Встреча с архм. Таврионом Батозским 1978 год

Федоров Мистик
                Встреча

Я приехал в Преображенскую пустынь под Ригой 19 февраля 1978 года.
Когда мы остановились у ворот монастыря моя спутница, пожилая женщина из Оренбурга восклицала: “Господи! Господи! Вот где рай-то земной!”
Светило солнце. Во всем была тишина. Деревянный храм Иоанна Лествичника среди сосен и елей. Деревянные постройки. Кругом лес. Только Преображенский храм и святые ворота были каменными.
Нас провели на трапезную и покормили. Меня поселили в комнате, где я был один. Железные кровати. Сложенные матрасы. Побеленная печь. В углу на стене образ Богоматери напоминающий “Святое семейство” Рафаэля. Тишина. Первая мысль: “Я здесь умру от скуки. Что я тут буду делать?” Засунув этюдник и чемодан под кровать, сев у окна, попытался собраться с мыслями. “Удивительно, я - неверующий человек и вот, - нахожусь в монастыре, в лесу в монастырской келье один”.
В 22 года у меня была “мировая скорбь” и пережитая сердечная драма. Верующие друзья отправили меня в монастырь, говоря, что там я смогу делать этюды на природе в свободное от работ время.
  В четыре часа вечера началась служба в храме Иоанна Лествичника. Полумрак храма. Горящие лампады, поблескивающие оклады икон. Деревянные стены. Хор монахинь вокруг освещенного аналоя. Во всем теплота и умиленность. Однако, настоятеля - о. Тавриона на службе не было.
Вечером ко мне в келью пришел чтец Георгий - высокий, русоволосый молодой человек в черном подряснике. Я передал ему книги, которые прислали ему из Москвы. Георгий колол дрова, топил печку, рассказывал об о. Таврионе. В общей сложности о.Таврион 25 или 27 лет пробыл в лагерях и тюрьмах, был в самых страшных местах. Однако, как он говорил, лагеря ему только здоровья прибавили и сделали его таким, какой он сейчас.
  Преображенская пустынь единственное место, где мирянам можно причащаться ежедневно. Сам о.Таврион ежедневно служит литургию. Он прозорлив, к нему едут как к старцу. (Местная почта перевыполняет план). Я был удивлен узнав, что о.Таврион художник. В храме висят его картины (иконы на полотне). У Георгия брат художник авангардист. Выставляется на Малой Грузинской. Я ответил, что только вчера перед отъездом был на этой выставке. Георгий сказал мне, что долго в монастыре мне прожить не придется. Проживанием в монастыре ведает монахиня паспортистка. Над монастырем сгущаются тучи. Да и в самом монастыре не все понимают о.Тавриона. О.Таврион смертельно болен, у него рак. Ему уже за 80 лет. С его смертью это явление - чудо Преображенской пустыни кончится. Ведь едут к нему как к святому старцу. Георгий ушел, сказав, что служба начинается в пять часов утра. Я остался один.
Ужасным было пробуждение в четыре часа утра. Тьма, мороз, Черные ели, колючий снег. Голова гудела, тоска: “Зачем я только сюда приехал?!!!”. В храме полумрак, тишина, горели свечи. Постепенно монахини собирались к службе. Я дремал. За плечом у себя увидел молчаливого старца в черном клобуке. В свете свечей длинные волосы казались алмазными, и придавали некое осияние всему лику. Лицо было неподвижным. За скорбной просветленностью ощущалась огромная сила. Было видно, что это человек несокрушимой воли. Вокруг него никого не было. Он медленно безмолвно прошел и молча ставил свечку перед лежащей на аналое иконой. Находился он совсем рядом со мной. Руки у него были такие морщинистые, словно это была не кожа, а сморщенные перчатки. “Наверное это и есть о.Таврион”. Началась служба посвященная Сретенью.
