Населенный остров

Виктор Эссен
Населенный остров

Итак, лапы отечественного кинобизнеса добрались до святого. Если "У погибшего альпиниста" и "Трудно быть богом" уже не экранизировал разве что ленивый, то "Обитаемый остров" поимел свое экранное воплощение впервые.

Впечатление - я ожидал худшего. Я ожидал перевранного и огламуренного сюжета, очередного "ятаквидения" младшего Бондарчука, мужеложской стилистики и выпячивания боевиково-любовной линии. Страшно подумать, что сделали бы с романом в Голливуде.

Но для всего руководства съемочной группы "остров", по-видимому, культовая книга юности, и издеваться над текстом они не стали. Изъятия были, но обусловлены они спецификой полнометражного кинопроизводства и категорической неснимабельностью отдельных мест, а также желанием динамичности. В целом к тексту отнеслись крайне бережно, как он того и заслужил. За это даже можно простить табуированность слов "коммунизм" и "коммунары", без которых Мир Полдня непредставим (в фильме их нет) - в конце концов, для Максима Каммерера эти понятия столь же естественны и неощущаемы, как для нас товарно-денежные отношения.

Хотя... в начале мне непонятно - какого рожна было выдумывать астероид, если в книге все нормально написано (сел в лесу, корабль взорвали лиходеи)? Видимо, это останется тайной. Да и корабль выглядит отстойно - что еще за вращающиеся щупальцы? Художников, кстати, явно понабрали из анимешников, отсюда и кошмарный корабль, и ниндзя-банда Крысолова, и сюртуки "чинов".

Собственно Саракш и конкретно Страну Отцов я примерно так себе и представлял. Постатомный дизельпанк, ржавчина, все облезлое и облупленное. Тут, видимо, анимешникам сказали "ня" и набрали нормальных фанатов стимпанка и дизельпанка. Авторы избежали и соблазна обрядить гвардейцев в костюмчики а-ля Хьюго Босс&Гиммлер, и те вызывают ассоциации то ли с "альфовцами", то ли с отечественными частными охранниками. Люди попроще одеты подчеркнуто бедно, но видно, что художники по костюмам оторвались на бюджете.

Правительство "Неизвестных Отцов" (которое отдельные читающие по диагонали кадры путают с самими Отцами) сыграно великолепно. Курсивные врезки отыграны до мелочей. Даже Бондарчук-младший обалденно сыграл Умника. То ли и впрямь природа не отдохнула, то ли играл самого себя. Великолепен Серебряков в роли Странника. Остальные - фон, но превосходный. Очень забавен Фанк, зал при появлении его гитлеровской челочки, содранной в Голливуде, заржал. Хотя бестолочь сыграна неплохо.

Однако там, где несколько восьмидерастов экранизируют тексты околодиссидентов-шестидесятников, непременно найдется место и шпилькам в адрес "кровавого преступного режима". Так и тут. Гай, который мне представлялся спокойным рассудительным парнем, отыгран как как обманутый фанатик. Несколько его общественно-политических разговоров с Максимом (и с исчезнувшим персонажем романа - дядушкой Кааном) сведены в одну пылкую и пафосную до смешного речь (особенно смешную в устах унтер-офицера), в которой без труда читается оппозиционно-иронический взгляд на "кремлевскую пропаганду". Типа вроде как "а я знаю, а я знаю, и не боюсь вытаскивать из кармана фигу, я такой смелый, аж самому страшно".

Исполненые самоубийственного благородства подпольщики (кстати, из образа Вепря исчезла немаловажная черта - "старая ворона, друг рабочих", т.е. туземный социалист старой закалки), гнусно-циничные персонажи правительства, "зомбированное быдло", "зомбоящик", "опричники-гвардейцы", "все честные люди на каторге"... В общем, Роднянский сотоварищи были и остаются латентными либерастами. Как-то еще избежали темы "либерализации бизнеса" (видимо, ни в какие ворота не пролезла).

Относительно актеров. Куценко и Гармаша загримировали так качественно, что они наконец-то перестали эксплуатировать свои имижди-амплуа и сыграли так, как могут, а не как просят. Не знаю, через что пришлось переступить Бондарчуку-младшему, но ему это удалось. Если артиста в гриме и в роли не узнать, то это хороший артист. Я только под конец фильма их опознал. Дочь Михалкова с внешностью содержательницы борделя из бывших постельных сотрудниц - явное лизание седалища Никите Сергеевичу. Уж не знаю, какую помощь он (Н.С.) оказал в съемках, но, похоже, немалую, если такое убожество вытащили в кадр. Играет отстойно, выглядит страшно по жизни и на экране, да и по книге подпольщица характеризуется как "прозрачная". Видимо, деваться продюсеру и режиссеру было некуда. И всю подпольную ячейку в плане игры вынужден вытаскивать на себе Куценко, что он с успехом и делает.

