Сценарий мининовеллы Присутствие Аниты

Наталия Май
              Сценарий мининовеллы «Присутствие Аниты»

Мануэль Карлос, прославившийся в России как автор «малой темы» (обыденные психологические и бытовые проблемы среднестатистических бразильских граждан разного возраста, социальной принадлежности и уровня благосостояния), написал сценарий к минисериалу. Присущие ему достоинства и недостатки с особенной наглядностью можно увидеть в этом «шедевре» и сделать выводы о стиле этого удивительно верного самому себе автора.
Невнятность в обрисовке характеров, невразумительность диалогов, отсутствие элементарной логики в поведении персонажей – вот его характернейшие черты. Воспоминания персонажей в долгоиграющих сериалах обычно у Карлоса настолько противоречивы, что ни один судья не докопается до истины и ни один суд присяжных будет не в состоянии вынести вердикт в пользу того или иного героя. Причем временами впечатление того, что каждую серию пишут буквально «с нуля», забыв о том, что было ранее, или перекроив сценарий на ходу, в творчестве Карлоса с годами стало усиливаться.
Но, несмотря на ощущение некоторой общей неадекватности, которая расцвела пышным цветом в «ПА» и достигла апогея, нельзя назвать сценариста лишенным таланта. Отнюдь. Иногда тонкие нюансы в диалогах заставляют вздрагивать, и сердца зрителей замирают в предчувствии некого Откровения, но такие моменты, увы, у него все реже и реже. Откровенная халтура или давление со стороны руководства, актеров и прочих? Об этом нам, зрителям, остается только гадать, пожимая плечами. Даже уровень халтурности может быть не таким удручающим, здесь тоже есть своя мера.
Мининовелла – особый жанр, действие сконцентрировано в пределах нескольких десятков серий, имеет значение каждая сцена и каждое произнесенное слово. «Шикинья Гонзаго» - образец хорошо сделанного сценария мининовеллы. Пустословие не должно быть основным приемом автора, что допустимо и абсолютно естественно, если серий 200.
Что происходит в «ПА»? Главная героиня – Анита – девушка, загадочность которой превышает все разумные пределы ожиданий зрителей. Анитой Карлос всех заинтриговал до такой степени, что кроме как обращений к медицинским статьям о различных психических отклонениях, сериаломанам уже ничего не остается, если у них есть желание докопаться до сути. Красивая яркая актриса с необычным взглядом, в котором есть что-то звериное и неуправляемое, внесла свою лепту в создание образа, и, только благодаря ей, Анита на экране может вызывать интерес и в какой-то степени завораживать своей энергетикой. Что она произносит – другой вопрос, и это уже, разумеется, не проблема актрисы.
Больше всего на свете эта девушка хочет умереть – причем ей надо, чтобы ее убили. Сама почему-то никак не решается. А вот чтобы кто-то убил – ее голубая мечта. В одной из сцен она входит в клетку с диким зверем безо всякого страха, но животное почему-то не реагирует на готовность потенциальной жертвы, которая сама предлагает себя в качестве ужина или обеда. Все испытывают дикую страсть к Аните, но никто не хочет ее убить, что выводит девушку из себя и заставляет все время злиться. Но в конце она все-таки добивается своего, буквально вынудив одного из своих любовников воткнуть в нее нож. Она умирает счастливой, а некоторое время спустя возвращается, чтобы «забрать» его душу. Наверное, в Преисподнюю.
Жозе Майер, который обычно играет суховатых жестких прямолинейных, но волевых персонажей в теленовеллах Карлоса, здесь предстает в совершенно ином амплуа. Он – свободный художник. Женат на дочери бизнесмена, то и дело ворчащего на своего зятя, которого ему лично приходится содержать. Но Нанду (так зовут лирического героя Майера) воспринимает упреки насчет своей «неуспешности» или попросту - перманентной безработности (длящейся неизвестно,  сколько лет)  - как личное оскорбление. И заявляет, что его тесть – отвратительный человек. Однако, несмотря на вспышки гнева и швыряние денег тестю в лицо, Нанду из семьи не уходит. Он мечтает доказать всем, что его книги чего-нибудь стоят, но ввязывается не в деловую, а в любовную авантюру, встретив на улице очаровательную дикарку Аниту, которая будто с Луны свалилась. Ни отвратительного тестя, ни упреков, ни обязанностей только молодость и красота – почему бы и не влюбиться? Хотя изначально он говорит, что собирается «писать книгу» об этой девушке, его затея дальше слов не идет, и у него возникают другие мысли.
