лечение киносценария

Алексейалександр Герасимов
Есть такая работа - "лечение киносценариев". То есть, более или менее основательная их переработка. И вот, недавно ко мне впервые обратились с просьбой "вылечить" сценарий фильма-боевика, который уже наполовину снят. Сказали, вышлем сцену, которую нужно переработать и дополнить, и если нам понравится, будем договариваться об условиях сотрудничества и гонораре.

Прислали-таки сцену, я открыл файл и офигел: русский текст был написан латиницей, то есть, "крейзи рашн". Но я решил: если, действительно, можно подзаработать, то нечего мне привередничать....

Перевел с "крейзи рашн", а затем переработал сцену. Отослал, ответа пока нет. Решил опубликовать здесь. Может, это будет интересно начинающим сценаристам. Таким же как я.

Ниже - моя работа. А еще ниже - текст на "крейзи рашн", который мне прислали заказчики. Просто для сравнения.


КАБИНЕТ РИТЫ

Рита держит в руке диктофон и слушает запись разговора двух мужчин. Оба голоса ей знакомы. Это голос Арнольда и Рэя. Рита сидит неподвижно, она крайне напряжена, у нее сильный эмоциональный шок.

АРНОЛЬД. Слушай меня внимательно! В эти выходные они поедут, как всегда, к морю…. Но не на джипе, а на спортивном…. На «Порше» этом…. новом….

РЭЙ. Да!

АРНОЛЬД. Джип отдали на тюнинг…. Поедут не коротким путем, а через поселок этот…. как его?.... рыбацкий, у черта на куличиках…. мы там копченую рыбку еще брали недавно….

РЭЙ. Да, я понял!

АРНОЛЬД. Там забегаловка дешевая работает - еще с советских времен – «Три вороны»…. Ёпти, ну и название!... Ладно.... Так вот, они в этой тошниловке, когда еще студентами на практику ездили, и познакомились – у кассы подносами столкнулись, очкарики! И каждый год в эти дни они едут в это дерьмовое Заворонье и отмечают день своего знакомства прямо в этой забегаловке…. Романтики, ёпти!

РЭЙ. Да!

АРНОЛЬД. Что дакаешь? Понимаешь все? Ну, тогда слушай дальше! Рядом с забегаловкой есть автостоянка. Не охраняемая. Но из окон все автомобили прекрасно видно…. а надо сделать так, чтобы…. Ты понял, да?

РЭЙ. Да!

АРНОЛЬД. Что да? У твоего хваленого специалиста есть шапка-невидимка?

РЭЙ. Да!

АРНОЛЬД. Ну, заладил! Ладно, это все равно…. Вобщем, пожилым близоруким мужчинам не стоит садиться за руль такой крутой тачилы, с которой и не каждый опытный водила справится….

РЭЙ. Да!

АРНОЛЬД. Тьфу ты! Ну, ладно, главное, что ты понимаешь суть моих размышлений. Сигнал дашь, как всегда….


Рита, не мигая, смотрит на фото, висящее на стене. На фото – она с Арнольдом. По фотографии ползет крупный паук. Преодолев оцепенение, Рита выключает диктофон. Она приближается к стене, с омерзением давит паука ухоженными пальцами и с ненавистью размазывает мертвое насекомое по лицу Арнольда.

Тем временем за кадром звучит ее внутренний монолог: «Всегда боялась пауков! Мышей не боялась, злых собак не боялась, ужей не боялась, жаб в руки брала…. А как паука увижу – так чуть ли не в обморок…. Визжу, как ошпаренная. Мамка сразу на руки меня хватала, маленькую, говорила: «Убежал паучок, больше не вернется!» Папка смеялся надо мной, говорил: «Трусиха ты, принцесса моя, принцесса моя!» Мамка-папка, мамка-папка…. Ваша принцесса вышла замуж за упыря! Как будто не видела ничего, не замечала…. Что глаза у него злые, а казалось – смелые. Что людей ни в грош не ставит, а казалось – лидер! Что горло любому перегрызет за деньги и власть, а казалось – вот, настоящий мужчина…. воин, охотник…. И славно он поохитился , славно…. На папку и на мамку моих поохотился….»

Рита вытирает салфеткой свои пальцы, испачканные внутренностями паука. Лицо Арнольда на фото почти не разглядеть за паучьими останками.   

Она медленно встает. Она сосредоточенно мыслит. Варит кофе, капает в чашку несколько капель жидкости из пузырька, который достала из миниатюрного чемоданчика. Он уже подносит чашку ко рту, но в это время распахивается дверь и входит Рэй.

РЭЙ. Ну, наконец-то нашел тебя!.... Допивай кофе и сразу едем. Арнольд тебя ждет…. Он тебя не просто ждет, он тебя очень…. и еще раз очень…. сильно ждет!!!!!!! Нетерпеливо, полный страстью. Поэтому кофейком ты себя, может, в другой раз, побалуешь? А, хозяйка?

Рита пристально смотрит на Рэя. Говорит спокойно, четко выговаривая слова.

РИТА. Я никуда с тобой не поеду….

