Очерк о геннадии головатом

Элизабет Стайнер
               

                ОЧЕРК

                ГОЛОВАТЫЙ

               
   Увидевшие  впервые  частенько  пугаются:  зрелище  необычно. Когда  говорят  «инвалид»,  такого  невозможно  представить. В  разговоре   люди  быстро  осваиваются, и,  через  несколько  минут, забывают, что  перед  ними  инвалид  первой  группы, навсегда  обреченный   сидеть  (или  лежать). Общение  с  ним  настолько  захватывающе  интересно, что,  увидев  его  однажды, невозможно  забыть. Проще  относятся  к  нему  дети. Я  наблюдала, четырехлетний  мальчик  спросил:
     -  А  как  ты  живешь, без  ног?
   -  Хорошо  живу! – не  теряется  Головатый, - Я  привык.
  -  А  как  ходишь? – не  унимается  ребенок.
   - Так у меня  машина! -  веселится  Геннадий  Алексеевич, - видишь, кресло  само  ездит.
  У  Головатого  восхитительный  контакт  с  детьми. Абсолютное  доверие. Взрослые  каверзных  вопросов  не  задают. Но  их  у  них  к  Геннадию  Алексеевичу – миллион. Действительно – как  жить?!  Да  еще  творить! Головатый  любит  разговаривать  с  детьми,  которые  не  знают, что  «принято»,  что «не  принято».Взрослые – живут  под  эгидой   « дозволенного»: думают  одно, а  говорят - другое.
   У  Головатого  -  поэзия, проза, изобразительное  искусство (удивительные  рисунки  и  живопись). Надо  заниматься  с  молодежью. Он  работает  литературным  консультантом  в  газете  «Комсомолец  Забайкалья» - сокращенно «КоЗа». Помогает  начинающим  талантам,  буквально  вцепляясь  в каждого  «самородка», не  отпуская, пока  не  убедится, что  человек  творит  «на  всю  катушку»:  «начинающий  гений  далеко  пойдет!», -  заставляет  поверить  других,  не  говоря  о  том, что  сам  поэт, становясь  энтузиастом, начинает  усиленно работать  над  собой  и,  безусловно  -  делает  успехи.
   Меня, студентку  Иркутского  Училища  искусств, познакомили  с  поэтом  Геннадием  Головатым  «случайно». Правда, в  случайности я не  верю. В  то  время  жительница 
г. Читы, я  всего  лишь  приехала  на  каникулы.  К  Головатому  сопровождала  студента-соратника, привезшего  свои  стихи  и  художественные  работы.
    У  входа  нас  встретила  миниатюрная  кареглазая  блондиночка  в  аккуратном  фартуке. В  чистой  и  светлой  квартире  вкусно  пахло  пирожками.
   -  Здравствуйте,  проходите, пожалуйста, -  приветливо  улыбнулась  хозяйка. Я  Люба, жена  Геннадия  Алексеевича. Да  вы  не  стесняйтесь, -  улыбнулась  она и, проводив  нас  в  комнату, удалилась  в  кухню. Мы  прошли  и…замерли, беспомощно  озираясь:  в  комнате  -  никого  не  было!
   -  Да  вот  он  я!-  послышался  веселый  голос  откуда-то  сверху, -  здравствуйте! –прозвучала  приятная  картавинка. -  у  окна, смотрите  налево!
   Мы  шарили  глазами  по  стенам  с  симпатичными  художественными  эстампами, пожимали  плечами, переглядываясь…Наконец, наши  глаза  поднялись  и  посмотрели налево  -  там, у  окна, стояло  высокое  кресло, напротив  стола…и  мы  увидели  его  голову! -  и  потеряли  дар  речи. Я  смотрела  прямо  в  его  яркие  понимающие  глаза  и  почему-то  никак  не  могла  осознать: «Как  -  это  произошло? Как – он  живет? Почему – столь  непринужденно  улыбается? Неужели  -  такое  возможно?»…Он, продолжая   улыбаться, как  бы  наслаждаясь  нашей  реакцией, с  не  меньшим  интересом  разглядывал  нас. Мы  тихо  представились, робко  приблизились  к  столу, сели  на  стулья  -  в  состоянии  шока, словно  пришибленные,  -  и  как  загипнотизированные, продолжали  его разглядывать. Как  разговаривать, с  чего  начинать…?
   -  Ну,  не  стесняйтесь, выкладывайте! -  веселился  Геннадий  Алексеевич, кивнув  студенту  на  папку с  работами. -  Можете  читать  одновременно, я  слушаю. «Чего  тут  слушать!- мысленно  фыркнула  я, - Говорила, нечего  приносить  все  подряд – не  захотел!»
      Отмерев, студент  стал  выкладывать  на  стол  принесенную  живопись. Головатый, принялся  разглядывать  работы, низко  наклоняясь  над  каждым  листом,долго  и  внимательно  разглядывал, беря  за  краешек  длинными  белыми  пальцами,  поднося  к  самому  носу. Откладывал, аккуратно  кладя  поверх  других  осмотренных, искоса  изучая  читающего. Слушал   он серьезно, вдумчиво, ни  разу не  перебил…Стихи сокурсника  у  меня  не  вызывали  особых  эмоций. Было  стыдно  за  товарища, который  считал, что  писать  стихи  «дело  простое, раз  плюнуть». Отрываем  человека  от  дел! – «Любопытно, что  скажет он, настоящий поэт! Неужели станет  лицемерить?» - я  нервничала, боясь  разочарования.
   Убеждена: поэт  не  имеет  права  лгать! Затаив дыхание, ждала. Я  примерно  знала, как  мой  товарищ  сочиняет   стихи, -  залихватски  маршируя  по  комнате, размахивая  руками, декламируя  вслух  все, что  приходит в  голову – «Я  читаю  Блока. Вечер, стынь  везде. Лишь  тоскуют  окна  по  чужой  звезде…тра-ля-ля-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля-ля…», - и  т.д. (пожалуй,это  «лучшие»  строки), -  предлагая  после  наивным  студентам:  «Вы  записывайте, записывайте! Я  не  успеваю…» Я  говорила  ему, что  не  хватает  живых и новых  образов!Что  мало  мысли...Он  не  слушал, уверенный  в  своей  гениальности. А  мне   приходили  образы, которые  я  переживала  всерьез, ритм  складывался  сам, остальное  -  доделывала… У  нас  не  раз  завязывался  спор. Кто  из  нас  прав?.. Выслушав  до  конца, Геннадий  Алексеевич  вздохнул:
   -  У  тебя – все?..У  него  была  манера  с  поэтами  говорить  на  «ты». А  с  «не-поэтами», на  Вы" -  не  переступая  грани. Я  долго  не  могла  привыкнуть:   только  что  был  на  «Вы», - а о  стихах,  вдруг  сразу,  запросто -  переходил  на «ты»! Как  бы  уравнивал  всех  пишущих, независимо  от  возраста  и  ранга.
   -  Все, - ответил  студент.
   Головатый  помолчал, глядя  ему в глаза  и, наконец  сказал:
  -  Теперь  послушай, что  я  тебе, как  другу, скажу, -  произнес  он  доверительно, оглаживая ладонью  лежащие  рядом  работы, - ты  только  не  обижайся! Ты, честно, – можешь  не  писать  стихов?
   -  Ну…- растерялся  студент, наверно, впервые задумавшись  над  столь  важным  вопросом, -  Могу, наверно…А что?
   -  Вот  и  хорошо!- обрадовался  Головатый, - не  пиши  ты  стихов, если  можешь!   - мой  тебе  совет! Ты  же  хороший  художник. Чего тебе еще надо? Вон  какие  живые краски! Живопись  твоя  мне  понравилась. Не  ломай  о  себе доброго  впечатления. Надо  уважать себя.
Студент, опустив  голову, начал собирать в папку  оставшиеся  работы. Сошла спесь?.. 
Вошла  Люба, и  поставила на стол  тарелку  с  румяными  ароматными  пирогами. Стали  пить  чай, и сам собой  завязался разговор -  о  нашей студенческой жизни, о живописи, и  о поэзии…Меня словно кто за  язык дернул:
   -  А  можно, я  свои   стихи  прочитаю? – и  сама тут  же  испугалась. Геннадий  Алексеевич  поднял  удивленный  взгляд:
   -  А  ты   разве  тоже  пишешь?
   -  Пишу, - виновато  опустила я  глаза, и  похвасталась, - в  двенадцать  лет  впервые  в  газете  печататься  начала.
   -  Что  ты  говоришь! - воскликнул  поэт, который  только что  был  со  мною  на  «Вы», - А  ну-ка  прочти!
 У  меня  перехватило  дыхание. После  такой  строгой  оценки… Ужасно волнуясь, и   обьяснив, что  ,мол,  « это  подражание  Есенину»  я  начала:

                ДРУГАЯ  ШАГАНЭ
       Ты  читал  мне  в  тиши  «Шаганэ»…
        Грустно  было  от  каждого  слова.
        И  была  я  в далекой  стране  -
        Рядом  с  ней,  у  того…у  другого!
   Головатый  глядел  с  интересом,  темные  брови  его  приподнялись.
      Ты  читал  мне…По  чьей  же  вине
      Отрекаюсь  я  снова,  и  плачу?
      Уж  не  та  ли  твоя  Шаганэ
      Родилась  в  тебе  мной  -  не  иначе…            
   Дочитала…Сердце  билось в  горле.  Сейчас  скажет,  «Что  за  чушь  ты  сочинила, можно  ли  так  писать?»…
     -  И  никакое  это не  подражание! - возразил   Геннадий   Головатый, -  Это - твои  собственные  стихи!
    -  Но…название!…Я  же  думала, то  есть, я  имела  ввиду,что..у  Сергея   Есенина… - залепетала  я.
 Ну  и  что  ж, что «название»? А  получились  стихи. И  давно ты -  пишешь?   Много  у  тебя  стихов?
     Я  пожала  плечами,  разрумянившись:
   -  С  детства…я  их  не  считаю!-  дарю  всем… кому  понравятся.
   -  Как!? -  возмутился  Головатый, -  Даришь? Сама   не  зная, что  получилось!
-    Стихи  же  для  людей  пишутся! -  возразила  я,  - нравится, значит,  хорошо!
   -  С  чего это ты  взяла?! 
   -  Ну… из  нашей же  школы   в  газету  брали…только  у  нас  двоих! 
   -  Брали -  хорошо. А   как  ты  работаешь  над  стихом?
       Я  раскрыла  рот. Головатый  расхохотался:
   -  Приходи  завтра, и  захвати  побольше…Будем  работать. Я  ликовала. Далее  начался
   триумфальный  вечер   поэтического  чтения!  Читали всех  любимых  поэтов:  Иркутских, Читинских, Московских,  великих  классиков…Тут  мы  впервые  услышали:
    Я  пил  хмельное  далеко
    В  тумане,  с  белым  небом,-
    Как  пьют  парное  молоко
    В  стакане,  с  белым  хлебом…
- Это , -  спрашиваю, -  Ваши  стихи?
-  Как, вы  не  знаете  Кирсанова?! - хитренько  улыбается  Головатый. Мы  молчим. А  он  читает  далее  того  же  автора:
    …Что  такое  сделано
        Ею  или  им?
        Но  какое  дело  нам ,
        Гражданам  чужим.
        С  нас  ведь  и  не  спросится,
        Если  даже  он
        Выскочит  и  бросится
        С  горя  под  вагон!...

