Православный след в стране минаретов

Нина Корчагина
Когда византийский император Юстиан 1 во время похода против персов шел через Сирию, он остановился в пустынном месте в 15 километрах от Дамаска, чтоб дать немного отдохнуть изнывающей от жары армии. Но вокруг не было ни одного источника. В минуту отчаяния император увидел газель и лично сам погнался за ней в надежде, что она приведет его к источнику жизни. Так и получилось: выбившееся из сил животное привело его к скалистому холму, у подножья которого бил родник. И в тот же миг вместо газели пред ним предстал светящийся образ Пресвятой Богородицы, протягивающей к нему руку: «Не стреляй в меня, Юстиан, но построй для меня церковь на этом холме».


С тех пор по обещанию Пресвятой Богородицы и этот монастырь, и вся эта святая земля находятся под ее защитой и покровительством. Иначе как объяснить, что все пятнадцать веков Сайдная сохраняла верность и преданность Православной вере, даже когда все остальные сирийские города и села отступались от христианства? И, наверное, в знак уважения такого беззаветного служения Богу Единому, сайднайские святыни и сегодня почитают люди другой веры.

Если встать спиной к современности, то есть к Сайднае, и обернуться лицом к вечности – первозданным просторам пустыни, то можно увидеть, как по разные стороны света возвышаются три крепости, похожие на древние замки. Они стоят особняком, и только вечность и пространство подчеркивают их величие. Сначала все паломники идут поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы в Сайднайском женском монастыре, том самом, что построен по плану, показанному византийскому императору во сне самой Божией Матерью. Со времен Юстиана она время от времени дает нам, грешным, знаки, что знает о наших бедах и скорбях, видит нашу печаль.

В конце восьмого века по просьбе благочестивой настоятельницы монастыря Марины греческий монах-отшельник Феодор, совершавший паломничество в Святую землю, преодолев череду искушений, доставил в Сайднаю купленную в Иерусалиме икону Пресвятой Богородицы, по преданию одну из четырех, написанных евангелистом Лукой. К преданиям можно относиться по-разному, но о том, что эта икона необыкновенная и что она сама выбрала себе место “жительства” на века, свидетельствует покаянный рассказ монаха. Многим опасностям подвергался в пути отшельник Феодор: и разбойники на него нападали, и дикие звери, но едва призывал он на помощь Богородицу, держа в руках ее изображение, как все опасности миновали их. Видя чудеса, совершаемые Святым образом, монах согрешил не только в мыслях: решив оставить чудотворную икону себе, отправился в Египет. И едва не погиб. Когда он сел на корабль, разыгрался страшный шторм и путешественник понял, что путь на родину для него закрыт, пока не передаст икону монахиням. А придя в монастырь, снова не сумел преодолеть искушения и солгал Марине, что не выполнил ее просьбы. Утром, тайно покидая святую обитель, у ворот почувствовал, что не может сделать ни шагу: не хотела Божия Матерь покидать своего дома. Упрямый отшельник сделал еще несколько попыток покинуть монастырь, но, убедившись в их тщетности, отдал чудесную икону настоятельнице, признавшись в своих намерениях.

С тех пор “шахура”, что значит “прославленная”, хранится в часовне в особой нише в ларце (к сожалению, за металлической оградой). Мы можем приложиться только к небольшой ее копии. Все стены до потолка увешаны образами. Есть “русская” икона, которая плачет кровавыми слезами, предвещая грозящую беду... Над входом в часовню на камне выбито библейское изречение: “Сними обувь свою... здесь земля Святая”. Возле большого круглого подсвечника несет послушание монашка. Здесь царит благоговейная тишина. И не только потому, что нельзя говорить: слова, заранее приготовленные, выстраданные, растворяются в величии момента. Сначала ты пытаешься их вспомнить или найти другие, душу охватывает страх: ты столько хотел поведать Заступнице всех живших и живущих на нашей грешной Земле, а слов нет, нет даже мыслей. А потом уходит и страх... Здесь не нужны слова, здесь не нужно придумывать оправдания и ничего не надо просить... Здесь о тебе все знают... И с души слетают все покровы, все защитные слои. Остаются только чувства - трепета, тоски, несказанной радости, - ты растворяешься в них. И каждая скатившаяся по щекам слезинка - освободивший душу грех, омытый любовью и раскаянием... Потерявшиеся во времени и пространстве, в смятении и радости мы бредем по небольшим помещениям под взглядами Пречистой Матери и просиявших на земле святых. Многие из этих икон уже шестнадцать-пятнадцать веков взирают на нас, неразумных, тщеславных, в мимолетном прозрении кающихся, и спасают, каждого по вере...

