Жалко-не жалко

Дмитрий Юров
Есть у человечества такая старинная привычка – сортировать себя по классам, расам, группам, слоям и прочим объединениям. Большего развлечения за многие тысячелетия разумной жизни придумано так и не было, и люди до сих пор просеивают друг друга через многоярусные сита, чтобы проследить, на каком уровне застрянет тот или иной субъект. Негроид, монголоид, европеоид? Ага, посыпались сортироваться дальше… Буржуазия, пролетариат, средний класс… трудоголик, алкоголик, либерал, демократ, холерик, сангвиник, половой извращенец, натурал!

Но! Всё это характеризует человека по его прижизненным качествам. Всё очень сложно и запутано. А попробуйте охарактеризовать человека после смерти, и вы поймёте, как всё упрощается. Спросите, как это? Просто. «Жалко – не жалко» - вот и всё. Хотя нет, есть ещё и третье определение – «всё равно».  И только потом, узнав главное, спрашивают, каким человеком он был конкретно.

И не говорите мне, что всех покойников на свете вам одинаково жаль. Я вам не поверю. И не поверю, когда вы скажете, что смерть некоторых людей вас никогда не радовала. Это в вас говорит догма, что о покойном или хорошо, или никак. Это вы так на поминках. А в голове только один вариант из трёх: «жалко – не жалко – всё равно».
Мы тут с соседом сидели на лавочке у подъезда, курили. Сосед говорит: «А Володька-то помер. Ты слыхал?» Нет, говорю, не слыхал. Сосед продолжает: «Жалко Володьку. Хороший был мужик, хоть и алкаш. » Тогда я спросил его, а есть ли кто-нибудь, чья смерть не вызовет у него жалости? Сосед ответил, что это конечно Толик. Злой вечно, как чёрт, ты ему «здрасьте», а он посылает куда подальше, чуть что сразу в драку лезет, собаку его отравил… И вообще, сволочь, а не человек. Сдохни он сейчас, все бы только вздохнули с облегчением.

Я стал копаться в себе, и с ужасом обнаружил, что у меня тоже найдётся несколько таких людей. Напрямую желать им смерти я бы не стал, но вздох облегчения после их кончины обеспечен.

Всё это как-то неправильно. Не по-христиански что ли… Но подавить в себе это я никак не могу. Остаётся только жить так, чтобы моя собственная смерть не вызвала вздох облегчения у окружающих. Или определения: «всё равно».