Подарок судьбы

Соловьева
Портрет Елены Лапшиной
Все радости жизни - радости творчества,  любви , поэзии  и дружбы.
2008 –ой год оказался для меня очень счастливым: я встретилась с поэтом, художником-оформителем, Еленой Лапшиной. Если бы Вы только знали, как
весело и безгранично интересно нам  друг с другом, и мы обе находимся на одной вибрационной волне, поэтому у нас стопроцентное понимание и тысячепроцентное  доверие. Нравится духовная сосредоточенность моей подруги, мне импонирует, как Лена смотрит на мир, как слышит его, как отзывается ему: всегда честно, бескорыстно, искренно.
Для меня очень важно, что моя подруга уважительно относится к моему творчеству.
Разумеется, уважение – основа всех и всяких отношений, без уважения не может быть ничего подлинного и настоящего.
Творчество – это та деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, творчество – это своеобразный магнит , который притягивает человека к человеку.
Летом 2007 года я ещё не знала, что таким магнитом для Лапшиной Елены являюсь я сама.
Я даже не догадывалась и не могла догадываться, что Леночка мои стихи из минской религиозно- духовной газеты «Чистый мир» вырезает и складывает в папочку, что мой портрет она прикрепила к стенду рядом с Мариной Цветаевой, Анной Ахматовой, Владимиром Высоцким, Ирвингом Стоуном, Куртом Воннегутом , Фрэнсисом Фицджеральдом… Я и мечтать не могла о такой симпатичной компании…
Не предчувствовала я, что Лена уже прочитала мою подборку стихов в «Нёмане» , в пятом номере 2007 года, зашла в редакцию, попросила мой адрес и написала мне письмо.
Получила я его в невыносимо жаркий августовский  день, когда плавился асфальт, отпечатывая следы шпилек, когда листья на деревьях обвисли, как приспущенные зонтики, а цветы умоляюще глядели на солнце и просили : «Пощади!»
-Загляну на почту и бегом на речку, - скомандовала я себе.
На почте мне подали конверт, подписанный незнакомым почерком, а фамилию «Лапшина» я тоже однажды встретила в «Нёмане», как потом я узнала,  стихи в редакцию журнала отнесла минская подруга Елены, белорусская поэтесса Ольга Бобкова.
Тогда ,при первом чтении стихотворений, меня поразили их нежность, тонкость, графичность, мудрость,  теплота, искренность.

Я женщина и в том моя вина...

Молчит сердечко… Ночь черным-черна.
По редким окнам свет, как мёд по сотам.
Я женщина, и в том моя вина,
Что не всецело предана заботам;

Что есть дорожка в заповедный сад,
Там времени отсчёт – отсчётом капель,
Там дерева ко мне благоволят,
Не оставляя на руках царапин;

Там так прозрачна акварель небес,
Что кажется сквозь них увидишь бога,
И как-то странно всё имеет вес,
Что здесь смущенно мнётся у порога;

Там нет камней, а значит ног не сбить,
Там, чтобы слово донести, не нужно
Теряя силы через реку плыть,
Молчанья узел завязав потуже;

Там нету стен, кривые зеркала
Не искажают чувства наставлением,
И памяти янтарная смола
Гордится мигом, как природа гением;

Там нет углов, ни острых, ни тупых,
Не знают строки синяков и ссадин,
Там так под вечер зацветает стих,
Что аромат не удержать в тетради;

Ларец апреля от своих щедрот,
Всё раздавая, не скудеет вовсе,
Там так весной соловушка поёт,
Что никогда не наступает осень.

Забор бетонный возведёт запрет,
Концы дорог в клубочки дней запрячет,
Но мне опять лететь туда на свет,
Идти слепой, чтоб возвращаться зрячей!

Молчит сердечко…Разведенный мост
Самой себе чужою быть предпишет,
И только песни достают до звёзд!
И только ночь мои молитвы слышит…

-Лучшая белорусская поэтесса! - решила я. Конечно, настоящая жена и мама всегда полна заботливой деятельности и чуткого внимания, а если заповетный сад зовёт, ты, входя в него, забываешь о близких, ты слушаешь голос Бога…

Да будут наши души светлооки...

Как разоренье наши души треплет,
К ничтожности сводя удел земной.
Но снова я испытываю трепет
От соприкосновенья с глубиной.

Уже людей случайных не бывает,
Фильтруя хаотичность наших встреч,
Бегут года, на память оставляя
То лучшее, что хочется сберечь.

Какие клетки восприемлют токи,
Что теплотой пронизаны насквозь?
Да будут наши души светлооки,
Как взгляды тех, с кем встретиться пришлось.