С Сайднайским монастырем связано много чудесных историй о спасении и от эпидемий страшных болезней, и во время нападения врагов, и о помощи всем взывающим к помощи и заступничеству.

Когда поднимаешься по крутой лестнице в монастырь, видишь на ступеньке небольшую оградку. Она сохраняет чудесным образом проявившийся образ Пресвятой Богородицы. Когда-то давно-давно по этой лестнице несла дары Пречистой Матери женщина в благодарность за исцеление от страшной болезни сына. Кувшин с оливковым маслом был тяжелый, а лестница нескончаемая. Женщина остановилась отдохнуть, а когда подняла кувшин, увидела, что капли масла остались на ступеньке. Едва она стала старательно вытирать их, как ее ослепило яркое свечение - на камне выжегся силуэт Святой Девы с нимбом над головой.

…Все окрестности Сайднаи хранят память о том времени, когда люди искали Бога Единого, ради которого и смерть была не страшна. В двух километрах от современного города - монастырь Мар Тума, через километр -остатки келий, в которых прятались первые христиане, неподалеку Монастырь Святого Георгия, церковь Св. Иоанна, построенная на месте самого древнего христианского храма, в стародавнее время воздвигнутого на «останках» языческого капища...

К церкви Мар Ильяс, по-нашему святого пророка Илии, что в шести километрах от Сайднаи, ведут 196 ступенек. Она надстроена над пещерой, в которой святой Илья укрывался от преследования языческой царицы Иезавели. Это святилище совсем не похоже на наши храмы. Северная его сторона - склон горы. Паломников встречает барельеф Пророка, изображающий чудотворца в момент, когда он на огненной колеснице поднимается в небо.

В сознании обывателей имя Илии Пророка связано со 2 августа, когда гремят грозы и закрывается сезон купания в подмосковных водоемах. Надо было побывать в далекой Сирии, чтобы узнать: Илия, что значит крепость Господня, был призван к пророческому служению при ветхозаветном царе Ахаве, когда израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к нравственному разложению. Напрасно Илья обличал царя в нечестии, призывал его покаяться. Не желая своему народу грозящей гибели, пророк объявил Ахаве, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и прекратится засуха только по его молитве. Слова борца с языческим культом сбылись... Все эти годы Господь чудесным образом сохранял своего посланника. По его повелению вынужденного скрываться от людей пророка у потока Хораф кормили хищные вороны. По молитве святого никогда не кончалась мука и масло у бедной вдовы, приютившей странника, когда высох поток. И когда умер внезапно заболевший ее сын, Илия воскресил его.

Через три года вернувшись к погрязшему в грехе царю, Илья велел собрать весь Израиль и жрецов Ваала на горе Кармил и соорудить два жертвенника - один от жрецов, другой - от пророка Илии. Это было за 900 лет до Рождества Христова. Как надо было любить Бога Единого, чтобы бесстрашно встать за Истину одному против всего Израиля! “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, что Бог истинен, - обратился к собравшимся пророк. - И все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”. Напрасно жрецы Ваала с самого вечера взывали к своему божеству, предавая свои тела бичеванию, - небо молчало. Вокруг своего жертвенника из 12-ти камней, по числу колен израилевых, приказал Илия выкопать ров и три раза полить жертву и дрова водой. А сам обратился к Богу с пламенной молитвой и прошением. С неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, признав, что Господь есть Бог Един. А Илия, умертвив всех жрецов Вааловых, стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и напоило дождем жаждущую землю.

Многие в тот миг уверовали в Бога Единого, но Иезавель не простила Илии посрамления и гибели жрецов. «Илия жесток еси, не можеши терпеть нечестия Израиля», - написано в молитвах. И в самом деле, это факт особенный в житии ветхозаветного святого, не дрогнувшей рукой казнившего 450 жрецов и 300 их помощников… Но это была великая битва – не за территорию обладания, не за богатства недр земных. За спасание душ людских, потерявшихся в море людских соблазнов. И он выиграл сражение, доказав, что и один в поле воин. От гнева нечестивой царицы пророк вынужден был бежать. Солдаты достигли его в горах около Дамаска. Бог послал бурю, молния ударила в гору и пробила ее сверху донизу. Илия вместе с конем прыгнул в образовавшийся туннель. До сих пор гора хранит память об этом чудесном избавлении - на ней видны следы от ноги пророка и копыта коня... Протянув через ограду руку, к ним можно прикоснуться...

Из церкви по низкому узкому туннелю в скале мы пробираемся к пещере, где молился святой Илия. На стенах - остатки старинных фресок - образы Святителя Николая, Девы Марии и трех отцов церкви, остальные были повреждены в восьмом-девятом веках в период иконоборчества. В пещере, где молился чудотворец, теплится лампадка у иконы св. Илии.

