Евангелие от Матфея. Глава 13

Вера Солодова
Евангелие в стихах

----------------------------
Из дома вышел Иисус
И сел у моря. И народ
Пришел во множестве к Нему.

Потом вошел Он в лодку, сел.
На берегу народ стоял.
Он притчами их поучал:

«И сеятель тут вышел сеять.
Упало семя при дороге.
Тут налетели сразу птицы
И поклевали семя это.

Иное в почве каменистой
Легло. Земли там было мало.
Взошло такое семя вскоре.
Земля ж была неглубока.
Как солнце жаркое взошло -
Увял росток - почти без корня -
И при жаре такой засох.

Иное в тЕрние попало.
И терние то заглушило
Росточки семени того.

Иное семечко упало
На землю добрую в час добрый,
И принесло плоды стократны.
Иное – больше в шестьдесят,
Другое – больше в тридцать раз.
Имеет уши кто, да слышит!».

Ученики тут приступили,
Спросили, отчего Он молвит
Такие притчи для людей?
Сказал Иисус тогда в ответ:

«Вот вам дано все тайны знать
О Царствии Небесном нашем,
А этим людям не дано.

И кто имеет, то дано
Ему именье приумножить.

Кто ж не имеет, у того
Отнимется, что он имеет.

И потому Я говорю
Такими притчами с народом
Что видя – все-таки не видят,
И слыша – все-таки не слышат,
И слов моих не разумеют.

Сбылось пророчество Исайи:
«И люди, слушая – не слышат,
Глядят глазами – но не видят,
Поскольку сердце огрубело,
И уши их почти не слышат,
Глаза ж они сомкнули вовсе,
И сердцем тож не разумеют.
Они ко Мне не обратятся,
Чтоб Я людей тех исцелил».

«У вас же очи те, что видят,
И уши ваши те, что слышат.
Но также многие пророки
Желали видеть, что вам видно,
И все ж не видели того,
Желали слышать, что вам слышно,
И все ж не слышали того.

Гласит о сеятеле притча:

Ко всякому, кто слово слышит
О Царствии Небесном, но
Все ж ничего не разумеет –
К тому лукавый подступает,
Посев из сердца похищает.
Такая притча вам про семя,
Посеянное при дороге.

А семя в почве каменистой –
Так это притча про того,
Кто слышит слово и внимает,
И с радостию принимает,
Но, не имея корня в сердце,
Ведет себя непостоянно:
Когда грядет ему гоненье,
Тогда он тотчас отступает
И соблазняется греховно.

А семя в тернии колючем,
Так эта притча про того,
Кто слышит слово, но забота
И обольщение богатства
В сем сердце слово заглушают,
И потому оно бесплодно.

Когда ж на доброй почве семя,
То эта притча означает,
Что слышащий да разумеет.
Такой вот будет плодоносен:
И во сто крат, и в шестьдесят,
И в тридцать раз приносит больше».

Другую притчу Иисус
Им предложил, сказав такое:

«Вот так и Царствие Небесно
Подобно также человеку,
Который добры семена
На поле на своем посеял.

Когда же люди крепко спали,
Пришел на поле враг негожий,
Посеял плЕвелы* в пшеницу,
И после этого ушел.

И вот взошла пшеницы зелень.
Когда ж плоды образовались,
Явились плевелы на свет.

Рабы сего домовладыки
Ему сказали: «Что за семя
Посеял ты на этом поле?
Откуда плевелы в пшенице?».

И он сказал: «Враг человека
Посеял плевелы в пшенице».
Рабы сказали: «Так пойдем же
Чтоб эти плевелы повыбрать?»

Ответил он: «Но вы при этом
Пшеницу выдернете также.
Оставьте все расти до жатвы.
А я жнецам скажу позднее,
Чтоб прежде плевелы собрали,
Связали в связки и сожгли их,
А в житницу потом пшеницу
Собрали целой, невредимой».

Иную притчу Он поведал:

«Зерну горчичному подобно
Небесно Царствие Мое,
Что человек посеял в поле.

Хоть это семечко малейше
Семян других, но вырастает
Всех больше злаков, превращаясь
Во древо мощное потом,
Да так, что птицы прилетают,
В ветвях надежно укрываясь».

Иную притчу Он приводит:

«Подобно Царствие – закваске,
Какую женщина вложила
В муку, пока не вскисло всё».