-  Нравится? -
 -  Еще  бы!!! -  завопили  мы  в  голос,  привстав  от  возбуждения.
   -  А  вот  еще  послушайте:
       Меня  насильно  выдают  за  Ложку!
       А  я  не  Вилка,  я -  Часы! –
       Придется  мне  соваться  с  ней  в  окрошку
       И  тыкаться  - в  капустные  усы.
       А  я   -  Часы! На  моем  сердце  -  стрелки!
       Мне  вовсе  делать  нечего  в тарелке.
       Меня  не  свяжет  с  Вилкой  ничего:
       Я  -  вообще  другое  существо!
    Геннадий  Алексеевич  улыбался:
      - Эх, вы! Это - Семен Кирсанов! Стыдно не знать своих поэтов.
  Стало не по себе, и я опустила глаза. Это  «вообще  другое  существо»  выбило  меня  из  колеи…Я сходу влюбилась  в  поэзию Кирсанова. Мы  полагади  себя  «ах- какими», даже  не  зная  его! Впрочем, я  говорю о себе,за приятеля не ручаюсь.
     -  А  он  себя  и  поэтом-то  не  считал, -  доложил  Геннадий  Алексеевич, -   Кирсанов  говорил: "Что вы, я не поэт, просто  играю  словами!»..Так-то..
  Мы  сидели, пристыженные..вот  это « игрок»!Не  может  быть,чтоб  так вот  «просто»!  Сколько  пишущих считают  себя "поэтами", - а сами не  только  писать не могут, но и к этой  жизни  относятся небрежно, без мысли,бесцельно.Даже знать не хотят, как надо писать.Выходит, большинство - графоманы! В том  числе  и  мы...Ну, да, "мним себя графами", а сами всего лишь...всего лишь жалкие писаки, серенькие, весьма средние. Я  спрашивала себя:"Зачем я пишу? А могу не писать? Что  я скажу  людям  -  нового?! А если  нет, тогда зачем...? Или все уже  сказано до нас?".. Не  про  то  ли  сказал Борис Пастернак:
 Быть  знаменитым  -  некрасиво.
 Не это подымает  ввысь!
 Не надо заводить архива,
 Над  рукописями трястись...
 Но надо жить - без самозванства!
 Так  жить, чтобы в конце концов
 Призвать к себе любовь пространства,
 Услышать Будущего зов..
 И опускаться в Неизвестность...
 И  слышать в ней свои шаги -
 Как прячется в тумане местность,
 Когда в ней не видать ни зги...

А наверно, многие  пишущие сначала  "просто"(почему-то!) играют  словами, не подозревая, что из этого может выйти что-то серьезное.А когда "игра" становится смыслом жизни,то...Что  делает  судьба со  своими  артистами?  ...Взамен турусов и колес -
  Не читки требует с актера,
  А  полной  гибели,всерьез.

Потому  что:
  Когда строку диктует чувство -
  Оно на сцену шлет раба!
  И тут - кончается искусство,
  и дышит почва,и судьба.
И  опять  же у  Пастернака - 
    Сколько  надо  отваги,
    Чтоб  играть  на века, -
    Как  играют  овраги,
    Как  играет  река,
    Как  играют  алмазы,
    Как  играет  вино,
    Как  играть  без  отказа
    Иногда  суждено…
   «Прекрасное  просто», - сказал  Сократ. И кто знает цену - простоте? Всю  жизнь  я  благодарна  Геннадию Головатому  за  то,  что  открыл  мне  многих  поэтов, и  удивительную  поэзию  Семена  Кирсанова. Уезжая  в  Москву, поступать  в  Литературный  институт,  я  зашла  к  Головатому. Заметив  мою  страсть, поэт подарил  мне  толстую   книгу  стихов  Кирсанова. Стал  подписывать. Я  возникла:
-  Подписывают  только  СОБСТВЕННЫЕ  книги!
-  А  я  эту  книгу от  сердца  с  кровью  отрываю, -  возразил  Головатый.
И  написал  собственноручно  на  первой  после  обложки  странице:  « оную  книгу  отрываю  от  сердца  с  кровью»..Он  считал, дарить  надо  именно то,  что  дороже  всего.  Мы, студенты,  в  большинстве были  «больны  поэзией»:  Блоком, читаемом  на  всех  перекрестках, Пастернаком, Цветаевой… А  Кирсанов  -  был  чудесным  прибавлением! Моя  юность -  косы  за  плечами,  навстречу  ветрам, -  и  стихи,  стихи,  стихи! -  в  автобусе,  на  улице,  в  очередях,  где  время  уходит  зря, даже  в…бане! Как  помешанные, мы  не  стеснялись  читать  вслух,  при  всех, где  угодно. Тех  поэтов,  кого  любили  мы, принадлежащие  к  поколению  шестидесятых -  с  удовольствием  читающих, ставящих  Поэзию  во  главу  суетной  жизни. Не  представляли  жизни  без  стихов.  Что-то  не  вижу давно  столь  одержимых.
  -  Послушайте,  а  где  - Ваши  стихи? - спросила  я Геннадия Алексеевича.
 -  Мои-то? -   переспросил  Головатый  Алексеевич, - Что мои…Разве  я  такой  уж..  Как  Блок  или  Пастернак?
-  Но  я   Ваших  стихов,  извините, совсем не  знаю. Пожалуйста, прочтите!- попросила я.
 Стихи  оказались  короткими, душевными  и…философскими:
 
 Спасибо,  милая,  что  было
Твое  «пришла»,  твое  «ушла».
Что  город  счастья  подарила
И  морем  горя  залила.
Ты  этим  столько  мне  открыла,
Так  озарила  жизни  суть,
Что  горе  только  закалило,
А  счастье  -  указало путь….
Много  верлибров:
Тень
Из-под  елей  выползла  на  дорогу,
Вылакала  закат  в  реке
И  разрослась  до  самого  неба.
Но  голубую  скорлупу  его
Проклюнул  озорной  месяц –
И  заплескался  в  синей  воде,
Кривляясь, и  дразня  темноту.