К концу службы я повеселел. Жить стало веселее. Ужасы пробуждения ушли вместе с ночью.
  На трапезной для паломников за длинным столом собралось человек сорок пожилых женщин, мужчин. Общее пение молитв. Стук железных тарелок и ложек. Говорили об о.Таврионе. “Он болен. А голос бодрый. Это его могила поддерживает”* (* «Силы загробного мира» в народном восприятии, в духе Гоголевских «Вечеров на хуторе близь Диканьки».) Мне подали список имен и попросили помянуть. Я не знал, что с этим листком надо делать и, после глубокомысленного молчания передал соседке, попросив помянуть. После трапезной я подошел к дому о.Тавриона, и удивляясь сам себе стал ждать, не очень понимая, а что я хочу. Но некая сила, интуиция заставила ждать у крыльца. Очень скоро о.Таврион вышел беседуя с какой-то женщиной. Они простились. Мы были одни. О.Таврион всмотрелся в меня. Ему хотелось уйти, но привычным усилием воли о.Таврион преодолел себя и спросил: “ Вы хотели бы поговорить?”. Я ответил, что “да”.
  Мы вошли в дом. В прихожей о.Таврион дал указания послушнице и мы вошли в большую приемную, всю увешанную картинами русских и западных мастеров. Среди них была и репродукция “Явление Христа народу” Иванова. О.Таврион сел за огромный стол, перед ним лежали письма. Я сидел за столом напротив него. Почему-то этому человеку я мог сказать все. Я сказал ему, что я не могу поверить в Бога. Я ничего не чувствую. Мне говорят, что Бог есть, но я не воспринимаю этого. Идеи людей меня не убеждают, я не верю в них, для меня это абстрактно и к жизни не имеет отношения. А в тоже время жизнь пуста и бессмысленна. Может быть умом я и прихожу к тому, что Бог есть, но я ничего не чувствую. А себя не обманешь.
О.Таврион ответил: “О! Этим очень многие умы мучились. Вот и блаженный Августин, давший ответы на все вопросы, и он как мучился”. О.Таврион говорил, что человек это сосуд Божий и что этот сосуд надо постоянно наполнять, он не должен пребывать в состоянии пустоты. Без Божией благодати человек пуст. Жизнь человека это подвиг, подвиг самоотвержения.
По поводу доказательств бытия Божия о. Таврион сказал мне: “А вы веруйте так, как Авраам веровал. Ведь вера Авраама была такова, что он сына своего не пожалел по слову Божию”. О.Таврион говорил, что Бог приносит в жертву Cына своего. Христос умирает за нас. Что теперь нам открыто Царство Божие, мы соединены с Богом, о святости. Но это было не для меня. Я сказал, что у меня нет внутреннего уверения в бытии Божием и поэтому сказанное не обретает для меня смысла, хотя наверное, все это правильно. О. Таврион опять повторил: “Веруйте как Авраам”. Мне было очень странно это слышать. Как я буду веровать как Авраам, если я не верю. О. Таврион задал мне простой вопрос: “Откуда же все взялось- небо, земля, материя. Все что существует?” Для меня это было просто - “Природа”. Мне показалось, что мы говорим об одном и том же - Бог, Природа. Я спросил о. Тавриона :”Хорошо, я буду знать, что Бог есть, но мир от этого не изменится. Он будет таким же пустым и бессмысленным. Я просто буду знать, что у этого мира есть Бог, что все сотворено Богом”. - “Есть еще и совесть. А это голос Божий в человеке” О.Таврион говорил о страстях выжигающих душу, приводящих к пустоте, о неверии и о вере.
