В каббале нет границ

Александр Гаранин
В каббале нет границ
Из беседы каббалиста, профессора М. Лайтмана с известным российским телепродюсером и телережиссером
А. Табачниковым

А. Табачников: Здравствуйте, профессор. Сегодня я телепродюсер и телережиссер. А начинал, как и вы, в науке: работал семь лет в Институте кардиохирургии имени Бакулева.
Поэтому мой первый вопрос к вам, как к ученому. Что нового открылось науке каббала за последнее время?
М. Лайтман: В каббале нет границ. Этим она и прекрасна. За горизонтом снова обнаруживаешь новые дали, и снова горизонт впереди, и так далее. Знаете, как ребенок встает утром, и перед ним такой день! Вот так и чувствуешь себя, когда занимаешься каббалой.
Каббала – самая древняя наука, наука в полном смысле этого слова. Она изучает силы, стоящие за гранями нашего мира, управляющие нашим миром.
Что раскрывается сегодня? Все больше раскрывается система этих сил, то, каким образом эта система реализует свое воздействие на наш мир. Мы видим совершенно различные проявления этих сил, и одновременно, в синтезе, то, как они работают и ведут нас к определенной цели: ты должен раскрыть для себя, какая это интегральная картина – наш мир. Причем нет жизни, нет смерти – только вечное движение. Смотри, как в него вписаться, чтобы тебе было абсолютно комфортно, и ты будешь на уровне той управляющей силы, общей, которая называется природа или Творец, – это одно и то же.
А. Табачников: Недавно я видел фильм о вашей встрече с учеными в Сан-Франциско. Мне (как бывшему человеку науки) было безумно интересно, мне были крайне важны и эмоциональные связи, и конфликты, которые там возникали…
И в этой связи у меня возникает такой вопрос. Что заставляет вас общаться, скажем так, с людьми не из этой среды – с артистами, с музыкантами, с телепродюсерами? Или это тяжелое бремя, которое вы на себе несете, как бы бремя популяризатора?
М. Лайтман: Безусловно, меня интересует проникновение каббалы в этот мир, и конечно, я для этого пытаюсь использовать различных людей – тех, которые могут пронести ее как можно дальше.
Но вообще каббала более естественным образом распространяется не через «общественную элиту» – известных ученых, политиков, артистов, бизнесменов, а через обычных людей. Через «верхи» она не распространяется. Люди науки – замкнуты в ней. Политики – просто не с кем разговаривать. Бизнесмены – вы понимаете, в чем находятся… Писатели, актеры – они, за редким исключением, все время в себе, в своих образах, и с ними тяжело. А вот простые люди, у которых возникает вопрос о смысле жизни, – как правило, это на самом деле очень простые обычные люди, их много – они самые восприимчивые, и именно к ним я обращаюсь.
А. Табачников: Понятно. А теперь у меня, как у «простого человека», следующий вопрос. В своих книгах вы пишете об альтруистичности природы. Но мы же видим, что в природе все едят всех. Вы готовы к такому альтруизму?
М. Лайтман: Альтруизм – это общая задача природы: привести всех нас к состоянию полного слияния между собой, состоянию объединения, отдачи и любви.
Эта задача решается не на нашем животным уровне, а на духовном уровне, то есть на уровне нашего внутреннего общения, раскрытия системы, где мы находимся все вместе, как шестеренки в одном механизме, полностью зависимые друг от друга.
Когда начинаешь видеть всю эту систему, где неживая, животная, растительная, человеческая природы взаимосвязаны абсолютно, ты просто поражаешься: «А куда тут деться?» – настолько все друг от друга зависимы. И тут-то возникает осознанная необходимость в постижении альтруизма, как единственно возможной связи между людьми.
В принципе, на это настраивает каббала. Она дает возможность начать относиться по-другому к окружающему миру на этом уровне, и тогда открывается следующий уровень – уровень духовного взаимодействия между духовными частями людей, альтруистическими, которые называются «души».
А. Табачников: Я сейчас услышал слова «духовное взаимодействие» и сразу вот о чем подумал. Существуют два способа познания: духовный способ – религия, искусство, и способ научного познания.
Наука каббала использует духовное познание или все-таки интеллектуальное?
М. Лайтман: Нам надо четко определиться.
«Духовным» в науке каббала называется только лишь альтруистическое, поднимающееся над нашей эгоистической природой отношение человека к тому, что его окружает. Ни религия, ни искусство к этому не относятся. Все, что мы делаем в нашем мире, и вообще весь наш мир, духовным не называется. В нем нет никаких духовных проявлений.
Когда человек начинает развивать в себе это духовное, то есть альтруистическое, отношение к внешнему миру, он развивает его по четкой, абсолютно научной методике. Ему говорят: «Смотри, какие в тебе есть свойства, как ты должен их использовать, для того чтобы начать раскрывать картину мира, чтобы видеть за этой картиной силы, которые определяют эту картину, видеть силы, которые определяют твои мысли, чувства, поведение.
