока больших инвестиций и нет сейчас, но со стороны США уже предпринимаются шаги по «нащупыванию» почвы и создания благоприятных условий для иностранного бизнеса в Узбекистане», - сказал в приватной беседе сотрудник Агентства по иностранным инвестициям Узбекистана. Так, в начале июля Агентством по международному развитию США, Международной Финансовой корпорацией и Швейцарским государственным секретариатом был учрежден Фонд по поддержке предприятий Центральной Азии с уставным капиталом в 8,6 млн. долларов. Американская сторона намерена через фонд выделять средства малому и среднему бизнесу, причем самым важным отраслям, как переработка сырья, агропромышленный комплекс, здравоохранение, и этим самым способствовать созданию рыночной экономики в Узбекистане и в регионе. Важности создания Фонда отметили присутствующие на церемонии подписания документов Посол США в Узбекистане Джон Хёрбст и представитель Всемирного банка Дэвид Пирс .
Несомненно и другое в усилении влияния США - Президент Ислам Каримов начал реформу в системе управления государственными ресурсами, что позитивно отразилось в некоторых сферах национальной экономики. Так, в результате смещения с должности руководителя Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» Арслана Рузметова, ведомства, контролирующее все воздушное пространство Узбекистана и являющегося собственником гражданских аэропортов и наземной инфраструктуры обслуживания, получили доступ к прилету на базу в Ташкент самолеты узбекско-американского СП «Авиализинг», которые ранее не могли это совершить. «Авилизинг», приносящий 40% дохода в бюджет Сергелийского района г.Ташкента, осуществлял международные грузовые перевозки в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии, СНГ и признавался конкурентом для Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари». В связи с этим НАК стремился монополизировать «пятый океан» над страной, и даже протесты Посольства США игнорировались государственными органами Узбекистана. Теперь с мая 2002 года ситуация в авиации резко изменилась.
Как стало известно автору от сотрудников Институт - Открытое общество «Фонд Сороса – Узбекистан», Фонда Евразия, АКСЕЛС, АЙРЕКС и других международных организаций, аккредитованных в Ташкенте, Соединенные Штаты с начала 2002 года увеличили квоты для предоставления грантов и мест для учебы узбекским специалистам в США и других европейских странах. «Это дает шансы тысячам узбекских специалистам и студентов получить западное образование и повысить квалификацию, особенно в таких сферах как медицина, компьютерные технологии, экономика и бизнес, искусствоведение, преподавание в средней школе», - сказал один из сотрудников Фонда Сороса.
В начале июля Ташкент посетила делегация из Американской ассоциации юристов СИИЛИ (Центрально- и восточноевропейской правовой инициативы ABA/CEELI) во главе с президентом Ассоциации Робертом Хиршоном. Нужно заметить, что эта организация уже с 1995 года содействует правительству Узбекистана в проведении законодательной реформы в целях установления верховенства закона. Местные эксперты оценили это знаком того, что США настойчиво стремится оказать воздействие на политико-правовую систему Узбекистана, в которой сейчас в большей степени играют административные и неофициальные факторы управления обществом. Выдавливание неофициального «права», защита личности и человека – вот основная цель деятельности ABA/CEELI, и на это будут делать упор американские юристы.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несомненно, с каждым месяцем присутствие США в Узбекистане будет ощущаться сильнее и сильнее, и это должно привести к серьезным макроэкономическим и внутриполитическим трансформациям. На это надеются многие узбекские эксперты и правозащитные организации, а также частные лица в приватной беседах. Вполне вероятно, что со второй половины 2002 года начнется более интенсивное проникновение американского капитала в национальную экономику Узбекистана, у западных предпринимателей и промышленников появится реальный интерес к вложениям и инвестициям в различные отрасли, имеющих перспективу, – на это указывают узбекские и зарубежные специалисты, но при этом делают уточнение: если начнется реформирование валютной системы страны и будет введена конвертация узбекского сума. «Мы ожидаем серьезных сдвигов в экономике в связи с повышенным вниманием США к нашей текущей ситуации, - заявила в неофициальной беседе руководитель Департамента Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана. – Нам нужны инвестиции и Америка – это одна из мощных стран, которая может оказать реальную помощь».
С другой стороны, существует версия, что, сделав ставку на Узбекистан, Соединенные Штаты позволят Ташкенту стать гегемоном Центральной Азии, хотя, по мнению экспертов, это может ускорить процессы региональной интеграции и стабилизировать политическую ситуацию в данной части постсоветского пространства.