Тайна гибели Пушкина

Евгений Чижов
               
               
                Танин Е.А.  / Тайна гибели Пушкина /


При всей важности твердой и эффективной государственности страны, ее военной мощи, материального благополучия населения в настоящее время сердцевиной исторического процесса является возрождение духовной жизни страны.Знаменательно, что среди двенадцати исторических личностей, претендовавших на имя  Россия, на эту роль было выдвинуто несколько лиц, олицетворяющих духовную силу России, и среди них Пушкин, о котором давно сказано, что Пушкин – это наше всё.Он по-праву занял первое место по мнению специалистов.

Несмотря на гибель поэта,  на самом деле он является победителем в смертельной схватке со своими недругами. Поэт пожертвовал собой, но не отступил от правды жизни, истины, силы своего духа. Он доказал, что нельзя мириться с ложью, клеветой.           Поэтому так важна для нашего народа, для всех россиян правда о гибели Пушкина.
К сожалению, тайна гибели поэта не раскрыта до конца пушкинистами и до наших дней и не названы конкретные виновники его гибели.

В пушкинистике сегодня преобладает сенсационность, стремление найти не связанные с содержательными версиями, основательно разработанными прежними поколениями серьезных пушкинистов, новые необычные версии, которые фактически уводят в сторону от раскрытия подлинной картины развития рассматриваемых событий.
Примером может служить книга Р.Г. Скрынникова «Пушкин. Тайна гибели». Санкт –
Петербург, Издательский дом «Нева», 2004, в которой автор пытается доказать, что Пушкин погиб, защищая честь Александрины, сестры жены. Но Геккерены сплетню о сожительстве поэта с Александриной в обществе не распространяли.  Получается, что Пушкину было все равно с кем драться на дуэли, лишь бы быстрее уничтожить в зародыше новую интригу против себя.
Сегодня, опираясь на многочисленные исследования профессиональных пушкинистов и их выводы, можно утверждать,  что не существовало никакого заговора с целью погубить Пушкина, и сам он не принимал решения добровольно уйти из жизни. Остается вопрос, погиб ли Пушкин в результате стечения роковых обстоятельств и существовавшей тогда обстановки в светском обществе или его гибель есть результат сознательных действий определенных лиц?
Для ответа на эти вопросы необходимо иначе подойти к фактам и событиям жизни поэта, особенно в последние его годы. Требуется новый подход и новые методы анализа и оценки всего имеющегося материала.
Поэтому, думается, правомерен такой литературный  жанр,  как  исследовательское  расследование, которое позволяет использовать подходы и методы этих двух дисциплин - исследования и расследования.

Именно такой подход был реализован в работе Танина Е.А. «Тайна гибели Пушкина», М., МНИИПУ, 2003. Были рассмотрены:
 - отношения, которые существовали  между основными участниками драмы 1837 г.           (Пушкин и царь, Геккерены и царь, Геккерен и Дантес, Наталья Николаевна и Дантес).
 - личные качества основных участников драмы.
Это позволило определить, из каких установок исходили и чего придерживались в своем
поведении в тех или иных ситуациях участники трагических событий января 1837 г.
Едва ли ни самым важным и вместе с тем наиболее сложным  для установления подлинных обстоятельств развития трагических событий января  1837 года является вопрос о том, кто и с какой целью организовал, изготовил и отправил по почте вечером 3 ноября 1836 года поэту и его друзьям (в основном из так называемого «карамзинского кружка») анонимный пасквиль, который был получен ими утром 4 ноября 1836 года.

       Однозначный ответ на этот вопрос позволяет увидеть прямую связь между событиями, предшествовавшими событию 4 ноября 1836 года, и последующим развитием событий, приведших к гибели поэта. Однако все попытки пушкинистов решить этот вопрос оказались тщетными. Это и не удивительно, потому что его пытались решать, опираясь на отдельно взятые факты или на общие представления о взаимоотношениях поэта с различными слоями и представителями тогдашнего светского общества, рассматривая их изолированно, вне жесткой цепи взаимно обусловленных событий. При таком подходе реальными оказались многие версии, каждая из которых опиралась на отдельные достоверные, но не прочно связанные между собой факты.

