О Грузии. Рассказ третий. национальный характер

Нина Изюмова
Каждая долина, гора или ущелье в Грузии неповторимы. Например, на расстоянии каких-нибудь пятнадцати километров находится и утопающий в буйной зелени Атенский монастырь, и выдолбленный в голых скалах, древний город-крепость Уплис Цихе. Соответственно, люди, живущие в разных уголках этой небольшой страны, очень различаются по внешности, манере поведения, темпераменту, а отчасти и по языку. Это создавало бы  соблазн впасть в географический детерминизм, если бы не существовало чего-то, стоящего выше всех различий и делающего грузинский народ единым.
Когда едешь по Кахетии и узнаешь названия деревень, создается впечатление, что находишься в фирменном магазине грузинских вин - Манави, Цинандали, Саперави. Знатоки утверждают, что одни и те же сорта винограда, выращенные в разных, даже расположенных поблизости местностях, дают разные по букету вина. То же касается вкуса плодов и овощей. Хорошая хозяйка обязательно поинтересуется, откуда грецкие орехи, кукурузная мука или фасоль. Разнообразие вырабатывает в людях тонкость восприятия, вкус к нюансам. Наверное, именно поэтому ценится не то, что похоже на тебя, идентично тебе, а наоборот - отличное, особенное, уникальное.
Грузины не поют хором, когда все голоса сливаются в единый звук. Здесь царствует многоголосье, которым можно овладеть, если научишься не только выражать себя, но и прислушиваться к другому. Сродни музыке - математика. У меня есть знакомый математик, который считает главным своим достижением, то, что он сумел углубиться в одну из ее областей как никто другой, пусть это и узкая область. По-видимому, именно математика, отвлеченнейшая из наук, дает возможность «петь своим голосом». Может быть поэтому грузины выделяют ее изо всех других наук.
Единство в многообразии, вот что является идеалом. Достичь этого идеала невозможно без истинной свободы, или, говоря словами Алексея Степановича Хомякова, «положительной свободы». В «органическом социуме», как пишет этот выдающийся русский мыслитель, согласная гармония во внешней жизни общества, единодушие в жизни нравственной и единомыслие – в духовной – это и есть проявление «положительной свободы», иначе говоря – «тождества свободы и единства». По Хомякову, свобода разума, в силу абсолютности истины, должна приводить не к различию, а к единству взглядов. В бюрократическом обществе, согласно Хомякову, наоборот, царствует «отрицательная свобода», проявляющаяся в бунте и разномыслии. В такой ситуации общество раскалывается, и между сословиями возникает пропасть, о чем с ужасом писал еще Гоголь в «Избранных местах….» К чему это привело Россию мы знаем, и упаси Бог от повторения такого сценария! Интересно, что Хомяков называет чиновника «носителем мертвенности социального организма». В этой связи вспоминается эпизод из произведения Александра Казбеги, где описывается, как грузинский князь принимает в своем имении петербургского вельможу. По обычаю, князь накрывает большой стол, к которому приглашает всю свою деревню. Вельможа в недоумении. «Как я могу сесть за один стол с мужиками?»,- брезгливо вопрошает он. Князь – в неменьшем недоумении: ведь этих людей он воспринимает как братьев! По древнему грузинскому обычаю, сыновей князей и дворян отдавали на воспитание в крестьянские семьи. Кормилица была как вторая мать, а ее дети – молочные братья и сестры, на всю жизнь оставались для барина самыми близкими людьми. Неудивительно, что когда Грузию наводнили западные учителя толерантности, они, к своему удивлению, столкнулись здесь с настоящей толерантностью, т.е. просто с братским отношением людей друг к другу, независимо от их социального положения. Уважение к княжеским родам, а особенно - к царскому роду Багратионов сохранилось в Грузии до сих пор, потому что люди помнят их славные деяния. Правда, существовал один княжеский род, который был известен тем, что продавал своих в рабство. Это тоже помнят…
Грузин характеризирует острота восприятия мира. Наверное, этим определяются успехи грузинского кино. Однако, по-моему, главный орган чувств здесь – слух. Вспоминается блоковское: «люблю обращенных в слух…» Зрению как бы меньше доверяют. Это отражено в языке. Слово «посмотри» содержит в корне «ухо», а не глаз. Слово «внимание» дословно переводится как «слушание».
