Три полёта космонавта Ляхова

Алексей Комаровский
В числе выдающихся земляков, которыми по праву гордится Луганщина, есть даже самый настоящий космонавт – уроженец города Антрацит Владимир Афанасьевич Ляхов.
Его космический послужной список выглядит так: порядковый номер в отряде космонавтов - 45/91. Количество полетов – 3. Суммарный налет - 333 суток, 7 часов, 17 минут, 37 секунд (по другим данным - 48 минут, 4 секунды). Выходы в открытый космос - 3. Продолжительность - 7 часов 08 минут.
Наградной список не менее внушителен: дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР, Лауреат Государственной премии Украинской ССР. Два ордена Ленина, Орден Октябрьской Революции, Медаль «Золотая Звезда» Героя Республики Афганистан, Орден «Солнце Свободы» (Афганистан), Орден «Народная Республика Болгария» I степени, Орден Сухэ-Батора (Монголия), Золотая медаль имени К.Э. Циолковского АН СССР.
Отец будущего героя космоса – антрацитовский шахтер Афанасий Иванович Ляхов, погиб на фронте в 1943 году, когда Володе было всего два года. И его мать Наталья Илларионовна, работавшая на шахте лебёдчицей, вышла замуж за Михаила Григорьевича Юрова, который заменил Ляхову отца.
После окончания в 1959 году средней школы Владимир Афанасьевич связал свою судьбу с авиацией. По его собственным словам, мечта стать летчиком возникла у него еще в детстве, когда он часами наблюдал за самолетами, выполняющими фигуры высшего пилотажа в небе над окраиной Антрацита.
Окрепла она, когда двенадцатилетний Ляхов возвращался с летних каникул от родственников матери из села Верхний Мамон Воронежской области. Там он тайком отправился в авиакассу и купил билет на все деньги, которые наскреб. Их хватило, чтобы добраться до ближайшего пункта - Павловска. Владимир Афанасьевич так описал свои ощущения: «Сел в Ан-2 и полетел — впервые в жизни. Лечу, и дух захватывает от восторга: пусть пассажиром, но все-таки увидел землю с птичьего полета!» Назад же, в Верхний Мамон, — более 100 километров - добирался потом весь день пешком и на попутных машинах.
Своей первой мечтой Владимир ни с кем не делился. Играл на кларнете и саксофоне в школьном духовом оркестре, и мать была уверена, что он пойдет в музыкальное училище. А Ляхов опять по-своему: заранее сдал документы и заявление в военкомат и выжидал. Только когда наступил день отъезда на экзамены в Харьков, во всем покаялся матери...
12 апреля 1961 года, когда в космос полетел Юрий Гагарин, Ляхов еще был курсантом Харьковского высшего военного авиационного училища. В этот знаменательный день родилась его вторая мечта – стать космонавтом.
В 1964 году наш герой оканчивает авиаучилище и служит на Сахалине. Но вторая мечта не дает покоя. Мысленно всё взвесив, Ляхов подал рапорт о направлении его для отбора в космонавты. Медицинская комиссия после придирчивой и всесторонней проверки признала Владимира Афанасьевича годным для летно-космической работы.
25 февраля 1979 года Ляхов в первый раз отправился в космос вместе с Валерием Рюминым в качестве командира космического корабля «Союз-32». Этот полёт стал рекордным для мировой космонавтики. В течение 175 суток космонавты работали на борту орбитальной станции «Салют-6». 15 августа 1979 года вместе с Рюминым Ляхов совершил внеплановый выход в открытый космос, где провел отделение зацепившийся за элементы конструкции станции антенны космического радиотелескопа КРТ-10. 19 августа 1979 года экипаж возвратился на Землю на борту космического корабля «Союз-34».
Суммарная продолжительность их пребывания в космосе составила 175 дней 35 минут 37 секунд (самый продолжительный на тот момент космический полет). За это время Владимир Ляхов с Валерием Рюминым работали в тесном контакте с рыбаками-промысловиками, определяя по цветовым оттенкам океана места скопления рыбы. Работали космонавты и как геологи. Смотрели, где находятся разломы земной коры и кольцевые структуры. Ведь известно, где кольцевая структура — там нефть и газ. Где разлом — другие полезные ископаемые. Ляхов вспоминал, что он с удивлением открыл для себя, что во время полета космонавт как бы учится заново видеть. На первых порах мельчайшие цветовые нюансы сливаются, но постепенно ощущаешь, что зрение обостряется, глаза становятся зорче, и вот уже планета предстает перед тобой во всей неповторимой красоте!
Во время полета они также условно поработали и… угледобытчиками! Земляки Ляхова из Антрацита зачислили космонавтов в бригаду и записали в их фонд около 25 тыс. т. угля, добытого сверх плана за полгода их отсутствия на Земле.
Ляхову с  Рюминым пришлось на борту орбитальной станции также отмечать свои дни рождения. Им присылали телеграммы с поздравлениями, теплыми пожеланиями, а также специально снятый видеофильм о родном Звездном городке. На борту была даже гитара, но никто из экипажа не умел на ней играть. Рюмин даже подтрунивал над Ляховым: давай, мол, попросим, пусть пришлют для тебя саксофон.
Возникает вполне резонный вопрос о том, позволяли ли себе космонавты употреблять в космосе спиртное. На подобный вопрос Дмитрия Гордона летчик-космонавт Виталий Желобов, в своё время, ответил, что исхитриться всегда можно - было бы желание. И намекнул: «Если вам придется встретиться с космонавтом Володей Ляховым, он может рассказать...».
