Вкус мандарина

Сергей Поветкин
                                Зависть моя бела как снег:
Ведь не каждому дано
Предвкушать свою смерть
И ждать её
Словно праздник жизни

I
  Декабрь  занимает  в  моей  жизни  привилегированное  положение. Даже январь, а именно тогда я родился,  не  может с ним сравниться, и почти не отличим от остальных своих собратьев. Судьбе  было  угодно  распорядиться  таким  образом, что моё  появление на  свет почти  совпадает  с  Новым  годом,  и  сейчас  я  не рискнул  бы точно  ответить на вопрос:  какой  же из этих дней я ждал с наибольшим нетерпением? Наверное, всё-таки Новый год. Конечно же,  как  все дети,  я  хотел  скорее стать взрослым и дотошно отсчитывал оставшееся до дня рождения время. Но  Новый год с его атмосферой истерически-исступлённой надежды  волновал  меня  больше, нежели очередная веха на пути к жизни «как у взрослых».  Ни  время,  ни  перипетии  личной  жизни,  ни  политические катаклизмы  не смогли заглушить чувство  трепетно-благоговейного  и, вместе  с тем,  напряжённо-вожделенного ожидания   того  момента,  когда стрелки  часов  соединятся у отметки 12.  Каждый раз я ждал,  что с последним,  двенадцатым,  ударом  курантов  в  окружавший меня мир войдёт какое-нибудь  чудо.  И  каждый  раз  мои  ожидания  были  напрасны.  Всё — ёлка, праздничный  стол, нехитрый интерьер в стиле провинциального комильфо — оставалось,  как  и  прежде.  Даже время,  казалось,  застыло.  И  только  слова отца вырывали меня из оцепенения. «Вот и наступил Новый год», -- говорил он.  Как и прежде,  мои  усилия  обнаружить малейшие изменения, вызванные сменой караула у трона Времени, оказывались напрасными. Как и прежде, это великое таинство происходило обыденно.  И  мои  ухищрения  смотрели ему вслед,  недоумевая и восхищаясь.  Я не досадовал на декабрь и не разочаровался  в своих симпатиях к нему.  Словно мудрый учитель,  он готовил меня  к иному чуду,  чуду взросления.  Когда и как оно произошло,  сказать трудно,  пожалуй,  невозможно,  так  как,  подобно всем декабрьским чудесам и таинствам,  оно подкралось  неслышно  и  поставило меня уже перед фактом своего существования. Я удивлялся, нет,  не самому чуду,  а тому,  как долго я его не замечал,  как долго сопротивлялся я тому,  что позже готов был назвать своим, и только своим, достижением.
               
II
  В переполненном салоне троллейбуса было шумно и душно, пахло потом, перегаром и хвоей. Я, как всегда, занял своё любимое место, в углу задней площадки, напротив дверей.
Оттуда очень удобно наблюдать за происходящим  в салоне и за окнами троллейбуса.
Но в тот декабрьский вечер  всё моё внимание было приковано к одной милой особе.  Сам же я, оберегая спутницу своим телом от натиска пассажиров, время от времени я украдкой следил за происходящим в салоне троллейбуса. В один из таких моментов я встретился взглядом с Борисом, своим одноклассником, которого давно уже  не видел. Тот, узнав меня, уже пробирался ко мне сквозь толпу. Добравшись, он озарил нас своей лучезарной челентановской улыбкой.
- Привет. Ты откуда и куда?
-Привет. Из Абхазии домой.
-Из Абхазии? Что ты там потерял?
-Ну, во-первых, не потерял, а нашёл. Одно рыбное, точнее, мандариновое место. Так, небольшой бизнес по перемещению продуктов питания.
-Понятно. Ну, и как там, в Абхазии?
-Мрак. На каждом шагу посты. Спасу нет.
-Что, здорово дерут?
-Не так, чтобы очень. Там этого добра как грязи. Но уж больно донимает гегемон с ружьём. «Остановись, выйди из машины, предъяви документы, открой багажник…», ну, и дальше в том же духе. А если что вякнешь поперёк, мордой на асфальт, ноги на ширину плеч, руки за голову, уши параллельно дороге.
-Круто. Ну, это, во-первых, а во-вторых?
-А во-вторых, и всех последующих, мне пора выходить. С наступающим, держи.
  Борис протянул мне пригоршню оранжевых и пахучих мандаринов и скрылся за дверьми троллейбуса.
- Кто это?- спросила меня моя спутница.
- Борис. Одноклассник. Мы с ним не виделись лет пять… А вот и наша остановка
 
III
   Одноклассник...  Неужели это всё, что я мог бы сказать  о Борисе? Интересно, а что  он сказал бы обо мне? Скорее всего, то же самое.
Если представить, что мы больше никогда не встретимся –  в жизни всякое случается – то из-за недостатка добрых слов, сказанных в свой адрес, становится как-то неуютно в этом мире. Богатство человека измеряется не деньгами, а добрыми словами, которые о нём могли бы сказать другие  люди. Чем больше таких слов, тем  человек богаче. Эта прописная житейская мудрость стала для меня последним откровением Учителя.
   В моей недолгой преподавательской практике был  забавный случай по имени... впрочем, дело не в имени ученика, а в его поступке.  Однажды, когда положение с оценками было критическим, он встал и «от имени всего класса»  поблагодарил меня за урок.  Я вспоминаю эту нелепую и наивную выходку своего ученика всякий раз, когда под тяжестью  груза полученных уже мной уроков возникает вопрос о благодарности своему Учителю. Но как в некотором роде коллеги мы понимаем друг друга: благодарность учителю может быть только одна – прочное усвоение уроков.
   С недавнего времени в привычном наборе  атрибутов новогоднего стола у меня появился оранжевый фаворит. Снимая с него кожуру, терзая его плоть, деля её на дольки, я перебираю в памяти встречи с людьми.  Мимолётный взгляд, какая-то обыденная фраза – и вот уже ощущение неясной вины перед людьми,  с которыми я навсегда разминулся. Простите, случайный прохожий, за то, что пересечение наших  жизненных дорог не стало событием для нас. Милая девушка, простите меня за то, что, встретившись взглядами  в окнах едущих рядом автобусов, мы не выскочили на ближайшей остановке и не побежали навстречу  друг другу. И вы, женщина со следами уходящей молодости на лице и фигуре, простите меня за то, что моей готовности к контакту хватило только на «Как пройти туда-то?»  Простите... Простите ... Простите ...
   Каждый Новый год, подобно какому-нибудь  малодушному субъекту, обещающему начать новую жизнь с ближайшего понедельника, я клянусь полученными когда-то от своего одноклассника мандаринами  в том, что отныне мне не будет, в чём себя упрекнуть. Но  каждый Новый год сладкий с горчинкой вкус  мандарина свидетельствует  о моём неутешительном сальдо.