Шапочка-выручалочка и палка-невидимка

Марина Вечерская
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик. И было у него три сына. Старшего звали Гордей, среднего – Авдей, а младшего… А вы как думаете? Ну конечно, младшего звали Иваном. И был он, как водится, дурак. Пойдет овец пасти – овцы все разбегутся, а он сидит себе на травке, в дудочку дудит. Оставят его дома огород полоть – так он вместо сорняков всю морковку из земли выдернет. И вечно все путал. Зайдет, бывало, кто из соседей в гости – нет бы поздороваться, а Иван с порога прощаться начинает: «Прощай, сосед дорогой, не забывай, заходи ещё!»

Отец да братья привыкли уже к его дурачествам. Работать его не заставляли, не били, не ругали, – так только, иногда, в сердцах вымолвят: «Эх ты, Иванушка-дурачок! Сиди уж на печи, ешь калачи, какой от тебя прок, от бестолкового!»

Так они и жили. И вот однажды – дело уж к ночи было – постучался к ним в дом человек неведомый. Повадка, как у богача, а одёжка-то с чужого плеча, рваная да грязная.
- Пустите, – говорит, – добрые люди, переночевать. Заплатил бы я вам за ночлег, за приют, да нечем. Ограбили меня в темном лесу лихие разбойники. Все отняли, что у меня при себе было, да и одежду всю с меня сняли – и кафтан,  и шапку, и сапоги. Хотели было голым в лес отпустить, да сжалились, свои лохмотья мне оставили. Мне бы только до своего города добраться, а уж в городе-то меня всякий знает, я там – самый богатый купец.

- Что ж, заходи в дом, гостем будешь, – говорит незнакомцу старик, а сам старшим сыновьям знак подаёт: собирайте, мол, на стол да присматривайте за дурачком нашим, неровен час, прощаться начнет. – Заходи да к столу садись, поужинай с нами, не побрезгуй простой крестьянской едой. Да расскажи что-нибудь: вы, купцы, в дальних краях бываете, – не то что мы, домоседы. Чай, и ты в заморских странах разных чудес да диковинок навидался.

Усмехнулся купец в бороду.

- Уж навидался, - говорит. – Да не в заморских странах, а в самых что ни на есть нашенских. Зарок дал, что никому не расскажу, но раз такое дело, раз вы меня, чужака,  в свой дом впустили да еще и ужином угостили, – стало быть, я у вас в долгу. А у нас, у купцов, так заведено, что долг платежом красен. Вот я и расплачусь – доверю вам тайну. Она дороже любого золота будет.

Парни дыхание затаили, даже сам старый хозяин вперед подался, – что за тайна такая, дороже золота? А купец и говорит:

- В трех днях пути от вашей деревни, за темным лесом, живет волшебник. Волшебник тот добрый, кто к нему приходит – он всех привечает, никому в просьбах не отказывает. Что ни попросишь, все он тебе даст – хоть шапку-невидимку, хоть ковёр-самолёт, хоть палочку-выручалочку.

Переглянулись Гордей и Авдей – как так? Быть того не может, чтобы палочку-выручалочку! И ковров-самолётов никаких не бывает, это все сказки для малых детей. Все купец придумывает. А младший братец слушает да всему верит, одно слово, – дурачок!
А гость тем временем продолжает:

- Прослышал я от заморских купцов, с которыми дела веду, про этого волшебника. Ну и решил: пойду-ка к нему. Авось, если добрый, не прогонит. Попрошу у него кошелёк-самотряс: в нашем купецком деле вещь эта наиважнейшая.
- А что же это за кошелёк такой? – спрашивает старик.
- Да такой кошелёк, что всегда он золотом набит. Потрясёшь – и вытрясешь столько золотых монет, сколько тебе надобно, а кошелёк опять полнёхонек.

