Богатые тоже плачут

Наталия Май
                Богатые тоже плачут

Мексиканский телесериал был одним из первых, ошеломивших отечественную аудиторию, невероятной, как показалось многим людям на тот момент, роскошью интерьеров, запутанностью интриг и неотразимостью некоторых актеров.
Потом, когда появилась возможность сравнить «Богатых» с другими теленовеллами Латинской Америки, Италии и США, их очарование изрядно потускнело, и сериал показался тем, чем он, в сущности, и был – откровенной халтурой и карикатурой. Но советским людям так хотелось полюбоваться на миллионеров и золушек, что и недостатки сценария, музыкального оформления и актерской игры всех умиляли.
Гомерический хохот сопровождал коллективный просмотр каждой серии в домах, санаториях. Поскольку я сама была свидетелем этого в самых разных местах страны на протяжении годового показа сериала, могу это подтвердить. Но и тогда можно было сделать вывод: просмотр мыльных опер объединяет людей. Впоследствии я часами могла обсуждать с кем угодно Марианну, Луиса Альберто, Эстер, Рамону, доктора Гомеса и многих-многих других.
Конечно, потом мы имели возможность посмотреть куда более качественные мексиканские сериалы – «Моя вторая мама», «Никто, кроме тебя». Но чем выше качество, тем серьезнее зрелище (если только жанр не задуман как комедийный).  А посмеяться так, как над «Богатыми», можно было, пожалуй, только над «Дикой Розой», «Рабыней Изаурой» и «Просто Марией».  И это было несравнимо с просмотром тысячи иных качественных комедий – такие сериалы вызывали неподдельные и обильные слезы.
Луис Альберто Сальватьерро, сын пожилых богатых родителей, был великовозрастным оболтусом. Несмотря на роковую красоту актера, который все же казался намного старше своего сценарного возраста (32 года), многие телезрители были на стороне его соперника, честного и скромного архитектора Леонардо Мендисабаля. Луис Альберто работать отказывался, он только и делал, что пил красиво, и на все вопросы недоумевающей матери и возмущенного такой безответственностью отца отвечал примерно следующее: «Я пишу книгу». Параллель с сеньором Леонсиу из «Рабыни Изауры», который вместо получения образования в столице и долгожданного для его родителей диплома физика (непонятно, зачем понадобившегося потомственному плантатору), прожигал жизнь и тратил семейные средства на роковых красоток. Классический сериальный образ легкомысленного наследника крупного состояния. Но, в отличие от Леонсиу с его садистскими замашками, Луис Альберто был безобидным увальнем.
Две женщины были безумно влюблены в Луиса Альберто – его кузина, Эстер, и главная героиня «Богатых» бедная девушка Марианна Виллереаль. Что-то, видимо, было гипнотическое в чарах Марианны, потому что актриса Вероника Кастро совершенно не обладала внешней статью и миловидностью Эстер, а ее актерский и певческий таланты – это отдельный разговор, но умудрилась стать суперзвездой Мексики и обожаемой далеко за ее пределами. Мария Сорте и Виктория Руффо, сыгравшие главные роли в двух других мексиканских телехитах – «Моя вторая мама» и «Просто Мария» - лично мне показались намного милее.
В заставке Марианна, которая казалась отнюдь не юной особой, валялась в сене и пела, вытаращив свои диковатые глаза. В сериале «Дикая Роза» ее ужимки казались куда более уместными и подходящими для образа. Возлюбленного Розы сыграл актер, который в «Богатых» был ее сыном. Традиция играть инженю до сорока лет – не только театральная, хотя там это более уместно, потому что нет крупных планов и возраст можно скрыть гримом. Восемнадцатилетняя Марианна в исполнении Вероники Кастро выглядела донельзя нелепо, но умудрилась очаровать аудиторию.
Луис Альберто далеко не сразу влюбился в Марианну, которая, мягко говоря, не вписывалась ни в какие нормы поведения. Но это чудо все же произошло, как и должно было быть по сериальным канонам, и тогда в нем проснулась Ревность. Можно было бы закончить эту наивную историю свадьбой – вполне традиционно. Но создатели сериала решили продолжить сагу о семье Сальватьерро. Луис Альберто, который наконец-то взялся за ум и занялся семейным бизнесом (родители благополучно отбыли в Европу и больше в сериале не появлялись на протяжении следующих двадцати сюжетных лет, что потом стало традиционным «приколом» КВН: Европа, родители),  в разгар медового месяца неожиданно вернулся домой и увидел Марианну, стоящую рядом с ее другом и бывшим поклонником Леонардо Мендисабалем.  Он пришел в Ярость. И бросил беременную жену.
