Дом на пустыре

Георгий Давиташвили
www.noumenart.com


литературный сценарий


Дрим-кастинг:


Марта – Жанна Агузарова

Александр – Игорь Миркурбанов




п е р в а я  с е р и я
 
Ранняя осень. Шумит город. Трамвай «Аннушка» остановился на Новокузнецкой улице. Из трамвая выходят пассажиры. Мы обращаем внимание на странно одетую худощавую женщину в широкополой шляпе. Мы видим ее со спины: она вышла из трамвая и идет в сторону переулка, перпендикулярного улице…

Чертежи ультрасовременных архитектурных проектов сочетаются на одной стене с фотографиями древних мемориальных сооружений. Похоже, мы в кабинете руководителя архитектурного бюро. Сидя за столом, мужчина лет сорока пяти-пятидесяти что-то чертит на листе бумаге, второй рукой играя с вершиной крохотной египетской пирамиды. Спустя некоторое время он тыкает пальцем в кнопку настольного телефона и по громкой связи задает вопрос ответившей ему «алло» женщине:
- Что у нас там по комплексу этому… ну по гостинице?
- Ничего, молчание, - отвечает женский голос. - Видно перехватили, Саша. Думаю, это опять Герман. Так или иначе, мы скоро узнаем, кто взял…
На лице мужчины заметна нервозность, смешанная с разочарованием.
…Тем временем женщина в шляпе продолжает медленно идти по переулку; лица ее мы не видим…
- Ты знаешь, Вика, что через месяц-второй нам нечем будет платить зарплату людям?
В ответ слышен тяжелый вздох.

В разговоре руководитель архитектурного бюро (отныне мы будем звать его Александром) не замечает, что в кабинет к нему с фривольно-загадочной улыбкой на милом личике проникла молодая девушка. Увидев ее, Александр таращит глаза, прикладывая к губам палец и указывая жестом на включенную громкую связь. В ответ девушка посылает Александру воздушный поцелуй.
- Ладно, Виктория Эдуардовна, поговорим об этом позже, - обрывает разговор Александр.
- Ну, как хочешь, Сансаныч, - с заметным холодком в тоне звучит из динамика громкой связи женский голос.
Раздаются гудки отбоя.
- Диана, я же просил тебя не входить ко мне без стука. Мы на работе: в любую минуту может позвонить или, хуже того, зайти Вика, - шепчет возмущенный Александр. -  Неужели так трудно постучать?
- Дурачок, вот ты кто, - отвечает ему на это Диана и садится рядом на край стола. Она тянется к Александру, чтобы поцеловать его в губы. Александру явно не по себе от поведения Дианы.
...Загадочная незнакомка продолжает шагать по переулку…
Секретарша Александра, полная женщина преклонных лет с короткой стрижкой и непроницаемым взором, посматривает в сторону двери своего начальника, понимая, что в кабинет к шефу зашла любовница.
Тем временем странная особа в шляпе дошла до двери современного  трехэтажного здания: она приближается к домофону и нажимает на кнопку вызова.
Секретарша смотрит на экран монитора: под полами огромной шляпы разобрать лицо гостьи невозможно.
- Вы к кому?
- Я к Александру.
- Вы договаривались?
- Хм, безусловно. Безусловно. Ну конечно. Он меня очень ждет.
- А как вас представить?
- Меня? Ну… скажите, к нему пришла Марта, пришла, чтобы заказать проекта дома.
- Так и сказать?
- Так и скажите.

Секретарша набирает шефа.
- Александр Александрович, к вам пришла некая дама по имени Марта, говорит, заказать проекта дома.
Смущенный чреватым последствиями поведением любовницы Александр рад неожиданной смене обстоятельств.
- Да конечно, Людмила Аскольдовна, пригласите ее сейчас же в кабинет, пусть проходит… Диана, а тебе пока лучше выйти.
Молодая особа, театрально сползая с края стола и также театрально играя попой, угрожающе медленно направляется к двери…

Детина-охранник, пропускает женщину в шляпе в здание, и покамест гостья неторопливо поднимается по ступенькам на второй этаж, настороженно, если не сказать, испуганно, смотрит ей в след.
В дверях приемной – мы все еще видим гостью со спины – посетительница сталкивается с Дианой. Пропустив гостью в приемную и выскочив в коридор, Диана оглядывается на пришелицу – изумленная ее головным убором и прочими аксессуарами, она еле сдерживает смех, прикрыв рот ладонью…

Марта в кабинете Александра. Александр встает и идет навстречу гостье. Огромная шляпа посетительницы производит на него неизгладимое впечатление. Александр вежливо протягивает гостье руку.
- Марта, - сухо отвечает женщина.
- Александр. Присаживайтесь. Чай, кофе?
- Воду… с ацетальдегидом, - говорит Марта и вдруг разражается похожим на пение тропической птицы странным икающим хохотом, и мы впервые видим ее лицо – бледное астеническое лицо женщины без возраста с явно превышенным количеством макияжа на бровях и губах.
- Я пошутила, - комментирует свои слова Марта. - Я вообще ничего не пью. У меня сухая голодовка. Впрочем, это не имеет никакого значения. Я пришла, чтобы сделать вам крайне выгодное предложение.
Александр смотрит на гостью, словно не веря своим глазам.
- Я хочу заказать вам проект особняка, причем за астрономическое вознаграждение. Авансом я выплачу вам сто одиннадцать тысяч английских фунтов стерлингов, - говорит Марта и вынимает из сумки перевязанный бечевкой сверток с пачками купюр крупного номинала.

Пересохшими губами Александр спрашивает:
- А что за особняк, где место строительства?
- Всему свое время, - отвечает посетительница. - Придет время, узнаете и это. А для начала вы должны сделать эскиз дома и показать его мне в виртуальной версии. В доме общей площадью ровно 222 квадратных метра должно быть всего четыре окна, выходящих на четыре стороны света. Все прочее вы должны домыслить сами.
Сказав это, гостя оставляет круглую сумму наличными на столе Александра.
- Прошу вас подготовить эскиз в течение месяца – к нашему с вами следующему разговору. Все формальности по утверждению проекта я беру на себя. При этом я строго настрого прошу вас не интересоваться, каким образом получен землеотвод на строительство дома, и как будет утверждаться проект. Это главное условие нашего с вами устного договора. Со своей стороны, гарантирую вам полную анонимность вашего авторства. Ну, не хотите же вы, чтобы об этом узнали другие? - двусмысленно улыбаясь, добавляет Марта. 
(На мгновение мы вдруг видим Александра со стороны сидящей напротив Марты словно бы через объектив скрытой камеры: нерезкая зеленоватая картинка, глухой звук…)
- Но я не могу сделать проект неизвестно где. Какая территория предусмотрена под его строительство, есть ли топосъемка участка, геология?
- Хорошо, я отвечу, - строгим тоном говорит Марта. - Дом должен быть построен на совершенно неприспособленном для жизни пустыре, рядом с мусорной свалкой, на что у меня имеется соответствующая разрешительная документация. Это всё, что я могу вам пока сказать… Вас не устроила сумма? Это только аванс. Остальное получите потом. Ровно столько же.

Недоумевающий Александр не знает, что ответить. Марта внезапно разворачивается на одной ноге, как солдат, на сто восемьдесят градусов и марширует в сторону двери. Подойдя к двери, она, подмигнув Александру из-под полы своей широченной шляпы, выходит из кабинета. Вниз по лестнице она сбегает вприпрыжку, точно семиклассница, вылетевшая после урока на перемену…

Опешившая секретарша, онемевший охранник провожают взглядами невероятную гостью…
Секретарша, разбираемая любопытством, спешит заглянуть в кабинет к шефу, чтобы спросить, что же это была за особа, но именно в эту минуту Александр торопливо прячет в сейф деньги. Раздраженный несвоевременным появлением секретарши Александр кричит ей:
- Людмила Аскольдовна, немедленно позовите сюда Викторию, вы слышите, Вику немедленно!