Открой  окно! Дыханье  рани
Пусть  тронет  волосы  и  грудь.
И  солнца  луч  в  оконной  раме
В  стекле  расплавит  ночь  и  грусть.
Открой  окно!  И  двери,  двери!
И  душу  тоже  распахни!
Ведь  счастье  - вера  и  доверье.
Скорей  же  руки  протяни.

Я  затерян,  затерян
Среди  трав  и  листвы.
Я  не  знаю,  где  берег
Океана  молвы.
Я  совсем  не   уверен,
Сам  иду,  иль  ведут…
Я  затерян, затерян
У  людей  на  виду.
     Мы  уходили   поздно  ночью. Светила  яркая  луна, и  небо, бархатное,  в  точках, о  будущем  светило  нам. 
       В  огромном  городе  моем  ночь.
       Из  дома  сонного  иду  прочь.
       А  люди  думают  -  жена, дочь…
       А  я  запомнила  одно:  ночь…-  задумчиво  прочла  я  в  темноту   незабвенную  Цветаеву..Мой  товарищ  сказал:
   -  Что,  довольна? Думаешь,  у тебя  стихи  хорошие, а у меня  нет?
   Я  призналась,  что  именно  так  и  думаю. Мы  поссорились. На  пять  минут.Потом  он  успокоился:
   -  Ладно,  а  зато  живопись,  я  знаю  какую  ему  принесу!
   С  высоты  юности,  мы  наивно  считали  себя  «неоткрытыми  поэтами»  -  может,  даже  великими(!?) Почти  все  состояли  в  ТОМ - е (творческое  обьединение  молодежи) при  Союзе  Писателей  г. Иркутска. Наивно мечтая  о  славе,  не  подозревали, что  за  ней  кроется.  От  Головатого  узнали  новое  Бориса  Пастернака:

     «Быть  знаменитым  некрасиво.
       Не  это  подымает  ввысь.
       Не  надо  заводить  архива, 
       Над  рукописями  трястись…
       Цель  творчества  -  самоотдача,
       А  не  шумиха,  не  успех.
       Позорно  -  ничего  не  знача,
       Быть  притчей  на  устах  у  всех…»
     Головатый  Геннадий  Алексеевич   родился  31-го   января  1940-го  года   в  Забайкальском  городе  Чите.  В  семье  было  шестеро  детей,  но  поэтом  стал  только   Геннадий, научившийся  рано  читать  и  писать. Отец  его  день  и  ночь  работал, мать занималась  детьми.  До  семи  лет  он  был  здоров, но  в  школе  не  был, хотя умел  читать..Потом  -  тяжелая  болезнь  буквально  свалила  его. Никто  не  думал, что  Геннадий  перестанет  ходить! А  после  болезни   начнется   другая  жизнь, о  которой  никто  из   семьи   Головатых  не  мог  и  подозревать…
     На  каникулах в Чите  я  навещала  поэта   ежедневно. Общение  доставляло  мне  чрезвычайное  удовольствие.  Головатый  был  умен,  обаятелен, тактичен,  поэтичен,  и,  несмотря  на   искалеченное  тело,  -  восхитительно  по-человечески  красив. За  жизнь  он  был  дважды  женат,  имел   троих  детей…Детей   любил больше,  чем  женщин.  Мои  стихи  критиковал   он  «и  в  хвост и в гриву»,  зато  кое-какие   откладывал. Они   потом  были  напечатаны  в  «КоЗе». Критиковал  с  юмором,  буквально показывая  недостатки:
   -   Значит,  «без  брюк»  -  ты  еще  лучше? Ну, молодец! Ха,ха,ха!-  Я   хватала  стихотворение  и  раскрывала  рот, перечитывая, -  недоумевала, как я могла так  написать: «но  я  без  брюк, признаюсь, хороша» -  действительно, ха-ха-ха! Я же не  то имела  ввиду! - а  что  в  платье  лучше! Я  терпеть  не  могла  входящие в моду  брюки.
   - Ясно, что  не  то! -  смеялся Головатый, -  Не  называя  табуретку  огурцом…
   На  столе  Головатого  возлежал  толстый  словарь  Даля.  Мы   спорили. Однажды  Геннадий  Алексеевич  сказал:
   -  Друзья  -  это  всегда  хорошие  люди.
  -  Извините, -  возразила  я, - но бывают  и  предатели…
   -  Да  ты  еще не  знала  настоящих трудностей! – горячился  Головатый,-  девятнадцать лет..Гм! Что  ты  понимаешь  в  отношениях  между  людьми? Ты  Дэйла Карнеги  читала?
   Действительно, особой  беды  у  меня  не было,  если  не  считать,  что  в  шестнадцать  сбежала из дома,  месяц  жила  в  подвале, потом  уехала  и  не  вернулась. Самонадеянно   я жила  собственными  чувствами. 
     -  А  я  надеюсь  только  на  себя. -  вздохнула  я. – Кому  я  нужна?
   -  Тому,  кто  тебя  понимает…-  улыбнулся  Головатый.
      Я  вскинула  челку, заявив  категорично:
   -  Меня  никто  не  понимает…и  никогда  не  поймет!
   -  Никогда  не  говори  «никогда»! А  ты  хоть  знаешь, что  такое  -  ДРУГ?
   Слово  «друзья» ( Из  словаря  Даля: поначалу  «другья»  -  из  Запорожья, - означает  «другие я»…после  «г»  на  «з»  уже  русские  заменили)  - такие,  как  Я,  но другие…и  эти «другие»  могут  понимать  меня  больше,  чем  я  сама!  Но  ведь  человек  -  это  целый  огромный  мир, Космос! Легко  ли  понять  целый  Космос  другого !? Да  еще  так,  чтоб  хоть  на  эшафот!
      Звезды –тихони  и  звезды –задиры
      Мир  освещают,  греют - горят!
      И  -  Анти-звезды, черные  дыры, -
      Миру  фотончика  не  подарят..
      Люди  горят,  согревая  друг  друга
      Дружбой,  любовью, светом  идей…
      И  ничего  не  пожертвуют  другу
      Черные  дыры  Анти-людей.
      Головатый  обладал   редким  чутьем  на  людей, сразу   понимая, кто  перед  ним, и чем  живет  человек. Старался  быть  полезным, не  требуя  от  других  взаимопонимания:   -  Кто  тебя  понимает, того  надо  беречь, как  зеницу  ока!   Шутил:
 -  У  меня  ни   рук, ни  ног, зато  есть  голова,  а у  других  - и  руки  есть,  и  ноги, но  вот  головы , -  такой  как  у  меня, - не  хватает!. Предлагаю   голову  свою! -  в  обмен! - на  ваши   руки  и  ноги!..Вас  много,  а  я -  один!-  грустно  усмехнулся , -  конечно, если  согласны…
   -  Ваша  фамилия  соответствует  действительности, -  заметила  я.
   -  С  чего  это ? -   усмехнулся  Головатый.
   .-  Ну,  как  же  -  « Голова» - тый!
   - А  ты  уверена,  что  от  слова  «голова»? -  прищурился  он.
    -  А  с  какого  же  еще ? -  удивилась  я.
    -  От  слова  «голый»! -  заявил  Головатый, -  не  полностью,  а  «слегка  головатый.»..
      - …Откровенно  смеялся  над  моей  растерянностью.. Обожал  пошутить. Всего на  шесть  лет  меня  старше, казалось, намного  старше  был  и  прекрасно  понимал  молодежь. Более  всего  ценил  дружбу, считая  ее  «привилегией  мужчин»,  меня  называл  «исключением»:
  -   Друг – он   говорил, - это когда  ты  нужен! -  в  любое  время  дня  и  ночи,- тебя  рады  видеть,  готовы  помочь. Вот  я  приеду  к  тебе  ночью -  если  Друг, примешь!
Я  задумывалась,  и  понимала, что  я-то  приму,  несмотря  ни  на  что…а  как  другие?
Каждый  ли  в  огромной  семье  людей  страны  способен  принять  тебя  всегда? Вряд  ли. Друзей  не  может  быть  много. А  здорово, если  бы  все  вот  так  тебя  любили! Мечтать  не  возбраняется. Однажды  я пришла  к нему, а  он  находился в другой  комнате, его  переодевали. Вместо него  я  познакомилась и разговорилась с поэтом – Красниковым.
Возник  спор. Я  заявила, - « нельзя  жить  бесцельно, моя цель -  помогать  людям», на что  он  резонно  ответил, мол  «надо  жить  и  наслаждаться  жизнью»  и  вообще, «ты  не  солнышко, всех  не  обогреешь!», а  я  сказала:
-  Обогрею!
- Сгоришь!
-  Лучше  сгореть, как  свеча, чем  тлеть, как  гнилушка…
   Последнюю  фразу  услышал  Геннадий  Головатый, и я  услыхала его  голос из другой  комнаты:
-  А ну, везите  меня  скорее, я хочу  посмотреть  на ту, которая  не  побоится сгореть!
   Его  вывезли,  и  он уперся  глубоким  взглядом  мне  в глаза:
- Ты  действительно  так считаешь? -  спросил,  минуту  спустя. Не  зная  его  мнения, я продолжала   ершиться:
  -  Да! Я  в  этом убеждена! А Вы  что, –  против?...
    Головатый  загадочно  улыбнулся:
-  Что ж…- сказал раздумчиво, -  Дай бог, чтоб  твое мнение не  изменилось.
   Он, как  Семен Кирсанов, мечтал  о  всеобщем  взаимопонимании  и  счастье.
    Сынов, о,  Родина, расти
    Правдолюбивыми  и  смелыми!
   За  неумелый  взлет -  прости,
    Презри - за  ползанье  умелое…
     Геннадий  Головатый   родился  и  рос  в  самое   тяжелое   голодное  время. Маленький  рос  необычайно  смышленным.  Играл  в  шахматы  на  деньги. Не  проигрывая, Зарабатывал  на  хлеб. Первая  выигранная  «игрушка»  -  карандаш. Рано  научился  читать  и  писать. Выиграл  и   вторую  «игрушку»  -  перочинный  ножичек! Когда  семилетний  Гена  заболел  корью,  в  квартире  занавесили  окна. Лечить  нечем. Мать  плакала: «Бог  дал – Бог  взял…»  Он  чудом – выжил!  Но  перестал  ходить. Немного  погодя,  приехала  старшая  сестра. Всплеснула  руками,  стала  возить  в  школу!  -  прямо  на  кресле. Дело  пошло  на  лад…Но  - ей  вдруг  потребовалось  срочно  уехать..