О.Таврион подарил мне Евангелие. Это была совершенно новая книга в коричневом переплете с большим справочным разделом. И хотя я отказывался говоря, что у моей матушки есть Новый Завет о. Таврион очень твердо настоял, чтобы я принял его и посоветовал чаще читать Слово Божие. Также сказал: ”Вы почаще призывайте имя Божие. Имя Господа Иисуса Хрита ведь как сильно действует. Принуждайте себя молиться. Сначала будете молиться механически. Потом начнете привыкать. А потом и поймете, почувствуете необходимость молитвы.” Мне казалось я не получил ответа. О. Таврион ни в чем меня не убедил. Было видно, что ему надо заниматься письмами. Надо было уходить. Мне захотелось задать ему
какой- нибудь умный вопрос. Смотря на Евангелие, спросил: “Скажите, а что значит “Блаженны нищие духом?”.
“Блаженны плачующие, ибо они утешатся” - добавил о. Таврион. “А ведь это Он вас имеет в виду. Вы подумайте о себе. У вас такие сомнения, раздвоенность души. Вы плачете. Но утешитесь, и пройдет эта раздвоенность и найдете Истину, ибо ищите”.
Решив, что опять не получил ответа, я подумал: “Ну конечно, он 25 лет пробыл в тюрьме, и он необразованный. Он не мог там получить Богословского образования.” И в этот момент я понял, что о.Таврион читает мои мысли. Возникла пауза. Мне было очень неловко. О.Таврион сидел за письмами. Виду он не подал. Однако я знал, что он читает мысли.
  Простившись, я вышел за дверь.
На улице сияло ослепительное солнце. Встретившаяся монахиня, узнав что о.Таврион подарил мне Евангелие восклицала : “Радость-то какая! Радость!.” “Какая радость-то?”, думал я, но стало как-то легче и светлее. Придя в келью, убрав Евангелие в чемодан, я записал в дневнике встречу с о.Таврионом и даже зарисовал его. Очевидно, о.Таврион помолился обо мне, потому что вскоре я был поставлен в ситуации, когда я должен был верить, не веря.
Днем, ради экономии дров, меня перевели в соседние комнаты, где проживало человек 8- 12 паломников. Вечером собрались на общую молитву. Для меня было полной неожиданностью, когда читать молитвы поручили мне. Поскольку я притворялся верующим, я не мог отказаться. Я начал читать, спотыкаясь на каждом слове. Вскоре молитвенник у меня забрали. Читать стал другой человек. А я удивлялся перемене произошедшей вокруг. Все преобразилось и было исполнено тихой радостью и умиротворением, и как-то посветлело. Я не ожидал такой перемены и был несказанно удивлен. Решил, что молитвы обязательно надо переписать. Однако воспринимал их как сильное упражнение, наподобие йоги.
  Как-то я присоединился к левому хору. Мне понравилось петь. О.Таврион читал Акафист свт.Николаю. Незаметно молитва разгоралась. Между нашим хором и хором монахинь, возникло соревнование, кто душевнее прославит свт.Нилолая. О.Таврион видел наше усердие. Читал он очень сильно, - как будто открывалась вечность, и за ним мы пели в эту вечность. Сильное впечатление произвел Акафист. После службы о.Таврион подошел к нам и, глядя на меня, поблагодарил за хорошее пение. Я был счастлив. Пение в хоре и приобщение к молитве о.Тавриона было для меня открытием. Я стал петь и на литургиях.
[(В дальнейшем, окончив музыкальную школу по вокалу, я пел в церковных хорах, был чтецом и алтарником. И даже церковным сторожем, о чем составил записки. Они так и называются "Записки церковного сторожа". Дважды издавались в церковных журналах.)]

