Осенние каникулы

Носкова Елена
Осенние каникулы.

Аленка проснулась и прислушалась к глухой утренней тишине пустого дома. Родители видимо уже ушли на работу. У Аленки же сегодня начались осенние каникулы, поэтому она могла спать сколько угодно. Но, прикрыв глаза, через минуту поняла, что больше не уснет.
Вот так всегда! Когда приходилось в серых утренних сумерках силком вытаскивать себя из теплой постели, чтобы успеть в школу, казалось – была бы возможность – спала бы до обеда! А как возможность появилась, так в девятом часу уже выспалась.
Все еще лежа в кровати, Аленка принялась размышлять, что интересного можно будет поделать в эти каникулы и чем занять себя сегодня. Впрочем, скучать и долго придумывать себе занятие Аленке не приходилось. Жизнь была полна разнообразных открытий, друзей и интересных дел. Поэтому она откинула одеяло и прямо в ночнушке побежала умываться. Поплескавшись в холодной воде, заглянула на кухню. Завтрак, как всегда, был на столе, заботливо прикрытый газеткой.
Мама справедливо полагала, что если не приготовить все и не расставить на кухонном столе, так, чтобы оставалось лишь убрать газету и съесть завтрак, то ее дочка, уже не совсем маленькая, но вовсе и не взрослая, так и не вспомнит до обеда о еде. Ну а если вдруг вспомнит, то, в крайнем случае, всухомятку схомякает пряник или кусок хлеба.
Поэтому под газеткой стояла сковородка с картошкой, блюдо с нарезанным хлебом, кружка молока и вазочка с пряниками.
Позавтракав, Аленка убрала со стола и только теперь пошла заправлять кровать  и переодеваться. Это, конечно, был непорядок, но ведь каникулы на то и нужны, чтобы дать себе слабинку, позволить, пока никто не видит, сделать не так, как надо, а так как хочется!
Теперь все обязательные утренние дела были сделаны, можно было перейти к произвольной программе. Аленка решила для начала почитать телепрограмму – в каникулы всегда показывают много интересного и неплохо бы знать, что будет сегодня и во сколько. Но ее порыв был прерван звонком в дверь.
За дверью стоял Максимка – верный друг и товарищ по играм:
- Что делаешь? – спросил он, и не дожидаясь ответа, сразу предложил, - Пойдем гулять?
- Гулять? – Аленка скорчила гримаску, - Да там грязно и холодно! Заходи лучше, телик посмотрим или поиграем во что-нибудь.
- Не-е, там не грязно, все замерзло. Пойдем! – видно было, что Максимка настроен решительно.
- Ну, если замерзло, то пойдем, - Аленка быстренько оделась потеплее, ради первого заморозка обула новые кожаные сапожки, заперла квартиру, повесила на шею ключ от дома, и они вышли на улицу.
Странно, что через окошко она сразу не обратила внимание на то, как переменилось все за одну ночь. Вчера еще кругом было сыро и грязно. Колеса машин размесили грунтовую дорогу так, что перебраться через нее можно было только в высоких резиновых сапогах. Кругом были лужи, земля настолько пропиталась осенними дождями, что походила на болото. Казалось, что все краски окружающего мира стерлись, осталась только одна – грязно-коричневая.
А сейчас морозец сковал всю грязь, да еще легкий снежок слегка присыпал землю, и сразу исчезла вчерашняя неряшливость. Цвет земли и в огороде, и на дороге стал благородного оттенка кофе с молоком. Поседела от инея увядшая трава и теперь легонько похрустывала под ногами. Но красивее всего заморозок украсил вчерашние лужи. Они покрылись тонким ледком, местами темным от воды, но по большей части белым-белым, отчего дорога стала похожа на пятнистого жирафа.
Почему-то после таких вот первых заморозков неглубокие лужицы как будто высыхали за ночь, оставляя после себя лишь ослепительно белую ледяную корочку. Кое-где лед был даже не цельным, а словно склеенным из отдельных льдинок, образовавших ажурный узор.
Наступишь на такую лужицу, и корочка сломается с сухим треском, рассыпавшись на множество осколочков. А под ней окажется такая же мерзлая земля.
