Беркем аль Атоми. Другой Урал. Мародер. Каратель

Мальхан
Беркем аль АТОМИ «ДРУГОЙ УРАЛ» («МАРОДЕР», «КАРАТЕЛЬ») - СПб.: Издательство «Крылов», 2008. – 1024 стр. Доп. тираж 2500 экз.


Работы Беркема аль Атоми талантливы.
Об этом свидетельствует не только успех романа «Мародер», но и популярность той публицистики, в которой Беркем не стесняется называть вещи своими именами (смотри: http://zhurnal.lib.ru/b/berkem_a_a/ - рубрика «Статья»).
В том сборнике, о котором у нас идет речь, тоже представлены четыре ярких текста: «Паникерство», «Убийство», «Свиньи и Люди» и, пожалуй, самая характерная – «Где живет Песец, или Опыт прикладной баранографии». Ясность мысли, четкость изложения, собственное мнение о происходящем в мире и в России – всё это вызывает бурные эмоции, как у сторонников, так и у противников авторского мировоззрения. А главное в этом мировоззрении - укрепление власти и государства.
О «Мародере» я уже писал (смотри: http://www.proza.ru/2008/06/28/198 ).

Конечно, Беркему «не светит» получить Букеровскую премию – у жюри критерии более чем странные.
(Первый «Русский буккер» за лучший роман года в начале 90-х получил Марк Харитонов. Кто его читал?!) Желающие могут посмотреть в Интернете имена всех лауреатов «Бухеровской» премии, но вряд ли вы найдете в этом списке хоть один национальный бестселлер.

Беркем аль Атоми далек от постмодернизма (по выражению Веллера «называть постмодернизмом слабую литературную работу – это то же, что называть дерьмо «постедой»). Главная заслуга Беркема аль Атоми – возврат в литературу мужественного человека, героя. Наше время настоятельно требует героя. Сильного, умного и храброго. Именно герой дает нам модель поведения в трудной ситуации. И литература должна такого героя создавать. Ибо народу нужна установка на победу в бою. Выживают сильнейшие. И остальное не заслуживает ни внимания, ни уважения.
На унылом фоне «маленького человека», «Черного квадрата» Казимира Малевича или «шедевров» Сэмюеля Беккета (Нобелевская премия 1969-го года за пьесу «В ожидании Годо») тексты Беркема как глоток свежего воздуха в затхлом подвале.
Эмоции и темперамент автора сильно действуют на читателя.

Большинство современных писателей делает главным героем повествования подчеркнуто заурядного человека, поступки которого подчинены сиюминутным эгоистическим желаниям. У них (по отношению к жизни) позиция наблюдателя, полная эмоциональная глухота. Им наплевать на то, что делают остальные. Тут можно вспомнить целый ряд писательских имен – Пруст, Джойс, Камю, Ионеско, Сартр, Кафка. Именно их заявляют великими писателями ХХ века. Но читают их, по большей части, эстеты и литературоведы. Нормальный человек такой писаниной зачитываться не будет. Скучно читать о ничтожном человеке, прозябающем в житейском болоте.
Слава богу, Беркем очень далек от подобного деструктивного пессимизма. И язык «Мародера» лишен всяческих изысков - оборочек и кружавчиков.
Зато энергетика текста – высоковольтная линия. Слабого и неподготовленного может крепко шарахнуть!

Так писать, как пишет Беркем аль Атоми, могут очень немногие.
Цикл рассказов «Другой Урал» - это интересней, чем Карлос Кастанеда или Ричард Бах. И тридцать шесть коротких рассказов Беркема дадут вам гораздо лучшее знакомство с глубинными и тайными традиционными знаниями татарского народа, чем изучение доброго десятка книг по этнографии и языческим верованиям.

Герой «Мародера» и «Карателя» Ахметзянов проходит очень жесткое испытание на прочность. Невыносимые условия существования в экстремальных обстоятельствах только подчеркивают твердость характера, и величие души, которые, может быть, так и не смогли бы проявиться в обычных обстоятельствах.
Такой человек может погибнуть, но не сдаться.
Он непобедим.

Никто не знает, какого писателя (из современников) будут читать наши внуки.
Вряд ли современники Дюма думали, что через сто лет из всей французской литературы того периода широкий читатель будет помнить только д;Артаньяна и Монтекристо.
Время – лучший критик.

И если мы условимся считать целью литературы некоторое воспитание человеческих чувств и моделирование разных типов поведения личности в критических обстоятельствах, то автор достойно справился с этой задачей. И он показывает нам существующие опасности, подсказывает способы преодоления препятствий, дает пищу для раздумий.

И эту книгу читать гораздо полезней, чем тратить время на Б.Акунина, Александру Маринину, Евгения Сухова, Чингиза Абдуллаева и прочих лидеров коммерческой литературы.