Гостеприимство, помимо того, что оно - одно из ярких проявлений человеколюбия, связано также с интересом к иному. Почувствовать, понять, оценить иноплеменника не только интересно, но и поучительно. Более того, это жизненно важно для народа, который живет на границе Востока и Запада, Севера и Юга, и куда «все флаги» приходили далеко не всегда в качестве гостей.
Здесь же корни острого интереса и вкуса к политике. Грузин – всегда политик, плохой или хороший, но политик. Не могу не вспомнить забавную историю. У моей бабушки с грузинской стороны тяжело болел брат. Поэтому, застав ее в слезах, я решила, что он умер. Но вдруг рыдания прервались удивительной фразой: «Неужели этой несчастной не хватило бы одной пули, зачем нужно было восемь?!» Оказалось, что бабушка оплакивала Индиру Ганди! Вы скажете - причуда старушки? Не совсем так. Ведь на судьбах Грузии нередко отзывались и менее существенные события, поэтому сверхчувствительность к мировым процессам, можно сказать, генетически закреплена в народе, да и убитую Индиру Ганди бабушке было жалко.
В Грузии, помимо Библии, существует книга, которая уже более   800 лет сопровождает жизнь каждого человека. Это «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. Она – в плоти и крови народа. Говоря о восточном Ренессансе, Н.Конрад помещает ее в ряд таких рыцарских поэм как «Шах-Намэ» Фирдоуси, «Лейли и Меджнун» Низами, «Неистовый Роланд» Ариосто и др. Но она совершенно уникальна тем, что это история - со счастливейшим концом. Героям удалось все! Соединились возлюбленные, подружились целые народы, побеждено зло, и все это достигается благодаря готовности  героев на любые жертвы друг ради друга. Жизнь на отдачу очень характерна для народа. Великий Руставели говорит: «То, что отдашь – твое». В известном мне русском переводе эта мысль, по-моему, искажена: «Что отдашь, к тебе вернется». Совсем не так!  Имущество, энергия, любовь становятся твоими именно благодаря тому и в тот момент, когда ты их отдал! Это и есть христианское «сокровище на небе», которое не истребляют ржавчина и моль.
В страшный период жизни нашей семьи, когда тяжело болел мой сын Георгий, его удалось спасти благодаря милосердию множества людей. Несчастный случай произошел в удаленной от Тбилиси местности, где не было возможности оказать ему срочную медицинскую помощь. Началось с того, что совершенно незнакомый человек уступил Георгию вызванный для себя реанимобиль, принося себя в жертву  молодому человеку (а ведь и сам он был не стар). Благодаря его самоотверженности, сыну успели сделать первую, решающую, операцию (потом потребовалось еще семь). Все расходы и организацию в тот момент взяли на себя бывшие на месте происшествия товарищи, мы с мужем подъехали позже. Родственники, друзья, соседи, сослуживцы заказывали молебны, помогали материально и даже занимали деньги у других, чтобы помочь нам. Моя подруга, узнав о несчастии, тут же отправилась молиться в женский монастырь и имела там вселяющее надежду видение, о котором тут же мне сообщила. Это очень поддерживало меня в моменты, когда врачи уже готовы были отступиться. Впрочем, они с самого начала не верили в то, что сын выживет, хотя и делали, что могли. Забуду ли я, как одна почти незнакомая девушка принесла масло с могилы старца Габриеля (книга об этом удивительном монахе не так давно вышла в Москве), и сын почти сразу начал дышать без аппарата. Приходили бывшие сослуживцы, даже не очень близкие нам люди, и молча сидели в больничном коридоре. Их лица, полные доброты и сочувствия, выводили нас из оцепенения страха.