На проповеди о.Таврион сказал: “Иногда сердце радуется, как поет левый хор”.
Потом было причастие. О.Таврион причастил меня. Я мало что понимал. Меня подтолкнули в очередь причастников. Назвав свое имя монахине, которая записывала наши имена, я подошел к о.Тавриону, держащему чашу со Святыми Дарами.*
  На проповеди о.Таврион сказал: “Вот как хорошо мы с вами утречком собрались на молитву к Богу. Ведь сколько в мире зла накопилось. Давно бы повзрывали друг друга. И только молитвы, обращение к Богу не дают, оберегают мир. Пока выносится чаша, конца света не будет”.
  В пустыни о.Таврион разрешал причащаться ежедневно. Алтарь утопал в цветах и был удивительно красив. Цветы были повсюду. У одной из монахинь было специально цветочное послушание. В алтаре висела картина о.Тавриона “Воскресение Христово”. Создавалось впечатление, что тот свет, который был в нем самом, о.Таврион изобразил на картине. Мысль о.Тавриона была как живая молния.
Он часто восхищался красотой “Красота! Какая красота!” Это касалось и окружающего мира и церковной службы.
“Меня не слушаете? Иоанна Златоуста слушайте. Красота! Ах, какая красота!” говорил он, читая с амвона проповедь Иоанна Златоуста. И в то же время говорил: “Не ищите правды в мире”. Напоминал: “Мы стоим перед вечностью”.
Как-то вспомнил лагерь: “Вот первое заключение. Барак, множество человек. Воздух смердящий, духота, запах пота, грязи. Только припадешь к какой-нибудь щелочке в досках и дышишь подземельным воздухом, и подземельный а кажется свежим. И услышал голос человека находящегося внизу (под нарами на земле) :- Вы кажется по виду священник? - Да, отвечаю. -Я умираю, хочу исповедоваться. И вот под нарами происходило таинство исповеди. Приникнув к доскам, принимаешь исповедь.”  О.Таврион упрекал современное духовенство в отсутствии подвига. Касалось это и сестер монастыря. Он часто говорил, что составит реестр, во сколько обходится содержание каждой сестры. А сестрам казалось, что он вводит в монастыре католические порядки.
За время пребывания в монастыре душа просветлялась все более и более. Мне стало казаться, что во мне такой же свет, как и в о.Таврионе. Много давало общение с паломниками - соседями по келье. Были и кандидаты наук и священники, и старички, и молодежь. Григорий, кандидат наук из Москвы говорил: “Самая дрянная интеллигенция, приезжающая сюда, это Московская. За душой ничего. А амбиций столько!” Мы пилили доски для хлебных ларей. Рядом в доме слышалось пение. Лидия, молодая женщина мыла полы, прославляя о.Тавриона. Мы уже были немного знакомы. Григорий сказал мне, что девять лет назад она сбежала из психиатрической больницы сюда в Преображенскую Пустынь, к о.Тавриону. У нее была глубокая шизофрения, и вот - наполовину вылечилась. Я усомнился - “Разве можно вылечить шизофрению?”
- “О, ты не видел ее раньше, она же бесновалась. Криком кричала по ночам. А сейчас cмотри ...” Лидия пела.
Мне приснился ясный сон: Раскрытые царские врата. Я в голубом стихаре стою у иконы Божией Матери на солее. Из алтаря вышел о.Таврион в голубом облачении и остановившись около меня спросил, качнув головой: “Ну? Уверовал?!”
Из монастыря меня изгнала монахиня паспортистка за курение. Я пришел прощаться к о.Тавриону. Он сидел на террасе, перед ним на столе лежали письма. Я сказал, что должен уезжать. Благодарил за возможность пребывания в монастыре. Сказал, что сюда приехал неверующим человеком, но здесь я получил такой опыт, что стал верующим. О.Таврион сказал мне, что веровать надо так, как верили святые. Благодаря своей вере они имели дерзновение перед Богом и творили чудеса. Я сказал, что хотел бы еще пробыть в монастыре. О.Таврион ответил, что это уж как мать... назвал имя монахини паспортистки, которое я совершенно не помню. Мы простились. В Преображенской Пустыни я пробыл одну неделю. Но этот человек перевернул всю мою жизнь.
Через пять месяцев в августе 1978 года о.Таврион умер.