По коридору архитектурного бюро, стуча каблучками, идет молодая стройная женщина. Она стремительно входит в приемную Александра, затем в его кабинет.
Женщина стоит в дверях и испытующе смотрит на Александра.
Александр, сидя за столом, играет пальцем с вершиной пирамиды.
- Ты знаешь, что сейчас произошло?
- Нет, не знаю, - холодно отвечает женщина.
- Вика, садись. Сразу в кресло садись, чтобы не упасть со стула…
- Ты можешь говорить покороче, а то у меня много работы, - отчеканивает женщина, которую мы будем звать Викторией.
- Только что здесь была странная, нет, очень пре очень странная особа, в такой широкополой шляпе… Принесла деньги – сто одиннадцать тысяч английских фунтов стерлингов. Авансом. И знаешь, за что?
- Какая женщина? Какие еще фунты стерлингов? – не понимая о чем речь, раздраженно говорит Виктория, но при этом садится в кресло.
- Ее зовут Марта. Фамилии я не знаю – визитку не оставила. Ей нужен проект дома на пустыре, рядом с мусоросвалкой.
Четыре окна на четыре стороны. 222 квадратных метра. Место строительства мне также неизвестно. Проект нужно сделать анонимно. За это она платит нам двести двадцать две тысячи фунтов стерлингов. Ровно половину она уже внесла.
Александр достает из сейфа сверток с деньгами.
Виктория смотрит на деньги с полным равнодушием. Видно, еще не знает, как отреагировать.
- Ты проверил, нефальшивые? - первое, что ей приходит в голову спросить.
- Нет, не похоже, - глядя на пакет, говорит Александр. - А хочешь, возьмем на выбор любую купюру и отдадим на экспертизу.

Александр готовится вызвать по телефону бухгалтера.
- Не надо. Потом, - говорит Виктория. - Ты согласился сделать проект?
- Да, - виновато-растерянно шепчет Александр.
- И правильно. Будет теперь, чем зарплату платить людям… А Лизе уже нужно новую мебель в комнату. Ей скоро восемь, а спит она на кроватке для маленьких… И новый велосипед ей нужен. Нам необходим новый минивен для бюро…
- Ты о чем, Вика?
- Я о нас с тобой, и я об огромном долге, который висит на твоем… на нашем бюро...
- Не знаю, но это очень странное событие в моей жизни. Необъяснимое, понимаешь? Если бы ты только видела ее. Людмила Аскольдовна, и та обомлела… Теперь Марта свяжется со мной через месяц.
Александр замолкает, глядя на жену. Виктория молчит, глядя в пол.  Чертежи и фотографии на стенах также молча взирают на эту сцену.

Павильон в телестудии. Осветители ставят свет, оператор примеряет камеру.
Энергичной походкой в павильон входит мужчина в темных очках. С ним еще несколько человек. Очаровательная девушка-корреспондент с микрофоном в руках и в сопровождении оператора с камерой бросается к вошедшему мужчине:
- Эрик, здравствуйте! Продолжим запись интервью?
- Милая Марина, у нас через полчаса съемка клипа, мне гримироваться надо, готовится, то да се… Может, позже, после съемки?
- Позже у меня отберут камеру… Надо поговорить сейчас, Эрик, - Марина тянет слова, делает губы бантиком.
Эрик сдается:
- Спрашивайте.

Поворачиваясь лицом к камере, обрадованная журналистской мини-победой Марина говорит:
- Итак, мы продолжаем нашу беседу с лидером группы «Мешки для мусора» Эриком Дзыньским.
Обращается к Эрику:
- Прошлый раз мы прервали наш рассказ на том, что привело вас к теме смерти в искусстве. Расскажите об этом подробнее.
- Группа «Мешки для мусора», - рассказывает Эрик, - это не просто состав музыкантов. Все участники группы - это реальные персонажи из моей пишущейся книги "Свидания со смертью". У каждого из участников есть собственная история отношений со смертью. Для меня тема смерти - то средство, с помощью которого можно всё разглядеть получше: любовь, боль, страдание. Это не лейтмотив творчества, а средство постижения мира.
- А имеется ли у вас личный опыт свиданий со смертью? - задает вопрос девушка.
- Однажды, на гастролях, - рассказывает Эрик, - меня стошнило прямо на сцене, когда я увидел хвост воздушного змея, запутавшегося в электрических проводах… И вдруг я вспомнил то, что было стёрто в моей памяти… Когда-то, в детстве, мы жили в Кёнигсберге… И все мальчишки лазили в немецкий форт, что был рядом с нашим домом… Туда было нельзя, колючая проволока и всё такое, с войны ничего не разминировано, но мы лазили, чтобы поживиться чем-то… (с какого-то момента мы видим то, что рассказывает Эрик) …У меня, например, был красавец «вальтер» и была еще немецкая финка со свастикой… А ещё мы таскали оттуда миномётные снаряды, в лесу из них выплавляли тол, а потом ходили глушить рыбу в озёрах… Там их много, озёр… Ну вот, однажды Валька, мой друг по подъезду, притащил такой здоровый снаряд… Взрыватель не скручивался, потому что весь в ржавчине был, ну я… и побежал за молотком и зубилом, чтобы взрыватель отвинтить… Потом, слышу за мною взрыв, а я ещё и ста метров не отбежал. Ну, меня швырнуло на землю, в ушах так… хорошо стало… Смотрю назад, небо синее-синее… А Вальки нет… и ещё - Лёхи, Серёги, Воробья… Красивого… Ну, Бойца, там, Светлого… ну,  в общем всех, кто с нашего двора был… Там, самому старшему было лет одиннадцать, что ли? В общем, пацанов двенадцать разом разметало…

Честно говоря, я уже точно и не помню, теперь… Ну, вот так.  А что врезалось в память, так это кишки кого-то из моих друзей, которые запутались в электрических проводах… И я подумал ещё, - прям, как хвост от воздушного змея, который мы запускали, с моим другом Валькой вчера… И вот когда много лет спустя мне стошнило на тех гастролях, я как в забытьи проспал после двое суток, а проснулся с твердым решением: писать отныне только одну книгу - о смерти.
- Да, ваша история меня потрясла… Эрик, расскажите, а что будет в книге? Реальные истории или вымысел? - задает свой следующий вопрос корреспондент Марина.
В этот момент к Эрику подбегает администратор и что-то шепчет на ухо.
- Всё, прекрасная Марина, наше время истекло – у нас съемка, - Эрик разводит руками. - Продолжим через три часа.
- Через три часа у меня отберут камеру, - чуть ли не плачет Марина.
- Тогда продолжим в следующий раз, - улыбаясь, говорит Эрик.

