Немеркнущий свет христианских святынь

Нина Корчагина
Есть на земле места необыкновенной притягательности, куда во все времена жаждала попасть душа человека. Их называют святыми. И уже двадцать веков не зарастает к ним народная тропа. Раньше паломники ходили туда пешком, врачуя собственные души,  теперь летают на скоростных лайнерах - у каждого времени свои средства передвижения... Одно остается неизменным - жажда человека хотя бы приблизиться, прикоснуться к тому, что очищает душу и дарит свет миру.
Моя душа услышала зов древнейшего из городов мира - Дамаска, бывшего частью колыбели христианства, в окрестностях которого с тех библейских времен стоят монастыри: в них не стихают молитвы и не гаснут свечи.


Пятничный Дамаск раздавил меня и разочаровал. Все предвкушения о встрече с красивейшим городом Ближнего Востока разбились о темноту и неуютность Прямой улицы, той самой, на которую посылал Ананию Иисус Христос для спасения своего гонителя Савла; черноту ее купола, отделившего тебя от синевы неба, ветхость домов, тысячелетиями копивших копоть и пыль, с налепленными друг на друга надстройками немыслимой архитектуры почти из подручного материала... Это в субботу Прямая улица ослепит нас разнообразием кричащих яркостью товаров, отражающих блики ламп и фонарей. Бижутерией, похожей на золото, и золотом, из-за желтизны и блеска похожим на бижутерию, впитавшим в себя сияние солнечных лучей. Оглушит шумом восточного базара, криками зазывал и возгласами ходячих торговцев, совсем как старинные русские коробейники, носящих все свое богатство на молодецких плечах... Но это будет завтра. А пока ощущение заброшенности и оставленности подогревают злые взгляды из-под закрывающих лица платков сидящих на земле женщин, укутанных в черные хламиды, и неприличные интонации восклицаний, по счастью, редко попадавшихся на безлюдных улицах мужчин, едва ли не показывающих на меня пальцем.

- Что происходит? - спросила я у сопровождавшей нас женщины, полгода живущей в этом городе.

- Твой небесно-голубой костюм непривычно смотрится на этих улочках. К тому же ришелье...
О ужас! Что может смутить в дырочке величиной с булавочную головку? Чтоб они делали на московских улицах, глядя на две трети обнаженных девиц? Впрочем, поделом мне: отправляясь в заморские страны, надо думать не только об удобстве: что может быть лучше в жару, чем стопроцентное индонезийское хебэ?.. Настроение вконец было испорчено. Устав от однообразия замызганных улиц (а еще говорят, что Дамаск - самый чистый город Ближнего Востока!), мы решили изменить намеченную на сегодня программу экскурсии и, не мешкая, отправились на поиски дома Анании.

Легко сказать! Проплутав в лабиринте похожих друг на друга улиц и переулков, каким-то чудом выбрались в христианский район и облегченно вздохнули: здесь, по крайней мере, на мое платье никто не обращал ни малейшего внимания, и я обрела душевное равновесие. Мы долго блуждали по узким мощеным улочкам, и с каждым поворотом все меньше оставалось шансов найти это святое место. Местные жители, к которым обращались, пожимали плечами. Мы были в отчаянии: первый день в Дамаске приносит одни огорчения. Но разве может земля, по которой ходили Святые Апостолы, не услышать нашего ропота и мольбы? Вынырнув из очередного поворота, буквально наткнулись на европейскую пару. Кое-как объяснились. Ключевые слова - Савл, Павел, Анания -понятны на всех языках, разумеется для тех, кто хотя бы читал Библию. Англичане, путешествовавшие в сопровождении местного гида, предложили присоединиться к ним. Пробежав несколько кварталов (ну и темп взял араб!), вышли на узкую длинную улицу и обомлели: над плоскими крышами домов возвышается фигура Иисуса Христа. Спаситель, в белом хитоне с красной накидкой, совсем одни на фоне синевы. Воздетые к небу руки - безмолвный призыв - и ко мне, и ко всем живущим на земле.
Кажется, еще мгновение - и он снова обратится к нам с такими простыми и такими загадочными словами, как когда-то к ученикам и толпам сопровождавших его современников. Господи! Как чудесно устроен твой мир! Как благословенна земля, на которой люди, взывающие к помощи Аллаха, не мешают почитать Бога Единого...