Конечно, уже должен быть отбор строжайший лиц и книг, стихов и дел!
Лене,  как и Тютчеву, например , (если бы Тургенев не собирал стихи Фёдора Ивановича,  первый поэтический сборник не вышел бы в 1854 году )не свойственно тщеславие: ей достаточно, чтобы один человек проникся её художественными образами, понял их, полюбил, выучил наизусть!
И вот теперь я держала конверт с её стихами: меня удивил почерк: маленькие, сдержанные буквы словно взялись за руки, готовые отстоять дорогую идею, любимого человека.
Из письма я узнала, что Лена – мама двух дочерей, что её муж – учитель, что она любит мою поэзию и очень переживает, а вдруг я ей не отвечу.
К письму прилагались стихи.
Я их перечитала пять, шесть раз, десять, пришла в неимоверный восторг и тут же послала письмо Елене  в виде литературоведческой статьи  о её творчестве.
Завязалась переписка.
Лена высылала мне стихи , написанные благородными буквами глубокого человека,  я ей отвечала огромными, скачущими, летящими ,торопящимися изображениями своей души.
Потом я приобрела компьютер, и мы стали общаться при помощи  электронной почты. Лучше ли такое общение? Нет! Только быстрее.
К тому же исчезает тепло почерка, радость узнавания.
Перед Новым годом мы обменялись телефонами. Впервые я услышала голос Лены: нежный  ,ласковый,             задумчивый, искренний, переливающийся звуками флейты,  очень приятный в восприятии. Я узнала, почему Лена молчала какое-то время: в больнице – муж, и он ждёт операции на сердце.
Половина операций на сердце заканчиваются трагически после положительного исхода операции, потому что  трудно выдержать болевой шок. Наркоз проходит: половина туловища разрезана, она горит, жжёт, режет, тянет, дёргает и катает человека по больничной койке.
Не успели мы обрадоваться, что операция прошла успешно, как на второй день горевали: Витя умер.

Я не поехала на похороны: у дочери была температура около сорока,- решили не рисковать. Лена прислала мне стихотворение «Памяти мужа»:

Обратно возвращаюсь, протекаю
Сквозь стыки как-то наспех сшитых дней.
Из смерти не уроки извлекают,
И невозможно загоститься в ней.

На памяти заплаткою – больница,
И путь, углом сходящийся на нет.
Смотрела я, не вглядываясь в лица
Оставшихся, не ведающих лет.

Все искажалось, размывались меры
И были звуки яростно-резки.
И время облачалось в сумрак серый
Отчаянно-удушливой тоски.

И не страшила осыпь под ногами,
И ветер истязающих минут,
На примиренье с редкими врагами
Был так похож грядущий неуют.

22 февраля я увидела фотографию Лены на сайте «Одноклассники.Ру»: стройная,  изящная ,как 17-летняя девушка, одухотворённая, летящая.
А вот в глаза  её невозможно было глядеть: столько в них боли!
Какое мужество нужно, чтобы ,испытывая мучительное горе, достойно его переносить, не позволяя чужим в него входить. Лена – очень сильный человек…
Она  по-прежнему писала мне письма, рассуждая о творчестве Кафки, восхищаясь светоносными картинами Клода Моне, высылая мне стихи Ксении Некрасовой или французского писателя, воспевающего маленькие радости бытия Кристиана Бобена. Леночка и сама чем-то похожа на своего любимого автора -  тонкостью восприятия, нежной мудростью, умением говорить между строк, виртуозно владея аллегорией:

Берёзы - золотые облака,
Субстанции волшебной бестелесности,
В них оставляет осени рука
Автограф свой, как росчерк неизвестности.

Прозрачнее вуаль - видней лицо,
Очерченное веточками тонко.
Ты, Осень - обручальное кольцо
На взрослую судьбу с душой ребёнка.

Венчаешь с непогодой красоту,
В угоду не постигнутому смыслу,
И каждому упавшему листу
То сожаленье шлёшь, то укоризну;

Не можешь листьев ветреный разбег
Уравновесить с мудростью житейской
И мучаешься, словно человек,
Тревогою земной, виной библейской...

