К вопросу о финансовом кризисе

Амартлен
Главный герой 2008
года – Финансовый Кризис:
- Здравствуйте, дорогие мои.
10 лет не виделись. Соскучились,
расслабились? 250 рублей за чашку
кофе платить стали?  Что, «Жигули»
не автомобиль? А чайный пакетик по
одному разу завариваем? Так вот,
я, как узнал, сразу пришёл!

Анекдот

В мире финансовый кризис. Производство падает, потребительский спрос тоже. Производители снижают затраты и повышают эффективность производств за счет оптимизации модельных рядов, сокращения инвестиций в разработки и увеличения стоимости уже готовой продукции — проще говоря, продукции будет меньше, а товары и услуги, выходящие в ближайшее время, станут дороже.
ПРОГНОЗЫ МНОГИХ АНАЛИТИКОВ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ ЕЩЁ В САМЫЕ ПЕРВЫЕ ГОДЫ XXI ВЕКА, О НЕИЗБЕЖНОСТИ СИСТЕМНОГО КРИЗИСА ВО ВСЁМ МИРЕ ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД СЕРЬЁЗНО НЕ ВОСПРИНИМАЛИСЬ. А вот сегодня у тех же экспертов «пострадавшие» выпрашивают рецепт: как побыстрее и повыгоднее преодолеть тот же финансовый кризис? Но готовых, приемлемых для любой ситуации рекомендаций быть не может по определению. Слишком высока цена вопроса, как и цена ошибки... Впрочем, если не раздражаться на статьи озлобленных на чужие «бентли» лузеров о том, что скоро все олигархи разорятся, разобраться в происходящем очень интересно. В стране, да и в мире что-то неуловимо изменилось. Случилось что-то важное, но не на фондовых биржах, а в головах людей. Куда-то пропал новый русский ку¬раж. Ощущение безграничности мира и что мы в нем на первых ролях. С одной стороны, это и неплохо: официанты начнут шустрее бегать за чаевые, а продавцы в бутиках не будут утверждать, что 15 000 рублей за тряпичную сумку — «нереально дешево». Короче, холодный душ после горячей ванны. С другой стороны, этот кураж сделал из нищей и закомплексованной нации нечто достойное уважения. Российское экономическое чудо, сделавшее Москву самым дорогим городом мира, а русских — самыми желанными клиентами в Милане, случилось не только из-за цен на нефть. Нас вытащил из нищеты кураж. Да, он появился в стране вслед за ростом цен на черное золото, и креп вместе со Стабфондом. И он должен был окрепнуть в каждой деревне, чтобы, в конечном счете мы, как итальянцы или французы, зауважали себя такими, какие есть. Нам бы еще пару лет «дикого подъема», но тут случился этот кредитный или же финансовый кризис, и... отличный повод начать себя снова жалеть. С русских сбили спесь, говорят злые языки. Разговоры о голоде в январе и феврале, которыми балуют своих слушателей и читателей особо социально ответственные журналисты, убивают кураж в душах самых слабых. Это малодушие, господа. И я хочу добавить: в китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов — «опасность» и «новые возможности». Мы так устроены, что реагируем на опасность. Между тем интереснее увидеть второе. Я считаю, что сильные станут сильнее, а слабые сойдут со сцены. Иначе не бывает. Да и в редакции целого ряда глянцевых и популярных журналов коллективно решили наложить вето на слово «кризис». Временный мораторий. С тем, что¬бы весной обсуждать его задним числом...
Да, сейчас самая модная и самая тревожная тема для разговоров — кризис. Кого-то он уже коснулся. Кого-то еще нет. А знаете, чем кризис вызван? Если совсем-совсем упростить? Тем, что одна страна, необязательно даже ее называть, много лет жила не по средствам. И убеждала всех и каждого, причем не только своих граждан, но и граждан всего мира, что жить в кредит, менять телефон ежегодно, а машину каждые два-три года — это разумно, нормально и правильно. Как правильно пела в своё время группа «Любэ»: «Эх, не валяй дурака Америка!». Ой, тьфу ты, всё-таки я ненароком назвал эту «одну страну», ну да ладно. Злополучная техника, наши любимые взрослые игрушки — конечно же, не причина кризиса. Но это очень показательный индикатор того тупика, в который загнала себя экономическая модель «общества потребления». Как ни парадоксально, но профессиональная техника служит долгие и долгие годы. Просто потому, что на¬стоящие, важные параметры меняются очень медленно — требуются действительно революционные изменения, чтобы профессиональный фотограф сменил одну фотокамеру на другую, а профессионал-компьютерщик поменял рабочий сервер. Да и то менять пленочную камеру на цифровую будут так, чтобы к ней подошли все накопленные за годы объективы, а полноценную рабочую станцию будут годами расширять, поддерживая в рабочем состоянии. Меняются только «стразики» - то, что рассчитано на непрофессионала. Меняется обертка. Шелуха.
