Воскресающая Россия. Идеология Одухотворения

Евгений Нейштадт
 ВОСКРЕСАЮЩАЯ  РОССИЯ.   
 ИДЕОЛОГИЯ  ОДУХОТВОРЕНИЯ

“... именно сейчас как никогда остро - пока еще не все разворовано и затоптано -
перед пытающимся воскреснуть после коммунизма Отечеством
стоит задача положительного духовного созидания, объединительной солидарной идеи,
без которых экономическое возрождение - пустой, нереальный звук”.

                Юрий Кублановский “Новый мир” № 2, 1998.

“И в России и на Западе нет правильного понимания идеи открытого общества,
но если люди осознают ее, она сможет их вдохновить...
Я думаю, что Россия могла бы показать миру путь к открытому обществу.”

                Джордж Сорос (интервью газете “Русский телеграф” 1998.)

Возрождение России не случайно сравнивают с воскресением из мертвых. Процесс  мучительный и особенно потому, что экономисты-рыночники, пытаясь воскресить тело, забыли  о душе, а этот “нематериальный фактор” именно для России и оказался решающим.

“Из трех вопросов, стоящих перед Человечеством:
Что делать? Как делать? Зачем делать? - Зачем? - самый русский вопрос.”

                Александр Блок

Общество, открытое для развития, отличается от закрытого тоталитарного  так же, как живой организм  отличается от мертвого механизма.  Мертвый “хозяйственный механизм” тоталитарного общества приводился в движение силой и, как только действие силы прекращалось, останавливался  и... остановился. Это было неизбежно, потому что в отличие от живого организма мертвый механизм не развивается, то есть, не живет. Все, на что способен  механизм, это механически производить  количество, так  как новое  качество  не производится, а  создается,  созидается:  качество - это ступень развития. Мы прекрасно помним, как в “хозяйственный механизм” все новое насильно “внедрялось”.
Наоборот, живому организму насилие - категорически противопоказано: живой организм приводится в движение загадочным феноменом - душой, которая объединяет в единое целое - тело - сотни миллиардов клеток, выполняющих разные функции. Как душе это удается - тайна. Пока ученым удалось установить только то, что каждая живая клеточка организма - одухотворена, т.е. обладает полной информацией о своем организме (например, из клетки кожи лягушки удалось получить точную копию этой лягушки). Значит, каждая клеточка, выполняя свою утилитарную функцию, живет жизнью всего организма. (То же мы наблюдаем и в любом одухотворенном коллективе, например, оркестре или... футбольной команде, где солирует или забивает гол один, но участвуют все. Не случайно Шостакович так любил футбол, да и для сотен миллионов - это любимое зрелище).  Отсюда  вывод, что первое (необходимое, но недостаточное) условие одухотворения общества - это свободное и быстрое распространение информации. В живом организме информационный голод  удовлетворяется  быстрее кислородного.
Одухотворение общества прямо пропорционально степени его информированности, но не сводится к ней. Жизнь - это развитие, живое отличается от неживого тем, что все живое растет и развивается. Стать живым - значит начать развиваться. И это развитие, Эволюция (“Великая Эволюция”, как ее назвал Михаил Булгаков в “Письме к советскому правительству”) имеет совершенно определенное направление.  Душа не просто формирует,  организует   ц е л о е  -  т е л о . Душа делает это с определенной   ц е л ь ю . (Случайны ли эти, чисто русские, созвучия?)
Материалисты, отрицающие существование души (и они правы, как мы увидим чуть ниже), этой целью, т.е. смыслом жизни, считают выживание, самосохранение организма. Идеалисты этой целью считают спасение души. Поразительно, но правы и те и другие! Дело в том, что для процесса Эволюции понятия материализма и идеализма - относительны. Так же, как для абсолютной скорости света относительны понятия времени и пространства. Материалисты смотрят назад и вниз по пути Эволюции (а там души уже действительно нет: сформировав из материи то, что мы видим и ощущаем, душа ушла вперед, решать главное противоречие жизни - противоречие между прошлым и Будущим). Идеалисты смотрят вперед и вверх по лучу Эволюции, материалисты - назад и вниз. А Истина, как всегда, находится посредине. И не находится, а совершается. Истина - это процесс. “ Что есть Истина? – П р о ц е с с    О д у х о т в о р е н и я.”  Но этот процесс, универсальный и объективный, в отличие от материи не дан нам в чувствах и ощущениях,  с к р ы т   о т   н а с.  Только великим художникам удается его выразить, и именно за это мы так ценим их шедевры, но это - особая тема.
Процесс Одухотворения - ключевое понятие новой идеологии, идеологии развития, которая является альтернативой идеологиям насилия и востребованность которой - несомненна (см. эпиграф). Идеология в обществе выполняет функцию души в организме: идеология (система  убеждений, т.е принципов, идеалов и ценностей) определяет цель, объединяющую и вдохновляющую, воодушевляющую общество потому, что эта цель понятна и близка каждому.