Незадолго до несчастия Георгий всерьез собирался эмигрировать из Грузии. Я спрашивала его, как можно ехать туда, где тебя никто не любит и вряд ли полюбит. «А зачем мне их любовь?» - с высокомерием незрелости отвечал он. Оказалось, что нужна…
Историческая необходимость или что иное сделали характер грузин довольно скрытным. Весьма часто речь не столько выражает мысль, сколько маскирует ее, что на первых порах создавало для меня определенные проблемы в общении. Мне это казалось проявлением неискренности. Со временем я поняла, что говорить все, что взбрело на ум - совсем не признак мудрости. Неуместная прямота или резкость могут осложнять взаимоотношения людей и даже делать их невыносимыми. Очень многое подразумевается, но не говорится. Замаскированную мысль можно угадать (или не угадать) по интонации, по легкому намеку.  Считают так: если человек чего-то не понимает, объяснить ему это все равно невозможно, он должен до этого дозреть. А если понимает, и все же делает, то это его выбор и опять же слова бесполезны. Грузины судят о человеке по его действиям, поведению, в особенности, по качествам характера, а не по словам. Я далеко не блестяще владею грузинским, но когда речь идет о характеристике человека, об изгибах его поведения, многие понятия и изощренные глагольные формы этого древнего языка оказываются незаменимыми. К примеру, растратил человек казенные деньги. Это прискорбное обстоятельство можно выразить одним единственным словцом: «шемоэчама», что означает приблизительно следующее: человек не собирался тратить эти деньги, но они взяли и съелись. Кто может отрицать, что такое случается!
При встрече грузины желают друг другу победы (гамарджоба). Интересно, что в древнеиндийских законах Ману, где описываются поведение и обязанности различных варн, сказано, что такое приветствие характерно для кшатриев, варны правителей и воинов. Брахманы, встречаясь, желают блага, вайшьи – успеха в делах, а шудры – здоровья. В том же кодексе Ману сказано, что яваны (так индийцы называли греков), бывшие раньше кшатриями, дошли до положения шудр из-за непочтения к брахманам. Местный грек, владеющий понтийским диалектом греческого языка, сказал мне, что, действительно, существовало древнее приветствие с пожеланием мира, вытесненное со временем пожеланием здоровья. Порывшись в разных словарях, я не нашла аналогов грузинскому приветствию. Что ж, пожалуй, кшатрийских качеств у грузин немало. Это относится и к вменяемому кшатрию в обязанность стремлению к «блеску и великолепию». Ради того, чтобы хорошо выглядеть и быть «на коне», а в наше время – на хорошем автомобиле, грузин, да и грузинка, готовы на немалые жертвы. Раньше мне это казалось неоправданным и даже несерьезным, но когда пришли времена тяжелых испытаний, я поняла, как такой настрой может поддерживать человека, не давать ему опуститься. Нередко преуспевающий внешний вид и манера держаться могут совершенно не соответствовать тяжелым обстоятельствам, в которых находится человек.
Отношение к собственности иллюстрирует такая история. Несколько лет назад в Западной Грузии произошло довольно сильное землетрясение. Соседские ребята отправились туда на помощь. Вернулись они через неделю, заметно отдохнувшие и посвежевшие. Оказалось, что не успели они приехать, как их усадили за столы, накрытые в садах, и хозяева с гостями всю неделю благополучно кутили. Владельцы разрушенных домов и не думали подпускать приезжих к их восстановлению, а вместе с гостями (дотоле им незнакомыми людьми) праздновали свое спасение, радуясь, что не погиб ни один человек. «Раз выжили, - говорили они, – и дома построим!»
Европейские социологи проводили в Грузии исследования, как народу удалось пережить тяжелейшие испытания. Вывод их был однозначен:  спасает взаимопомощь, когда помогают другому не от излишка, а делясь последним.
Несколько лет назад нашей семье посчастливилось познакомиться с удивительным человеком, Эмзаром Хвичия. В свое время он работал физиком-теоретиком в Сухумском физико-техническом институте. Когда разразились известные трагические события, сфера его научных интересов переместилась в область социальных наук. Несмотря на чрезвычайно тяжелую ситуацию, в которую загнала его жизнь, он нашел в себе силы создать интереснейшую теорию этносов, согласно которой каждый народ играет в мировой истории свою собственную неповторимую роль. Но исполнение этой роли возможно только в условиях глубокой и многогранной интеграции народов, что сделает человечество единым гармоничным организмом. Теория эта - подстать ее создателю: она полна любви к людям и веры в их разум, но главное, она убедительно показывает, как достичь единства в многообразии, но уже на планетарном уровне.