Архитектурное бюро. Молодая любовница Александра Диана работает за компьютером. Имея перед глазами набросок на бумаге, она рисует на экране компьютера виртуальный эскиз проекта. Глядя на экран, она чему загадочно улыбается.
В комнату к Диане входит Александр. Подойдя сзади, он нежно целует ее в голову. Потом спрашивает:
- Ну что у нас с тобой получается, мой зайчик?
На это Диана, не отрывая глаз от экрана и продолжая щелкать мышкой, отвечает весьма серьезным тоном:
- Знай, Александр, причина появления в твоем кабинете таинственной незнакомки коренится в тебе самом, в твоей легкомысленной вере в реальность, точнее, в правду чертежа. За каждой линией кроется потаенный смысл, ибо всякая линия есть иероглиф. Квадрат, круг, треугольник, их начертания – все это символы. Чтобы познать их силу, ты должен побывать внутри каждого из них.
Александр не ожидал от Дианы такого пассажа.
- Ты говоришь мне такие вещи… Почему ты мне это говоришь, Диана?
- Не знаю, дурачок, но почему-то именно я тебе это говорю, - оставив серьезность, легкомысленным тоном отвечает Диана и притягивает к себе Александра для поцелуя.
В этот момент Александру звонят на мобильный:
- Да, моя деточка... Хорошо, Лизонька, сегодня за тобой заеду я, мама не сможет.
Александр гладит Диану по голове и говорит ей:
- Ты  извини, я должен забрать из школы Лизу. Виктория на переговорах. Поеду, а то пробки, могу не успеть. Я вернусь в бюро к вечеру. Дождись меня, ладно…

Здание школы в центре Москвы. Александр, вышел из машины и ждет Лизу. Разгуливая по школьному двору, он случайно оказывается внутри круга, начертанного детьми мелом на асфальте. Оказавшись внутри фигуры, Александр вдруг как бы проваливается в виртуальный чертеж школьного двора, и теперь ему слышаться непонятные голоса, гласящие, что от того, как он расположит фигуры, зависит судьба, и не только его…
Выбежавшая из школы Лиза возвращает Александра к реальности.
- Привет, па! – кричит она отцу и бежит садиться в машину.
Александр идет за ней следом, садится за руль, машина отъезжает. В оставшемся на асфальте школьного двора нарисованном мелом круге детишки  уже играют в какую-то игру…

Церковь на Раушской набережной Москва-реки. Служители церкви готовятся к вечерней службе. Александр ставит свечу перед иконой Богородицы, крестится. Из ризницы навстречу ему выходит молодой батюшка – отец Иоанн (Охлобыстин). Он осеняет Александра крестным знамением, Александр целует ему руку.
- Ну, расскажи, Александр, что у тебя стряслось? – священник смотрит на Александра спокойно и одновременно испытующе.
- Отец Иоанн, ну как тебе все объяснить… Пришла ко мне женщина, очень странная с виду особа, и принесла много денег наличными, как раз на тот момент денег мне остро не хватало... Эта женщина заказала мне сделать проект дома на пустыре, рядом с какой-то мусоросвалкой, где и какой, пока не сказала. Четыре окна на четыре стороны света, площадь ровно 222 кв. метра… Остальное, мол, я должен домыслить сам. А тут еще моя сотрудница, - Александр опускает глаза, - сотрудница наша Диана, веб-дизайнер, вдруг наговорила мне, что причина появления таинственной незнакомки кроется во мне самом, в моей, как она сказала, легкомысленной вере в реальность, точнее, в правду чертежа. За каждой линией, сказала она, таится скрытый смысл, ибо всякая линия есть иероглиф. Квадрат, круг, треугольник, их начертания – суть символы. Что бы познать их силу, я должен побывать внутри каждого из них… Отец Иоанн, что это? Может, я должен запроектировать на пустыре церковь? может, там было святое место, а потом его превратили в мусорный полигон…?
Батюшка жестом учтиво останавливает Александра.
-Нет, не храм она пришла тебе заказать. Если бы речь шла о храме, в этом не было бы никакой загадки…
- Тогда что же?
- Не знаю. И я не знаю. Молись, и я буду за тебя молиться. Господь управит, все разъясниться…
- А как быть с деньгами?
- Выполнить заказ. Сделай работу, за которую тебе заплатили.
- Благословите, батюшка.
Отец Иоанн осеняет Александра крестным знамением:
- Ступай с Богом. Да спасется душа твоя.
Когда Александр выходит из храма, отец Иоанн идет к распятию, ставит свечу и молится за души усопших…

Выйдя из церкви, Александр хватается за телефон.
-  Ну что там, Людмила Аскольдовна?
- В 16.00 у вас встреча с новыми заказчиками, - бодрым голосом отвечает секретарша. - Они уже к вам едут.
- Всё, я тоже еду, - бросает в ответ Александр. - И скажите Виктории Эдуардовне, чтобы тоже обязательно была.
 По дороге в офис у машины Александра внезапно глохнет мотор. Александр вынужден припарковать машину у обочины улицы и спуститься в метро.

В битком набитом вагоне Александр вдруг ощущает на себе выразительные взгляды молодой блондинки в красном плаще, стоящей у боковины сидения возле двери. Завороженный журнальной красотой девушки Александр в толчее вагона не сразу замечает болтающийся в ее руках полиэтиленовый пакет, на котором изображен… эскиз дома на пустыре! От увиденного Александра бросает в жар, красотка же загадочно улыбается ему. На ближайшей станции она выходит из вагона. Забыв обо всем, Александр кидается вслед за блондинкой в красном плаще… Словно убегая от преследователя по переходам метро, блондинка, как призрак, то ускользает от взора Александра, то появляется вновь… Потом она опять садится в метропоезд, а Александр, едва успев запрыгнуть в соседний вагон, едет за ней. На следующей станции красотка делает новую пересадку. Помотав Александра по метро, блондинка в красном плаще выходит в город, и демонстративно дождавшись, пока Александр выбежит следом, садится в попутную машину и уезжает. Александр тоже останавливает машину и просит водителя ехать вслед за автомобилем красотки. По пути Александру звонит Людмила Аскольдовна:
- Александр Александрович, все приехали, совещание начинается, ждем Вас.
- У меня сломалась машине, - невнятно бурчит в ответ Александр. - Пусть  Виктория начинает без меня.

Погоня за блондинкой на попутной машине продолжается по переулкам старой Москвы и заканчивается аккурат возле офиса Александра, что Александр понимает только тогда, когда машина с красоткой останавливается напротив до боли знакомого здания. Не расплатившись с водителем, Александр выскакивает из машины, и бросается в сторону автомобиля, в котором сидит блондинка. Подбежав к машине и открыв дверцу, Александр сражен увиденным: с заднего сидения машины к его коленям опрокидывается женский манекен с шевелюрой светлых волос и в красном плаще… Водителем же оказывается субтильный мужчина с усиками Чарли Чаплина на странном женоподобном лице, весьма напоминающем… астеническое лицо Марты! Бросив на Александра испуганный взгляд, мужчина срывает машину с места и исчезает за поворотом… Пребывая, словно во сне, Александр поднимается к себе в бюро. С совершенно отсутствующим видом он заходит в переговорную, где Виктория беседует с двумя солидными господами.
- Я прошу извинения. У меня очень плохое самочувствие, - говорит он. - Виктория Эдуардовна, выслушайте внимательно наших уважаемых гостей и доложите мне. Я буду у себя в кабинете. Еще раз простите, - добавляет он посетителям.
Александр удалился к себе в кабинет. В кабинете появляется Диана.
- Что с тобой происходит, дурачок? Ты сам не свой… Что с тобой такое творится?
- Не приставай с расспросами, - грубо отвечает ей Александр. - Ты лучше скажи мне: ты отсылала куда-нибудь по электронке эскиз дома на пустыре? Скажи, только честно?
(На мгновение мы видим в вагоне метро блондинку в красном плаще с изображенным на пакете домом на пустыре как бы через объектив камеры мобильного телефона)
- О чем ты, Сансаныч? - обиженно отвечает Диана. - Кому я могла отослать эскиз непонятно чего?
- Тогда тем более… - словно самому себе говорит Александр. - Ладно иди Дианка, иди, работай, мне надо побыть одному. 
Огорченная Диана выходит из кабинета, встречаясь в приемной с непроницаемым взглядом секретарши Александра Людмилы Аскольдовны.

