Солнечный закат

Алия Али
На подгибающихся от усталости ногах, Эмма ханум поднималась по лестнице. На одной из ступенек она приостановилась, чтобы перевести дух. Вскинув глаза, Эмма ханум увидела, спускавшегося  ей  на встречу   мужчину. Поравнявшись, он прислонился к стенке,  пропуская ее вперед.  Постукивая каблучками, Эмма ханум  лихо поскакала  вверх.  На  одной из лестничных площадок,  она обернулась и  увидела, что  мужчина , словно замерев на месте, с улыбкой уставился ей в след.
   "Неужели переиграла?" - подумала  Эмма ханум.
  - Помочь вам?  Вы кого-то ищите из жильцов?  - спросила она.
-  Нет-нет,  не беспокойтесь.  Я был  у своего друга. - указал он  рукой  на верхние этажи.
   -А-а, - протянула Эмма ханум  и снова  поскакала  вверх.


  Утром  Эмма ханум   отыскала распечатанную накануне телеграмму.
   "Зря я написала сыну плаксивое письмо,  жаловалась на  одиночество,  подумала  она,  -  Не следовало тормошить его  семью своими невзгодами" 
 Но, если она и решилась написать об этом, то только потому,  что с тех пор, как  они уехали, для нее все дни и месяцы слились, как один бесконечный, исполненный грусти и тоски, день.
  Конечно, телеграмма с незатейливым текстом из трех   слов: «приезжай тчк жкдем тчк целуем тчк» - своего рода моральный пластырь, обходительная гуманность детей. Но, что , если она окажется, как говорится,  "не к месту"  Что  тогда? 
Ответом ей был глубокий  вздох.

Что-то жалкое было в том, как подойдя к зеркалу, Эмма ханум подправила карандашом брови, оживила помадой цвет губ, потом, проведя указательным пальцем по впадине от носа к подбородку, вздернула головой, словно ей пришлось повоевать с неумолимым врагом, который в уме отзывался двумя  роковыми словами: «все в прошлом.»
   – И кому я такая нужна? - в сердцах  всхлипнула она.
И хотя все говорило о том, что на этот крик души нет ответа, необласканная ее женская суть протестовала:
- Да, нет!- прильнула она лицом к зеркалу  – Я вовсе еще не дурна, не хуже тех  пятидесятилетних, что задрав голову ходят за ручку со  своей парой.  О, Боже мой, о чем это я! - одернула она себя и все кончилось тем, что, повертевшись еще минуты - две перед зеркалом, она надела свой лучший серый в полоску костюм  и вышла  из дому.

Очередь в отделе виз уже перевалила  за  угол самого здания.
 Гикая рычагом дверь открывалась и человек в форме, хлопая  по плечу каждого из пятерки людей, впускал их в помещение.
 - Ну и жизнь у нас! Все куда-то спешим, торопимся,  – проговорил мужской голос за спиной Эммы ханум. Она обернулась и удивленно вскинула брови.
  - А, это вы? – узнала она своего лестничного незнакомца - Мы с вами уже встречались. Помните?
 - Прекрасно помню. – улыбнулся он.
В очереди шумели, ссорились, доказывая что-то друг - другу.
 - Давайте уйдем отсюда. – прошептал ей на ухо незнакомец.- Переждем где - нибудь. Здесь рядом чайхана. Неплохо готовят чай. Пойдемте?
 - А если очередь пройдет?  - поколебалась  Эмма ханум.
 - В таком случае в ответе буду я. Все издержки приму на себя. – улыбнулся он.
 - Ладно, пойдемте - пожала плечами Эмма ханум.