“Штрихи”

Об о.Таврионе Батозском я узнал еще в семедисятых годах, когда сам был еще неверующим человеком. Истово верующий пенсионер Игорь Борисович П., имеющий детскую и чистую веру, рассказывал мне о чудотворном старце Таврионе. Оказалось, что он утонул в реке и два дня сидел на дне и читал Евангелие. Для неверующего человека трудно было слышать такие рассказы. В восьмидесятых годах диссидент Михаил Осадчев рассказывал мне об о.Таврионе, что его чуть ли не с лошадью затащило в полынью, протащило подо льдом сколько-то метров и в другой полынье они выплыли. В 1992 году в Иосифо-Волоцком монастыре я встретил заштатного священника Николая Ширина. - “О.Тавриона я хорошо знал, мы были друзьями.”
- “А что за история, как его протащило подо льдом?”
- “Да в молодости. Его послали из монастыря за водой, и его утащило в прорубь под лед. Там было очень сильное течение. Но между водой и льдом было простанство воздуха сантиметров 15-20. И он плыл подо льдом в полной темноте. Его вынесло далеко внизу в другой проруби. Он выбрался, побежал домой. А в это время монахи с баграми пришли к первой проруби искать его тело. Это произошло после его пострижения и было знамением, что его ожидает . Ведь он 25 лет ( или 27 ) пробыл в лагерях и тюрьмах. Был на самых страшных стройках социализма, и выжил.” Один из солагерников о.Тавриона рассказывал о.Василию Фонченкову, члену религиозной комиссии Моссовета о том, что о.Таврион совершал церковные службы (может быть и служил литургию) за большим портретом Ленина, висящем в лагерном клубе. Было даже такое предание, что совершение литургии в лагере спасло о.Тавриона от голодной смерти. В семье профессора искусствоведения О.П. мне рассказывали, что о.Таврион в средние годы будучи игуменом монастыря, замучил монахов строгостью исполнения монастырского устава. А к концу жизни достиг таких духовных высот, где все покрывается любовью и куда перегородки не достигают. Говорили, что у о.Тавриона было очень теплое отношение к католической церкви. Монахинь соблазняло почему о.Таврион в своих картинах пишет католические нимбы в виде золотых обручей над головой (одна из таких икон на полотне “Воскресение Христово” мироточила осенью 1992 года).
Один из знакомых физик - интеллектуал Александр Б. Пробыл в пустыни сравнительно долгое время, работая истопником. О.Таврион ему также подарил Евангелие. Александр рассказывал, что когда он приходил к о.Тавриону с очень сложной религиозной проблемой, о.Таврион ставил еще большую проблему, в которой проблема Александра как бы и переставала существовать. На одной из проповедей о.Тавриона Александр стал мысленно полемизировать с ним. О.Таврион тут же вслух отвечал на его возражения. “А если так...”, далее шел вопрос Александра. “А если так, тогда так...”, и следовал с амвона ответ о.Тавриона.
Александр приехал в Преображенскую пустынь хорошо зная восточные культы и систему йоги. В монастырь приехал знакомиться с христианством в лице монаха
подвижника. О.Таврион был очень терпелив и снисходителен. Он разрешал Александру после Евхаристического канона уходить в келью. Александр
заворачивался в свой синий халат, садился принимая определенную позу йоги и начинал дышать, принимая в себя духовные энергии. На что монахини говорили, что он ртом ловит бесов. Прошло время. Александр оставил восточные культы, стал вдумчивым христианином. Встреча с о.Таврионом изменила его жизнь.
  Женщина каялась. Нарушила пост - съела яичко и теперь не может причащаться. О.Таврион ответил:“И ты думаешь, что это яйцо может отделить тебя от Бога?”. Благословил причащаться.
  В воскресные дни о.Таврион сокращал службу, чтобы люди не уставали.
  По Москве прошел слух о смерти о.Тавриона. Начались панихиды. О.Таврион, находясь в Преображенской пустыни сказал: “И что это они меня отпевают. Я еще жив” Окружающие не поняли, о чем он говорит. В пустыни о панихидах в Москве ничего не знали.