Александр наливает себе немного виски, пьет мелкими глотками. Потом он спускается вниз, к проходной бюро. Там он передает охраннику ключи от машины и просит его:
- Съезди, посмотри, что с машиной. Если надо, вызови эвакуатор. Я пойду сегодня домой пешком. Мне надо проветриться.
Уже вечером, проходя мимо одного из многочисленных московских клубов, Александр вдруг решает заглянуть в один из них. Его интригует название выступающей там сегодня группы – «Мешки для мусора». Войдя в клуб, Александр, к своему изумлению, замечает у стойки бара… блондинку в красном! Потрясенный, Александр садится с блондинкой рядом, чтобы лучше ее разглядеть. Да, это та самая блондинка, что была в метро! Но красотка ничем не проявляет своего, с позволения сказать, знакомства с Александром. Пакета с изображением эскиза дома на пустыре также при ней не обнаруживается. В улыбке блондинки теперь читается дежурное согласие оказать состоятельному господину необходимую услугу, не более того.
Расторопный негр-бармен наливает Александру двойной виски, а затем, пригнувшись к уху Александра, что-то шепчет ему... Александр уже изрядно пьян. У него мешается и расплывается все в глазах: то блондинка в красном кажется ему Мартой, а то все разом девушки в клубе кажутся ему на одно лицо – блондинками в красном (иногда мы видим все это как бы через объектив камеры скрытого наблюдения).

После, сильно пьяный Александр оказывается с блондинкой в постели, толи в апартаментах при клубе, толи в гостиничном номере… Вставая с постели, и направляясь в душ, обнаженная красотка включает телевизор, чтобы Александру не было скучно, пока она будет находиться в ванной. В ночных новостях рассказывается, что на одной из станций метро оперативниками был обнаружен полиэтиленовый пакет с муляжом взрывного устройства. Пакет показывают крупным планом: на нем Александр вновь узнает… эскиз дома на пустыре! Мгновенно протрезвев, Александр вскакивает с постели и бросается в ванную, но ванная оказывается пуста. Только душ с горячей водой оказывается не выключенным…
 - Что это всё? - разговаривает сам с собой Александр, - изощренное предупреждение, дабы я сохранял предельную конфиденциальность, как мы и договаривались с Мартой, или вовсе что-то другое?




последующие серии приводятся в виде синопсисов:



в т о р а я  с е р и я

В этой серии умирает отец Александра, проживавший в полном одиночестве в небольшом подмосковном городке. Александр с семьей отправляется хоронить отца. По профессии тоже архитектор отец Александра в прошлом работал на засекреченном объекте, связанном с ядерными  технологиями, проектировал промышленные цеха. В его архивах сын обнаруживает эскиз непонятного особняка, очень напоминающего проект дома на пустыре, который делается в бюро Александра. Под чертежом написано: «В память о тебе». В ночь после похорон дочь Александра Лиза видит странный сон: она идет с дедушкой по каким-то цехам, где работают люди в скафандрах, потом попадает в длинный и очень узкий тоннель, где эхом резонирует тьма, а потом неожиданно выходит на поверхность и оказывается на знакомом нам пустыре перед странного вида домом, на каждой стене которого виднеется всего по одному окну. Дедушка хранит молчание, и тут, неизвестно откуда, появляется знакомая нам женщина с астенической внешностью и говорит Лизе: «Внученька моя, идем…» Лиза спрашивает у дедушки: «Кто это?» - но дедушка продолжает хранить молчание, а женщина, взяв Лизу за руку и, приговаривая «внученька моя», ведет ее к нише в стене, чтобы замуровать в ней… Увиденный сон Лиза рассказывает маме. Испуганная рассказом дочери, Вика объясняет ей, что бабушка, папина мама, скончалась, когда Лизы еще не было на свете, а как она выглядела, Лиза может видеть на фотографии. Глядя на фотографию, Лиза убеждается, что бабушка совершенно не похожа на приснившуюся ей бледную тетю. Вика просит дочь ничего не говорить о своем сне отцу… При этом остается неясным, откуда в архивах старика обнаружился чертеж дома-двойника с непонятным посвящением, что уже есть загадка для Александра, который, в свою очередь, скрывает это обстоятельство от жены.

Однажды, читая утреннюю газету, Александр наталкивается на небольшую заметку, сообщающую, что на пустыре, который соседствует с одной из городских мусорных свалок, местная администрация решила построить небольшое селение для бомжей, обосновавшихся в окрестностях свалки. Судя по указанному в газете району, это оказывается именно та свалка, на которой таинственная Марта заказала построить дом. Александр звонит в редакцию и просит, чтобы его связали с автором заметки. В редакции настораживаются, думая, что это некая районная мафия, облюбовавшая свалку, пытается что-то выяснить для себя. Догадываясь, в чем проблема, Александр терпеливо объясняет, что является видным архитектором и специалистом в градостроительстве, руководителем проектного бюро, и поселок для бомжей на свалке его интересует сугубо с профессиональной точки зрения – как своего рода «ноу-хау» местных властей. Наконец, в редакции соглашаются связать его с автором заметки. Спустя некоторое время Александру звонит молодая женщина, называющая себя корреспондентом газеты. Имя свое она предпочитает сохранить в тайне. Александр спрашивает у корреспондентки, что конкретно планируют построить на свалке – не дом ли площадью около 200 кв. метров? Корреспондентка отвечает, что об этом слышит впервые. По ее сведениям, вблизи свалки для местных бомжей должны установить вагончики и строительные бытовки, о доме же речи нет. Александр пытается узнать у корреспондентки, а не работает ли некая Марта, женщина непонятного возраста с весьма характерной внешностью, в администрации того самого района или еще где-либо, как-то связанном с поселком для бомжей? На это корреспондентка отвечает весьма двусмысленно, если не сказать, загадочно: «Среди нас есть люди, которые делают свое дело, не называя себя… Всякое может быть… Впрочем, Марта – имя моей тети, покойной тети. Она умерла шестнадцать лет назад от лучевой болезни». Озадаченный ответом корреспондентки, Александр пытается узнать, а где жила ее тетя, в каком городе?  «Не в Москве, будьте уверены, не в Москве», - отвечает корреспондентка, после чего, внезапно расплакавшись, вешает трубку. Сделав по памяти портретный набросок Марты, крайне заинтригованный Александр на следующий день едет в районную администрацию с целью разузнать, не работает ли там некая Марта или какая-либо женщина, похожая на ту, что на рисунке. Ему вежливо отвечают, что подобных сотрудниц у них нет. Что же касается поселка для бомжей, то его действительно будут строить. «А дом там тоже будут строить?» - спрашивает Александр, на что замглавы администрации, сухой желтоватый старик, улыбаясь, отвечает: «Я об этом никогда не слышал, но в наше время всякое может быть, мой друг, всякое… Впрочем, есть вещи, о которых лучше не знать…»

Продолжая свое мини-расследование, Александр в сопровождении охранника бюро направляется прямо к бомжам. Последние оказываются людьми сложными. Среди них даже есть кандидат наук, физик-ядерщик, много лет назад пострадавший от облучения и полностью потерявший волосы и зубы… Портретный набросок Марты вызывает у него романтическую улыбку: он говорит, что с похожей девушкой по имени Марта у него в молодости был бурный роман, когда после защиты диссертации он был направлен на ядерный реактор старшим научным сотрудником. Но потом он начал болеть, а Марта завела роман то ли с инженером, то ли с архитектором, который проектировал новые корпуса реактора, но имени его он не помнит… Обескураженный Александр, спрашивает в каком городе был тот самый реактор, но бомж, скорчив серьезную мину, говорит, что не может выдать ему государственной тайны, после чего неожиданно съедает рисунок с лицом Марты в продолжение чего с ним случается припадок истерического смеха, в то время как толпу бомжей, незаметно окружившую Александра с охранником, начинает выдавать явное недружелюбие. Александр и охранник поспешно уходят со свалки...