На вопрос Влада Листьева в передаче “Час Пик”:
“В чем сейчас главная проблема России?” академик Борис Раушенбах ответил:
“В  отсутствии  объединяющей  и  вдохновляющей  цели”.

Когда это было? Но и сейчас, по словам Солженицына, российский кризис - прежде всего кризис духовный, а не экономический. Сейчас в России  нет  официальной идеологии, но вместо нее - три идеологии насилия:  к л а с с о в а я ,  р а с о в а я   и   к а с с о в а я. (Кассовая - идеология экономического насилия грабительского капитализма, заполнившая идеологический вакуум, возникший после краха классовой коммунистической идеологии, когда “перестроившаяся” номенклатура идеологическую  удавку  сменила на экономическую и выиграла войну с народом, которую вела всегда, потому что ни на что другое просто не способна. Результат этой “победы”:  вывезенные зарубеж миллиарды  (а деньги - это кровь экономики) питают экономику развитых стран, а больше половины населения обескровленной страны, страны с богатейшими  ресурсами - за “чертой  бедности” - в экономическом гетто.
Идеология насилия служит для очистки совести палача,более того, она АМПУТИРУЕТ СОВЕСТЬ. Благородной целью (например, борьбой за справедливость: социальную или национальную) она оправдывает физическое или экономическое насилие над жертвой, совершаемое для присвоения ее имущества или для порабощения. И здесь для быстрого обогащения экономическое насилие даже эффективнее физического: зачем расстреливать, если можно просто не платить зарплаты и жертва сама умрет от голода или покончит с собой. И даже не надо колючей проволоки, без которой не могут обойтись идеологии насилия классовая и расовая с их тоталитарными режимами, гулагами и дахау. Надпись над входом в Бухенвальд:  “Каждому - свое” полна такого же издевательского смысла и  для  лишенных  надежды  и  вымирающих обитателей  экономического  гетто. Ведь целью и смыслом человеческой жизни по кассовой идеологии экономического насилия является «извлечение прибыли».
Но запрещать идеологии насилия неправильно, потому что, как сказала Екатерина Великая, “с идеями надо бороться  не пушками, а идеями”. Из замкнутого круга насилия есть только один выход - вверх. Только так можно превратить замкнутый круг в спираль развития. Человечество все больше убеждается в том, что насилие - показатель творческого бессилия, потому что, прерывая развитие, насилие затрудняет решение главной проблемы нашего времени: проблемы ускоряющегося развития, Одухотворения.
Интуитивное неприятие нашим обществом идеологий насилия свидетельствует о начале процесса  духовного возрождения.  Идеология  развития  призвана  ускорить этот  процесс, сделав его осознанным, а осознать - значит понять.
Итак,  что же такое развитие ? Развитие - это Эволюция. А что такое Эволюция ?
Может ли быть кратким ответ на такой вопрос?
«В мире нет ничего, кроме движущейся материи»,- сказал материалист  (Ленин). Но материя не столько движется, сколько взаимодействует. А “дух - это то, что возникает между двух”, как  образно  и  кратко описал  взаимодействие поэт.
Р а з в и т и е   я в л я е т с я   р е з у л ь т а т о м   э т о г о   в з а и м о д е й с т в и я,
п о т о м у   ч т о   в з а и м о д е й с т в и е   в   л ю б о м   в и д е   
и   н а   в с е х   у р о в н я х  о б л а д а е т
о д н и м    у д и в и т е л ь н ы м   с в о й с т в о м:
Л ю б о й   в и д     в з а и м о д е й с т в и я   н а п р а в л е н   н а  д о с т и ж е н и е
н а и л у ч ш е г о   р е з у л ь т а т а   с  н а и м е н ь ш и м и   з а т р а т а м и,
п р и ч е м,  д л я   в с е х   у ч а с т в у ю щ и х   в о   в з а и м о д е й с т в и и  с т о р о н.
Именно этот универсальный принцип, эту направленность, формулируют все открытые человеком законы природы, да и красота - это тоже интуитивно воспринимаемая  ц е л е с о о б р а з н о с т ь  строения.  Именно этот принцип является основой и сутью процесса развития, процесса, который может быть назван  П р о ц е с с о м    О д у х о т в о р е н и я,  так как именно он ведет Эволюцию к  воплощению удивительной и непостижимой живой души, загадочного и всегда  направленного в будущее  импульса  энергии  развития. (Ученые давно заметили, что “все в природе есть произведение функциональности на эффективность”, но только ускорение развития привело к  формуле: Процесс Одухотворения). Этот универсальный и объективный процесс от нашего сознания не зависит. Наоборот, наше сознание является отражением, и далеко не адекватным, этого объективного процесса. Помните, у Мандельштама: “...красота, не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра”. (Удивительно точен здесь этот эпитет - “хищный”). Мы все следуем этому процессу ежечасно и ежеминутно, особенно, когда делаем что-то “вкладывая душу”, стремясь достичь максимального эффекта с минимальными затратами. К сожалению, процесс Одухотворения часто прерывается насилием (злом), когда, стремясь к максимальному эффекту с минимальными затратами для себя, мы жертвуем интересами других участвующих во взаимодействии сторон (например, других людей или природы). Но таков один из законов Эволюции: жизнь не может не развиваться во всех открывающихся ей направлениях, но быстрее всего - в направлении Наибольшего Одухотворения, единственном, никогда не ведущем в тупик.
Другой закон: Эволюция никогда не “искореняет” так называемое “низменное”, но в процессе развития  о д у х о т в о р я е т   его, превращая пятипалую лапу в руку пианиста, хищный укус - в поцелуй любви, корыстность и алчность - в творческую способность становится богаче, обогащая других.
“Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать”. (Роберт Пэн Уоррен)
“ Что плодотворно - то единственно-истинно.“  Гете
Понятие Процесса Одухотворения чрезвычайно плодотворно.  Оно позволяет органично включить в единую систему эволюционных убеждений такие альтернативные и апробированные концепции общественного развития как гегелевскую диалектику, экономическую концепцию Карла Маркса (которая констатирует развитие производительных сил, но не показывает истинной причины, пружины этого развития), социологическую концепцию Макса Вебера и мифологическую Жюля Сореля (отмечающих роль духовного фактора в процессе развития), психологическую Зигмунда Фрейда и философскую Анри Бергсона (открывших безымянную жизненную силу, направляющую развитие),  представление о феномене искусства Бориса Пастернака, “субстанцию протяженную и мыслящую” Спинозы, исторические и христианские откровения Николая Бердяева  и  многое, многое другое.
Идеология Одухотворения  позволяет ответить на  многие вопросы: и вечные и самые актуальные.  Например, куда идет Россия? зачем права человеку?  что такое собственность, капитал,  свобода, справедливость, творчество? почему “ нравственность - в природе вещей ” ?  в чем несправедливость принципов социализма и коммунизма? и даже ...  что такое душа,  смертный грех,  счастье? и др..  Не говоря уже о том, что идеология Одухотворения - это идеология третьей стадии религиозной жизни  после религии-страха  и  религии-морали...