Как ни печально, но надо четко понимать: запас ресурсов в мире вовсе не бесконечен. И эти ресурсы — не только нефть, уголь, металлы или чистая вода. Это еще и умные головы. Соревнуясь, «кто воткнет в эту сноповязалку больше мегапикселей», поддерживая гонку тщеславия, человечество по сути лишает себя действительно важных открытий в тех отраслях науки и техники, от которых зависит само наше выживание. Нынешний кризис — не конец света. Всего лишь время платить по долгам. И, разумеется, это не повод отказаться от наших любимых игрушек. Скорее повод внимательно их выбирать. Выбирайте ту технику, да и другие товары, которые действительно вам нужны, а разницу между ними и имеющимися у вас вы видите четко и ясно. Выбирайте то, что не устареет завтра, иначе послезавтра вы снова пойдете в магазин. И слушайте советы профессионалов. Во-первых, вам будет легче пережить кризис. Во-вторых, вы проголосуете рублем за тех производителей, которые делают что-то по-настоящему новое и полезное. В ближайшие два-три года эти простые советы будут очень актуальны.
Мировой кризис нельзя не заметить, о нём трубят все СМИ, но ведь кризис – это не только время проблем, а зачастую ещё и время, которое несёт оздоровление. На примере всего рынка можно увидеть, как оздоравливается ситуация.
Кризис — это время не только увольнять сотрудников, но и приобретать активы на минимуме их стоимости. В российской рознице прокатилась целая волна таких поглощений, сделок по взаимной дружбе и любви. Например, «Евросеть» фактически была продана «Вымпелкому», торговой марке «Билайн». Оператор официально заявил о приобретении 49,9 процента розничного игрока. Правда, тут же сказал о том, что ответственности по долгам компании как миноритарный владелец не несет. Необычное заявление, которое, пожалуй, еще аукнется. Но что поделать — кризис, на него можно все списать. В прошлом сама «Евросеть», купив «Техмаркет», поступила таким же образом. Никакой ответственности по долгам, компания приобрела прав; аренды, марку и персонал. Этакая избирательная покупка. Другие розничные сети тоже ищут, к кому прибиться в сложной финансовой ситуации, когда недостаток средств отрицательно сказывается на их бизнесе. «Мегафон» рассматривает возможность приобретения сети «Диксис», МТС договорился с «Беталинком» о преимущественной продаже своих контрактов в течение трех лет. Кризис — отличное время усилить сильные компании и развалить то, что держалось на честном слове.
Понятное дело, что все эти изменения не пройдут незаметно. Уже в 2009 году весь рынок розницы станет другим. Совсем не таким, каким мы его знали последние годы. Плохо это или хорошо? Не знаю. Нормально, все ведь развивается. Слабые, не приспособленные структуры уходят, что-то новое появляется. Это время оптимизации. Слово отлично описывает то, что происходит сегодня. Розница оптимизирует свои расходы на все и вся, производители затягивают пояса и жертвуют маржой, чтобы сохранить рынок и свою долю. Различные предприятия и организации готовы предлагать свои услуги дешевле. В долгосрочной перспективе их услуги по¬дорожают, но появится большее разнообразие предложений. Приветствовать кризис нельзя, однако, это необходимая, пусть и болезненная процедура для оздоровления.
Главная причина современного кризиса – так называемая «рейганомика» то есть политика стимулирования в США конечного спроса, как государственного, так и частного. 34877 долларов должен каждый гражданин США организациям и людям вне страны. Сия цифра получается, если разделить гос. долг США (более 10,5 триллиона долларов) на её население. У России сейчас внешнего долга почти нет (всего 40 миллиардов долларов), однако российские банки и компании должны более 400 миллиардов долларов, но всё равно это намного меньше, чем гос. долг США. Вывоз же производств из США в Китай был ответом на начинающиеся сложности в американской экономике, и по этой причине уж никакие мог служить причиной кризиса.
Наиболее дальновидные аналитики понимали, что крах США возможен еще в 1997 году.