Так  и  осталось  его  образование  - две  недели!..Это  не  помешало  Головатому  выпустить  несколько  сборников  стихов,   работать  с  молодыми  поэтами,  и  ездить  по  городам…
    В  Чите  из  юных  авторов  Геннадий  Головатый  выделил  талантливую  поэтессу  Елену  Стефанович,  в труднейшую  минуту  жизни  протянул  ей  руку  помощи. Жена    Люба  ходила  к  Елене,  в  больницу. Геннадий  Алексеевич  поддерживал   поэтессу  на  протяжении  многих  лет. Около  сорока  лет  длилась   дружба.
   Нас  с  Еленой  Стефанович  так  же   познакомил  Головатый, когда  она  еще  только начинала печататься   в  местных  газетах.  В  разгар  трудностей и  анонимных  писем  в  ее  адрес,  Геннадий  Алексеевич   защищал  ее  от  нападок,  отметая  досужие  домыслы!
   -  Так  вы  не  с  рождения  больны? -  удивилась  я.
  -  Я  до  семи  лет  ходил, и  был  как  все  дети. Осложнение -  неусвоение  белка, и  я  перестал  ходить. Вначале  мог  только  ползать, потом  переворачиваться…Потом    переворачивать  меня  стали  другие. Ночами  я  всех  мучил! Изо  всех  сил  стараюсь  не  будить.  Невмоготу  -  зову, когда  задыхаюсь. Днем  легче,  в  подушках,  читать  можно, играть  в  шахматы. Если  б  я  мог  ходить! -  я  стал  бы,  наверно,  гроссмейстером! 
   - А  давайте,  сыграем! – предложила  я, -  люблю  шахматы! Мальчишек  в  школе   обыгрывала.
  -  Хорошо, -  улыбнулся  Геннадий  Алексеевич, -  Только  без  обид.Иди   с  доской  в  другую  комнату,  говори  ходы,  а  я   -  свои. Будет  тебе -  мат  в  пять  ходов!
   В  азарте  я  подумала: «  а   вот  я  тебе  сейчас  как  рога  обломаю!»…Но  - увы,  мат  в  пять ходов мне  был обеспечен. Завелась, предложив  еще...Головатый  играл  без  ферзя,  обещал  «мат  в  три  хода». Расстаралась  и  я: «ну,  погоди!»…И опять  -  мне  мат, но  в  пять  ходов. Он  удивился. Третья  партия  -  решающая. Я  тоже  убрала ферзя! Он улыбнулся, глянул  сочувственно:  «ладно, оба  без  ферзей»!!  -  Опять мат  в  три  хода...
     «Я  Черный  Король,  я  Король  Ничьей, 
     Но  Белый  идет  на  меня  Король,
     И  я  ему  обьявляю  мат…»
    «Извините,  вынужден  Вас  сразить, но  я  не  хотел…Я  черный  король…» Я  вцепилась   в   стихотворение,  просила  подарить,  Головатый   не  отдал! - заспорили:
-  Извини,  не  могу,  - недоработанное!..
-  Оно  готово!  Чего  тут  дорабатывать?!  -  возмущалась  я, - Ну, пожалуйста!  Мне  оно   просто  необходимо! Оно  -  по  духу  мое, понимаете!? –Но  Головатый  отодвинул  его  подальше,  на  край  стола. На  момент  отвернулся…Я  нахально  стащила  стихотворение. Где-то  слышала: «понравившиеся  стихи и даже  книги  -   можно  красть»…Головатый   заметил. Впервые  крупно  поссорились. Стихотворение  я,  конечно,  вернула. Уехала,  очень  обиженная...
 «Я  черный  король, я  король  ничьей,  но  белый  идет  на  меня  король!»… В  письмах   продолжали  ругаться.   «Как  ты  могла!?.. -  сердился  Головатый, - Это  все  равно,  что  вырвать  из  матери  еще  не  созревший, не  родившийся  плод! Автору  -  физически  больно!…Ты  только  представь…»
    Я  считала,  «стихи  готовы»,  их  можно  только  изуродовать  «правкой»…  «неизвестно  как  проявившаяся  часть  моей  души»  может  погибнуть. -  Стихи    «пишутся, чтобы  спасать  души»... Спор  остался  неоконченным. Формально  -  он  прав.  Фактически…Стихотворение   было  «закончено»  и  опубликовано  позднее. Когда  я  прочла  его  в  одном  из  сборников, оно  мне  совершенно  не  понравилось»  -  и…стало  физически  больно.  Я  нешуточно  расстроилась: «Я  черный  король, я  король  ничьей…Но  я  теперь  умираю  сам»…Не  затронувшее  ничью  душу, оно  перестало  для  меня  существовать. От  других  я  ничего тоже  не  услышала.  Почему  же  он  не  осознал?  -  переживала  я, -   такой  чувствующий  поэт…Обьяснила  «по – Кирсанову»:
    Это  было  написано  начерно.
     А  потом  уже -  переиначено.
     Пере-и-пере-на- пере- че-пере- но,
     Перечеркнуто  и -  как  пятно, сведено…
     Это  было  написано  заново,  начисто!-
    И  к  чему-то  не-главному  сведено.    
     И  оправдала  -   по  Пастернаку:
          «Другие  по  живому  следу  твой  путь  пройдут  за  пядью  пядь!-
          Но  пораженье  от  победы  ты  сам  не  должен  отличать.
          И  должен  -  ни  единой  долькой  не  отступаться  от  лица, -
          Но  быть  живым, живым  и  только,  живым  и  только -  до  конца.»
         Поэзия  -  дар,  приходящий Свыше  -  и, после  осуществления  на  земле, плод  мысли  уже  не  принадлежит  автору. Становится   -  достоянием  человечества. Стало  быть,  и  поэт  себе  не  принадлежит. Талант  - принадлежит  человечеству. И,  как  бы  тяжело  ни  приходилось  переживать  трудности, их  следует  выдержать,  ради  того,  чтобы  спасти  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ.   
     С  Геннадием  Головатым  мы   переписывались  всю  жизнь. Рассказывали  друг  другу  и  трудностях,  радостях, делились  впечатлениями,  и  я  не  мыслила, как  можно  жить  без  его  писем. На  многие  вопросы  жизни  и  смерти  он  отвечал  столь  своеобразно  и  поучительно, что  я  перечитывала  эти  мудрые  письма. Храню  их.  Дружба  наша  длилась  35  лет. Продолжалась  и  когда  Геннадий  Алексеевич, волею  Судьбы, приехал  в  Москву..
  . И  в  Москве  он  оказался  неповторим  и  незаменим. Есть  песня:  «Если  вам  ночью  не  спится, и  на  душе  нелегко…значит,  вам  нужно  влюбиться…»Но  можно  было  не  влюбляться, а  позвонить  Геннадию  Головатому, -  в  любое  время  дня  и  ночи, -  он  сказал  бы:
  -  Грустно?  Что  ты  говоришь! Сейчас  я  развеселю!...
   Он  знал  кучу  анекдотов,  мог часами  читать  стихи. Вокруг  него  роились  люди,  вроде  совершенно  «не  подходящие»,  не  совпадающие  по  интересам. Я  не  знаю  человека  более  общительного,  чем  Геннадий  Головатый. Медсестры  и  профессора, учителя  и  студенты, поэты,  доктора  и  кандидаты  наук, продавцы  и  дворники… Ему  удавалось  со  всеми  ладить, сдруживать  между  собою. Несколько  юных  пар   он  познакомил,  -  поженились. Обращались  к  нему  в  случаях  ссор - мирил. Приходили  «на  чай». Меня  знакомил,  не  без  удовольствия:
    -  А  вот  Саша  и  Маша, они  теперь  вместе!
    Я звонила,  по  разным  поводам:  с  тоски,  прося  чего-то  или  кого-то…Утешал:
   -  Погоди, сейчас  посмотрю, -  через  несколько  минут  перезванивал,  предлагая  варианты. И ни  разу  не  сказал:  «Извини,  не  могу»  или  «некогда», не  было  случая,  чтоб  не  выслушал.  Я  знала,  что  могу  прийти  к  нему  в  любое  время  дня  или  ночи!
   И, конечно, я  так  же  всегда  откликалась  на  зов.
