Хлопок одной ладонью

Валентин Петрович
Настоятелем монастыря Кэннин был Мокурай – Безмолвный Гром. У него был любимец Тое, которому было всего 9 дней. Тое видел, как другие ученики каждое утро и каждый вечер прилетают к учителю за указаниями по сандзэн – индивидуальному наставлению, когда ученику задается коан, упражнение для остановки блужданий ума.
Тое тоже захотел себе сандзэн.
- Подожди немного, - сказал Мокурай, - ты еще слишком мал.
Но молодой имаго так настаивал, что учитель наконец согласился.
Вечером в назначенный час молодой Тое прилетел к Мокураю за сандзэн. Он сообщил о своем приходе писком, не переступая порога, трижды почтительно поклонился и сел перед учителем, сохраняя вежливое молчание.
- Ты можешь слышать звук двух хлопающих ладоней, - сказал Мокурай. – Покажи мне, как звучит одна.
Тое поклонился и улетел в свою комнату размышлять над задачей.
Из окна слышалась магнитофонная запись рок – группы «Сектор Газа».
- Ага, нашел! – воскликнул он.
На следующий вечер, когда учитель попросил показать хлопок одной ладони, Тое сказал о рок музыке.
- Нет, нет, - сказал Мокурай, - не годится. Это вовсе не хлопок одной ладони. Ты ничего не понял.
Решив, что музыка может ему мешать, Тое перебрался жить в тихое место. Он медитировал снова. Что же может быть хлопком одной ладони? Вот он случайно слышит звук смываемого бочка. «Есть», - догадался Тое. Придя снова к учителю, он сказал о воде в унитазе.
- Что? – спросил Мокурай. – Это же звук льющейся воды, но не хлопок одной ладони. Попробуй еще.
Напрасно Тое медитировал снова, стараясь расслышать звучание одной ладони. Он слышал звук ветра, но и этот звук был отвергнут. Он слышал рипение телевизора, но и это не подошло. И гудки автомобилей не были звучаньем одной ладони.
Больше десяти раз прилетал Тое к Мокураю с разными звуками. Все они не годились. Однажды вечером учитель и ученик вместе прогуливались по бамбуковой роще, глубоко ночью. Они остановились посреди леса, долго топтались в поисках подходящего места, наконец нашли, и Мокурай первый вонзил хоботок в жертву и начал вводить антикоагулянт.
- Для того, чтобы понять, что есть хлопком одной ладони, - начал гнусавить он, расставляя лапки и приготовляясь к питью крови. – нужно…
Мокурай не успел договорить. Внезапно вся роща пришла в движение, засвистел ветер, что-то черное и огромное надвигалось сверху, Тое поднялся в воздух, наблюдая за тем, как бедный Мокурай не способный высвободить вонзенный в жертву хоботок обреченно глядит на падающую на него тень…


«****ские комары» – сказал Вова, вытирая с правой ладони остатки раздавленного насекомого.