Что же касается мнения, будто на самом деле кризис подстроили сами американцы, чтобы «спасать мир» на выгодных для себя условиях, как это они делали после Второй мировой (по плану Маршалла), так я скажу прямо как говаривал Станиславский: «Не верю!». Слишком сильные экономические и социально-политические последствия для них (американцев) возникают. А вот в то, что, как только они поняли, что кризиса избежать нельзя, то стали его максимально использовать для своей пользы, так это – да, конечно, верю.
Когда же «затормозила» Россия? Многие эксперты считают, что Россия сегодня весьма нерационально использует нефтяные доходы. И это началось с самого начала! Эти деньги до реального сектора практически не доходили — в частности, в инновационные процессы, разработку новых технологий, подготовку кадров и т.п. Да и не могло быть иначе, потому что эти вопросы ныне решают зачастую такие финансисты, многие из которых в принципе не понимают, как работает предприятие. Отмечу, что это мировая проблема, за исключением разве что Китая. Так что нефтяные деньги позволили главным образом увеличить потребление импорта, особенно продовольственного. А сейчас, после резкого падения цен на нефть, начнется «ломка» такой ситуации. Я не думаю, что цены на нефть быстро восстановят свои высоты. Прежде всего, потому, что дешёвая нефть выгодна и нужна США, Евросоюзу, Японии, то есть основным «точкам» мировой экономики и финансовой системы. России же дешевая нефть по большому счету невыгодна.
Наше, государство Российское создало мегакорпорации, которые в основном принялись скупать частный бизнес. Для этого требовались кредиты, которые брали на Западе. Отсюда - крупные корпоративные долги. А сложилась такая ситуация потому, что часть денег на скупку эти мегакорпорации получили от государства. А что касается покупки... Если такой корпорацией руководит финансист (или тот, кто мнит себя финансистом), то он в большинстве случаев не понимает специфики конкретного производства. Скажем, такому финансисту говорят, что для разработки такой-то технологии (или закупки) нужно, например, 100 миллионов долларов. А в его понимании — пропорции другие, да и готовить никого не нужно. Финансистов такого рода сегодня с переизбытком.
И все же как, будет развиваться ситуация в России, Америке? Помогут ли например, хотя бы на первых порах крупные гос. вливания в производство, как это начинают делать, к примеру, в Китае? При отсутствии спроса на продукцию бессмысленно вкладываться в развитие предприятий. К тому же ситуация в России и, например, в Казахстане отличается от европейской и американской, а также китайской прежде всего, тем, что в производственной экономике очень мало денег. Много меньше, чем требуется. В РФ частично это компенсировалось высокими экспортными доходами от нефти (как и в Казахстане). Но мировые цены на нефть, повторюсь, резко пошли вниз, и ВВП из-за этого может упасть даже на четверть. А что касается США... Мои расчеты пессимистичные: за два-три года падение спроса там составит около трети от нынешнего объема. И это будет катастрофа, сравнимая с масштабом Великой депрессии.
И вполне возможно, что экономическими лидерами на постсоветском пространстве станут Белоруссия с Туркменией, которые своей политикой «прагматичного изоляционизма» и гос. контроля за экономикой добились того, что кризис их
трогает куда в меньшей cmenени. Но эти страны маленькие. Однако представьте себе, что политику, аналогичную экономической политике, например, Белоруссии, Россия бы вела все эти годы. Тогда бы мы сегодня могли, по-моему, диктовать другим свои условия. Если точнее, я имею в виду политику всевозможного стимулирования именно промышленного роста и спроса.
Кризис сильно изменит и уже начинает менять структуру цен, да и структуру потребления. И я не исключаю, что семьям среднего достатка придётся ограничивать потребление. Поэтому, если вы хотите купить что-либо серьёзное или оригинальное, покупайте сейчас, пока есть из чего выбирать. Ведь любой кризис, в том числе и финансовый или экономический, всегда можно повернуть в свою сторону, если правильно воспользоваться моментом. Экономика, может, и не рухнет. Но былого благополучия точно не будет. К весне рост реальных доходов остановится, к тому же надо готовиться к сокращениям штатов. Больше всего пострадают представители тех профессий, которые ещё недавно были на коне. Прежде всего эти работники банков, бирж, сырьевых компаний и менеджеры по продажам. Чиновникам, кстати, тоже придётся затянуть пояса.
При таких известиях в голове мелькают безрадостные картины. Демонстрации безработных, очереди на биржу труда… Но в период мирового финансового кризиса, когда нередки случаи увольнений и сокращения зарплат, важно знать свои права и уметь их защищать.