Задумавшись, не заметили, как подошли к дому святого Анании. Вернее, сам дом не сохранился, только часовня в подвальном помещении. Сегодня здесь музей. На улице, возле входных дверей, барельефы, рассказывающие о превращении гонителя христиан Савла в Апостола, защитника и проповедника учения Христа. Вот в полусфере мрамора Анания крестит ослепшего Савла. А рядом Апостол Павел благословляет входящих... Спускаемся по крутым каменным лестницам и окунаемся совсем в иной мир. Внизу, глубоко под землей, на то она и катакомбная церковь, все оставлено как две тысячи лет назад. Только на стене иконостас, запечатлевший главные события жития святого: встречу  с Господом на пути в Дамаск, крещение и эпизод спасения Апостола учениками. Это сюда тайно приходили на молитву и проповеди первые христиане.

Именно в такие минуты понимаешь: как не хватает слов, чтоб передать, какие чувства переполняли душу. Почти двадцать веков отделает нас от той встречи, может быть, изменившей ход истории. Скорее всего, так и было. Но я могу прикоснуться рукой к камням, из которых выложены стены и которые память об этом пронесли сквозь тысячелетия. И если твое сердце готово воспринять это чудо, все происшедшее здесь в четвертом десятилетии от Рождества Христова становится зримым и для тебя.

Вот как происходила встреча Спасителя с Савлом, по поручению саддукейского первосвященника ехавшего в Дамаск, чтоб арестовать последователей Христа и привести в Иерусалим для наказания. Из Святого Писания мы знаем, что Савл был яростным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Страшно об этом писать, но для Савла было немыслимо видеть в распятом Иисусе Мессию. В те времена такой позорной казни предавали отъявленных преступников. Мессия, по учению ортодоксов иудаизма, должен был придти как царь-победитель. А “всякий, висящий на дереве”, “проклят”, - написано во Второзаконии.

В Деяниях Святых Апостолов Павел рассказывает, как каялся перед Господом: “Я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах. И, когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его”...

Может быть, за искренность, убежденность и верность идее и увидел Господь в нем “избранный сосуд Мой”, чтоб “возвещать имя Мое” перед народами и царями и сынами Израилевыми? И остановил его на пути в Дамаск, оглушив и ослепив своим всезнанием, Божественным промыслом и всевластием... “Он столько зла сделал святым твоим в Иерусалиме”, - недоумевал Анания, когда Господь велел ему, первому епископу Дамаска и одному из 72 своих учеников, крестить этого фанатичного гонителя своих последователей. “Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое”,- успокоил Спаситель Анания. И он исполнил волю Христа, крестил Савла. Из этого дома Савл вышел совсем другим человеком. Поднимаясь по этим каменным ступенькам к свету дня, он делал первые шаги в жизнь вечную. Об этом и последний сюжет, изображенный на иконе. Иудеи не могли простить преображенному Савлу, и за дерзкие проповеди, прославлявшие Христа, решили убить его. Они день и ночь стерегли проповедника у всех ворот Дамаска. Ученики же, улучив момент, спустили Апостола в корзине с высокой крепостной стены. Рядом с этим небольшим иконостасом на стене - распятие. Под ним - статуя Павла с посохом, символизирующим его хождения в разные страны с проповедью Слова Божия. Мерцают свечи. Возле стен - лавки. Справа - небольшая часовенка. Именно в ней вместе со святой водой снизошел на Савла Дух Святой. В те стародавние времена здесь была потайная дверь, ведущая в подземный ход на случай бегства. Да и уверовавшие в Христа не боялись смерти. Сам Анания за проповедь христианства был арестован и приговорен правителем Дамаска Лицинием к смертной казни – побитию камнями, как первомученик Стефан…

Мы сидим на скамейке словно прикованные. И, глядя на ветхозаветные камни, пытаемся повернуть время вспять...