Однако свободолюбие Аниты превышает его ожидания. Она не только не требует от него сохранения верности, но и сама не собирается ограничить свою бурную жизнь только одним любовником. Это выводит Нанду из себя. Несмотря на протест против обывателей и их мещанских представлений о жизни, в душе лирического героя осталось место для некоторого консерватизма. Вполне реальная жизненная ситуация. Но в поведении Аниты нет последовательности – если бы она действительно хотела всего лишь экспериментировать, встречаясь с Зекинью или еще с кем-то, ее можно было бы понять. Свободный человек, что тут скажешь? Есть и такая философия. Но она начинает выдумывать всякие истории, чтобы Нанду окончательно «слетел с катушек» (в результате с ним это и происходит, но своеобразно).
Девушка говорит ему, что беременна. Трусоватый Нанду приходит в ужас – рвать с семьей он вовсе не хочет, несмотря на огромное количество претензий к родне жены. Ради Аниты он решился на такой подвиг, как устройство на работу (ради жены, видимо, никогда не решался). Опять же – это под вопросом: невнятность сцены, когда тихая покорная вечно влюбленная жена застает его в поварском колпаке и приходит в ужас, вызывает различные толкования. То ли он научился готовить, то ли стал поваром? Что же случилось? Но от жены не уходит, хотя его затягивает в водоворот невероятной страсти все больше и больше. Остатки благоразумия нашептывают лирическому герою, что содержать Аниту, как и себя самого, он все-таки вряд ли сможет.
Анита, изобразив беременность, чтобы проверить реакцию Нанду, обвиняет его в малодушии. Поскольку персонаж этот, несмотря на невразумительность, вполне правдоподобный и «жизненный», некоторые реакции его объяснимы. Ему нужна страсть в чистом виде, а проблем и обязанностей он не хочет. Понятно, логично и реалистично на все сто процентов. Тогда она, поняв то, что было и так очевидно в начале их отношений (Нанду – совсем не герой), говорит, что хотела бы умереть вместе с ним. Мог бы и согласиться – красиво и романтично, и это – решение всех проблем, ничего больше делать не надо. Но он заупрямился. Умереть нужно ей, а не ему, это уже не его, а только ЕЕ мечта. Но в достижении своих целей эта девица на редкость упорна. Не устояв перед натиском этой стремящейся, видимо, в Ад нахалки, он отправляет ее туда ударом кинжала. Но признаваться в содеянном вовсе не хочет – вот тут все логично, раз на тот свет сама захотела, то он ни при чем, еще не хватало в тюрьму садиться из-за того, что был лишь Орудием, нужным для достижения ЕЕ цели. 
И с этого момента начинается самая бестолковая и невнятная часть сериала. Души влюбленных должны соединиться в другом, лучшем, по мнению автора, мире. Какой этот мир – остается только гадать. Но Нанду должен до этой мысли дозреть, или Анита со свойственной ей бесцеремонностью, устав ждать в другом измерении, снова вмешается. А пока он говорит, что хочет стать счастливым и будет счастлив. Жена скептически выслушивает его монологи, произносимые механическим голосом, муж, превратившийся в вежливого робота, перестает вызывать у нее эмоции. Она излечивается от депрессии, бросает пить транквилизаторы и решает начать новую жизнь. Нанду обижен – такого он от нее не ожидал. Но женщины вообще вероломны.
И тут появляется призрак Аниты, в доме – пожар, и тело Нанду отдает призраку свою отчаявшуюся душу. Сцена достаточно выразительна, хотя в определенной мере и смехотворна. Просмотрев много теленовелл Карлоса, можно отметить одно, все же мистика – не его жанр.