Сны приморского городка. Аленка часть 3

Мышик
3

Наступил XX век. Страшный век, ужасный. Для всех, каждого. В воздухе летало какое-то незнакомое ощущение, люди беспокойно проводили эти дни, месяцы. Думали-гадали: вот-вот что-то будет, но что?

…Одинокий человек знал все. «Почему? – думал он, - Почему так? Зачем так? Зачем и почему за чьи-то необдуманные бессмысленные действия, за идею, которой, в общем-то, и не существовало, за сумасшествие группки людей (людей ли?) и одного вождя должны страдать и пострадают тысячи, миллионы людей, мирно встречающих рассвет и провожающих закат. Кто ответит за разбитые жизни?»
Он прикрыл свои измученные мудрые глаза, в которых стояли лужицы слез. Страшные, жестокие картины проносились перед ним. Больно, как больно! Зачем он тут? Какая от него польза? Зачем он видит то, что не дано видеть другим? Он не может ничего сделать! НИЧЕГО! Видеть, знать и не иметь возможности, не мочь предупредить то, что произойдет. Ему остается только ждать. Люди сильны, они вынесут многое и даже больше. Страдания сделают их похожими на камни, закалят, научат жить по-другому. И не все вернутся к своим прежним занятиям, не все будут просто жить. Научиться снова чувствовать, страдать, радоваться, ложиться спать, не боясь нового нападения, улыбаться друг другу не только из-за победы, но и просто потому что улыбается, потому что хочется дарить улыбку, смех. Да, сложно будет, но помогая вернуть потерянные частички самих себя, люди станут ценить МИР, свою свободу, стойко переносить все, что выпадет на их долю.
Он не знал будет ли так, он надеялся…

Из дневника
…1 января 1915 г.
Как приятно повторять: «Счастливого Нового года!» Надеюсь, Новый год принесет с собой много событий, и я его приветствую. Город стал укрепляться, а Владивостокскую крепость , почти отстроенную, признали лучшей из всех приморских крепостей. Как пишут газеты, главный строитель крепости – генерал-майор Алексей Петрович Шошин. Здесь служат Дмитрий Михайлович Карбышев и Владимир Клавдиевич Арсеньев.
Возле Амурского залива живут небогатые люди, а та высокая труба слева – это первая городская электростанция, сооруженная в 1893 году торговым домом «Кунст и Альберс».
Кое-какие личные новости. Главное, конечно, что этот праздник не только Новый год, но и день рождения нашей дочери Любушки. Многие знакомые утверждают, что она в свои шестнадцать очень похожа на меня, что в ее возрасте я была точно такой же. Несмотря на темные волосы, сходство несомненное. У нас одинаковые губы, улыбка. Но Любаша унаследовала от Жени серо-голубые глаза и, что мне особенно нравится, прямой носик.
Володьке уже восемнадцать. У него смуглая кожа, передавшаяся ему от кого-то из моих предков, а может быть, и от предков мужа. Прошло уже два месяца с тех пор, как Володик отправился в море. В своем последнем письме он пожелал нам всем счастливого Нового года и Рождества, выразив глубокое сожаление, что не имеет возможности быть с нами и поздравить сестренку с днем рождения.
…20 мая 1915 г.
Даже на Светланской слышен грохот клепки. Трудится Портовый завод, спешит – корабли не ждут. Город без них, как мать без ребенка. И совсем не замечаем в мелькающих трудовых буднях, как  разросся и стал Дальневосточным заводом – Дальзаводом – маленький Портовый заводик.
…1935 г.
Это ужасно! Разрушение храмов, памятников. С чем они воюют? Что вычеркивают из жизни, прошлого? Нет, не религию. Народ! На Пасху взорвали кладбищенскую церковь. Мешает – снесли. И возразить некому: мертвые не говорят, а кто против – недолго ведь и в покойники.
Живем? Существуем. Мешает – снесем – взорвем – уничтожим – сотрем…