                Сергей Федоров
                Февраль 1998г.

*)Я был крещен в детстве, поэтому очевидно меня могли причащать святых Тайн.


Один священник, о.Александр Салтыков, побывавший до принятия сана в Преображенской пустыни у о. Тавриона Батозского, рассказывал, что в Пустыньке появился человек, которому якобы явился Сам Спаситель, и с тех пор дескать Христос руководил им во всех жизненных обстоятельствах. Как - то о.Таврион это терпел. А человек все время говорил - ''А Христос мне сказал сделать так ...''
В  Пустыне паломники могли причащаться ежедневно, соответственно подготовившись, прочитав каноны.
Наступил Великий четверг, служба  воспоминания Тайной вечери. Причащались на литургии все, кто был в храме. С окончанием Поста земных поклонов уже не делали. И вдруг ''человек, которому явился Христос'' демонстративно опустился на колени и так, на коленях хотел принимать причастие.
- Встань! - сказал о.Таврион, держа Чашу со Святыми Дарами.
- Не встану, ответил ''человек, которому явился Христос''
- Встань, а то не причащу!
- А мне Христос сказал на коленях стоять.
- Вот и иди к тому, кто это тебе сказал! - ответил о. Таврион и не стал причащать ''тайновидца''.

Декабрь 2016

Ответ на публикацию рассказа Олеси Николаевой ''День и ночь''


Ссылки на рисунки Федорова-Мистика

Рисунок "Отец Всеволод Шпиллер накануне своего отпевания" http://www.proza.ru/2009/12/25/1601 

Рисунок "Призывание" Явление о.Всеволода на литургии Василия Великого, через неделю после смерти  http://www.proza.ru/2010/01/30/62

Рисунок "Явление прт. Всеволода Шпиллера патриарху Пимену 7 февраля 1984г. Николо-Кузнецкий храм. Праздник иконы Божией Матери "Утоли моя печали" http://www.proza.ru/2009/05/25/733   

Рисунок "Беседа с о.Всеволодом в день его поминовения" http://www.proza.ru/2010/12/26/64

Рисунок "о.Всеволод на празднике иконы Божией Матери Взыскание погибших 1984г. (еще не прошло 40 дней)" http://www.proza.ru/2010/03/01/138

Рисунок "Пречистая. Николо-Кузнецкий храм 6 февраля 1985 г".http://www.proza.ru/2010/01/23/34   

Рисунок Набросок. "Явление Пречистой в Кузнецах 6 февраля 1985 г."  http://www.proza.ru/2009/12/26/31

Рисунок "О.Всеволод на Всенощной в храме на Преображенской http://www.proza.ru/2009/12/26/56

Рисунок "На службе о.Владимира" http://www.proza.ru/2010/12/26/1038

Рисунок "О.Всеволод на кухне своей квартиры. (после смерти)" http://www.proza.ru/2009/12/26/75

Рисунок "О. Всеволод в прихожей. После смерти."   http://www.proza.ru/2011/01/18/1712

Рисунок "Панихида в Кузьминках" http://www.proza.ru/2009/12/26/5

Рисунок "Агриппина Николаевна и о.Всеволод у дверей храма. Кэузнецы" http://www.proza.ru/2011/01/07/264

Рисунок "Слушая литургию о.Всеволода" http://www.proza.ru/2011/01/07/961

Рисунок "Прозрачный силуэт"  http://www.proza.ru/2009/12/26/433

Рисунок "Архм. Иоанн Крестьянкин выход в метафизику" Печоры Псковские http://www.proza.ru/2010/01/06/1448

Рисунок "О.Иоанн Крестьянкин среди нас на квартире (метафизически)" http://www.proza.ru/2010/12/27/81