(Периодически, контрапунктом, в течении всей серии мы вновь встречаемая с музыкантом и писателем Эриком Дзыньским, который собирает материалы для книги о смерти: он скачивает тексты и видеосюжеты из Сети, «чатиться» с людьми, перенесшими клиническую смерть…  Во время записей в студии у него продолжает брать интервью неумолимая в своем журналистском рвении корреспондент Марина. В ходе коротких бесед выясняется, что Эрик готовит самый необычный на земле концерт. Концерт этот будет посвящен теме смерти в искусстве, о месте же проведения Эрик намерен сообщить публике только в день его проведения и не днем раньше, впрочем, его вообще не заботит, будет ли кто-то  присутствовать на этот концерте. Главное, чтобы он состоялся…)






т р е т ь я   с е р и я

Однажды, в Доме архитекторов, на приуроченном к одной из очередных выставок фуршете, Александр и Виктория повстречаются с их давним знакомым и покровителем Вадимом, президентом крупной инвестиционной компании. Поговорив о всяком разном, они невольно перейдут на профессиональные темы. Вадим сообщит Александру, что в скором времени архитекторов города ждет один весьма невеселый конкурс – это будет конкурс на создание типового проекта крематория. На вопрос, откуда у него такая информация, Вадим расскажет, что недавно был на очередном заседании правительства, где один из депутатов городской думы поднял вопрос о нехватке в городе крематориев. Он предложил начать строить новые. Со слов депутата, здания крематориев должны быть типовые, с узнаваемой архитектурой, а размещать их следует где-нибудь на отшибе, и строить за счет городского бюджета. Тогда, мол, и решили провести конкурс на лучший проект, чтобы через полгода вернуться к вопросу. Так что скоро всем желающим участвовать в конкурсе будет передана исходная документация. Правда, скажет затем Вадим, он слышал, что по Москве уже втихую бегают заказчики, чтобы получить варианты проектов до начала конкурса. Уже, мол, и целое лобби стало формироваться – ведь крематориев предполагается строить не один, стало быть, строительный подряд большой, кусок лакомый...

Мысль, что загадочная Марта есть ни кто иной, как представитель именно этого лобби, тут же посетит Александра. Смолчав на фуршете, он скажет об этом Вике в машине, по дороге домой. Ведь все совпадет: и конспирация, с которой Марта заказала проект, и место возможной стройки  на отшибе – пустырь рядом с мусорной свалкой. Однако Вика весьма резко возразит против такой гипотезы. Чепуха это. Скорее, Марта хочет нелегально построить дом терпимости для некоторых озабоченных, потому и скрывает назначение объекта… Понимая, куда клонит Вика, Александр сделает вид, что не слышал последних слов жены, но к сказанному Вика добавит еще резче: «Наше дело, раз уж мы взялись, сделать проект, слупить деньги и забыть о нем, а не разводить шпионские страсти».

На следующий день, аккурат в полдень, Александру позвонит Марта. Она поинтересуется, как идет проектирование, найден ли образ. «Дом должен быть узнаваемым» - скажет Марта. «Что же тогда должно узнаваться в нем?» - спросит Александр. «Не важно – что. Главное, чтобы он отличался от всего другого, от всего бы отличался…» - ответит Марта и добавит: «И не забудьте в самом центре предусмотреть место для печи 4 х 4 метра, с мощной вытяжкой». Не успев положить трубку, Александр выскочит из своего кабинета и побежит в комнату к Вике – его догадка подтверждается! Но Вики не окажется на месте. «Она недавно уехала по срочному вызову, - сообщит Александру Диана. - Упорхнула, можно сказать», - добавит она с ухмылкой.

В эту же в минуту в приемной Александра появится молоденький курьер из полиграфической фирмы, вызванный ранее. Он принесет с собой образцы бланков, визиток и т.п. С отсутствующим видом перелистывая файлы с образцами, вдруг, к своему изумлению, Александр обнаружит визитку некой Марты – Марты Григорьевны Мориной, начальника отдела капитального строительства той самой инвестиционной компании, которой руководит Вадим. Телефон Марты Мориной Александр запомнит наизусть. Как только курьер уйдет, Александр наберет этот номер. Секретарь компании соединит его с отделом Марты Григорьевны. «Она выехала на объект», – ответит ему сотрудник отдела. Тогда Александр поедет в компанию сам, но Марты Григорьевны Мориной на рабочем месте не найдет. Сотрудники отдела скажут, что, вернувшись, она сразу же была вызвана к руководству, вместе с которым, не заходя к себе, должна поехать на другой объект. На следующий день Александр предпримет новую попытку найти на рабочем месте Марту Григорьевну, но вновь безуспешно. Звонить Вадиму по этому поводу он не станет. Чтобы не засвечиваться поиском Марты в глазах Вадима, Александр прибегнет к помощи частного детектива, которого снабдит ксерокопией портретного наброска Марты, и который станет снимать на видеокамеру всех женщин, входящих и выходящих из офиса инвестиционной компании...

В это же время отношения Александра с женой войдут в фазу обострения. Вечерами Александр остается в бюро допоздна, ссылаясь на то, что в нерабочее время ему как архитектору лучше работается. Правда, всякий раз вместе с ним в бюро остается его помощница компьютерный дизайнер Диана. Любовью они занимаются прямо в кабинете Александра.
Вскоре между Александром и Викой произойдет тяжелый разговор. Вика скажет мужу, что после того, как в офисе появилась Марта со своим странным заказом, Александра как подменили: он совершенно забыл, что у него есть дом и семья. Понимая, что на самом деле Вике известны его отношения с Дианой, Александр, попытается сгладить конфликт и пригласит жену в ресторан. Там Вика и предложит ему подать на развод. В ответ Александр попросит Вику не торопиться со столь радикальным решением: ведь их связывают не только общий бизнес, но и общий ребенок… Вернувшись домой вместе, Александр и Вика проведут бурную ночь…

Частный детектив, тем временем, выполняя заказ Александра, в течение двух недель снимает на камеру всех женщин, входящих и выходящих из инвестиционной компании, где работает Марта Морина, однако женщины с астенической внешностью среди них не обнаруживает… Отснятые кассеты детектив отдает Александру. И вот сенсация: просматривая их поздним вечером у себя в кабинете, в одной из посетительниц офиса Александр узнаёт… свою жену. По просьбе Александра, детектив продолжает слежку, теперь за Викой, и устанавливает, что Вика состоит в давней любовной связи с президентом инвестиционной компании Вадимом. После всего узнанного у Александра складывается впечатление, что заказ и деньги на проектирование дома на пустыре исходят от Вики и ее любовника. И мистификация с якобы грядущим конкурсом на крематории есть частичка подлого заговора Вики и Вадима против Александра. Ведь Александр должен Вадиму очень большую сумму – полмиллиона долларов. Но вот вопрос: для чего им это понадобилось, и почему следовало подсылать со странным заказом странную женщину, назвавшуюся, по-видимому, еще и чужим именем? Чтобы больше запутать Александра, сбить его с толку? Свести с ума и в счет долга завладеть бюро? Но без него как архитектора бюро не представляет большой ценности…
Александр придет в еще большее замешательство, когда, оказавшись в автомобильной пробке в центре города, увидит, как девушка, невероятно похожая на Диану разговаривает на улице с молодым человеком, поразительно похожим на молоденького курьера из полиграфической фирмы. Прощаясь, девушка и молодой человек поцелуются так, как целуются любовники… Приехав в офис Александр, не обнаружит Диану на рабочем месте. Справившись у сотрудников, он узнает, что часом раньше ей позвонил молодой человек, и она, ни у кого не спрашиваясь, убежала. Правда, когда Диана вернется на работу, вместо ярко желтого шарфа, который был у девушки на улице, Александр увидит, что его помощница одета совершенно по-другому…
(…И в этой серии мы также периодически пересекаемся с музыкантом Эриком Дзыньским. В нескончаемом интервью, которое во время репетиций он дает журналистке Марине, мы вдруг выясняем, что для своего небывалого концерта Эрик готовит такую же небывалую декорацию. Естественно, все будет максимально приближено к теме смерти… Зрителей он обещает собрать день в день посредством флеш-моба… Туда придут только избранные. Прессы не будет вообще, за исключением Марины Майской. Только ее съемочной группе он позволит запечатлеть концерт и рассказать о нем телезрителям. И еще он знает одно: место, где он проведет концерт будет отмечено обнаружением трупа одного видного человека…) 