Человек начинает изучать себя и окружающий мир. В процессе учебы он начинает чувствовать, видеть, проверять на себе изучаемый материал, и постепенно развивает, расширяет свой объем восприятия. Причем, вместо того чтобы воспринимать весь мир: «а что хорошо для меня…», «а как я…», «для себя…» и так далее, – подсознательно или сознательно мы все время только таким образом работаем, так мы созданы изначально – он начинает изменять свое отношение. Он начинает видеть себя включенным во внешний мир.
И что тогда происходит? Человек – независимо от себя – начинает подключать к себе желания, мысли, чувства абсолютно всех людей не для своей пользы, не фильтруя их, а такими, какие они вне него, какие они на самом деле. И таким образом он присоединяет к себе огромное человеческое желание, общее.
Вот это внешнее желание, которое он ощущает вне себя, и которое становится как бы его, когда он начинает таким образом жить в других, – вот это ощущение и называется Высшим миром. При этом его тело может умереть – неважно. Он ощущает себя в той силе, которая заполняет все души, все желания остальных людей.
Все эти постижения, постепенное расширение своего сознания, выход из себя и ощущение внешнего мира – они абсолютно научны. То есть человек постоянно это проверяет, измеряет, повторяет, передает другим. Они также проводят эти исследования. И все это описывается уже тысячи лет. В итоге перед нами методика восприятия мироздания не внутри нашего маленького эгоизма, а вне себя, таким, какое оно на самом деле.
А. Табачников: Очень хочется «вытащить» свой эгоизм и поместить себя в других.
Но вот сегодня я еду на встречу с вами. Не секрет, что в Москве многие люди получили водительские удостоверения, не пройдя курса вождения… И вот здесь запаса «неэгоизма» мне не хватает. В этот момент я эгоистичен. Я хочу доехать, ну, хотя бы здоровым, уж не говоря о том, что живым.
Что вы думаете по этому поводу?
М. Лайтман: Даже если мы возьмем мать, которая бесконечно любит своих детей, и то мы видим, как они доводят ее до «белого каления». Это понятно. Но, в принципе, дело не в этом.
Здесь не должно быть слепого эгоизма или слепой любви, как у матери. Каббала не взывает к каким-то особым чувствам и не требует того, что от обычного человека требовать вообще нельзя. Наоборот. Она говорит: давай раскроем в тебе весь твой эгоизм, прими его таким, каков он есть, согласись с тем, что таким тебя создали.
Надо только раскрыть для себя четкую взаимосвязь между тобой и всеми остальными, и тогда тот же самый эгоизм вынудит тебя по-другому относиться к ним, и в итоге ты будешь чувствовать все души всех людей, как части своего тела. Ты будешь относиться к ним так же естественно, как сейчас относишься к самому себе, любимому.
Раскрытие этой системы – это и есть самая надежная гарантия того, что человек ведет себя по-другому. И ни в коем случае не должно быть насилия – ни над самим собой, ни над другими.
Чего только мы ни натворили в этом мире – любые системы: семья, общество, экономика… А в итоге мы ничего в нем не понимаем, не можем ничем управлять, стоим в растерянности и не знаем, что будет на следующем повороте. Тут и возникает у человека потребность относиться ко всему с абсолютно научной точки зрения. Иного выхода нет.
А. Табачников: Кстати об экономике. Как каббала победит общество потребления? В этом для меня какое-то неразрешимое противоречие. С одной стороны, человеку уготовано быть духовным, и здесь я двумя руками «за». С другой стороны, по мере своего духовного роста, он начнет разваливать ту самую экономику, которую создал, и то самое общество потребления, неотъемлемой частью которого он является. И что тогда его ждет?
М. Лайтман: Дело в том, что все связано с полной перестройкой нашего отношения к миру.
Каббала говорит, что мы будем обязаны сделать равное распределение в мире – не по типу советской власти, а, просто, дать каждому минимально то, что он должен получить.
Естественно, что по мере роста эгоизма, все человечество развивалось только для того, чтобы себя наполнить, насытить. Деньги двигали всем. И вот в последние 30-40 лет люди начинают двигаться не только за деньгами. Они начинают вдруг ощущать в себе желания, которые не могут наполнить деньгами и которые находятся в противоречии с деньгами.
Депрессия, наркотики, самоубийства. И причем, в каких странах? Там, где самый высокий жизненный уровень.
Я знаю по своим ученикам – а их все-таки сотни тысяч – как они сегодня начинают относиться к миру. Человеку нужно только то, что необходимо для жизни. Все остальное – нет у него к этому желания. У него желание уже качественно другое, и он его наполняет с помощью раскрытия мира, ощущения себя совершенным, вечным, относящимся к Высшей силе.
Пока еще мы пытаемся его «загасить», не знаем, как с ним обращаться. Но я думаю, что вскоре это четко проявится в осознании людей. Они должны созреть в этом желании: «А что же на самом деле я хочу? Почему мне плохо, пусто?» – и тогда каббала сможет быть востребована в полном объеме.
А. Табачников: У Олеши есть фраза: «И вот однажды ты посмотришь в зеркало, поднимешь глаза и поймешь: «все, ты «сделан», – вот этого я ужасно боюсь. Я вижу, что вы не ощущаете себя «сделанным» человеком.
М. Лайтман: Будем считать, что вы получили сегодня лекарство от такого состояния. Я к вашим услугам, звоните, будем встречаться.
...