В систему  эволюционных представлений идеологии развития входят  две фазы процесса познания -  н и з ш а я : отрицание впервые открывающейся в процессе развития Истины, т.е. грех, неизбежное и необходимое в процессе познания  п р о т и в о п о с т а в л е н и е  себя вновь познаваемому.
«Нет», которое человек говорит впервые открывшейся ему Истине, означает не отрицание самой Истины, а только то , что в круге понятий этого человека этой Истины и понимания ее все еще нет. Грех – это задержка на этой стадии непонимания, и, следовательно, задержка развития.
Этот грех снимается продолжением развития при переходе  к  в ы с ш е й   фазе процесса познания, к отрицанию первичного отрицания  (Гегель), то есть, к утверждению вновь открывшейся Истины в процессе творческого диалога-взаимодействия, направляемого Процессом Одухотворения.

Эти две фазы процесса познания являются основой  трех этапов духовной Эволюции:
 
П е р в ы й   э т а п : в процессе развития Человек противопоставляет себя Природе, чтобы стать умнее ее. Рождение Разума. Человек становится Природой, сознающей самое себя.

В т о р о й    э т а п : в процессе развития Человек противопоставляет себя коллективу, чтобы стать умнее его. Человек становится коллективом, сознающим себя. Рождение Личности. Личность - это сознающий себя коллектив. Великая  Личность  - это Человечество в миниатюре (по-индийски: Махатма - Великая Душа).

Т р е т и й   э т а п : в процессе развития-одухотворения Человек противопоставляет себя самому себе, чтобы стать умнее самого себя, и становится Творческой Личностью, то есть, Э в о л ю ц и е й,  с о з н а ю щ е й   с е б я   и ему открываются не только глубочайшие провалы самоотрицания и дегуманизвции, но и захватывающие дух перспективы ускоряющегося развития, которому мы еще только-только начинаем учиться.