ч е т в е р т а я   с е р и я

В дождливый осенний день, на перекрестке, в момент остановки на красный свет, к автомобилю Александра подходит то ли подросток, то ли женщина, прячущая от дождя лицо в капюшон, и предлагает купить цветной журнальчик об НЛО. Александр открывает стекло, отдает монетки и берет журнал. Загорается зеленый свет, – швырнув журнал рядом с собой на сидение, Александр трогается с места, невольно поглядывая в боковое зеркальце, и ему кажется вдруг, что женщина-подросток, скинув капюшон, открыла астеническое лицо Марты с обритым наголо черепом и глядит ему вслед…
Подъехав к дому, купленный журнал Александр берет с собой. Дома он кидает его на журнальный столик в гостиной, стараясь скорее забыть о странном видении на перекрестке. Дочь Лиза, сидя у себя в комнате, делает уроки. Вики дома нет. Одевшись в домашнюю одежду, Александр разогревает ужин, наспех ест, затем наливает себе немного виски и плюхается в любимое кресло перед телевизором. Лиза, увидев отца, подбегает к нему, целует, садится рядом. Через какое-то время она замечает цветную обложку нового журнала, тут же хватает его и уносит в свою комнату. Александр даже не замечет этого...

…Вика тем временем занята любовью с Вадимом, президентом инвестиционной компании. «Оставайся, на улице гроза», - шепчет ей любовник. «Не могу, ты же знаешь», - отвечает Вика, вставая с постели. «Ну раз уж ты собралась, - говорит ей Вадим, - то напомни своему благоверному, что он мне должен кучу денег, я не включаю счетчик только ради тебя…» Виктория просит Вадима дать Александру еще время. Вадим отвечает на это недоброй улыбкой…
  Через некоторое время Лиза говорит отцу, что сейчас идет в ванную мыться, а потом ляжет спать. Виктории все еще нет. За окном сверкают молнии, струи дождя бьют по стеклу. Таинственными светом озаряют молнии и знакомый нам пустырь…

Приняв душ, Лиза сушит феном волосы, стоя перед запотевшим зеркалом. Но при этом она как-то очень странно растягивает пряди и совсем не по-детски смотрит на себя, и на мгновение начинает казаться, что в мутной поверхности зеркала отражается вовсе не детское личико, а лицо обритой наголо Марты… Потом палец Лизы касается стекла и рисует знакомый нам абрис дома на пустыре… Кто-то ключом открывает входную дверь – это Вика явилась домой. Лиза, выпрыгнув из ванной, со словами «Привет, ма!» бежит к себе в комнату. Вика говорит мужу, что задержалась в дороге из-за грозы… Моя руки в ванной, на запотевшем зеркале Вика узнает очертания дома на пустыре. Удивленная, она спрашивает мужа: «Ты что, на каждом углу теперь это рисуешь?» Сначала Александр не понимает, о чем речь, но Вика показывает ему уже почти растаявший абрис на поверхности зеркала… «Это же Лиза…», – едва произносит Александр и спустя некоторое время направляется в комнату дочери. Лиза спит. Рядом с ее подушкой раскрыта страница журнала об НЛО. Александр берет журнал и читает заголовок статьи: «Пришельцы облюбовали столичные мусоросвалки». С журналом в руках Александр выходит из комнаты. Лиза открывает глаза и смотрит ему вслед. За окном сверкают молнии, слышны раскаты грома… 
Находясь в спальне, Вика сушит феном волосы и шепчется с кем-то по телефону. Ничего не сказав ей о журнале, Александр вновь садится в свое кресло и начинает перелистывать страницы журнала, пытаясь вторично найти статью с насторожившим его заголовком. Пролистав журнал в оба конца раз пять, нужной страницы он так и не находит. С журналом в руках Александр засыпает прямо в кресле. Всполохи молний бросают на половицы паркета яркие отблески…
Утром спящего в кресле Александра первой обнаруживает Лиза. Она подходит к отцу, берет из его рук журнал, присаживается рядом и спокойно листает страницы. Александр просыпается и смотрит на дочь. Лиза уже открыла журнал на той самой странице – с заголовком о пришельцах и мусоросвалке, и теперь, как-то не по-детски улыбнувшись, Лиза швыряет журнал отцу на колени и бежит в туалет. Расправив после сна в кресле затекшую поясницу, Александр читает статью: «Группа бомжей была похищена инопланетянами минувшим вторником на одной из мусоросвалок столицы. Очевидцы утверждают, что на пустыре рядом со свалкой приземлился необычного вида НЛО, напоминавший крестообразный дом абсолютно симметричной формы…»  «Вика, Вика, прочти это!» – врывается Александр в спальню к спящей жене. Он бросает журнал на постель. Ничего не понимающая Вика заспанными глазами смотрит на мужа. «Ты что, так и сидел там всю ночь в кресле?» «Прочти это!» - говорит Александр. «Что, о чем ты?…» - недоумевает Вика. На странице журнала, где был заголовок статьи о мусоросвалке и НЛО красуется реклама фена для волос… «Этого не может быть…» - словно в бреду бормочет Александр, выходит из спальни и видит в прихожей Лизу, которая, невероятно быстро одевшись, ждет родителей в коридоре. «Я опаздываю в школу», - отчеканивает она отцу. «Отвезите меня в школу, я опаздываю». Отец пытается узнать у дочери, как она нашла в журнале страницу об НЛО и бомжах, на что Лиза говорит, что искать надо лучше. «А почему ты нарисовала на зеркале дом?! Отвечай!» - кричит на дочь Александр, но Лиза невозмутима. Она еще настойчивее требует, чтобы ее отвезли в школу. На шум из спальни выходит Вика, и уже вовсе ничего не понимает: повинуясь требованию дочери, Александр надевает ботинки и прямо в домашней одежде выходит с Лизой в подъезд. Лиза напоминает отцу, чтобы он не забыл с собой мобильный телефон…

Отец и дочь едут в машине. Лиза самодовольно поглядывает на отца, который сидит за рулем с отрешенным видом. По пути Лиза вдруг сообщает Александру, что у нее в школе теперь новая училка, и что она очень строгая и зовут ее Алла Ромуальдовна. «Она учит нас лучше слышать», - добавляет Лиза. «Что слышать…?», - спрашивает Александр. «Голоса наших волос, - отвечает Лиза. - Она сказала, что наши волосы – это антенны». В ответ Александр спрашивает дочь: «Почему же она обрила себя наголо?»  Лиза только усмехается: «Сам догадайся…» Подъехав к школе, Александр выходит из машины вместе с дочерью и идет с ней к входу в здание. В дверях школы их встречает Марта. Ее волосы аккуратно затянуты в узел, как и пристало учительнице. «Это вы?…» - недоумевает Александр. «Алла Ромуальдовна. Здравствуйте», - строго говорит учительница, пожимая Александру руку. «А почему вы в пижаме?» – спрашивает затем она и добавляет: «Мы не пускаем в школу людей в домашней одежде».  Александр, не веря слуху и зрению, молча ретируется. Лиза же проходит в школу и напоследок машет отцу рукой. Сев в машину, Александр едет к ближайшему газетному киоску. Он просит показать ему все журналы об НЛО. Журнала, похожего на тот, что он купил вчера, Александр не находит. 