Покачал старик головой: что-то не верится. Зато старшие сыновья, умники, аж рты пораскрывали: вот бы им такой кошелёк! Первыми парнями на деревне стали бы, да что там на деревне, – всех бы городских щёголей за пояс заткнули!..

- А ещё, –продолжает купец, – есть у того волшебника сад. А в саду том растет чудо-яблоня. Яблоки на ней не простые, а молодильные. Съест то яблоко старый человек – наутро молодым проснётся.

Тут и сам хозяин рот раскрыл от удивления. – Да неужто, – говорит, –такое диво на свете есть? Да я бы что угодно отдал, только бы снова молодым да сильным стать!

- Есть такое диво, – говорит купец. – Я сам, когда в путь отправлялся, был дряхлым стариком, думал, не одолею дорогу. Насилу добрался до волшебника. Он чудесным яблоком меня угостил, кошелёк-самотряс подарил, а в уплату ничего, кроме «спасибо», не потребовал. Кошелёк разбойники отняли у меня, а молодость теперь никто не отнимет. Стал я и силён, и здоров, как много лет назад. И тебе, хозяин ласковый, того желаю. А чтоб добраться до волшебника – вот тебе красненький клубочек, куда он покатится, туда и ты иди.

Поблагодарил гость хозяев за ужин, спать улёгся на лавку. И отец с сыновьями тоже спать легли. А утром, как проводили купца, позвал отец всех троих сыновей к себе и говорит:
- Вот что, дети мои милые. Я вас вырастил, я вас выкормил, сослужите теперь вы мне службу.  Отправляйтесь-ка к доброму волшебнику да принесите мне чудесное молодильное яблоко, – сам-то я не дойду, уж больно стар. Ты, Гордей, самый старший мой сын, тебе и в путь отправляться.

Не хотелось Гордею идти через тёмный лес, да как отца ослушаться? Взял он клубочек, стал собираться в путь-дорогу, а сам думает: волшебник добрый, кошельков-самотрясов у него много, авось подарит один, – вот то-то заживу! Богачом стану, разоденусь в пух и прах,  найду невесту себе под стать  –  красавицу да умницу!.. Ну, и отцу с братьями можно помочь, – избу там поправить, корову купить. Люди они тёмные, деревенские, много ли им нужно? Горсть золота отсыплю из волшебного кошелька – вот они и счастливы. А я для них – первый благодетель.

С такими мыслями отправился Гордей в путь через лес. Долго ли, коротко ли, шел он, шел – к исходу третьего дня вышел из леса и увидел дом, окруженный садом. Смотрит, а на крылечке человек сидит, – с виду как есть волшебник.

Снял Гордей шапку, честь по чести поздоровался, попросил разрешения в дом зайти. Добрый волшебник накормил его, напоил, стал спрашивать: мол, далеко ли, добрый молодец, путь держишь?

- Недалеко, – отвечает Гордей. – Да я уже и пришёл. Если вы волшебник – то к вам-то мне как раз и надобно.

По-городскому заговорил – на «вы». Да и то – волшебник всё-таки, нужно уважение оказать, а то никаких подарков не получишь.

- Вот как? – говорит хозяин дома. – И что же тебя ко мне привело?

- Слыхал я, – отвечает Гордей, – что есть у вас такой кошелёк, самотряс называется. Сколько его ни тряси, он все полон золота. Очень бы мне такой кошелёк пригодился.
- Что ж, будь по-твоему, – говорит волшебник. – Будет тебе кошелёк-самотряс. А отцу твоему да младшим братьям не надобно ли какого подарка?

Гордей бы, конечно, удивился, откуда это волшебник про его отца да братьев знает. Но думал-то он только о чудесном кошельке да о том, сколько всякого добра теперь сможет купить, и было ему не до удивления.

- Братья обойдутся, – говорит он. – А отцу… Ах ты, чуть не забыл! Отец ведь просил принести ему молодильное яблоко из вашего сада – старый он уже, помолодеть хочет. Сами знаете, у стариков всякие причуды бывают.