Достигая более высокой степени одухотворенности человек как бы приближается к Богу  (Наивысшей  Одухотворенности). Но так как любое движение относительно, человеку кажется, что Бог приближается к нему. Это потрясающее и ни с чем не сравнимое переживание знакомо каждому истинному творцу и каждому истинно любящему: эти удивительные совпадения, это волшебство... (Но это  -  особая тема).
Идеология  развития  позволяет  понять  природу,  вернее  э в о л ю ц и о н н у ю   с у щ н о с т ь, многих социальных проблем, социальных конфликтов и  тупиков  и  показывает  выход  из них. 
П р и м е р : проблема эксплуатации, или так называемого, “наемного рабства”, которое является, как известно, причиной классовой борьбы, конфликт между капиталистом-предпринимателем  и  наемным  работником.
Итак, объективной необходимостью производства  товара (спросом) вызывается к жизни человек, предпринимающий это дело и становящийся его душой (а без души не может жить не только  ТЕЛО, но  и   ДЕЛО). Следуя объективному Процессу Одухотворения, предприниматель стремится достичь наибольшего эффекта с наименьшими затратами, то есть больше произвести товара, на который есть спрос, и меньше на это производство затратить. С другой стороны, наемный работник, следуя тому же объективному Процессу Одухотворения также стремится достичь наибольшего эффекта  с наименьшими затратами, но для него это значит - наоборот - больше получить за свой труд и меньше этого труда затратить, т.е., меньше произвести. Возникает диалектическое противоречие, которое на первой, низшей, стадии развития предприятия приводит к взаимному отрицанию предпринимателя (души предприятия) и работников (его рук). Задержка на этой, низшей, стадии развития ведет к прекращению развития (“смертный грех карает-ся - карает себя - смертью”). Эта остановка развития может иметь две формы: если верх берет предприниматель - возникает перепроизводство: товар не раскупается, так как заработок работников низок (дикий капитализм). Если верх берут работники - возникает  избыток денег, на которые нечего купить (развитой социализм).
Поэтому   объективная необходимость вынуждает предпринимателя и работников перейти к высшей фазе развития, к отрицанию взаимного отрицания, т.е. к взаимному утверждению, перейти от борьбы, где усилия сторон вычитаются, к сотрудничеству, где эти усилия складываются, и в процессе  которого “наемное рабство”, основанное на эксплуатации, т.е. на бессовестном присвоении созидательной силы работника, ведущем к его полному износу, заменяется взаимовыгодным сотрудничеством: предприниматель содействует развитию созидательной силы работника, а работник направляет эту свою развитую созидательную силу на развитие предприятия. Гениальный предприниматель Генри Форд писал: “Целью предприятия должно быть снижение цен и повышение зарплаты. Только такое предприятие сможет развиваться”. Иными словами, в процессе диалога-взаимодействия предприниматель как бы становится наемным работником, “влезая в его шкуру”, а работник становится предпринимателем, вникая в проблемы производства. Этот диалог-взаимодействие приводит ко все большему  одухотворению предприятия, к превращению его из мертвого  механизма, приводимого в действие только силой, в развивающийся организм. И многое здесь зависит от того, кто является душой данного предприятия. Если этот человек - гений, как например, Форд в Америке или у нас Королев или Святослав Федоров, то дело это развивается фантастически! Если же этот человек - посредственность, или его просто нет (казенное предприятие), развитие прекращается.
Парадокс Процесса Одухотворения заключается в естественном соединении казалось бы несоединимого: результатом творчества является компромисс, устраивающий всех.
Кстати, вот что пишет о компромиссе  известная русская писательница:
Н. Берберова  об отличии  русской  интеллигенции  от  западной  (“Курсив мой”  журнал “Октябрь”  № 10, 1988) :
    “У нас интеллигенция в тот самый день, когда родилось это слово, уже была рассечена надвое: одни любили Бланки, другие Бальмонта. И если вы любили Бланки, вы не могли ни любить, ни уважать Бальмонта. Вы могли любить Курочкина, или, вернее, Беранже в переводах Курочкина, а если вы любили Влад. Соловьева, то, значит, вы были равнодушны к конституции, и впереди у вас была только одна дорога: мракобесие. Тем самым обе половины русской интеллигенции таили в себе элементы и революции, и реакции: левые политики были реакционны в искусстве, авангард искусства был либо политически реакционен, либо индифферентен.
   На Западе люди имеют одно общее священное “шу” (китайское слово, оно значит то, что каждый, кто бы он ни был и как бы ни думал, признает и уважает) и все уравновешивают друг друга, и это равновесие есть один из величайших факторов западной культуры и демократии. Но у русской интеллигенции элементы революции и реакции никогда ничего не уравновешивали, и не было общего “шу”, потому, может быть, что русские не часто способны на компромисс, и само это слово, полное в западном мире великого творческого и миротворческого значения, на русском языке носит на себе печать мелкой подлости.”