Набросок "Архм. Иоанн Крестьянкин после кончины" Михайловский храм.  http://www.proza.ru/2010/01/01/169

Рисунок "Ангельские силы и о.Иоанн в духовных небесах" http://www.proza.ru/2011/02/06/141

Рисунок "О.Павел Троицкий моление"  http://www.proza.ru/2010/01/30/71

Рисунок "О.Павел в полнеба" http://www.proza.ru/2010/04/04/812

Рисунок "О.Павел на отпевании старушки"  http://www.proza.ru/2011/01/01/197

Рисунок "Митрополит Антоний Блюм. Выход в метафизику" http://www.proza.ru/2010/01/22/1649

Рисунок "Архимандрит Авель Македонов над головой в электричке" http://www.proza.ru/2010/01/06/1198

Рисунок "Патриарх Алексий II, выход в метафизику"  http://www.proza.ru/2010/01/23/53

Рисунок "Духовник созерцает свое чадо через стену кабинета" http://www.proza.ru/2010/01/23/490

Рисунок "Архимандрит Кирилл Павлов на исповеди" http://www.proza.ru/2010/03/01/1016

Набросок "Старец. Выход в метафизику на литургии" http://www.proza.ru/2009/12/12/626

Рисунок "Старец в метафизике на Всенощной  праздникаПреображения" http://www.proza.ru/2011/01/15/159

Рисунок "Выход семейного старца в метафизику" http://www.proza.ru/2011/01/18/72

Набросок "Отец Илий в Оптиной" http://www.proza.ru/2011/01/09/238

Рисунок "Прп. Савва Сторожевский явление в храме Успения на Городке. Звенигород 1985 г." http://www.proza.ru/2010/01/30/55

Рисунок "Первое явление схм. Серафимы Кочетковой старицы Спасо-Влахернского монастыря" http://www.proza.ru/2010/01/23/84

Набросок "Явление схм.Серафимы Кочетковой дом причта при храме Вознесения в Перемилово" http://www.proza.ru/2009/12/19/171

Набросок "О.Александр Мень на своем отпевании в Новой деревне" http://www.proza.ru/2010/01/01/751

Рисунок "Явление высоко-духовной личности" http://www.proza.ru/2010/01/01/228

Рисунок "Псалтырь по княгине Пересветовой" http://www.proza.ru/2010/01/06/1319

Рисунок "Ангел маленькой Лизы" http://www.proza.ru/2011/01/29/1184

Рисунок "Ангел крестника Алеши" http://www.proza.ru/2010/12/26/1316

Рисунок "Спасаем колодец. Ангел" http://www.proza.ru/2011/01/15/291

Рисунок "Игорь Борисович Померанцев на своем отпевании. Храм Ильи Обыденного" http://www.proza.ru/2010/01/23/106

Рисунок "Явление Игоря Борисовича Померанцева на даче. (Загорск)" http://www.proza.ru/2010/02/20/1330

Рисунок "Смерть Пантелеймона Ивановича Васильева" http://www.proza.ru/2010/01/26/113

Рисунок "На свадьбе" http://www.proza.ru/2011/01/01/925

Рисунок "Горький в своем доме-музее на Никитской" http://www.proza.ru/2011/01/01/802

Рисунок "Темный дух арбатской квартиры" Иллюстраия к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2011/01/29/1661

Рисунок "Встречи друзей на квартире одержимого человека" http://www.proza.ru/2011/01/30/121

Рисунок "В автобусе". Иллюстрация к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2010/01/23/546

Рисунок "В крематории. Души как дети." http://www.proza.ru/2010/01/23/120

Рисунок "На поминках Ольги Дриневич" http://www.proza.ru/2011/01/21/252

Рисунок "Улыбка Натальи на ее отпевании" http://www.proza.ru/2011/01/17/148

Рисунок "Отпевание Леонида К. Храм Ильи Обыденного 2008г." http://www.proza.ru/2011/01/29/543