В Египте

Ю.Золотарев
В   ЕГИПТЕ

Оговорюсь сразу: предлагаемый читателю текст – не путевые заметки, но скорее «размышления по ходу» о месте души человеческой в современности.

Итак, вдвоем с супругой 19 декабря с.г. мы прибыли на 9 дней в знаменитый (по рекламе?) Шарм эль Шейх, устроились согласно путевке в 4-звездочном двухэтажном отельчике курортной гостиницы Sea Life. Всё нормально, всё путём, многое – привычно (поскольку, скажем, единожды уже отдыхали в почти что соседнем с Египтом Тунисе). Народу  тьма, русская речь, и не только русская,  повсюду, в т.ч. практически каждый человек из обслуги знает хотя бы несколько русских слов. Но «рабочий» язык, естессь-но, английский.

Само по себе уникально, что 20  ДЕКАБРЯ (NB!) я, надев плавки, окунулся в море… Да-с, в Египте такое вполне возможно, даже если это северная часть страны.

Египет – это Египет. Это пирамиды, фараоны, это следы  древнейшей на Земле культуры, зародившейся некогда в знойных песках. И следы ee в нынешнем Египте присутствуют повсюду: в рекламе, в уличных плакатах, магазинных вывесках. И в сувенирах без конца и края… Пирамиды и пирамидки, гипсовые, стеклянные, металлические, бесконечные сфинксы, головы фараонов и их жён, фигурки древних кошек (некий оберег и символ счастья одновременно – что-то из тамошней древней мифологии). Не хочется вдаваться в детали той мифологии: ее следует изучать, прежде чем «цитировать», поскольку Египет и его культура суть глыба непомерного объема, столь же непомерного, сколь, скажем, непомерна его пирамида Хеопса, одно из семи чудес света, когда стоишь у ее основания и оглядываешь слева-направо, снизу-вверх… Потрясно!! И всю эту работу по укладке гигантских блоков проделали… люди? В глубокой древности?? Да  полноте! Ну, уложить еще первый слой тысячетонных блоков (полтора-на полтора-на ДЕВЯТЬ метров каждый!) в основание пирамиды – куда ни шло, хотя этих «основных» только в первом слое не одна тысяча. Но ведь… не меньших объемов и веса блоки надо было потом затаскивать на второй, третий, двадцатый и т.д. ряды! КАК? Каким путем и способом? Какими «парАми»??

Впрочем, Геродот, кажется, описывал ход строительства пирамид примерно так: гигантские блоки (каждый!), притащенные черт-те откуда, с какого-то побережья по специально сооруженной для этого дороге, поднимали на «этажи» при помощи специальных же подъемных машин, коих было много – на каждом этаже, вероятно, по нескольку (десятков? сотен?); да плюс сами по себе машины могли перемещаться при  необходимости с «этажа» на «этаж».

А Сфинкс?! Эта гигантская Кошка с человечьей головой, вырубленная, говорят, из одной монолитной глыбы! Подходишь к огромному рву, где гордо покоится Сфинкс – и одолевает робость от масштабов содеянного древними. Другой вопрос: ЗА-ЧЕМ? Чего ради? Ради памяти о ком-то из умерших либо там здравствующих фараонов? И пирамиды, и Сфинкс?? Дык ведь… их создавали десятилетиями, не один фараон мог смениться за это время… Чего ж ради столько непомерных усилий, многие тысячи человеческих жизней, оставленных тут от непосильного труда? Память?? ТАКОЙ ценой??? Не понимаю… И, уверен, мало кто из моих современников понимает. Оттого, видимо, и робеем, глядя на результаты.

Впрочем, вот одна «мелкая» деталь. Наш гид, коренная египтянка Мира, человек уникальных знаний и отменного чувства юмора, для которой, несмотря на акцент, похоже, не было белых пятен в русском языке (высшее образование, русский муж…), так вот, Мира сказала, что пирамиды строили  НЕ  РАБЫ, как думает весь мир, а наемные рабочие! Разницу ощущаете? Правда, гибли, надо полагать, все равно десятками, а то и сотнями тысяч: от непосильного, хотя и оплачиваемого труда, от инфекций да от несчастных случаев либо от старости. Такова цена «величия» седьмого чуда света – пирамиды Хеопса и ее спутников, пирамид Хефрена и Микерина, а также их великого сторожа Сфинкса, коему, говорят, еще наполеоновские солдаты (по другим данным – сарацины, упражняясь в стрельбе из пушек) зачем-то отстрелили нос. ЗА-ЧЕМ?? Испортить такую красоту и величие! Н-да… Нет предела человеческой дикости.

Но что же угнетает автора в египетской современности? По сугубо личным ощущениям: угнетает твоя ненужность как человека. Ты, турист, нужен здесь лишь как средство для выкачивания денег. Может, оно и нормально для турбизнеса. Но вспоминается, например, Тунис: там нередко подходили к нам местные – просто поговорить, подходили, лишь  заслышав нашу русскую речь. То были люди, некогда учившиеся в России. И ощущение теплоты от такого общения с тунисцами было полным.