Изготовление и рассылка пасквиля 3 ноября 1836 г. Пушкину и его друэьям –
это результат сговора между Геккереном и графиней Нессельроде,  объединивших
 усилия для достижения каждым из них своих целей в отношении Пушкина.
Многочисленные пушкинисты в разное время вплоть до наших дней видели разные цели, которые преследовали Геккерен и графиня Нессельроде в отношении Пушкина, и по этой
причине, скорее всего, не связывали их имена в этом деле. И действительно  у Геккерена в сложившейся критической ситуации была одна цель  - локализовать скандал, связанный со свиданием Дантеса с Натальей Николаевной,   не допустить его разрастания, грозящего потерей карьеры в  России  для  себя  и  своего  приемного  сына,  порвать  связь Дантеса с женой поэта и отвести удар со стороны Пушкина от Дантеса.
У графини Нессельроде была другая цель - воспользоваться неожиданно представившейся возможностью отомстить своему врагу, нанести ему как можно сильнее оскорбление, унизить его, не подвергая себя и своих друзей опасности со стороны Пушкина и властей. У обоих была и одна общая цель: заставить поэта и его жену покинуть Петербург.

        О непосредственном участии графини Нессельроде в акции с анонимным пасквилем Пушкину подтверждает и такой авторитетный и осведомленный в этом деле свидетель, как царь Александр II: «Государь Александр Николаевич у себя в Зимнем дворце за столом, в ограниченном кругу лиц, громко сказал: «Ну так вот теперь знают автора анонимных писем, которые были причиной смерти Пушкина. Это Нессельроде». Такое заявление царь, конечно, мог сделать, получив по своим каналам убедительные свидетельства об активном участии графини М. Д. Нессельроде в составлении и отсылке анонимного пасквиля поэту и его друзьям.

         Интересно, что еще в 1927 году тогдашний нарком иностранных дел России Г. Н. Чичерин направил письмо известному пушкинисту П. Е. Щеголеву, в котором сообщил   результаты своего расследования авторства анонимки. Он утверждал, что инициа-
тором   была графиня Нессельроде, жена министра иностранных дел царской России при Николае I, а рукописный текст   и надпись на конверте  -  «Александру Сергеевичу Пушкину»- были сделаны по ее указанию Бруновым Филиппом Ивановичем (1797-
1875 годы). В 1823-1824 годах он служил вместе с Пушкиным в Одессе и враждебно относился к нему. Ф. И. Брунов вызвал негодование Пушкина своим пресмыкательством перед вышестоящими лицами. В  1830-х годах он был  чиновником по особам поручениям при министре иностранных дел царской России К.В. Нессельроде и при его содействии стал в 1840 году послом в Англии.

         Однако П. Е. Щеголев придерживался другой версии («диплом» - дело рук представителя «золотой» молодежи Петербурга князя П. А. Долгорукова). Он проигнорировал это вполне обоснованное утверждение Г. Н. Чичерина и фактически направил усилия пушкинистов в данном вопросе по ложному пути.
Можно было бы провести почерковеческую экспертизу. Образцы почерка Брунова Ф.И. можно найти в архивах Министерства иностранных дел России и Англии.
Положительные результаты такой экспертизы послужили бы дополнительным доказательством непосредственного участия графини Нессельроде в гнусной акции, направленной против Пушкина.

На основании  рассмотренного в работе материала можно сделать вывод, что ответственность за гибель  Пушкина несут ( хотя и в разной степени):царь Николай I,  Геккерены, старый и молодой, секундант Дантеса Д’Аршиак, графиня М.Д. Нессельроде, князь и княгиня Вяземские, жена поэта  Наталья Николаевна. Все они своими действиями или бездействием сделали гибель поэта неизбежной.