 Как-то  раз  он  попросил  меня  сьездить  в  инвалидный  дом,  навестить  больного  тяжелой  болезнью  писателя  и  поэта  Варлама  Шаламова. Я  взяла  с  собой  подругу.  Купив  яблок, мы  приехали, вошли  в  узкий  тусклый  коридорчик,  стали  искать  палату  в  надежде, что  она  получше.. От  этого  посещения,  я  оказалась  в   двойном  в  шоке  -   никак  не  ожидала  того,  что  там  увижу,  и  что  писатель  в  таких  страшных  несовместимых  с  понятием  «пансионат» условиях.  Он  нас  увидел, но  не  смог  ни  сесть  нормально, ни  поесть  борщ,  который  мы  принесли. Все  его  тело  содрогалось. Он  нечаянно  выбил  ложку  из  моих  рук  и  весь  облился…У  подруги  был  настоящий  психический  стресс…Писатель  доживал  последний  год. Нам  показалось, что  он  не  мог  говорить…Но - оказалось! -  находились  люди,  которые  умудрялись  разобрать  слова   его  невероятной  речи. И  даже  записывали   его  стихи!  А  я  даже  накормить  не  смогла:  точнее  -  я  испытала  глубочайшее  отчаяние  от  того, что  «невменяемого»  человека  следует  покормить. Какая   страшная  судьба!…И  неуемное  чувство  вины     поселилось  в  душе…Как  можно  держать  в  подобных  условиях  -  писателя?! Это  не  один  человек  болен:  бедная  больная  Россия!  Бедная  не  деньгами, не  золотом, а  душевным  отношением… 
    Приехал  Головатый  в  Москву по  воле  судьбы, которая  оказалась  для  него  весьма  печальной.. Я работала  в  поликлинике,  радуясь  его  письмам,  не  подозревая,  что  скоро  состоится  встреча.  Он  позвонил. Голос  был  тревожен. Заболела  дочь  Ивана, девяти  лет. Он  вылетает  с  ней, чтобы  положить  девочку  в  онкологический  диспансер. С  надеждой, что  страшный  диагноз  «саркома  лимфоузлов»  не  подтвердится.. Люба   не  знает,  боялся  ее  огорчить. Ивану  положили  на  лечение. Пришлось  Геннадию  Алексеевичу  жить  в  гостинице,  мне,  прописаться  « сестре  по  уходу» на  четыре  месяца. Стояла  июльская  жара. Жена  Головатого  находилась  на  курорте. Я  говорила  с  врачом. Диагноз,  подтвердился. Иване  не  суждено  было  выжить. Я  приходила  ежедневно, носила  фрукты, спрашивала, чего  она  хочет...Девочка  ничего  не  просила. Умная  не  по  годам, Ивана  обо  всем  догадалась. Поняла,  -  другие  дети  здесь  смертники! Не  играла  ни с  кем, держась  отчужденно. К  моим  приходам  относилась, как  говорят, «неадекватно»: хватала  сумку  и  - убегала. Однажды  спросила:
 - Все  равно  я  умру, зачем  Вы  ходите?
 Мне  от этого  вопроса  стало не  по  себе.
  -  Меня  попросил  твой  папа. Почему  ты  так  уверена? А может, врачи  вылечат?
И  сама  почувствовала  в  своих  словах  фальшь.  Иванна  хмыкнула  и  убежала. Не  здоровалась,  не  говорила  «спасибо»,ни  «До  свиданья». Больше  я  не  приставала с  вопросами. И  очень  была  удивлена,  что  ей  понравились  мои  часы  со  звонком. Девочка  надела  их   на  руку. Я  облегченно  вздохнула:  они  доставили  ей   хоть  чуть  радости…Иванна  Головатая   умерла  с  этими  часами  на  руке:  я  не  посмела  их  снять.
     Люба  приехала…Что  за  разговор  произошел  между  нею  и  Геннадием Головатым,  я  не  знаю, ( она  сменила  меня  по  уходу)…вскоре  после  этого  они  разошлись. Люба  уехала, оставив  Геннадия  на  друзей. Мы  не  виделись  около  года.
    Головатый   жил   на  частных  квартирах  в  Москве. Я  приходила  в  гости. Друзья  по-очереди  ночевали, переворачивали. Утром  сажали  в  подушки, кормили, клали  перед  ним  на  стол  авторучку, бумагу… Если  человек  ухаживает  за  Головатым  -  это  хороший  человек. Чем  он  был  по-настоящему  богат, так  это  друзьями! Благодаря  Головатому  я  познакомилась  со  многими  Московскими  поэтами:  Владимиром  Леванским, Юрием  Астаховым, Алексеем  Кондратьевым  и  многими  другими…Так  же  с  Евгением  Евтушенко  и  Вознесенским. Он  был  в  окружении  поэтов,  писателей, художников, как  центр, который всех  притягивал. Но  возле  него  можно  было  встретить  и  профессоров, и  медсестер, и  даже  дворников! Круг  его  знакомых  -  необозрим  и  неиссякаем...      
      …Однажды  к  нему  на  частную  квартиру  зашла  молодая   соседка,  учительница  музыки.  Разведенка, сын  Рома  четырех  лет...Познакомились, она  стала  захаживать  чаще…А  через  год   в  новой  семье  Головатых  родился  сын Сила. Несколько  лет жизни  на  частных  квартирах…Все  же  от  Союза  Писателей  Москвы  Головатым  дали  квартиру - четырехкомнатную. Друзья  продолжали  приезжать  и  оставаться  ночевать..Я  не  приходила. Радовалась,  что  у  него, наконец, сложилась  семья.
    Прожили  они  долго( около тринадцати  лет),  далеко  не  безоблачно..Но  и  эта  семья  распалась.  Головатый  переехал  в Дом  инвалидов. Вспомнились  слова  поэта  Эдуарда  Гольдернесса: «Всех  убивает  то,  что  они  любят». Геннадий  Алексеевич  оставил  жене  и   детям  квартиру. Когда-то  этом  инвалидном  доме,  на  улице  Островитянова, дом 16, умерла  в  одиночестве  актриса  Татьяна  Пельтцер...Печальны  судьбы наших  талантов! Вспомнился  Варлам  Шаламов…Я  навестила  его  однажды. Боже, -  думала , -  неужели   все  так ?»
Тут,  на  Островитянова, правда,  поуютнее, почище...Друзья  стали  встречаться  чаще. Геннадий  не  жаловался, но  я   заметила: левая  рука  у него  совсем  повисла,  правой  еле  доносит  ложку  до  рта.  Телефонную  трубку  держит  с  трудом. Грустно  признался:
  -  Знаешь,  почему   надо  чаще  переворачиваться?.. Ребро  мне  впивается  в  сердце. 
     Значит,  произошла  деформация. Это   знал   ухаживающий   за  ним  до  последнего  дня  в  Москве  Константин  Николаевич  Данилевский, -   самоотверженный  и  добрый  пожилой  человек. Однажды  он  откровенно  спросил  Геннадия:
   -   Небось, думаешь  о  смерти?
  На  что  Головатый  ответил:
   - Даже  если бы  меня  распяли  на  кресте, я  бы  все равно  не  хотел   умереть!.
    Вот  такая  уникальная  воля  к  жизни.
      -  Я  тебя  вот  о  чем  хочу  попросить. – сказал  он  мне, - Обещай  послушаться!
   -  Ну, обещаю…в  пределах  возможности.. А  что?
  -  Если  скажут, что  я  умер  -  не  верь! Где  бы  я  ни  был,  что  бы  ни  случилось  со  мною  -  не  верь никому!  Я - выживу.  Несмотря  ни   на  что.
   -  Я  должен  уехать! -  сказал  он  через  несколько  дней.
   -   Куда?  - всполошилась  я.
    -  Конечно  же,  в  Забайкалье, в  Читу! -  воскликнул  он  почти  весело. Но  глаза  были  грустны:
       А  у  нас  в  Забайкалье   - все  сопки  малиновые!
       Вы, небось, и  не  знаете,  что  такое -  багул?
       Вы  напрасно  стараетесь  жизнь  мне  сделать  малиною:
       Все  равно  я  когда-нибудь  в  Забайкалье  сбегу.
      Раз  об  этом   заговорил – поняла  я, - значит, ему по-настоящему плохо. Скорее  всего,  он  уезжает  умирать…
 