И с притчами Иисус с народом
Все говорил, не просто так.

Сбылось реченное пророком:
«Отверзу Я уста Мои
И притчей расскажу Я людям
О сокровенном от созданья».

Тогда закончил Иисус,
И в дом вошел с учениками.
Они спросили у него:
«О плевлах притчу изъясни».

Иисус сказал тут им в ответ:
«И тот, кто добро семя сеет,
Сын Человеческий зовется.

И поле это – это мир.

А семя добро – то сыны
От Царствия Небесного.

А плевелы – так то сыны
Лукавого. Он – враг, он - дъявол.

А жатва – то кончина века.

Жнецы – то Ангелы Господни.

И так, как плевлы сбирают,
И так, как их огнем сжигают –
Так будет при кончине века:

Пошлет всех Ангелов Своих
Сын Человеческий тогда,
И соберут они из Царства
Всех тех, кто были беззаконны
И ввергнут в огненную печь.
И будет плач, зубовный скрежет.

А праведники воссияют,
Как солнце в Царствии Отца.
И кто имеет уши слышать,
Так пусть услышит, наконец!

Небесно Царствие – подобно
Сокровищу тому, что в поле
Нашедши, человек сокрыл,
И в радости, продав именье,
Он поле это все купил.

Небесно Царствие – подобно
Купцу, что ищет жемчуга.
Когда жемчужину находит
Всех драгоценнее, тогда
Идет и все распродает,
Чтоб выкупить ее одну.

Небесно Царствие – как невод,
Закинутый далеко в море,
Который рыбу захватил.
Когда ж был вытащен на берег,
То рыбу лучшую собрали,
Худую – выбросили вон.

Так будет при кончине века:
Изыдут Ангелы из Царства,
И злых от праведных отделят.
Злых ввергнут в огненную печь
И будет плач, зубовный скрежет
Из печи этой исходить».

И вот спросил их Иисус:
«Теперь понятно вам все это?»
Они сказали: «Да, Господь».

И Он сказал им: «Всякий книжник,
Который Царствию научен,
Хозяину тому подобен,
Который в белый свет выносит
Все из богатства своего:
И все, что старо и что ново».

Иисус окончил все про притчи
Ушел оттуда и пришел
В отечество Своё. Учил их
По синагогам. Изумляясь,
Те люди стали говорить:
«Откуда сила в Нем такая?
Откуда Он премудрость взял?
Да Он не плотников ли сын?
И не Его ли мать Мария?
И братья у него – Иаков,
Иосий, Симон и Иуда?
Его ведь сестры между нами.
Откуда ж у Него все это?»
И соблазнялися о Нем**.

Иисус сказал им: «Не бывает
Пророк без чести, разве только
В отечестве своем родном,
Да в доме разве что своем».

И там чудес не совершил –
Неверие тому виной.
----------------------------

*) Плевел (Lolium L.) – родовое название растений из семейства злаков (Gramineae), группы ячменных (Hordeae). Это однолетние или многолетние травы, растущие густыми дерновинами или по одиночке; колосья у них верхушечные, сплюснутые и иногда довольно длинные.
...Число видов в роде Плевел, по разным данным, от семи до двадцати.
Наиболее известны:
...Плевел многоцветковый (Lolium multiflorum), или Рейграс итальянский. Средиземноморский вид двулетних или многолетних трав высотой от 30 до 80 см. Этот вид — ценное кормовое растение, среди кормовых злаков отличается быстрым ростом и отрастанием после скашивания. Используется как газонная трава, имеется несколько культурных сортов.
...Плевел многолетний (Lolium perenne), или Рейграс пастбищный, или Английский райграс. Двулетние или многолетние растения из Европы, Северной Африки и Передней Азии с мощной корневой системой. Высота — до 70 см (обычно — от 15 см до полуметра). Растение очень широко распространено по всему миру как заносное или интродуцированное — это связано с его широким использованием как ценного кормового растения, а также в качестве газонной травы. Этот вид ценится за свою способность образовывать густой травостой уже через один-полтора месяца после высева семян. Имеется несколько культурных сортов.
...Плевел опьяняющий (Lolium temulentum), или Головолом. Именно этот вид является тем самым плевелом, который упоминается в Библии. Прежде это растение было злостным сорняком в посевах ржи, пшеницы и других культур. В зерновках плевела опьяняющего постоянно присутствует грибок Stromantinia temulenta, который вырабатывает алкалоид темулин — вещество, способное вызвать серьёзное отравление у людей (головокружение, сонливость, потеря сознания, судороги) и некоторых домашних животных (кроме свиней, уток и кур). Если семена попадают в ржаной хлеб,то они производят может быть, его ядовитость. В настоящее время этот вид в посевах зерновых практически не встречается. В семенах этого Плевела .содержится ядовитое вещество, пока плохо изученное, так называемый. лолеин, почему и само растение считается ядовитым; это "волчец", "куколь" или"плевелы", упоминаемые в Евангелии.