- Знаю, – говорит волшебник. – Вот тебе для отца твоего яблоко молодильное, вот и для тебя подарочек  – кошелёк-самотряс. Ступай с миром. Да смотри, будь осторожен, – в лесу разбойники пошаливают.

Не услышал Гордей этих слов, он был уже далеко. Даже «спасибо» волшебнику не сказал за подарки. Торопился домой скорее прийти, из кошелька побольше золота натрясти, похвастаться, ну и отца яблочком угостить – пусть старичок потешится. Он, Гордей, теперь богач, от него не убудет.

И тут раздался топот и свист на весь лес. Это напали на Гордея лихие люди – разбойники. Обступили его, обыскали, отобрали кошелёк-самотряс, сняли с него одежду, взамен какие-то лохмотья бросили. А клубочек красненький не взяли – видно, не показался. Дали Гордею  леща на дорогу да отпустили. Хоть не убили – и на том спасибо!..

Пришел Гордей домой – чуть живой. В лохмотьях, под глазом синяк, в руках – ничего: ни кошелька, ни яблок.

Не стал отец сердиться, не стал бранить старшего сына, – парню и так досталось. Только вздохнул отец. А на другое утро позвал он к себе среднего сына, Авдея, и говорит ему:

- Что ж, Авдей, теперь твой черёд. На тебя вся моя надежда. Бери клубочек, собирайся в путь-дорогу и помни:  только ты можешь вернуть мне молодость.

Страшно стало Авдею. Как он пойдёт один через темный лес? А вдруг разбойники его убьют?  И не увидит он больше ни отца, ни братьев…
И так жалко себя стало бедному Авдею, что он даже заплакал. Но делать нечего, раз отец велит, – надо идти.

Зашагал Авдей по дороге. Солнышко светит, птички щебечут, – совсем не страшно. Приободрился Авдей. – Ладно, – думает, – как-нибудь доберусь до волшебника. Попрошу у него… Что же попросить? Нет, не кошелёк. Кошелёк – только для разбойников приманка. Попрошу лучше ковёр-самолёт. Сяду на него да через лес перелечу – куда как хорошо! Никакие разбойники меня не догонят. А чудо-яблок пусть волшебник даст мне побольше. Отцу и одного яблочка хватит, а остальные я погружу на ковёр-самолёт да на базар в город отвезу. Встану посреди базара, стану кричать: «А вот, кому яблочки молодильные! Были старые – будете молодые и сильные! Хватай, налетай!» Налетят городские жители, вмиг мой товар расхватают, золотом меня осыплют. Вон, отец-то намедни что говорил: старый человек все отдаст, только бы молодость вернуть. С такими яблоками я вмиг разбогатею. А как все распродам, сяду на ковёр-самолёт – и в столицу. Куплю себе посреди столицы самый лучший дом. Нет, не дом – дворец. А потом к самому царю отправлюсь, к дочке его посватаюсь. За такого богача царевна с радостью пойдёт. И буду я не кто-нибудь, а царский зять. А в приданое за царевной получу полцарства…

Совсем замечтался Авдей. Глядь – а лес уже позади. А впереди стоит дом, вокруг дома сад, а на крылечке человек сидит – он-то и есть волшебник.

Снял шапку Авдей, поздоровался с хозяином. – Здравствуй, добрый молодец, – отвечает тот, – заходи в дом, гостем будешь.

Накормил волшебник Авдея, напоил, да и стал спрашивать: далеко ли, мол, путь держишь. – Да я уже пришёл, – говорит Авдей. – Если ты волшебник, тебя-то мне и надобно.
Авдей был не глупее старшего брата, знал городское обращение, помнил, что старшим надо «вы» говорить. Но так высоко он занёсся в своих мечтах – еще бы, зять самого царя! – что стал обращаться к волшебнику на «ты». Хоть и волшебник, особа важная, а все же не важнее царского зятя.