Но разве это стихи о берёзах, а не о хрупкости нашего бренного существования, мечтающего о вечном! И разве мы сами не мчимся навстречу своей гибели, начисто забыв в порыве любви или гнева, что жизнь – дар, требующий более бережного отношения!
Но сама Лена очень бережно относится к чужому настроению: как бы ни было тяжело, никогда не жалуется, считая , что половине знакомых жалобы не интересны, а другая половина
будет радоваться, что эти горести её миновали.
Быть хорошим мужчиной не так уж трудно , а вот настоящей женщиной в сто раз тяжелее, но как бы ни было важно умение утешать или выслушивать, всё-таки главное женское качество – верность.
Общаясь с Леной, с первого мгновения понимаешь, что она тебя никогда не предаст.
И всё-таки настоящие дружбы строятся не только на похожести, но и разности : важно, чтобы люди дополняли друг друга: Лена серьёзная, строгая, сдержанная , кажется, очень рациональной, оставаясь по сути ранимой и чувствительной; я –весёлая, очень эмоциональная, любящая всякие игры и  розыгрыши, обожающая всё вычитанное применять в жизни.
Например, еду в трамвае, и мне нужно до зарезу сесть(а все места заняты),чтобы дочитать лекцию или дописать стихи, которые собираюсь прочесть на вернисаже. Тогда я останавливаюсь возле мужчин , крепких на вид, и говорю словами Фаины Раневской:
-Проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
Несколько человек мужского рода поднимаются, я выбираю место у окошка и дочитываю необходимое.
Или Лена была свидетельницей, как моряк с Севера стал жаловаться на жару, а я ему противоречила:
-Здорово! Солнышко любит!
-Легко переносить, когда тебе лет сорок.
Думаю: моряк предусмотрительно и так снял лет пять, но я ему говорю:
-Нет,39!
Начинаются извинения ,заглаживание вины, покупка шоколадок, и я соглашаюсь:
-Не умеете определять возраст, утешайте!
Конечно, я это делаю один раз в пятилетку, когда есть душевная сила  и такой замечательный зритель, как Лена.
Но Лена так поступить не сможет никогда, поэтому я для неё человек, с которым всегда что-то происходит, а ей как раз таких эмоций и  не хватает. На меня же благотворно действует её глубина, мудрость и рассудительность.
Но в чём мы с Леной абсолютно сходимся, так в том , что русская женщина слишком много берёт на себя,-  вы можете представить, чтобы о турчанке или немке написали:
-Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!
А что тогда мужчинам делать?
И тут мы строго стоим на обороне женских интересов: без очереди никогда не позволим прошмыгнуть верзилам:
-Вам не стыдно маленьких обижать? Короче, целый год мы переписывались, разговаривали по телефону и общаться нам было так легко, как будто мы в один детсад ходили.
И мы обе почти одновременно стали мечтать  о встрече.

…И вот 23 июля я в Минске!
Лену увидела  на остановке среди многих людей, мгновенно её узнала, мы обнялись, как будто тысячу лет друг друга знали.
Три дня пролетели быстро. Лена познакомила меня с коллегами по работе, и мы устроили импровизированный вечер поэзии, на котором я получила неимоверный заряд
бодрости, счастья и понимания.
11 сентября Лена приехала ко мне, и  завертелась карусель вернисажей, концертов, клубов, посещения театров, филармонии. Вечером, отпивая по глоточку божественно – искристого шампанского, мы читали друг другу стихи: свои и Бродского,  Галича, Высоцкого, Цветаевой…  Боже мой! Как нам легко, весело, радостно и просто общаться друг с другом, как нам всё интересно друг в друге. Обожаю в Леночке такое качество, как любовь к красоте: она искренне любит искусство, безмерно влюблена в людей, и всю свою страстную любовь воплощает стихи, будь это хореографическая репетиция, или песня уличного музыканта в подземном метро:

...Там было объясненье неземное
По силе, красоте и торжеству,
Знакомой песней, прозвучавшей внове,
Закатный луч ложился на траву.

Там были, были бархатные тоны,
Ночного неба звёздный беспредел,
И лик луны, как светлый лик мадонны,
На музыканта пристально глядел.

Как в голосе сливались неразлучно
Повенчанные звуки и цвета,
Он, как поэт, одаривал нас лучшим,
И, как художник образом с холста.

Как будто давней молодости сны
Судьбу и память делали бездонней...
И женщина седая у стены
Стояла, как в молитве, сжав ладони.

Теперь мы звоним друг другу каждый день, иногда три- четыре раза в сутки,  и радуемся, что всё в наших отношениях  верно, искренне, поэтично, преданно ,…надеюсь, на всю жизнь.
А как я горжусь, что  после приезда в Витебск Лена посвятила  мне три прекрасных стихотворения… поставить их сюда  мне совесть не позволит.
А вот если кто заинтересуется творчеством Елены Лапшиной, милости просим на стихи.ру.