Воспоминания

Глигач Светлана
                ПОТОМКАМ СВОИМ, ПОСВЯЩАЮ.   
 
- В маленькой украинской деревушке, 26 декабря 1938 года, родилась толстушка Светочка, которая  продолжает жить и здравствовать до сих пор!
  В  тот холодный, морозный, декабрьский вечер, в минуту своего рождения,она,конечно же,не знала и не подозревала,какие ее ждут жизненные испытания и как она их  выдержит .Сейчас,в свои 70 лет об этом уже можно писать без ложной стыдливости и кокетства,Большой,трудный,жизненный путь пройден,а как пройден? ВАМ, ДОРОГИМ МОИМ ПОТОМКАМ--РЕШАТЬ...
  Итак,я появилась на свет,в добром здравии в семье молоденького адвоката,которому едва минуло 22 года и его жены то есть моей незабвенной мамульки,по натуре оптимистки ,всегда с улыбкой на своем очаровательном личике.Родилась я вторым ребенком,так как меня опередил своим рождением мой старший братик на два с половиной года,который будет в будущем--филологом,журналистом,вобщем значительной личностью,но об этом,потом!
  В 1939 году папу забирают на службу в действительную армию,а мамочка с двумя детками,отправляется в Одессу ,жить в папину семью,где до маминого приезда в небольшой квартире уже собралось две семьи и у всех по паре ребятишек,вобщем не жизнь-А РАЙ! Хотя,как потом вспоминали,это действительно были райские деньки по сравнению с последующими событиями...
   Грянула  -- ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ...Папу срузу же забрали на фронт ,а мы с папиной родней эвакуировались в г.Челябинск,ехали туда в товарных вагонах,убегали от немцев в чем стояли,ни теплых вещей,ни продуктов,никаких  материальных  ценностей.За время пребывания в этом “круизе,”от  не соблюдения правил гигиены, на пассажиров напали вши, и,если в начале путешествия друг друга стеснялись,то потом это стало времяпровождением –уничтожать этого маленького,но злобного кровососа.Прибыли мы на станцию назначения и поместили нас в длинные,холодные бараки,комнатка 9кв.метров и в ней 12 человек,но потом каждой семье дадут отдельную комнату,две железные кровати,колченогий стол и плита,которая при правильной эксплуатации{во время подлаживать топливо,а его еще нужно было добыть},давала тепло и можно было на ней готовить еду,если бы было из чего! Я не писала,что мама моя была воспитанница Антона Макаренко,вышла замуж в 16 лет,естественно,что не успела приобрести никакой специальности и,очутившись в такой экстримальной ситуации,как ни странно не растерялась,не запаниковала,собрала все силы в себе,чтобы выстоять,не погибнуть самой и своим детям! О себе   мама не думала,цель была одна:-СОХРАНИТЬ  ДЕТЕЙ.
               ВЕЧНАЯ  ЕЙ  ПАМЯТЬ,НИЗКИЙ,ЗЕМНОЙ ПОКЛОН   
 За  четыре года прожитых в эвакуации мамочке нашей пришлось тянуть лямку,ведь нужно было прокормить двух малышей и хоть как-то их приодеть,спасти от лютого мороза,котрый проникал во все внутренности,вот действительно выражение ГОЛОДНЫЕ и ХОЛОДНЫЕ, относилось  к нам. Как мы втроем мечтали; о большом стакане молока,с громадным куском хлеба.Наше поколение правильно назвали-ДЕТИ ВОЙНЫ. Чувство голода -не покидало нас долгие годы,даже тогда ,    когда еды  было достаточно.Талон, на пару валенок,который  давали маме,она меняла и брала две маленьких пары,чтобы наши ножки,были в тепле,а вот о животике я думала больше,чем мой брат,поэтому и придумала,когда он садился  за стол,за нашу скромную трапезу,я потихоньку приклеивала  картинку-где кошка ловит мышку.Одного взгляда на эту картинку было достаточно,что-бы Вовчик с отвращением выскакивал из-за стола,так-как он был очень брезгливый,а я спокойно с улыбкой,как ни в чем, не бывало доедала его пайку.Шли дни, месяцы,годы. В  1944 году папа нас нашел,стал присылать нам посылки,свой аттестат(так тогда называли военную зарплату).Жить стало веселей,но мечта увидеть живого отца,нас не покидала. Я садилась за стол,подпирала щеку руками,смотрела  на папино фото,  вздыхала,как старушка, и приговаривала:-Папка,а папка,ну когда же я тебя увижу. и как узнаю? Ведь я тебя никогда не видела! Каждый день барак оглашали радостные крики,вернулся чей-то папа,брат,сын,но иногда нашу общагу оглашали страшные крики,это был плач тех,кто получил похоронку. С тревогой и нетерпением ожидали следующего дня.Что он нам принесет? Радость или беду? –И, вот, в одно прекрасное, воскресное утро,раздается стук в двери, и  появляется коренастый красавец майор,в котором я в тот-же миг узнала своего папку и  тут-же повисла у него на шее.Какая же я ходила гордая и важная,мой папа вернулся весь в орденах и медалях,а при походе в магазин мне на талон дали черый хлеб(как всегда).на что я с вызовом ответила—мой папа вернулся с фронта,а вы мне суете черный хлеб? Продавцы с улыбкой поменяли  черный хлеб,на белый.Тогда я первый раз ,я узнала вкус белого хлеба,мне тогда было почти 7 лет.
                {продолжение следует}