Здравствуй, Надя! письмо 2

Стеша
Привет, Надя! 2 октября N.....

Да, да ! Все еще в N.....
 Боюсь придется нам тут задержаться. Не радостный для меня вариант.

Город этот меня абсолютно не вдохновляет.
 По польским меркам крупный промышленный и финансовый центр.
Население аж четыреста тысяч. Расположен в центре страны.
 В какую бы сторону не поехал, через три часа наткнешься на другой мегаполис.
 В зависимости от направления, это будет Варшава, Гданьск либо все тот же Познань.
( у нас почему-то название этого города имеет женский род).

А между этими крупными городами –десятки мелких.
Понятие город-деревня в Польше уже давно является слитным.
 Маленькое село плавно переходит в небольшой городок, потом в город  побольше и наконец совсем крупный.
Так что когда едешь по дороге, никакого бескрайнего безлюдного пространства нет.
 Из этого можешь судить о размерах этой страны.
Пятачок.
От восточной границы до западной – шестьсот километров, от северной до южной –семьсот.
 И на такой территории живет около сорока миллионов человек.
Так что  живут близко! Близко друг к другу.

Все польские жители, когда узнают, что мы из России, сразу начинают нас спрашивать, почему-то шепотом, действительно ли у нас такая беда, что нам даже пришлось из страны убегать.
Во мне тут же пробуждается задор и я начинаю им растолковывать, что Россия великая, могучая, страна, из которой не убегают по экономическим соображениям.
 И тогда они запускают свои аргументы, которыми их накачало местное телевидение.

А именно: дороги и Чечня.

Кто-то, когда-то ездил в Россию на автомобиле и рассказал о состоянии наших дорог. Рассказ распространился на всю Польшу.
 И все искренне верят, что по нашим дорогам ездить невозможно.
 Самое интересное, что на своей территории я бы с этим мнением согласилась.
 Но тут все видится в инном свете.
 И возникают откуда-то аргументы в защиту, всего, что связано с Россией, в том числе и дорог.

И правда, Надя, свойственно нам критиковать не задумываясь.
 А ведь учитывая наши условия - климатические и географические, ни одна страна мира не смогла бы содержать дороги даже в таком состоянии.
 Температура от –40 до + 40 градусов, расстояния тысячекилометровые.
 И когда начинают критиковать поляки, я им говорю, что их пятачок со средней температурой +15 вообще-то можно полностью заасфальтировать и по воскресеньям мыть.

Климат здесь гораздо мягче. Уже октябрь, а можно еще без пальто ходить.

Младшему придется пропустить школьный год - языка ведь он не знает. Учатся здесь восемь лет. Потом дети идут либо в лицей –аналог нашего  одинадцатого класса, либо в профучилище, либо в техникум.
Причем профучилище среднего образования не дает.
 Школу здесь оканчивают в девятнадцать лет.

 Оказывается обязательное всеобщее среднее – это только в нашей стране.
 Чем дальше на запад, тем ниже обязательное образование.
В Польше далеко не каждый имеет аттестат зрелости. Они ходят в школу принудительно восемь лет, причем экзамены после восьмого класса совсем не обязательно сдавать.
 Кто не хочет может просто получить справку, что школу посещал.

Что касается высшего образования – вообще процент населения «высокообразованного» очень небольшой.
Теперь только я понимаю, почему когда я приехала в гости к свекрови меня по улицам как слона водили.
 Чтоб женщина инженер – это из области фантастики. А что сыну удалось на такой жениться – часть славы и свекрови досталась.
Я-то тогда маленьким ребенком занята была, мне не до системы образования было.
 А теперь начинаю потихоньку разбираться во всем.
Вот тут-то гордость и охватывает. Это у нас –институт окончить – нормой давно стало.
 А здесь люди с аттестатом зрелости как павлины гордые ходят от своей образованности.

Когда я спросила золовку, куда ее дочка учиться пойдет после школы – она на меня так посмотрела удивленно: «Зачем? ведь дочь и так своих родителей переросла».
Только тогда я и узнала, что родня мужа моего, сестра его и ее муж, так эффектно разъезжающие в белом мерседесе, являющиеся владельцами  магазина, кафе  и столярной минифабрики, за плечами имеют по восемь классов.

Не заподозри меня, Надя, в снобизме.
Совсем не хочу сказать, что пять лет учебы в институте дают  право свысока смотреть на того, кто этого не изведал.
Скажу больше, Госин муж наверняка лучше меня знает что такое сопротивление материалов, дойдя до своих знаний эмпирическим путем. А я как инженер вообще на нуле.

Но тем не менее гимнастика ума, которую необходимо было делать хотя бы два раза в год во время сессии не прошла даром. Глазки-то стали умными.

Даже ужас, который охватил меня при виде колесной пары в натуральную величину , не вычеркнет из моей памяти студенческих лет.
 Конечно, до сих пор трудно понять почему именно я оказалась в институте железнодорожного транспорта.
 То что это не было призванием, факт. Но ведь оказалась я там.
 И даже успешно прошла через все эти ТММ (тут моя могила) –теория механизмов и машин, сопромат, и высшую математику.
Не знаю изучение какого именно предмета помогает мне теперь писать стихи, шить платья или рисовать.
 Знаю только одно – не было бы их- не было бы меня, такой какая я есть на сегодня.
Ну вот опять расписалась.
Пока.

продолжение  http://www.proza.ru/2008/12/26/61