Так началась вторая часть трагифарса. Марианна сходит с ума, услышав роковые слова своего мужа: «Возвращайся к Леонардо Мендисабалю, пусть Он даст фамилию твоему ребенку, чтобы он не появился на свет без фамилии». Эту реплику Луиса Альберто потом такое количество раз «воскрешали» в воспоминаниях Марианны, что невозможно было не запомнить ее почти дословно. Беременная Марианна, чей разум отказался воспринять ужасающую действительность, ждет прибавления в семейства без всякой радости. Жизнь без Луиса Альберто потеряла смысл.
Когда родился сын, Бето, Марианна в халате или одеянии, напоминающем ночную рубашку, совсем помешавшись, уходит из дома с младенцем на руках и отдает его первой встречной – продавщице лотерейных билетов, донне Чоли. Как это бывает в сериалах, ей сказочно повезло – женщина оказалась доброй и бездетной, для нее младенец – подарок. Но Марианна, которая не в состоянии думать вообще ни о чем, кроме зловещих слов мужа, которые застряли в ее сознании, оказалась не в состоянии этот факт оценить. Она забыла, кому отдала ребенка, и вернулась домой одна.
И все дальнейшее развитие событий – поиск потерянного ребенка Марианны и Луиса Альберто. Он каким-то образом сумел просветлеть и  понять, что ошибся, и вернулся к жене, но рассудок Марианны не восстанавливался. Тогда Луис Альберто, устав от нее и потеряв всякое терпение (а от природы у него и так небольшой запас этого качества), увлекся злодейкой по имени Сара. В мексиканских сериалах часто блондинки  - отрицательные героини, женщины с темными волосами – положительные. Сара брала деньги и дорогие подарки от богатых поклонников, сама содержа афериста, с утра до ночи играющего на пианино, по имени Хуан Мануэль. «У идиотки был сын, и она его потеряла», - сказала Сара своему сообщнику. Эта фраза тоже врезалась в память фанатам сериального жанра вообще и «Богатых» в частности.  Марианна, просветлев, проявила благородство и простила своего мужа за измену. А зловещую Сару разоблачили.
Супруги Сальватьерро удочерили маленькую Марисобель, она должна была быть ровесницей Бето, их потерянного сына, которого Марианна отдала продавщице лотерейных билетов. Происхождение этой девочки было тайной для Марианны – а настоящая мать Марисобель, балерина Джоана Смит, когда-то тоже таинственным образом потеряла своего ребенка. Спустя семнадцать лет наследственность дала знать о себе – Марисобель захотела учиться балету. В сериалах это считается нормальным – стать балериной можно в любом возрасте, важно лишь желание. И появляется Джоана под видом учительницы, а на самом деле преследуя свои цели. Марианна не так привязана к дочери, как Луис Альберто, все ее мысли о потерянном/подаренном сыне, которого она все не может найти, поэтому Джоане ничего не стоит втереться в доверие к девушке и стать ее лучшей подругой и чуть ли не второй матерью. А она только об этом и мечтала все эти 17 лет, возможно, совершенствуя свое мастерство преподавательницы, чтобы научить найденную дочь балету. Па, которые демонстрирует эта матрона, в доме Сальватьерро, не поддаются подробному описанию – проще сказать: это Нечто.
Поскольку Марисобель – не родная дочь Марианны и Луиса Альберто, то считаться сестрой найденного Бето она никак не может, значит, по сериальным канонам, ее судьба влюбиться в сына продавщицы лотерейных билетов. Донна Чоле вырастила бесхитростного и наивного юношу, очень похожего по характеру на Марианну, но без ее шипов «Дикой Розы». Впрочем, сама Марианна с возрастом стала несколько более уравновешенной. В финале сериала все находят друг друга, узнают всю правду и достигают состояния полной гармонии, насколько это возможно вообще.