Япония. Новый год. Часть 1

Наталья Рак
Часть 1 « Сивасу или 12-й месяц окончания дел».

В японском календаре декабрь носит название сивасу. А еще его называют месяцем окончания всех дел, которые скопились за год и время, когда наступает долгожданный зимний праздник - Новый год.

Наиболее ярко связь каждого месяца с праздниками года запечалена в японских сказках. Так, в сказке «Огневой Таро» повествуется о том, что в подземном царстве, в 12 волшебных кладовых, были спрятаны сокровища – праздники, игры и развлечения 12 месяцев.

Заглянем  и мы в первую кладовую, где празднуют Новый год. « Множество маленьких мальчиков в парадных накидках с гербами украшают новогодние сосны, а крошечные девочки в ярких платицах подбрасывют мячики с перьями. Повсюду слышен звонкий детский смех, шум и веселье. Идет подготовка к встрече Нового года».

Подготовка к новогоднему празднику.

Двенадцатый лунный месяц представляет собой целый комплекс обычаев, обрядов и традиций, служащий подготовкой к новогоднему празднику. Вот некоторые из них: уборка дома, украшение входа в дом сосновыми и бамбуковыми ветвями и веревкой, сплетенной из рисовой соломы (симэнава) приготовление рисовых хлебов (моти), пошив новых нарядов, приготовление подарков для родных и друзей, уплата долгов, посещение предновогодних базаров.

Сосна у входа.

Одной из самых важных деталей убранства японского жилища перед Новым годом является «сосна у входа» (кадомацу).
Кадомацу – это приветствие Божеству новогоднего праздника. Обычно оно делается из сосны, бамбука и сплетенной из рисовой соломы веревки (симэнава), украшенной ветками папоротника, мандаринами, а также пучком водорослей и сушеной креветкой.

Каждая из деталей этого украшения имеет свою символику.
Вечно – зеленая сосна издавна считалась символом долголетия, бессмертия, символом пожелания здоровья, радости и счастья.
Бамбук – почитается за свою стойкость: тоненькие зеленые стволы бамбуковых деревьев гнутся под сильным ветром, но ни какой ураган не способен их сломать. Поэтому бамбук – благожелание стойкости, способности противостоять невзгодам. Соломенная веревка или жгут в мифологической или народной традиции оберег, отражающий от злых духов, напастей и болезней.

Мандарины  - символ долгожительства для семьи в целом; ветви папоротника  - чистоты и плодовитости; водоросли -  символ счастья; креветка – долгожительства для представителей текущего поколения.
Начиная с XVII в. К сосне стали присоединять веточки сливы (умэ).
Как и в Китае, где сосну, бамбук и сливу поэтично назвали «тремя друзьями зимнего холода», в Японии их сочетание – сётикубай («сосна, бамбук и слива») – воспринимаются как символ счастья.

В каждой провинции бытовали свои кадомацу. Разнились они в зависимости от положения и достатка хозяина. Перед воротами домов богатых самураев ставились сосны высотою в несколько метров. Обычными были кадомацу состоявшие из двух молодых деревьев бамбука (или ветвями сосны), между которыми была протянута симэнава. Для этого случая симэнава плелась таким образом, чтобы отдельные прутики соломы свисали вниз, как соломенные лучики.

В некоторых районах кадомацу представляли собой маленькие букетики из ветвей сосны, бамбука и сливы, обвязанные тоненькой веревкой симэнава и прикрепленные с двух сторон на воротах или входных дверях.
По традиции кадомацу начинали заготавливать после 15 числа 12-го месяца. В большие грода и в столицу деревья сосны и бамбука привозили крестьяне, которые специализировались на продаже сосен, их так и называли: «торговцы соснами».

Сосну и другие вечнозеленые растения используют для украшения интерьера жилищ. Широко, распространен обычай ставить, «молодую сосну» в доме (вакамацу).

Вакамацу – это молодые сосновые ветки, которые устанавливаются в нише (токонома), которая, как известно, является центром парадности, своего рода красным углом японского жилища. Для вакамацу обычно выбирают старинные вазы, керамические или фарфоровые, продолговатой, цилиндрической формы. Она имитирует, точнее сказать, вызывет ассоциации со стволом бамбука. Вместо сосны для вакамацу используют чаще всего вечнозеленый кустарник с розовыми цветами, а также яркие плоды.

Вакамацу представляет собой целую композицию, где на небольшом шкафчике, неподалеку от входной двери, на отдельной подставке стоит керамическая ваза с вечнозеленым кустарником. Около вазы маленькая керамическая фигурка лягушки. На второй подставке – фрагменты черепицы, периода Нара, украшенной растительным орнаметом. На третьей –круглая керамическая ваза с большим букетом из зеленых ветвей растения нантэн (небесный бамбук) с гроздьями мелких красных цветов. Каждая деталь композиции несет радость и счастье всем домочадцам.

Среди новогодних украшений часто встречается кочан капусты с характерным сиренево – фиолетовым оттенком. Капуста с листьями такого цвета включается в букеты (в сочетании с веточками сливы и нантэн).
Особую роль в новогоднем доме играют многочисленные соломенные веревки (симэкадзари). В их основе соломенный жгут, которому с глубокой древности приписывают роль оберега.

На Новый год к соломенному жгуту подвешивают полоски бумаги или пучки соломы, а также мандарины, апельсины, сушеную хурму, редьку и каракатицы. Симэкадзари протягивали и в кухне. Здесь соломенные веревки назавались «канатами счастья». К ним повешивали всевозможные припасы, мелкую сушеную рыбешку, гусей, уток, фазанов, соленых окуней, сардины.


    


                …продолжение следует