Пять рублей Из цикла О-ва Общага

Михаил Заскалько
Мне очень нужно было хотя бы 5 рублей. Позарез: дожить до стипендии.
У одногруппников не оказалось: сами на мели.

До обеда мотался по городу по адресам бывших одноклассников. По закону подлости, никого не нашёл.

Вернулся в общагу. Тупо повалялся на кровати. Есть, почему-то не хотелось. Хотя с утра попил чаю с крохотным бутербродиком и одной овсяной печенюшкой. Видимо, от нервов. И всё - более у меня нет продовольственных запасов. А до стипендии ещё ЦЕЛЫЕ СУТКИ.

Взгляд упал на книги, лежащие на окне: пьесы Дюма-сына, сонеты Шекспира, письма Цицерона. Вскочил, забросил книги в дипломат - и понёсся в буку.

Не доехав остановку, выскочил из троллейбуса. Не могу: дареные книги!
Как соломинка утопающему, подсказка памяти: в пригороде живёт двоюродная сестра. Она на три года старше, уже замужняя. Мы часто ссорились в детстве, дрались, потом как-то незаметно совсем отдалились. Стали почти чужие.
Переборол себя - поехал.

Сестра была дома. Располневшая, подурневшая. Куча моих племяшей копались на песчаной горке. 
Явился кум, затеял нейтральный разговор о том, о сём. Как-то неловко было переводить тему на деньги. Ждал, когда уйдёт кум. Но пришёл с работы зять, с "пузырём". Раздавили с кумом. Я чисто символически пригубил: к водке подали закуску... На неё и налёг.

Кум ушёл поздно. Я заикнулся о цели приезда:
-У меня завтра стипендия. К вечеру отдам.

Поскучнели, сказали, что у самих осталось 3 рубля до получки, а ещё молока надо купить для ребятишек... И тут же сменили тему разговора.

Сестра:
-Ты когда едешь домой? В субботу? Возьмёшь мясорубку. Бабка Аня говорила, что мать давно ищет. А мне попались случайно - две взяла...

Включили телик: шла очередная серия"17 мгновений весны". Решил: досмотрю и поеду к себе.

Как-то так получилось, что я заснул ещё в середине фильма.
Разбудила сестра:
-Уже почти одиннадцать. Ночуй у нас. Утром поедешь.

Я проснулся среди ночи. Сестра с мужем не спали. Сидели на кухне за столом. Перед зятем счёты, сестра ведёт запись.
-Сколько? Четыреста семьдесят пять? И на книжке триста... Считай, на тёлку есть! Завтра положишь эти на книжку.

Я увидел внушительную пачку денег. Пятёрками. Зять сунул их в целлофановый пакет, перетянул резинкой и спрятал в сумку.
-Едем дальше. Савкова должна завтра отдать червонец, Акимовна трёшку...
-У Пенковой забери. Два?
-Полтора. Заберу. А Семён вернул?
-Вернул, все восемьдесят копеечек. Поначалу хотел только полтинник, мол, на пиво не хватит... А тётя Паша?
-Во! а я и забыла. 34 копейки...

Я вернулся в постель, рухнул, как подстреленный: стук костяшек, казался автоматной очередью... пули били в голову, в сердце, в лёгкие...
Проснулся в половине пятого. В доме все спали. Бесшумно оделся и ушёл, поклявшись сюда больше ни ногой...

                ФРУНЗЕ,1974