Здесь, в Египте, всё несколько иначе. Народ тут добрый, беззлобный, ничего не скажу. Но: тебя подчас зазывают, буквально затаскивают в магазинчики и просто навязывают тебе  то, чего ты, возможно, сам никогда бы и не купил. Нам, туристам, это надо? Хочется ведь походить, посмотреть, поразмышлять, повосхищаться, и лишь потом выбрать себе в подарок то, что более всего пришлось по сердцу. Не дают! Скажут тебе, что ты едва ли не лучший друг продавца, и «только для тебя» - спец. скидка: вместо, допустим, 25-ти баксов продадут тебе вешш за 20. А когда уговорят и ты купишь – скромно попросят «на чай» еще 2 бакса. И ты уходишь «без денег» и слегка оплеванный, потому что вскоре выясняется, что в другом магазинчике, оказывается, ту же вещь ты мог купить всего за 15-ть… И так – всюду и во всем. И это унижает, и добавляет горечи в твои впечатления. И возникает стойкое ощущение твоей никчемности и ненужности здесь, на этой «гостеприимной земле», где самые богатые люди, это президент Египта и его сын, стопроцентно будущий президент. Сие не обсуждается, сие суть  данность, и египтяне знают, что сын президента в свое время наберет 99% голосов при вполне «демократичных» а,ля Египет всенародных выборах и станет новым президентом. Несогласных в Египте теперь, похоже, нет. Хотя были и такие, убившие предыдущего президента и пытавшиеся таким путем повернуть ход истории древнейших корней. С ними потом расправились, погибшему президенту поставили большой памятник напротив места, где было совершено покушение. И история Египта пошла дальше. И по прежнему в Египте соседствуют «непомерное богатство фараонов» с отчаянной бедностью бедуинов.
Но, повторюсь, всё сие – сугубо личные впечатления.

В отличие от Туниса, где французский является одним из обязательных к изучению иностранных языков и едва ли не вторым государственным, египтяне французский не жалуют. И, как знать, быть может, так протестует их генетическая память, которая не может простить французам наполеоновского вторжения? Ну как же: сломали нос Сфинксу (ЕСЛИ то были действительно французы), вывезли массу древних ценностей, и т.д. и т.п.

Конечно же, впечатляет единственный в мире богатейший музей египетской истории в Каире. Такого количества древнейших египетских статуй, саркофагов, статуэток и утвари наверняка не увидишь больше нигде. И если быть специалистом по древностям – наверное, уходить оттуда не захочется. А нас, простого брата-туриста, лишь ошеломляет поток терминов, исторических фактов и судеб тех правителей, от которых ныне остались лишь камни да фрески – поток, безостановочно льющийся изо рта любого из гидов, безусловных виртуозов своего дела.

Пытаться познать весь Египет за каких-то девять дней – смеху подобно. Но уже одно то, что мы «припали» к подножию великих пирамид наверняка стоило всей поездки! Где и когда еще довелось бы! Ну, а минусы – они везде минусы, и совсем без них, возможно, было бы неинтересно жить.

Вспоминается тот день, когда мы узнали о последней катастрофе с туристским автобусом, шедшим  22 декабря из Израиля в Шарм эль Шейх. Тогда погибло сразу 7 человек. Об этой катастрофе мы услышали на следующий же день из уст очевидца, девушки-гида, которая ехала во встречном автобусе и видела момент, когда несчастный автобус занесло и перевернуло. Видела кровь и трупы, когда водитель встречного автобуса затормозил, и пассажиры, прихватив с собой воду, повыскакивали и пытались хоть чем-то помочь попавшим в беду… Вызванные из Шарм эль Шейха «Скорые» ехали долго. И все стоны, вся кровь и горе попавших в катастрофу – всё это легло на нервы тем, кто пытался хоть как-то помочь несчастным…

А вот еще несколько мрачноватый факт. Наш гид в поездке по Каиру, Мира, слегка шокировала нас рассказом о том, что в столице Египта, оказывается, есть район, который называют «городом мертвых»… «Дома» этого города были продемонстрированы нам по ходу автобуса: четыре стены, крыши не положено, внутри живут живые, а под ними «продолжают жить» мертвые… Дело в том, что такое «жильё» – самое дешевое в столице Египта. Семья бедняков существует в нем, как умеет, и если кто-то в семье умирает, его хоронят тут же, на тех же «квадратных метрах»: опускают тело в яму, вырытую в подвале, засыпают песком, сверху кладут плиту, стелют по плите ковер – и семья продолжает жить дальше. Такие вот «пенки», друзья мои… Никогда ничего подобного не слышал… И не видел.

Что ж, львиная доля сокровищ Египта осталась за пределами нашего восприятия. Это Александрия, основанная Александром Македонским – там жила царица Клеопатра; это Луксор с его знаменитым Карнакским храмом – обиталищем древнеегипетской архитектуры и аллеи сфинксов, с долиной Царей, Колоссами Мемнона. Это… это… это… Это всё требует денег и времени, а возможности человеческие, включая финансовые, не безграничны. И - разве можно объять необъятное?

Вот так и  живем, с ощущением недоеденного пирога, приправленного ощущением своей малозначительности и ненужности в этом огромном мире великих ценностей. Будет ли когда-нибудь иначе? Вряд ли. Это я не столько о себе, сколько о человечестве, где веками сосуществуют фараоны - и наемные строители величественных пирамид, президенты, элита  -  и «город мертвых»… И нет силы, способной повернуть все это на другие, более гуманные рельсы. Некто Владимир Ильич не столь уж исторически давно попробовал было, но пролил реки  крови, произнес массу речей, написал немеряно статей про всеобщую справедливость, потом умер – и дело через еще бОльшую кровь в конце концов закончилось пшиком.

Наверное, ТАК будет всегда. По крайней мере, пока стоят великие египетские пирамиды (а их частенько называют «вечными»).

30.12.2008 – 1.01.2009