- Значит, ко мне пришел? – спрашивает волшебник Авдея. – И что же тебя привело?
- Слыхал я, – отвечает Авдей, – что есть у тебя такая чудная штучка – ковёр-самолёт. Не подаришь ли?

- Отчего не подарить, подарю, – говорит волшебник. – А отцу твоему да братьям подарков не надобно  ли?

 - Что братья!  – говорит Авдей. – Братья и так обойдутся. А для батюшки моего ты отсыпь мне молодильных яблочек, да побольше. Только смотри, чтоб спелые были да румяные!

- Будь по-твоему, – отвечает волшебник. – И румяных яблочек отсыплю, и ковёр-самолёт тебе подарю. Ступай с миром, да берегись лесных разбойников.

Не сказал Авдей «спасибо» волшебнику – не до того ему было. Спешил он. Да и как не спешить, дел-то невпроворот: первое молодильное яблоко – отцу, остальные – на базар, потом в столицу лететь, дворец покупать, к царевне свататься… Только того не знал Авдей, что без «спасибо» подарки волшебника не действуют. И ковёр – самый обычный, не летающий, и яблочки, хоть и спелые да румяные, а молодость отцу не вернут. Теряют они без благодарности волшебную силу.

Идет Авдей, мечтает, всё те же думы в голове перебирает. Как домечтался до царского дворца, глядь – а он уже среди леса. Пора улетать, а то, неровен час,  разбойники нападут. Расстелил Авдей на поляне ковёр, сел на него, только как ни старался, ни бился, – не взлетает ковёр, да и всё тут!

Вдруг раздался топот и свист – налетела на Авдея шайка разбойников. Выдернули из-под него ковёр, отобрали мешок с яблоками, самого раздели, в шею накостыляли, охапку рванья под ноги бросили, да в разные стороны разбежались – ищи их!

Делать нечего – напялил Авдей на себя рваные лохмотья, поплакал, погоревал, да и пошел домой к отцу и братьям. Явился с пустыми руками, да вдобавок еще и побитый. Хорошо хоть, красный клубочек не потерял. Ну, да дома и стены помогают. Отец и братья ни словом беднягу не попрекнули. Старик только вздохнул: видно, не судьба ему вновь молодым да сильным стать. Что ж поделаешь – не судьба так не судьба. Повздыхали все, погоревали да спать легли.

На следующее утро подходит к отцу младший сын Иван.

- Батюшка, –говорит, – благослови меня, я уже в путь собрался. Пойду к волшебнику, молодильное яблоко для тебя раздобуду.

- Что ты, Иванушка! – отвечает отец. – Братья твои, старшие да умные, ходили – ничего не выходили,  а тебе и подавно не суметь. Лучше дома сиди.

- Нет, батюшка, – говорит Иван, – не могу я дома сидеть, смотреть, как ты стареешь да слабеешь. Попытаю счастья – вдруг да оно улыбнётся мне.

Как услышали эти слова  Авдей с Гордеем – вступились за младшего брата.

- Пусти его, батюшка, – говорят  они отцу. – Пусть идет. Говорят, дуракам счастье.
Подумал отец, махнул рукой и отпустил младшего сына в дорогу. Хоть он и дурачок, а парень добрый – вон как хочет старику отцу помочь. Пусть, в самом деле, счастья попытает.

Шел Иван день, шел другой, вот уже и третий день к концу подходит… И видит Иван дом, вокруг дома сад, а на крылечке сидит человек – это, стало быть, и есть волшебник.
Снял Иван шапку, поздоровался, – ничего на этот раз не перепутал. Волшебник пригласил его в дом, накормил-напоил с дороги, да и стал расспрашивать: далеко ли путь держишь, добрый молодец?

Засмеялся Иван.

- Какой же я добрый молодец? Это братья мои, Авдей да Гордей, – те и вправду добрые молодцы, писаные красавцы. А я – Иванушка-дурачок. Меня так все называют.