Александр мчится загород – на ту самую мусоросвалку, где вместе с охранником своего бюро он однажды побывал. На пустыре, возле свалки он встречает знакомых бомжей. Александр пытается расспросить у них об НЛО, но бомжи, видя Александра в домашней одежде, только смеются и просят денег на водку... На обратном пути Александру звонят на мобильный: это его помощница, она же любовница, Диана шепчет по телефону, что у нее для него сюрприз – новая прическа. Только после этого она сообщает, что несколько минут назад звонила заказчица Марта, и просила отправить ей рабочие чертежи дома по электронной почте. У Дианы для этого всё готово, но ее смущает адрес – nlo@dom.ru. Какой-то странный адрес… Услышав это, Александр отключает телефон и прибавляет газу... Вернувшись к школе, он вбегает в здание и устремляется к классу дочери. Пройдя прямо во время урока через весь класс, Александр хватает за волосы учительницу, стоящую у окна спиной к ученикам. «Вы же в парике, снимите сейчас же парик!» – сдавленным от ярости голосом цедит он сквозь зубы. Учительницей оказывается незнакомая женщина, лишь очень отдаленно напоминающая Марту. Александр тотчас одергивает руки. Видя перед собой все того же мужчину в домашней одежде, до смерти напуганная женщина произносит: «Вы кто…?» «Папа, папочка, что с тобой, папочка? …Алла Ромуальдовна, простите его! Он не виноват…» - кричит потрясенная происходящим Лиза, подбегает к отцу, берет за руку и под недоуменные взгляды однокашников, захлебываясь слезами, выходит с ним из класса. «Я не знаю, я ничего не понимаю, - бормочет Александр. - Это все из-за журнала – журнала об НЛО, понимаешь… Скажи, как тебе удавалось находить ту самую страницу…?» На это удивленная Лиза отвечает, что никакого журнала, кроме как о новых прическах и моделях фенов дома вчера не видела. «Поехали домой, папочка, поехали домой…» Взяв отца за руку, Лиза уводит его из школы.

По пути из школы домой Александру звонят на мобильник. Звонит ему Вадим. Вадим интересуется, как у Александра дела. Еще не пришедший в себя Александр бормочет Вадиму что-то невнятное в ответ, а потом вдруг цедит сквозь зубы в трубку: «Мерзавец, отстань от моей жены, я ведь все знаю!» Вадим только усмехается, а потом говорит: «А я-то думал, ты мне ее сдал в аренду за полмиллиона баксов? Но ты не так глуп, чтобы предположить такое. Ты хитрей – ты просто погасил этим проценты и штрафные санкции. Но кредит ведь тебе все равно отдавать полностью. Так, может, зодчий, тебе помочь с заказом на крематории, хороший заказец, старик, не прогадаешь…» «Пошел ты к черту, скотина!» - орет в ответ Александр, и чуть не врезается во встречную машину, чем очень пугает сидящую рядом Лизу… Вадим, сидя у себя в кабинете, вешает трубку и хищно скалит зубы…  Тем временем в проектом бюро Александра течет своя жизнь: находясь на работе весь день без Александра, Вика не упускает случай заметить Диане, что новая прическа сделала ее похожей на инопланетянку. И действительно, любовница Александра сегодня была причесана крайне экстравагантно...

(…В этой серии музыкант и писатель Эрик Дзыньский будет появляться перед нами редко, хотя на паре из его записей в студии мы все-таки побываем… Эрик  будет записывать свои странные песни, а потом пообщается с нашедшей его через чат девушкой. Юную особу с астенической внешностью по странному совпадению будут звать Мартой. Она расскажет Эрику леденящую душу историю о том, как однажды к ее отцу в офис пришла Смерть. В это время Марта была в офисе у отца, забежала взять денег… Никто кроме нее не догадался, что это была Смерть, а когда через неделю отец внезапно умер, ей опять никто не поверил, и все решили, что она просто свихнулась. Отец до сих пор не понимает, что он умер, и продолжает ходить на работу. Недавно, в подарок на день рождение он купил Марте белое платье, вот это…)   




п я т а я  с е р и я

В этой серии Александр почувствует, что за ним следят. «Девятка» с затемненными стеклами будет преследовать Александра от дома до офиса, от офиса до дома. Александр решит, что это явно связано с проектом дома на пустыре.
Как-то, после очередного заседания градсовета, Александр зайдет в кабинет товарища своего отца, в прошлом важного чиновника из ГлавАПУ, а сейчас консультанта главного архитектора города. Он попросит посвятить его в схему так называемого «Метро-2».; Друг отца скажет, что для этого у Александра должна быть необходимая степень допуска к секретной информации. Тогда Александр попытается намеками объяснить отцовскому другу, что за ним ведется странная слежка, и что есть некая территория, которой сильно интересуются его заказчики, но ему почему-то кажется, что она пролегает над каким-то секретным объектом. Старый работник ГлавАПУ будет непреклонен. Александр пойдет от обратного: он назовет предполагаемое место и спросит, нет ли под ним чего-нибудь особого, что могло бы обеспокоить спецслужбы? Товарищ отца попросит Александра подождать в кабинете, отлучится куда-то на четверть часа, а, вернувшись, скажет, что ничего такого там и близко нет. Пустырь, мусорная свалка, не более того… «Правда, - добавит он, - вспомнился мне один эпизод, связанный с этими местами. В далекие 60-ые там обнаружили магнитную аномалию. Юные следопыты искали останки солдат, погибших в Отечественную. Так вот у них стрелки компаса уклонялись на 45 градусов к западу. Информацию сразу же засекретили. Стали думать, что немцы оставили там какое-то неизвестное оружие, возможно в подземных складах или бункерах, но так ничего не нашли. И солдатских останков там тоже не нашли. Там другие останки нашли, более древние, и еще кресты могильные. До революции там, вероятно, сельское кладбище было. Найденные останки раздали по каким-то мединститутам и техникумам, что-то даже художественному училищу досталось… А потом аномалия исчезла сама собой, и гриф секретности сняли…»

Выйдя из ГлавАПУ, Александр вновь почувствует за собой слежку. До конца не веря отцовскому другу, Александр попытается выйти на диггеров.  Через знакомую журналистку, которой он когда-то давал интервью Марину Майскую, ту самую, что берет интервью у Эрика Дзыньского, Александр попросит за отдельное вознаграждение организовать съемки сюжет и диггерах, но с условием, что в съемочну группу его включат тоже в качестве тележурналиста. Так под видом одного из тележурналистов вместе со съемочной группой Марины Майской Александр окажется в московском подземелье. Александр станет допытываться у диггеров, с чем может быть связана временная магнитная аномалия на поверхности земли, и не может ли под мусоросвалкой находится что-то секретное? Диггеры окажутся людьми не многословными, и будут отвечать весьма уклончиво, и еще больше запутают Александра. На выходе из подземелья Марина вдруг поделится с Александром услышанным от одного странного музыканта рассказом о девочке, к отцу которой явилась на работу смерть, и он вскоре умер, но сам этого не понял, и даже сделал дочери подарок на день рождения. Марина даже вспомнит имя этой девочки – Марта. Это деталь сильно взволнует Александра, но все свои мысли и ощущения по этому поводу он так и оставит при себе…