Исполнитель роли Каммерера с настолько русскими именем и фамилией, что хочется спросить "ир зайт а ид?", в целом роман и свой образ понял правильно (надеюсь, что он прочитал и сам роман, а не только свою часть сценария). Хотя, как и братья Чадовы, он отныне - заложник одухотворенно-ангельской внешности, и этот имидж он теперь обязан блюсти, иначе снимать его никто не будет (нужно быть Роднянским, чтобы видеть в актере не амплуа и не типаж, а материал под роль, над которым нужно работать), и этот момент, как и у этих братьев, постоянно будет прорываться через любую роль. Можно сказать, что в актерской тусовке появился третий Чадов.

Хотя... в принципе, в Мире Полдня и должны жить такие избалованные изобилием двадцатилетние наивные и непосредственные мальчики. Девяностников вроде меня он раздражал бы своей лоховатостью по жизни на наших или саракшских улицах. А в том мире, в Ойкумене, которую рисовали Стругацкие, он был бы органичен. В конце концов, школу жизни лучше проходить заочно, и Мир Полдня - общество, которое добилось этого для всех.

В общем, пара штрихов, когда из-под старательно играемой маски коммунара все-таки вылезает смазливый мааасковско-клубный мальчик 1988 года рождения, слегка избалованный девичьим вниманием, нисколько не портят целостность образа. Каммерер получился.

Чего нельзя сказать о Гае. Верно сыграна одна сторона его характера - уверенность в себе и решительность. Основательность и рассудительность уступили место истеричной убежденности и тупой приверженности уставу. Капрал Гай Гаал не получился, получился районный функционер "Молодой гвардии Единой России" из Новосибирска, точнее, его образ, существующий в сознании "мягких оппохиционеров" изнутри Садового кольца. Видимо, к тому и стремились.

Его сестра Рада, в принципе, в книге персонаж задесятый. Она лишь неоднократно упоминается на страницах романа, а активной роли у нее нет. Вообще, у Стругацких с женскими образами плохо, и Рада - не исключение. Однако "мегаблокбастер" предполагает любовную линию и фигуристую героиню, зализывающую раны героя в конце, когда дракон повержен. Ну или как минимум встречающую его на выходе "из глубины сибирских руд". Иначе, как считатется, фильм потеряет девичью аудиторию. Поэтому сценаристам пришлось придумать для Рады целую роль и на гвозди прибить ее к остальному сценарию. При этом они явно не старались и наступили на все грабли, которые окружают любовную линию в авантюрном сюжете ("они" гуляют по парку, "он", оказавшись в розыске несмотря ни на что к "ней" приходит - и тут же появляется полиция, берет ее в заложники и т.д. и т.п.). В общем, любовную линию, похоже, отдали в разработку "неграм", причем явно не самым дорогим и талантливым. Так что все старания фигуристой дебютанточки (а сыграна скромная девушка Рада и ее любовь к не пойми кому, явившемуся с неба, прекрасно) пропадают втуне - любовь сама по себе, а сюжет "Обитаемого острова" сам по себе.

Однако в целом первая часть удалась. Хотя... Для подростков - мало секса и много умного, для женщин - нет любовной линии и супербойчихи, бьющей в челюсть каждого второго мужика, для феминисток - слишком мужественные герои и ни одной "независимой женщины", для "пррравославных" и разных прочих "хрристиан" - использование креста не по делу, ни одной молитвы в кадре (слава тебе господи, хоть от этого избавили) и сценарий написан, пардон, "жидами", для быков, скинов, гопников и прочих "реальных пасанов" - запредельно много умного, мало секса и мордобоя и слишком, прошу прощения, метросексуальный (чтоб не сказать "пидорообразный") главный герой с лицом, очень отдаленно напоминающим "эталонное славянское", для пьющих инженеров и слесарей фильм тупо выглядит заумным.

Так что ведро с помоями на фильм выльют непременно. Хотя... Даже если из пары миллионов сходивших на фильм подростков двадцать тысяч прочитают роман, а еще пятьдесят тысяч хотя бы попытаются это сделать, уже все не зря.

04.01.09