    В  Читу  его  увозили  дети  -  Роман (ему  исполнилось  18) и  Сила. Там, в  Забайкалье,   в  феврале  2001  года,  было  похоронено  тело  Забайкальского  поэта  Геннадия  Алексеевича  Головатого,  оставившего  после  себя   восемь  книжек  стихов, и  память…
        Память  о  себе!  – Человеке  уникальной  силы  воли   и  духа,  который,  будучи  инвалидом,  жизненной  энергией  помогал   людям   преодолевать  трудности, став  примером   духовной  силы  и  воли  для  многих:
       Я  мыслю  жизнь  -  мою, его,  твою, -
       В  великой  книге  Бытия  как  строчку.
       И  к  смерти  отношусь,  как  к  бытию:
       Она  -  естественная  жизни  точка.
       Но -  строчку  САМ  я  напишу  свою…

             Написал  и  оставил  Строчку -  в  других..Разлетелась  она  по  свету  -  зимними  снежинками  и  осенними  листьями...Значит, жив  поэт!.

 
    
   Головатый… В  высоком  кресле, почти  на  уровне  стола, -  Голова…большая, черноволосая, кудрявая, -  сидит  на  узеньких  плечиках! Спереди,  вместо  груди,  и  сзади, со  спины  -  большие  горбы. По  бокам  с  плечиков  свисают  руки  - длинные, тонкие, узловатые,  словно  корни  растений. Внизу, в  полупустых  шароварах, предполагаемые  ноги…Их  видят  лишь  те, кто  ухаживает, самые  близкие. Он  всегда  в  нарядной  отглаженной  рубашечке. Взгляд  умных  карих  с  искоркой  глаз  на продолговатом  лице, с  тонким  продолговатым  носом  и  фигурными  губами -  всегда  пронзительно  -  веселый. Лицо   красивое,  обрамлено  черной  бородкой  и  тонкими  усиками. Немного  похож  на  Достоевского. В  двадцать  пять  лет  поэта Геннадия  Головатого  знала  вся  Восточная  Сибирь.