Лучше не скажешь: компромисс действительно имеет «великое творческое и миротворческое значение». Миротворческое – значит - без проигравших. Но продолжим.
Эволюционная  сущность делает понятным многое до сих пор необъяснимое.
П р и м е р : в чем эволюционная сущность известной категории марксизма “перехода количества в качество”? Ответ: развитие происходит в направлении наибольшего одухотворения. Поэтому многократно, но не  м е х а н и ч е с к и, повторяющееся взаимодействие, т. е. количество, неизбежно приводит к достижению наибольшего эффекта с наименьшими затратами, т. е. к достижению  нового, более высокого  качества, и, значит, - ко все большему  одухотворению.
П р и м е р : почему  экономическое  развитие  может происходить только на основе частной собственности? Ответ: собственность должна принадлежать тому, кто способен ее одухотворять. При отторжении от одухотворяющей ее личности  собственность перестает быть собственной и пропадает. Полная аналогия: тело (собственность) и  душа (личность). Вся наша собственность это как бы продолжение нашего тела: его формы (одежда, жилище), его рук (инструменты, станки), его ног (автомобили), его глаз (теле и микроскопы, видео), его мозга (компьютеры). Эволюционная сущность частной собственности, ее парадокс в том, что в процессе одухотворения  она переходит от первичного отрицания человека к его утверждению и, оставаясь частной, то есть, не отторгаясь от одухотворяющей ее личности, становится всеобщей, то есть все более удобной и все более доступной для все большего количества людей. Подобные примеры можно продолжить.
Короче, Процесс Одухотворения - это  с п о с о б,  к о т о р ы м   « р а б о т а е т »  Б о г. Потому  что  Процесс  Одухотворения это  и  есть  Процесс  Творения,  процесс, в который  так или иначе вовлечен каждый, сознательно, а  чаще бессознательно следуя “нравственному закону внутри”, который так поражал Иммануила Канта.
И, наверно, не случайно, именно  в России, давшей миру великих поэтов и великую культуру и прошедшей ад тоталитаризма,  именно в России, о загадочной  духовности которой так много говорят, должна была возникнуть идеология Одухотворения, идеология третьего тысячелетия, когда человек будет находить выход из социальных тупиков в осознанном переходе от низшей формы взаимодействия - от непонимания, борьбы и насилия, к высшей - к взаимопониманию и творческому сотрудничеству,  и, все лучше взаимодействуя не только с другими, но и с собой,  превращаться из “ человека  действия ” в “ человека  взаимодействия ”, из  б о р ц а   в     т в о р ц а   и становиться  Эволюцией, сознающей себя.  Идеология Одухотворения поможет пониманию того, что истинное   счастье, чувство, знакомое каждому истинному творцу и каждому истинно любящему,  вовсе не победа над противником в борьбе, неважно какой, военной или конкурентной, а  сознательное творческое   участье  в Процессе  Одухотворения, вызывающее удивительное чувство, что души в тебе становится больше.
А теперь об этой цели чуть конкретнее. Суть Процесса Одухотворения в достижении наибольшего результата с наименьшими затратами  (причем, обязательно для всех участвующих во взаимодействии сторон). Но, достигая все большего результата со все меньшими затратами, мы становимся все  с в о б о д н е е. Следовательно, Эволюция, развитие - это и есть освобождение, а Свобода - это возможность  развития, необходимое условие развития и его цель. Поэтому не удивительно, что именно  п р о и з в о д с т в о   С в о б о д ы   становится целью общества, открытого для развития. И здесь рынок, т.е. свобода выбора, условие необходимое, но недостаточное. В отличие от закрытого, общество, открытое для развития,  владеет  know how - секретом  производства  Свободы..
.
Этот секрет – Принцип Взаимной Выгоды или цивилизованный способ присвоения: не отнимай, а купи, т.е. дай взамен того, что надо тебе для развития, то, что надо для развития другому. 
Производство Свободы – всегда функция только свободного труда, труда «на себя», то есть, на развитие, высвобождение своей созидательной силы, когда человек является  х о з я и н о м  ( с о б с т в е н н и к о м ) результата своего труда, так как именно этот результат обратной связью направляет его усилия к достижению наилучшего результата с наименьшими затратами и, значит, ко все большему освобождению.
А, вообще зачем  человек  трудится ?
Истинный ответ на этот вопрос  у  советского человека был вытеснен в подсознание, куда вытесняется все запретное по теории Фрейда. Допускались следующие ответы: “Кто не работает, тот не ест”, “Труд есть дело чести, доблести и геройства”, “При коммунизме труд станет потребностью каждого”  и  т. п.
А истинный ответ - прост: человек трудится, чтобы быть богатым, т.е.  с в о б о д н ы м, сначала “свободным-от” : от голода, холода и нужды, а затем и “свободным-для” : для творчества и созидания. “Деньги - это отчеканенная Свобода” - прекрасный афоризм, возникший уже в цивилизованном обществе.
“Свобода - это познанная необходимость”.
При коммунизме это понимали так: стать свободным можно только подчинившись, покорившись необходимости, признав ее безраздельную власть над собой.

