Глава 19. Послесловие

Геннадий Москвин
       Созидающие нанотехнологии пытаются исследовать мир, по направлению к которому технология нас увлекает, и за годы, прошедшие после первой публикации, технология прошла длинный путь по направлению к этому миру. Книга показывает, каким образом белковое проектирование, создавая молекулярные машины, во многом подобные живым клеткам, могло бы обеспечить путь к более продвинутым системам.

       При этом нельзя не осознавать трудность предсказания количества времени, которое потребуется, чтобы решить наиболее фундаментальные проблемы. Вильям Де Градо из "DuPont" сообщил о первом успехе в разработке структуры белка с нуля. Создан журнал, который называется "Белковый инжиниринг", где обсуждается все увеличивающийся поток полученных результатов. Что более важно, возникли дополнительные пути к той же цели, основанные на других молекулах и методах.

      В 1988 году Нобелевская премия по химии была присуждена Краму, Педерсону и Лену за их работу по построению больших молекулярных структур из самособирающихся частей. В 1995 году премия Фейнмана по нанотехнологии была вручена Надриану Симану из университета Нью-Йорка за синтез структур ДНК, соединенных так, чтобы образовывать кубические структуры.

       Химики начали говорить о "нанохимии". В последние годы, молекулярная самосборка возникла как самостоятельная область. Механические системы, зондовые микроскопы, способны передвигать острые концы манипулятора по поверхности с точностью до атома и могут использоваться для позиционирования молекулярных инструментов.

       Дональд Айглер из IBM продемонстрировал способность передвигать атомы живым и запоминающимся образом, написав "IBM" на поверхности, используя 35 точно упорядоченных атомов ксенона. Манипулирование атомами также выделилось в отдельную область исследований. Возможно самый очевидный индикатор - лингвистика. Когда манускрипт "Машины" был опубликован, слово "нанотехнология" было почти неизвестно. С тех пор оно стало широко употребляемым словом в науке, конструировании, футурологии и фантастике.

        И в наших лабораторных возможностях, и в наших ожиданиях, мы находимся на правильном пути. Есть даже надежда, что мы могли бы научиться управлять своими технологиями существенно лучше, это время достаточно близко. Книга показывает, как среда гипертекстовой публикации могла бы ускорить эволюцию знания и, возможно, нашу общую мудрость. Мировая веб-паутина - большой шаг в этом направлении, а разработчики программ работают над тем, чтобы найти новые возможности, чтобы продвинуться намного дальше простой публикации, поддерживать дискуссии, критику, обдумывание и построение консенсуса здравого смысла.