Аленка и Максимка пошли по дороге, стараясь не пропустить ни одного белого островка. То и дело раздавалось звонкое хрупанье, перемежаемое их восклицаниями:
- А вот еще одна!
- А у меня, смотри, какая большая!
- А тут, погляди, какие узоры!
- А у меня на медведя похоже!
- А у меня на бабочку!
Они прошли до конца одной улицы, свернули на другую. И все удалялись и удалялись от дома, перескакивая от одной заледеневшей лужицы к другой, то подбегая друг к другу, то разбегаясь в разные стороны. Когда это занятие им наскучило, оказалось, что они ушли уже довольно далеко. Поэтому решили возвращаться.
Теперь на их пути все белые лужицы были разгромлены. Аленка наклонилась и взяла в руки пластинку льда.
- Посмотри, а на ней с другой стороны узоры, как на окнах зимой.
Максимка взял другой кусочек:
- И здесь тоже, только немного другие.
Они стали собирать осколочки льда и сравнивать, у кого узор интереснее.
- А все таки странно, почему под ними нет воды? Куда она подевалась? – Аленка смотрела на впадинку, оставшуюся от лужицы и пыталась найти ответ на этот вопрос.
- Может быть, она перетекла в другую лужу, большую? – высказал Максимка идею.
- А если рядом нет большой лужи, вон как здесь, тогда куда?
- Ну, наверное, ушла под землю, - Максимка даже попытался, расчистив остатки льда, найти место, куда могла уйти вода, но не нашел. Поверхность земли была везде ровная, никаких ходов для воды в ней не было.
Бросив ломать голову над этой загадкой, ребята нашли себе новую забаву: их внимание привлекли теперь лужи, подо льдом которых темнела вода.
- Смотри, как я могу, - Максимка разбежался и быстро проехался по темной поверхности. В воде подо льдом разбежались пузырьки воздуха, он скрипнул недовольно, но не сломался под мальчиком.
Аленка тут же подхватила новую забаву и лихо прокатилась по краешку большой лужи. Неокрепший ледок ходил ходуном. Вода под ним так и грозила выплеснуться. Вот Максимка проехался по очередной лужице – и лед за ним весь покрылся трещинами, через которые тут же просочилась жидкая грязь.
- Ты поосторожнее! – предупредила Аленка, - Видишь, чуть не провалился.
- Это я просто плохо разогнался, а если как следует разбежаться, то выдержит!
И Максимка тут же подтвердил свою теорию примером, разбежавшись и прокатившись по краю очередной лужи.
- И я тоже так хочу! – Аленка старательно разбежалась, но как только влетела на лед, он с тяжелым бульком провалился. Красивые новые сапожки по щиколотку оказались в воде. И хотя в следующую секунду Аленка выскочила на твердую землю, но вода уже успела просочиться через замочки, а грязные брызги запачкали не только обувь, но и всю одежду и даже лицо.
- Ну вот! Что теперь мама скажет! – Аленка вытирала с лица грязь и уже выступившие слезы.
- Она, наверное, еще не пришла на обед, побежали скорее домой, - сообразил Максимка. И они помчались наперегонки к дому.
Мама действительно еще не пришла, до обеда оставалось не меньше часа.
За это время Аленка успела  переодеться, помыть сапожки и поставить их на батарею сушиться, почистить курточку и развесить мокрые вещи. Закончив, она присоединилась к Максимке, который уже сидел на диване и смотрел по телевизору детский фильм.
Вскоре мама пришла на обед. Она зашла в комнату, посмотрела на ребят и спросила:
- Что, уже успели что-то натворить с утра?
- Нет, мы только погуляли, - постаралась как можно беспечнее сказать Аленка.
А ты в зеркало на себя смотрела? – мама улыбнулась.
Максимка поглядел на Аленку и прыснул от смеха. Она хотела обидеться, но, подойдя к зеркалу, засмеялась тоже – все лицо было в грязных разводах.  Занявшись одеждой и обувью, она совсем позабыла умыться!
Хорошо, что мама не сердится! Все таки, если не считать маленькой неприятности с испачканной одеждой, начало каникул было положено просто отличное!