Впрочем, о деяниях ветхозаветного пророка можно прочесть в Библии. Там же рассказано, как Илия удостоился видения, в котором Бог явился ему в веянии тихого ветра и повелел помазать его преемника Елисея на пророческое служение. А сам яростный защитник Бога Единого был взят живым на небо на огненной колеснице. Написано о нем и в Новом Завете: во время Преображения Господня Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк будет Предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Это случится, когда на земле снова станет нечестие, почти всеми будет потеряна вера и оскудеет любовь... Такое у него служение – приходить на землю спасать потерявших Веру людей.

…Древнейший на сирийской земле мужской монастырь Дейр Шерубим виден отовсюду - он построен на самой высокой точке хребта Каламун на высоте 2011 метров. Монастырские здания появились здесь при императоре Константине, в четвертом веке. Но жили на этой горе первые христиане и монахи задолго до строительства монастыря - в пещерах, некоторые из них сохранились до сих пор. Сейчас монастырь отстраивается заново. А церковь Трех ангелов восстановлена на месте одной из первых христианских из древнего строительного материала - здесь бережно относятся к каждому камню пострадавших от времени строений, потому что они хранят память о тех библейских временах, когда любовь и мученичество были нераздельны, когда верность Богу нужно было доказывать, чаще всего ценой жизни.

Здесь, на вершине горы, будто остановилось время, или его не существует вовсе. Ни ветрам, ни столетиям не удалось сровнять с землей пещеры, укрывавшие людей, которые вопреки большинству захотели жить по законам, данным Спасителем. Вот около этих библейских колонн они останавливались, чтоб осенить себя крестным знамением, вот эту тяжелейшую дверь открывали, входя в церковь. Открыли эту дверь и мы и очутились в полумраке храма... Помолившись, показываю сидящему у входа монаху на фотоаппарат, в глазах мольба. Он обреченно опускает веки: все паломники одинаковые... «Спасибо» повторяем на трех языках - на русском, английском, арабском. Лицо монаха абсолютно бесстрастно, он забыл о нашем присутствии. ...В церкви на нас смотрели знакомые лики святых. Благоговение перед древнейшим святилищем переплетается с простой человеческой радостью: и на далекой чужбине веет теплотой родного дома.

Мы бродили по территории монастыря; с трех сторон площадка - вершина горы - заканчивалась обрывом. Вдали за горными хребтами угадывались очертания соседних с Сирией государств. Ты стоишь так близко к небу, что душа на какой-то миг обретает крылья, и ты чувствуешь себя таким же свободным, как птица… Свободным от земных забот, грусти, суеты, городского шума. Только здесь, на двухкилометровой высоте понимаешь, что ты часть природы, как пролетающая над головой бабочка, как стоящий на краю обрыва цветущий куст…
Когда солнечная дымка не нависает над окрестностями, можно подняться на смотровую площадку. Отсюда видно во все стороны на 100 километров. Говорят, что здесь люди чувствуют себя так же близко к небу, видят так же далеко, как ангелы...

Поистине удивителен мир Божий: путешествуя по христианской Европе, я тосковала: нет в полупустующих храмах благодати, бродишь, словно по музеям. В одной церкви - концерты, в другой - выставки... Вход - пять евро... Как же помолиться, если душа страждет? А здесь, в стране мечетей и минаретов, в каждой христианской святыне - такая благодать... Может, потому что здесь с библейских времен хранят веру православную, проповеданную святыми апостолами?

Сопровождал нас в паломничестве по храмам Сайднаи местный житель, правоверный мусульманин. Каждый раз, когда подходило время молитвы, он извинялся, расстилал свой коврик и, встав на колени лицом к востоку, забывал про нас... Он прекрасно ориентировался во всех храмах, знал, где расположена каждая святыня. Говорил, что уважает нашу веру и почитает православных святых, да это и без слов было понятно. Такое же отношение к нашей вере и в Маалуле, и в Дамаске. Только здесь мы видели, как рядом молятся христиане и мусульмане, одни - веря в Спасителя, другие - отдавая дань почтения Исе - в честь которого построен воздушный белый минарет, один из трех в мечети Омеядов. Именно с него, верят здесь, сойдет с неба на крыльях ангелов Иисус Христос во время второго пришествия. И не просто верят, а готовятся к встрече: каждый день мулла расстилает для нашего Спасителя новый ковер. И только здесь, в Сирии, бродя по святым местам, отчетливо понимаешь: мир делятся не на мусульман, христиан, иудеев, а на плохих и хороших людей...

Москва – Дамаск -Сайдная