Кроме того, космонавт Ляхов отличался чувством юмора. Космонавт Павел Мухортов в своей книге «Мы все в этом мире пришельцы» вспоминает, как, улетая на станцию, Ляхов и Рюмин тайно прихватили в карманах скафандра на орбиту контрабанду - огурец и апельсин. И в первом репортаже показали "Земле" этот огурец, якобы выросший в станционной оранжерее. Ботаники посходили с ума: до этого растение даже завязи не давало, а здесь целый огурец. Просили его не съедать, начали думать, как его срочно доставить на Землю. И лишь через неделю космонавты признались в шутке, показав и апельсин. А в другой раз, по воспоминаниям Мухортова, когда члены "высокой" зарубежной делегации спросили Ляхова: «Как стать космонавтом?», он ответил так: "Совместить несовместимое - красный диплом и красную морду!"
Космонавт Ляхов приобрел в СССР такую популярность, что о нем народ даже стал слагать анекдоты. Например, такого содержания: «Сообщение ТАСС: Вчера, в Тихом океане при невыясненных обстоятельствах пропал весь Тихоокеанский флот США. Космонавты Ляхов и Pюмин продолжают эксперименты на орбите». Или: «Вчера на станции "Салют" произошла разгерметизация. Разгерметизировалось 40 бутылок пива. Всю ночь наши космонавты Ляхов и Рюмин выходили в открытый космос».
Свой второй полет в космос Ляхов совершил с 27 июня по 23 ноября 1983 года вместе с Александром Александровым в качестве командира космического корабля «Союз Т-9». Работал на борту орбитальной станции «Салют-7». После выведения на орбиту на корабле не раскрылась одна панель солнечных батарей. Космонавты провели работы с транспортным кораблем снабжения  «Космос-1443», Выполнили два выхода в открытый космос продолжительностью 2 часа 50 минут и 2 часа 55 минут для установки двух дополнительных секций солнечных батарей на центральной панели станции. Продолжительность пребывания в космосе составила 149 дней 10 часов 46 минут.
В третий раз Ляхов должен был стартовать в космос в качестве командира советско-афганского экипажа. Данный полёт в космос оказался самым драматическим.
Полет задумывался в угоду политической конъюнктуре, доминировавшей в мировой космонавтике в период холодной войны. Советское руководство, направившее в Афганистан «ограниченный военный контингент» и верхушка Народно-демократической партии Афганистана, сохранявшая свою власть в стране на штыках советских войск, избрали космос ареной демонстрации «нерушимой советско-афганской дружбы». В сентябре 1987 года правительство Республики Афганистан и Главкосмос СССР подписали соглашение о полете афганского космонавта на орбитальную станцию «Мир», намеченном на начало 1989 года. С подготовкой к полету пришлось изрядно поторопиться. Тогда было уже ясно, что советские войска вскоре уйдут из Афганистана, и поэтому следовало провести полет афганского космонавта до этого кардинального события.
29 августа 1988 г. космический корабль «Союз ТМ-6» стартовал с космодрома Байконур. Через двое суток корабль состыковался со станцией «Мир». В течение последующих шести суток Владимир Ляхов, Валерий Поляков и афганский космонавт Абдул Ахад Моманд трудились на станции вместе с основным экипажем: Владимиром Титовым и Мусой Манаровым
        Весьма драматичным для международного экипажа оказалось возвращение на Землю. Валерий Поляков остался работать на «Мире», а Владимир Ляхов и Абдул Ахад Моманд 6 сентября 1988 года на корабле «Союз ТМ-5» отстыковались от орбитальной станции и начали операции по возвращению.
    Как было и предусмотрено программой, через 40 минут после расстыковки Владимир Ляхов отстрелил бытовой отсек «Союза ТМ-5». Это делалось для экономии топлива, которое "забирал" при торможении массивный отсек. За 30 секунд до включения двигателя на торможение отказала система ориентации, поэтому двигатель не включился. В этой ситуации Ляхов действовал образцово, отключив двигатель, когда он вдруг заработал нештатно. Несмотря на то, что «Союз ТМ-5» не пошел на спуск, автоматика включила программу разделения отсеков. Обычно это случается после того, как корабль устремляется к Земле, и агрегатный отсек с отработавшим свое двигателем становится не нужен. Но сейчас-то Ляхов и Моманд были еще на орбите! Если бы разделение отсеков произошло на орбите, корабль в буквальном смысле развалился бы на две части, и тогда у экипажа не осталось бы никакого шанса вернуться на Землю. Взвыла сирена, сигнализирующая о начале разделения отсеков: до него оставалось чуть более двух минут. Ляхов срочно запросил разрешения на отключение программы разделения, но Земля медлила с ответом. В этот момент, на границе между жизнью и смертью, Ляхов сам выключил программу разделения. Промедли он минуту, оба космонавта стали бы пленниками и жертвами орбиты. Только на следующий день, 7 сентября, третья попытка спуска на Землю наконец-то увенчалась успехом. Так завершился этот, едва не ставший трагическим, космический полет.
Продолжительность пребывания космонавтов в космосе составила 8 суток 20 часов 26 минут 27 секунд.
Сейчас Владимир Афанасьевич Ляхов находится на заслуженном отдыхе, однако он не сидит, сложа руки. Он активно занимается деятельностью возглавляемого им Луганского землячества в г. Москве, а в 2000 году - вступил в аналогичное землячество в г. Киеве. С тех пор его заботой стало укрепление связей между этими двумя организациями, объединяющих выходцев из нашей славной области.