**) "И соблазнялися о Нём" –
...Мы видим Христа в Своем Отечестве. Его соотечественники однажды уже отвергли Его, однако Он снова приходит к ним. Христос не ловит отвергающих Его на слове, но повторяет Свой зов к тем, кого Он пришел спасти. Тем не менее, и на этот раз они встречают Его с таким же надмением.
...Когда Он учил в синагоге их, они изумлялись, как такое могло быть. Разве имеет Он право быть учителем? У Него же нет богословского образования, как у них. Бесспорно, Он обладает мудростью и творит удивительные дела. Но остается вопрос: откуда все это Он взял? «Откуда у Него такая премудрость и силы?» Если бы они нарочно не закрывали глаза на правду, то увидели бы, что Он пришел от Бога, и потому без помощи внешней учености являет чудеса исключительной мудрости и силы.
...Кроме того, их приводит в недоумение простота и нищета Его родства. Они не могут знать ничего о тайне Его бессеменного рождения, о том, что Он - Бог, явившийся плотию. Но то, что им известно о мнимом отце Его, они готовы поставить Ему в вину. «Не плотников ли Он сын?» – говорят они. А если бы и было так, что, скажите, плохого было бы в этом? Быть сыном честного труженика – разве это может унижать достоинство человека? Между тем, этот плотник – из дома Давидова (Лк. 1, 27). Он – царского рода, хотя и плотник. И он – ветвь от корня Иессеова.
...Точно так же соблазняются они и о Матери Его. В самом деле, «не Его ли Мать называется Мария?» Она носит самое обыкновенное имя, и они все знают Ее, и знают, что Она – простой человек. И они ставят Ему это в упрек, как будто человека можно ценить только за звания и титулы. В то время как речь идет о Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, о Той, Которую отныне будут ублажать все роды. Они пеняют Ему Его братьями, имена которых они знают, это хорошие, может быть, но – бедные люди, и потому ничего не значащие. И Он – такой же, как они. Эти братья Его и сестры – дети от первого брака праведного Иосифа, хранителя девства Пречистой Божией Матери.
...Фарисеи относились бы ко Христу с большим уважением, если бы Он был одним из них. А теперь – именно по этой причине они презирают Его. Что скажут они, услышав, что «освящающий и освящаемые, все – от Единого» и что Он «не стыдится весь грешный род человеческий называть братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим» «И соблазнялись о Нем».
...Что же Господь? Он спокоен среди насмешливых и недоброжелательных взглядов. Он знает, что сынам человеческим свойственно не ценить то, что по видимости обыкновенно и кажется хорошо знакомым. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». Пророкам должно воздавать честь, и им воздается честь. Людей Божиих, святых Его угодников должно почитать, и так обыкновенно и бывает в жизни.
...Но как часто соотечественники и домашние относятся с пренебрежением к этим избранникам только потому, что они их знают. Возможность близкого общения не дает им увидеть главное. Как часто судят о человеке по его прошлому, о котором имеют искаженное представление, по его родственникам и знакомым, а не потому, что он сам есть. Как часто живое слово истины остается не услышанным - не оттого что оно не так произнесено, а оттого что слушающие его заранее настроены против проповедника. Для них уже не имеет значения, что он говорит. Но те, кто ищет истину и с трепетным ожиданием внимает проповеди Церкви, думают не о том, кто говорит, а о Том, Кто говорит через него, – о Духе истины.
...И Господь «не совершил там многих чудес по неверию их». Неверие - великое препятствие для принятия Божиих милостей. Потому, если то, что совершил Христос ради нас, ничего не меняет в нашей жизни, это происходит не из-за недостатка силы или благодати Христовой, а из-за недостатка нашей веры в Него.
-