- Ну, и зачем же ты, Иванушка, ко мне пожаловал? – спрашивает волшебник.

- Пришёл я, – отвечает Иван, – попросить у тебя холодильное… нет,  морозильное… то есть молодильное  яблочко для батюшки моего. Стар стал батюшка, хворает часто. А яблочки твои, говорят, старикам молодость возвращают. Подари, сделай милость. Мне ведь много не надо, я только одно прошу, для батюшки.

- Ладно, – говорит волшебник, – вот тебе яблочко для батюшки твоего. Ну, а самому тебе что подарить? И братьям твоим?

- Спасибо, – говорит Иван, – мне ничего не нужно, у меня всё есть. А братьям… Они, кажись, про кошелёк-самолёт что-то толковали. А недавно у нас купец из города на ночлег останавливался, так тот вроде палку-невидимку поминал. Вот бы Гордей да Авдей порадовались!

Вот так Иванушка-дурачок! Все чудеса у него в голове перепутались.

Усмехнулся волшебник. – Что ж, будь по-твоему, – говорит. – Вот тебе палка-невидимка, вот и кошелёк-самолёт. А вот и подарок от меня – шапочка-выручалочка. Она тебе пригодится. Носи её не снимая,  а если придёт беда - только скажи: «Шапочка-выручалочка, выручи меня!»

Поблагодарил Иван волшебника за подарки, поклонился и пошел своей дорогой. Идёт через лес, и вдруг, откуда ни возьмись, раздался топот и свист:  напали на Ивана лихие люди – разбойники.   Хотели шапку  с головы  у него сорвать да кошелёк из кармана вытащить.  Только успел Иван  прошептать:  «Шапочка-выручалочка,  выручи  меня!»

Смотрят разбойники – что такое?  Шапка словно приросла к Ивановой голове,  не сорвёшь.  А кошелёк-то, кошелёк из Иванова кармана сам собой  вылетел и ну летать у разбойников над головами!  Бросились разбойники ловить кошелёк, да не тут-то было – уворачивается, как живой,  в руки не даётся. А Иван схватил палку-невидимку да как начал охаживать разбойников по бокам да по спинам! Бил-колотил,  пока  все  не разбежались.  Бежали-бежали разбойники, из сил выбились, остановились да оглядываются по сторонам – не гонится ли за ними страшная невидимая палка?  А как убедились, что не гонится, решили они больше в тот лес не возвращаться – уж больно страху натерпелись. Кошелёк-самолёт влетел снова к хозяину в карман.  Иван даже деньги  пересчитывать не стал: знал, что все целы. Поправил шапочку-выручалочку да пошёл домой.

Встретили его  старшие братья – подивились. Они, умники, с пустыми руками да с синяками  домой воротились, а дурачок-то – гляди-ка! – цел-невредим, да еще и подарки принес! А уж как отец обрадовался – и говорить нечего. Втройне обрадовался. Первая радость – что сын вернулся благополучно, не ограбили его в тёемном лесу лихие люди. Вторая радость – выходит, не такой уж он дурачок, поумнее старших братьев оказался. Ну, а третья радость – яблочко волшебное, молодильное, что сын отцу принёс.

Посадили Ивана за стол, накормили, напоили, а после спать уложили. Решили, что про все приключения его завтра послушают: утро вечера мудренее. Старик отец ужинать не стал, только яблоко съел. А утром проснулся да как спрыгнет с печки – вернулась к нему молодость, вернулась сила богатырская, спасибо доброму волшебнику да сыну Иванушке!
Отдал Иван братьям волшебниковы подарки: старшему, Гордею – кошелёк-самолёт, среднему, Авдею, – палку-невидимку. Богатства такие подарки не принесут, в большие люди не выведут, зато от злодеев обороняться – лучше нет.

Так и стали жить-поживать. Иван шапочку-выручалочку берёг, как волшебник ему наказывал. А дурачком его с тех пор никто не называл, звали ласково Иванушкой.