Не кочегары мы, не плотники

Александр Сорокин Российский
В добром советском фильме монтажники-высотники делали линию электропередач, чтобы у людей в далеких населенных пунктах было электричество. Сейчас эти самые высотники занимаются в основном рекламой – монтируют гигантские плакаты на недоступной, казалось бы, высоте. В советское время в эту профессию шли по двум причинам – из-за романтики и из-за денег. Есть ли место романтике в этой профессии сейчас?

Поднять паруса!

Мне нужно было срочно подзаработать (как обычно), а тут как раз появилась такая возможность. Товарищ пригласил меня подсобить в славном деле монтажа рекламы, и я согласился. Тем более что платили неплохо.
Из оборудования у нас были: руки, молотки, большой степлер и алюминиевая раздвижная лестница. Причём довольно короткая лестница – она не доставала и до середины плаката. Нужно было повесить тот самый баннер (холст) на невысокую, в принципе стелу (так рекламщики именуют плакаты на одной ноге, расставленные по всему городу).
Свернутый в рулон баннер и наш инструментарий мы доставили к месту монтажа на машине. И стали расстилать «парус» внизу. Я с любопытством смотрел вверх – в голове не укладывалось, что мы сможем закрепить эту довольно плотную и тяжелую ткань на такой верхотуре. Не зная, с чего начать, я с любопытством смотрел на действия товарища – он уже достаточно давно работал на монтажах. Оказалось, что нужно всего ничего – закрепить по углам холста ремни, перекинуть их через стелу и подтянуть баннер наверх. После чего уже с лестницы крепить его к деревянной основе.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги… В тот самый момент, когда мы стали крепить ремни, подул сильнейший ветер. «Парус» (размером 3 на 6 метров) надулся и готов был взмыть в небеса. Его задержали только наши упавшие на него тела…
Тот монтаж мы всё-таки завершили. Как – одному Богу известно. Вечером из теленовостей мы узнали, что ураган поломал множество деревьев и сорвал множество крыш по городу. Оставалось только поставить свечку нашему ангелу-хранителю.
Ещё позже я узнал, что такой монтаж, в принципе, полагается делать с машины с выдвижной стрелой, а не с приставной лестницы. Так что рекламное агентство на нас сильно сэкономило.

Калым – дело скользкое, Петруха!

Но экономия – сильная вещь. Настолько сильная, что иногда может перевесить человеческие жизни. Поэтому еще несколько раз мне довелось проводить монтажи в таких условиях, что тряслись поджилки не только у меня, но и у прохожих.
Было Рождество, нужны были деньги на подарки. А тут как раз одна сотовая компания просит повесить ей рекламу в Заводском районе. Та самая лестница не только не достаёт до половины, но и до низа плаката едва дотягивает. Благо, рядом был офис дружественного предприятия – оттуда мы принесли старый стол. Картина Репина: лёд, на льду стол, на столе лестница, на лестнице я. Бабульки, проходившие мимо нас, крестились. Забыл сказать – стела, когда на неё влезаешь, легко и пружинисто покачивается. Я уже стал прикидывать, как это будет романтично смотреться на граните – седьмое тире седьмое (у меня день рождения седьмого числа, только другого месяца). К счастью, обошлось.
Второй эпизод был еще пострашнее. Выехали на монтаж, а оказалось, что там вообще нет деревянного щита – одна пустая металлическая рама, лестнице даже опираться было не на что. И те деревянные щиты, что мы привезли, надо было как-то умудриться присобачить буквально на пустоту. Эх, вот это мы там акробатические этюды выделывали – в цирке бы позавидовали! Вот только в цирке у акробатов есть страховка. У нас её не было – лонжу за открытое небо не прицепишь. Да и с покрытием циркачам больше повезло – у них ровная арена. У нас же с одной стороны была яма, на дне которой лежали кирпичи, с другой – бетонные блоки с торчащими из них штырями.
Были бы зрители, они бы нам аплодировали. Но вместо аплодисментов мы получили деньги. Возможно, чуть большие, чем циркачи. А может и нет – всё зависит от квалификации акробата.
Тогда я твердо сказал себе – с этими трюками пора завязывать. Конечно, сейчас выпускают великолепные инвалидные коляски – они чуть ли не кофе тебе варят, но мне собственные ноги нравятся больше.

Достойное завершение Великой Эпопеи

Но прошло время, и мне в очередной раз (вот напасть!) понадобились деньги. Хотя, наверное, тут было еще что-то кроме денег – наверное, та самая пресловутая романтика. Была в этой работе публичность – многие люди видели нашу работу, и некоторая доля героизма.
На этот раз монтаж обещал быть более цивилизованным. Должна была быть та самая долгожданная машина со стрелой. А иначе и быть не могло – нас ждал Большой Монтаж. Мы должны были повесить гигантский плакат во весь торец дома, состоящий из отдельных элементов, как мозаика. Но вначале эти самые элементы требовалось изготовить. Чем мы в цеху и занялись. За время работы я узнал, как сколачивать деревянные рамы и как крепить на них ДВП, чтоб не пучилось. Чрезвычайно полезные знания.
Также я узнал, что большой промышленный степлер опасен. Да-да, не смейтесь! Это такой пружинный пистолет, стреляющий полуторасантиметровыми скобами. Эти скобы легко входят в дерево – ими и крепятся, в основном, баннеры. Неосторожно обращаясь с этим вот «пистолетом», я загнал себе в руку весьма неприятную скобку длиной 14 миллиметров. Вынимал её друг, ему показалось похоже на "дермантин, прибитый гвоздиком к кости"...
Разобравшись с особенностями ДВП и степлеров, мы приступили к монтажу. Работать на балкончике с оградой было не пример более приятно, чем просто с лестницы. К тому же мы себя для пущей безопасности привязывали к перилам страховочным ремнём.
Но и здесь было страшновато, ибо высота была несравнима с той, на которой мы раньше работали. Заметил одну особенность – к высоте нужно привыкнуть. Когда тебя на неё поднимают, думаешь – не пошевелюсь, ужасно страшно. Но начинаешь работать и через десять минут ты на этой высоте как дома.
Предварительно нам было нужно снять плакат страховой компании, которой уже лет пять как не существовало – были там всякие «Первые ваучерные», «Селенги», которые просуществовали меньше, чем их реклама.
Предприимчивые кавказцы из расположенного поблизости лотка сразу же договорились с нашим начальством, что обломки от старого щита достанутся им. Посулили за это всего лишь бутылку шампанского. Рассудив, что от одной бутылки нам вряд ли что-то достанется, мы из вредности постарались, чтобы обломки были как можно менее целыми…
Работали два дня по четырнадцать часов – как угорелые. Остановились только один раз – когда в верхнем углу плаката обнаружили осиное гнездо. Вот так и бывает – насекомым и животным безразлично то, что люди считают престижным…
Сказать, что за этот монтаж мы получили уж очень большие деньги, не могу. Скорее больше удовольствия – где еще проорешься на законном основании на центральной улице города, где еще привлечешь столько взглядов красивых молодых девушек…
Вот такая это работа – всё в ней вперемешку – и риск, и немного романтики, и немного… денег. Конечно, работать на ней можно только молодым – трудно представить себе главу семьи, скачущего верхом на алюминиевой лестнице. Да и романтика эта ненадолго – уже через год вы смотреть не сможете на рекламные плакаты. Если, конечно, вы не найдете здесь свою стезю для развития.