Несмотря  на раннее утро, все столики в чайхане были заняты.
- Одни мужчины, –  огляделась вокруг Эмма ханум.
  -  Это уж, как водится,  - усмехнулся   он, -  Жены дома  с детьми, убирают, стирают, готовят обед, а мужья пусть отдыхают.
Ироническая усмешка в его голосе и шутливое пожатие плеч не могли быть  не оценены: Эмма ханум  одобрительно   улыбнулась.
  Мальчишка - разносчик молниеносно разлил по  стаканчикам - армуды темный, искристый чай.
 Беседа  завязалась  не сразу.. Оба  смущенно  молчали , глоками  выпивая горячий чай.
  -  Что же мы молчим?  -  сказал  он, - давайте знакомиться.  Я Аскеров  Камиль .  Можно просто  Камиль. А вы?
 -Я Эмма  ханум.  Можно просто Эмма.
 -  Спаибо,  -  учтиво  поклонился он головой.  -Скажите,  Эмма, вы уезжаете? Куда? 
- В Америку к сыну.
- Фантастика! – радостно воскликнул он - Я тоже в Америку  к сыну.  Какое совпадение! Вы  не находите?
- Да,  действительно… это интересно. – пробормотала Эмма анум  не понмая,  однако, что же в этом особенного.
- А вы в самом деле хотите уехать? – чуть прищурившись, спросил Камиль.
- Ну-у, как  сказать?   - пожала  плечами Эмма. --  Как все  теперь....  Но вы ведь тоже решили  ехать. – недоуменно взглянула на него Эмма  ханум.
- О, нет. - покачал он головой - Уехать и ехать – разница большая. Я просто решил посмотреть Америку.  Люблю,  знаете,  побродить  по  разным странам.
 наступило  молчание.
- Ваш друг живет по соседству со мной? - - решила  Эмма ханум поддержать  беседу..
- Да. Такой же холостяк, как я. Мы с ним в  свободные  дни  в шахматах бьемся. А вы? Могу я вас спросить, как вы проводите свои  свободные  дни?
Эмма  ханум  тоскливо поморщилась:
- Снимаю пыль со стен. – сказала она..
- Прекрасно! –  с серьезной миной  произнес  Камиль. - А я, если хотите знать,я, как тот киплингский кот,  гуляю сам себе по крыше.
Довольные шутками, оба рассмеялись.
- Нет, в самом деле, чем вы занимаетесь? – спросила Эмма - Впрочем, мне вряд ли следует…..
- Почему же? – прервал ее Камиль. - Я с удовольствием готов вам рассказать о себе. Итак, чем я занимаюсь? До перестройки был инженером на заводе. А вместе с перестройкой перестроился сам. Сначала сидел сложа руки, потом понял, что так дело не пойдет, купил компьютер, нарисовал какую - то картинку, обнаружил, что у меня это не плохо получается и теперь я специалист по компьютерной графике. Имею заказы,  частную практику по обучению желающих в этом не сложном деле. Так, что не плохо, совсем не плохо. - Он взглянул на Эмму и накрыв ладонью ее пальцы ласково улыбнулся:
- А теперь ваша очередь рассказать о себе.
- Я…я не знаю, что и сказать. -нерешительно протянула Эмма и неожиданно выпалила: - скука и одиночество. - Она вдруг устыдилась своего недомыслия: жаловаться совершенно незнакомому мужчине!
- Простите меня – тихо обмолвилась она - Я совсем другое имела в виду.
- У вас есть причины не доверять мне?-  пытливо заглянул Камиль ей в глаза.
- Нет. – одними губами прошептала она.
- Тогда что же? Что вас смущает?
- Ничего. – улыбнулась Эмма, стараясь быть как можно равнодушнее - Просто, я часто не знаю, как убить время.
Камиль весело рассмеялся:
- Только и всего? Ну, так давайте будем убивать его вместе. Идет?
Не ответив, Эмма пожала плечами и взглянув на часы заторопилась:
- Пора. Пожалуй, наша очередь уже  подошла.
- Постойте. – придержал ее за руку Камиль, доставая из бумажника визитку - Возьмите. Если найдете возможным – позвоните. Буду рад.
 Эмма   кивнула.

- Эмма ханум ваша виза готова. – произнес в трубке девичий голос – Выезд двадцать девятого декабря. Приходите. Мы вас ждем.
- Да-да, приду. - слегка растерянным голосом сказала Эмма – Сегодня… нет завтра приду. Спасибо.
Положив трубку, она заметалась: - Боже мой, остаются всего два дня, а я еще даже не позаботилась о билете. Может и не быть … праздник все едут, особенно иностранцы.
Она взглянула на часы:
 - Без четверти три. Не успею, в три кассу закрывают.
Бросив, полный растерянности, взгляд на чемодан она и вовсе ахнула:
 "Ничего, еще не собрала.  Ну, о чем я думаю?" – развела она руками.
Тут что-то перехватило ей горло и яростно забурлило в крови, что-то неистовое по своей непредсказуемости: «Камиль, милый,! нет дня, что бы я о тебе не думала. Помоги!» - призналась она,  почувствовав  облегчение от сознания того, что поручает свое признание, свою взволнованность ему, незнакомому знакомцу.
- В конце концов, наплевать на  щепетильность, –  вслух произнесла она, роясь в сумочке, что бы отыскать визитку.- Я позвоню ему.
Секунды - две она все еще нерешительно смотрела на визитку, но рука ее уже лежала на телефонной трубке.
- Алло! Здравствуйте! – произнесла Эмма, услышав голос в трубке.
- Здравствуйте Эмма. - последовал ответ
- Как это вы так сразу  узнали меня? – не без удовольствия удивилась Эмма.
- Ждал, надеялся услышать вас,…словом... думал о вас.
- Да? – Эмма почувствовала, как ее нервные мышцы расслабились и она задышала ровнее - И что же вы обо мне думали?
- А это не по телефону. Если согласитесь встретиться, скажу.
- Обещаете?
- Обещаю.
- Что же я согласна.
«Я тоже скажу,  то, что уже больше никогда никому не скажу.»
Вне себя от радости,  Эмма ханум  кинулась одеваться.

Был солнечный закат, когда принаряженная, в новых туфельках на «шпилечках», она спешила к скверику, где уже четверть часа дожидался ее Камиль. По дороге Эмма заготовила необходимые слова извинения за опоздание, но еще издали увидев, как глаза его радостно светились, она сама вся зарделась сияющей улыбкой.
 Он протянул ей букет алых роз.
- Спасибо. Очень красивые,  – тихо вымолвила Эмма вдыхая аромат свежих роз.
- Я знал, что вы любите цветы. - улыбнулся Камиль.
 Они шли  вдоль площади мимо множества  лавчонок, магазинов, ресторанов и кафе. Они  шли  под руку,  точно супружеская пара. Город принадлежал им.  Повсюду, где они шли  стояли празднично украшенные елки, в витринах красовались деды морозы и снегурочки в окружении серебряных гирлянд и разноцветных неоновых лампочек. Кругом гомон и радужная сумятица. Праздничная атмосфера закружила их, захватила, заставила забыть о том, что обещали сказать друг другу. 
На углу однй из улиц, Камиль остановился и купил у старушки букетик незабудок. Он протянул его Эмме. Повертев в руках оба букета, она отдала ему тот, который получила вначале.
Они шли дальше. Теперь у обоих в руках были цветы. И хотя время от времени их полные радости взгляды встречались, они продолжали молчать.
А что может быть красноречивей такого молчания?!