Выйдя с телегруппой из подземелья, Александр вновь заметит, что за ним следят. Чтобы понять, наконец, откуда слежка, расставшись с телевизионщиками, Александр поедет на пустырь. Машина с затемненными стеклами последует за ним. Приехав на место, Александр выйдет из машины и демонстративно направится по пустырю в сторону свалки. Бессмысленно шагая взад и вперед с компасом в руках, Александр не заметит, как его окружат бездомные собаки. Он поймет это только тогда, когда одна из собак проявит агрессию. Не зная, что делать, Александр, бросит невольный взгляд в сторону машины спецслужбистов. Последние не дадут себя долго ждать. Не вылезая из машины, а, только приоткрыв стекла, они точными выстрелами из снайперских винтовок с глушителями перестреляют с десяток собак. После того, как отстрел закончится, спасенный Александр сам бросится к спецслужбистам, но те, сорвавшись с места, на бешенной скоростью уедут с пустыря прочь. Александр, сев за руль, помчится вслед за ними… Проехав некоторое расстояние по шоссейной дороге, он резко затормозит, увидев за поворотом страшное зрелище: разбитый всмятку автомобиль спецслужбистов будет дымиться на обочине дороги. Поодаль, с заметно помятой кабиной, будет стоять большегрузная платформа с погруженным на нее скрепером. Водитель грузовика будет бессмысленно ходить вокруг платформы, бормоча что-то. Потрясенный увиденным, Александр приблизится к разбитой машине, внутри которой увидит тела двух пострадавших. Одним из них окажется негр, похожий на бармена из гостиницы, вторым же будет девушка в красном плаще. Не веря своим глазам, Александр подойдет к машине еще ближе, но затем опомнится, отбежит на безопасное расстояние, и в ту же минуту машина взорвется. Александр подбежит к водителю платформы, который, явно находясь в состоянии шока, заикаясь, скажет Александру, что у него сразу появилось дурное предчувствие, когда он увидел ту женщину… Александр невольно спросит, какую? «Марту, Марту, Марту…» - будет повторять водитель. «Это ее скрепер… Она заказала… Я на стройку его вез, туда…»  «Какую стройку?» - спросит Александр. «Да ту, ту, на пустыре.…Там скоро стройка начнется…» Испуганный, совершенно опустошенный, Александр сядет в машину и уедет с места происшествия…

Так подтвердится, что это и есть тот пустырь, где местные власти недавно собирались строить поселок для бомжей, и где Александр пытался обнаружить следы своей таинственной заказчицы… В скором времени проект дома неведомым для Александра образом пройдет все согласования в соответствующих инстанциях, в связи с чем в офис позвонит Марта. Она скажет, что оставшуюся сумму пришлет с нарочным, но прежде, чем Александру передадут деньги, она строго настрого попросит его нигде и никогда не интересоваться, каким образом был получен землеотвод на строительство дома, и как был утвержден проект. Ведь это было условием их контракта. А строительство дома на пустыре уже началось.

Разбираемый неукротимым любопытством, однажды под вечер Александр поедет на объект как бы с целью проведения авторского надзора над ходом строительства. К своему удивлению он не встретит там ни рабочих, ни сторожа, ни бродячих собак, ни завсегдатаев свалки бомжей, но в одной из четырех комнат строящегося дома натолкнется… на покойного отца, стоящего посреди помещения с умирающей женщиной на руках. В ту же минуту женщина повернется лицом к Александру, и в ее астеническом облике он узнает свою таинственную заказчицу. Она ласково и с благодарностью улыбнется ему…

Обескураженный и одновременно обозленный невероятным видением, Александр отправится к своему бывшему однокласснику – взрывнику по профессии. Александр  попросит друга помочь ему взорвать дом, предложит деньги. Друг помочь согласится, даст Александру взрывчатку с детонатором и объяснит, как ею пользоваться. Приехав под утро на стройку взрывать дом, Александр к пущему своему удивлению обнаружит, что никакого строящегося дома на пустыре нет. Мало того, там по-прежнему гниют кучи мусора, и над ним, как всегда, летают вороны… В состоянии глубокой подавленности Александр отвезет взрывчатку обратно к другу, ничего не объясняя, отдаст ему в руки, после чего отправится на работу в офис… Так что это было? Череда наваждений, вышедших на поверхность реальности из глубин его собственного «я»? Но хранящиеся в рабочем сейфе деньги, полученные от странной незнакомки, окажутся вполне настоящими…
 
…Из утренних теленовостей Александр узн;ет, что на одной из городских мусоросвалок состоялся совершенно необычный концерт: в декорациях в виде недостроенного крематория выступила группа Эрика Дзыньского «Мешки для мусора» с участием аж самой Жанны Агузаровой. Зрителями необъявленного концерта стали всего несколько человек, в том числе девушка Марта, местные бомжи, плюс съемочная группа корреспондентки Марины Майской. Сразу после концерта бомжи декорацию разобрали и утилизировали на мусоросвалке… К своему ужасу в мелькнувшей в кадре декорации Александр узнает проект дома на пустыре! …Продолжая репортаж, голос корреспондента Марины Майской добавит, что сие культурное событие было омрачено ужасной находкой: в ходе концерта неподалеку от места его проведения группой бомжей был обнаружен труп мужчины средних лет, с виду представителя деловых кругов. На трупе было обнаружено несколько пулевых ранений. Личность погибшего устанавливается. Заведено уголовное дело.

Точно в бреду после услышанного Александр почему-то сразу кинется в комнату к Диане, но тут же поймет, что Диана бесследно исчезла, оставив на мониторе не выключенного компьютера всего один файл с улетающей в небо птицей и со словами, которые были когда-то начертаны… на рисунке покойного отца: «В память о тебе». Во всем офисе Александр не обнаружит ни души, даже охранника не будет на привычном месте у входа….
- Я срочно должен позвонить Вике… Виктория все объяснит, она все знает, все понимает… А, может, позвонить Лизоньке, моей девочке, может она мне объяснит лучше…? Кто же мне скажет, наконец, правду? Все в тумане, все превратилось в бесконечный сон… Когда же все кончится? …Или, может быть, уже кончилось? -  бормочет себе под нос Александр, глядя на крошечную египетскую пирамиду в своей руке. Из-под пирамиды на мертвенно бледную ладонь Александра выползает земляной червь…

2008 г.







А Н Н О Т А Ц И Я
к литературному сценарию игрового многосерийного фильма
«ДОМ НА ПУСТЫРЕ»

В офис к видному столичному архитектору Александру в образе таинственной посетительницы по имени Марта приходит Смерть. Обставив свой визит весьма экстравагантно, Марта-Смерть заказывает Александру сделать проект дома на пустыре – именно на том пустыре рядом с мусоросвалкой, где будет найден труп Александра. Архитектора расстреляют киллеры, нанятые любовником его жены Виктории бизнесменом Вадимом, которому Александр задолжал большую сумму денег.
Необъяснимым образом все, что предшествовало смерти героя, после его гибели приобретает для его застигнутой врасплох души совершенно другой, многомерный, неочевидный смысл, соединяя в таинственную цепь вполне будничные, повседневные события, теперь, с иной стороны бытия, выглядящие то пугающе-роковыми, то комично-нелепыми, а вместе походящие на одно нескончаемое сновидение…