Интересно, каким бы стал мир, если бы Господь не призвал к служению своего бесстрашного воина Павла? Кто знает, не расправились бы ортодоксальные иудеи с его учением, как несколько лет назад с самим учителем? Как много надеявшихся на Христа отошли от него после пленения и распятия, разуверились. Уставшие от унижения и нищеты, люди жаждали изменений жизни земной (как и мы в своих молитвах к Господу), а Спаситель  учил их быть достойными жизни Вечной. Роптали: “Воскресал мертвых - и ничего не сделал для своего спасения?”. Попробуй поверь, что на крест можно взойти по воле своей... отдав жизнь за други своя... за всех, со времен грехопадения Адама и до второго пришествия... Даже его ученики, бывшие свидетелями всех чудес, совершенных Господом для них же, видевшие его преображение, слышавшие трубный глас, дрогнули... Испугавшись гонений, эти чистые духом, искренние в своей любви к Иисусу рыбаки и мытари тайно собирались, не зная, как жить дальше, что делать... Что же говорить о простых людях, если они, ученики, люди званые, не все понимали в его притчах и предсказаниях, не могли поверить в Воскресение Учителя, пока не увидели...

И вот Господь призвал к служению Павла, имевшего от рождения права римского гражданина, человека иного мировоззрения, образования, образа жизни. Еще в Тарсе, откуда он родом, Павел познакомился с языческой культурой, затем получил образование в Иерусалиме, в раввинской академии у прославленного учителя Гамаллила, считавшегося знатоком Закона, но свободно мыслившего и мудрого.

Видимо, широта кругозора образованного человека и позволила Павлу ”расшифровать”, считать замысел Божий в сказанных ученикам словах: “Шедшее в мир весь, проповедите Евангелие всей твари”. И он первым из званых и избранных, невзирая на ропот и сопротивление многих, даже уверовавших в Христа, пошел разъяснять слово Божие язычникам, идолопоклонникам. Семь лет длилось его первое апостольское путешествие, четыре года - второе и три года - последнее... И там, где он проповедовал - в Иконии, Антиохии Писидийской, Листре, Дервии... - везде возникали христианские общины, вставали христианские церкви. Его избивали камнями, бичевали, бросали в темницы - ничто не могло заставить его замолчать, потому что, по словам самого Павла, “стараюсь иметь непорочную совесть перед Богом и людьми”. Много претерпев во имя Господа, он всегда старался быть достойным служения, в котором видел смысл своей жизни, и не уклонялся от своего призвания, чем оно ему ни грозило: “Я не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса”. Иудеи, как недавно и в нестерпимой ненависти к Иисусу Христу, “заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла”.  Он знал об этом и отвечал опасавшимся за его жизнь ученикам: “Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса”. И Иисус не оставлял своего воина и проповедника. В трудную минуту он явился ночью в видении поддержать его: ”Не бойся, но говори и не умолкай. Ибо я с тобою, и никто не сделает тебе зла”. И отворялись двери темниц, сотрясалась земля, чтоб рассыпавшиеся стены тюрьмы свидетельствовали о воле Всевышнего. Даже во время кораблекрушения на пути в Рим, на суд кесаря, не погиб ни один плывший с Павлом на корабле...

Читая о Павле, поражаешься его мужеству и силе веры. На эшафоте, а как римского гражданина Павла обезглавили, под топором палача он спокойно произнес: “Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас”. Вот что делает истинная вера с людьми, как их преображает. Сколько сил дает она поднявшим крест Христов на свои плечи...

Это благодаря Павлу мы, некогда язычники, приняв учение Христа, освобождены от соблюдения обряда закона Моисеева, в том числе и обрезания. Но сколько пришлось потрудиться ему, чтоб убедить апостолов - и в общине, и в посланиях, и на первом Соборе в Иерусалиме, что язычники, ставшие христианами, не должны соблюдать правила иудеев. И тем самым не отвратить от Христа тысячи и тысячи новообращенных еще при его жизни, не говоря уже о будущем.

 Все, что открывал Господь Павлу, он старательно записывал - в 14 посланиях - к частным лицам и церквям - ему удалось систематизировать учение Христа. Выражаясь современным языком, он стал главным идеологом христианства.

... А начиналось все в этом подземелье, в доме раба Божиего Анании, куда привели ослепленного гонителя христиан Савла две тысячи лет назад. С тех пор внешний мир стал совсем другим. Не нам судить: лучше или хуже. Но все так же стоят по всему миру им созданные христианские церкви и храмы, воздвигнуты во имя его... И в каждом храме, православном и католическом, возле икон и статуй Святого Апостола люди обращают свои молитвы к Господу, которому Святой Павел так преданно и так беззаветно служил.