На самом деле – «познать» необходимость надо не для того, чтобы подчиниться ей, а для того, чтобы  изучив и освоив ее, ее преодолеть !

Свобода - это возможность выбора каждым наиболее перспективного для него направления развития, а развитие - это и есть преодоление необходимости путем освоения ее. Иоганн Себастьян Бах, свободно игравший на органе, говорил:  “нет ничего легче, чем играть на органе, надо просто вовремя попадать пальцами на нужные клавиши”. Бах эту необходимость (“вовремя попадать пальцами на нужные клавиши”)  познал, т.е. освоил.
Именно в процессе развития и происходит переход “из царства необходимости в царство Свободы”, о котором писал все тот же Маркс.
Наиболее быстрое развитие, т.е. овладение необходимостью и преодоление ее, достигается человеком в процессе труда на себя, когда результат труда обратной связью направляет усилия человека к достижению наибольшей эффективности. При порабощении, при эксплуатации человек отчуждается от результата своего труда, присваемого эксплуататором, и часто даже теряет интерес к нему. Это отчуждение от результата труда парализует развитие созидательной силы труженика. Эксплоатация, а это - социальный каннибализм – безнравственна. Но «нравственнность в природе вещей» еще и потому, что она экономически выгодна. Потому что свободный труд на себя, на развитие своей созидательной силы неизмеримо производительнее труда принудительного, рабского.

В обществе закрытом, использующем принудительный труд и практикующем социальный каннибализм, Производство Свободы отсутствует,  и поэтому тоталитарное общество, чтобы существовать, вынуждено отнимать свободу и жизнь своих членов, порабощая, то есть пожирая их сначала социально, а затем и физически, и таким образом пожирая самое себя, а, если удается, то и своих соседей.

Прав был Ленин: действительно, победит тот общественный строй, который создаст наивысшую производительность труда. Просто сама по себе эта механическая, количественная, канцелярская, чиновничья  “производительность труда” никому не нужна.
В самом деле, разве может быть целью общества, «чтоб было больше чугуна и стали на душу населения в стране» ?
Совсем другое дело - Производство Свободы, той Свободы, которая дает каждому - без исключения - возможность развития как Личности и возможность достижения каждым нового и все более высокого Качества Жизни.

И перспектива здесь - Одухотворение.

Человек все больше уступает своим компьютерам в силе интеллекта и объеме памяти.

Но в Одухотворенности человек уступает только своему Творцу.

“Я не знаю иных признаков  превосходства, кроме доброты”,- говорил Бетховен.