Рэй отвечает тоже спокойно, с показной усталостью, притворно ласково, вежливо, иногда допуская легкие шутливые интонации.

РЭЙ. Рита! Я должен тебя как можно скорее доставить к Арнольду. И я тебя доставлю к Арнольду, чего бы это ни стоило! Потому что я – настоящий профи и отрабатываю свои гонорары на 100 процентов. Ты будешь отличницей, возьмешь свой ридикюльчик, и мы на быстро, но сохраняя достоинство, отправимся к моей машине. Я пойду чуть позади, как и положено верному слуге, который охраняет супругу своего господина…. Но если ты начнешь выеживаться передо мной…. Простите, конечно, мадам, за грубость! – то я выключу тебя, как лампочку, возьму тебя за ноги и потащу к машине волоком…. И никакой Рэмбо меня не остановит!!!!!!!

В голосе Рэя шутливые нотки сменяются угрожающими.

Рита вежливо улыбается в ответ:

РИТА. Рэй! Я никуда не поеду…. пока не допью свой кофе….
Рэй слегка раздраженно машет рукой в знак согласия, расслабленно прислоняется к стене, видит на противоположной стенке фотографию с раздавленным пауком:

РЭЙ. Тьфу, ну и мерзость! На уборщице, что ли, экономишь? Вот, я ни хрена ничего не боялся с самого детства! А как увижу паука – сразу в рев. К мамке с папкой бегу, жмусь к ним….

РИТА. У тебя тоже были папка с мамкой?

РЭЙ. Ну, конечно, как у всех! Что за вопрос? И почему «были»? Они и сейчас есть! Живы здоровы, тьфу-тьфу-тьфу!!!!

РИТА. Любишь, значит, папку с мамкой-то?

РЭЙ. Рита, ёшкин, извини, кот! Что за, на хрен, светские разговоры…. когда в мире так тревожно?! Глотай свой кофе и дергаем отсюда!

Рита подходит к окну и смотрит на улицу. Незаметно она жмет на кнопку «вызова».

РИТА. Да! Сейчас…. Три вороны…

РЭЙ. Какие еще вороны?

Рэй начинает заметно раздражаться.

РИТА. Да, вон на том дереве…. Вороны….

РЭЙ. Хрен с ними, Рита…. Ворон мы не видали, что ли?

РИТА. «Порше»….

РЭЙ. Какой еще, на фуй, «Порше»?

РИТА. Да, вот…. по улице проехал новенький «Порше»….

Рэй начинает беситься. Подходит к Рите.

РЭЙ. Ты специально, что ли, время тянешь? Сейчас выключу, как лампочку!.... Нажму вот сюда и выключишься….

В  тот миг, когда Рэй уже был готов нажать на сонную артерию Риты, открывается дверь и входит Кристина.

РИТА. Сколько мне раз на «вызов» жать, Кристина, чтобы ты, наконец, появилась? Ты еле ходишь. Ты так расслабленно по подиуму дефилируй, если тебя в модели возьмут. А по моему офису мухой летать должна!

Кристина чувствует себя виноватой. Она молода, недавно принята на работу, поэтому растерянна и суетлива. Запинаясь, обращается к Рэю:

КРИСТИНА. Здравствуйте! Желаете чаю? Или, может, кофе?

РЭЙ. Кофе? Сговорились, да? Я ненавижу ваш дурацкое кофе? Во всяком случае…. с тех пор, как сюда приехал сегодня….

РИТА. Кристина, наш гость желает холодной воды. Просто воды.
Кристина уходит.

Рэй смотрит на часы и бубнит под нос:

РЭЙ. Кофе, кофе…. Поедет – не поедет…. Кто спрашивать-то станет?! Поедет – и все! Кофе-кофе! Эх, давай, мне тоже кофе – как цивилизованному человеку….
Рита ставит рядом с кофейным аппаратом свою чашку кофе и быстро готовит еще одну чашку. Она ставит ее рядом с первой. Загораживает собой столик и осторожно меняет чашки местами.
Берет в руки свежеприготовленное кофе, а Рэю предлагает чашку, в которую она ранее добавила жидкость из пузырька.

Рэй осторожно пригубляет напиток.

РЭЙ. Да, он у тебя еле теплый! Эти кофейные аппараты готовят бурду, а не кофе!

Рэй залпом  выпивает содержимое чашки.

РЭЙ. Ну, и мерзость! Тьфу! Настоящий кофе – это кофе сваренный в турке, на горячем песке. А кофе из современных аппаратов – это….

Рэй морщится и прикладывает ладонь к животу.

РЭЙ. Что-то мне хреново….

РИТА. Да ну?!...

Рита делает шаг назад, обходя столик, так, чтобы столик был между нею и Рэем.

РИТА. А пиво ты, Рэй, любишь?

РЭЙ. Что???????

Рэй спрашивает это недоуменно, сохраняя гримасу боли на лице. Ему становится все хуже и хуже. Он сильно потеет, скрючивается, тяжело дышит.

РИТА. Ну, а закусываешь ты чем обычно, рыбкой копченой?

РЭЙ. Ты идиотка!!!!!!

РИТА. А рыбку ты где берешь? Где самый лучший закусь в стране, ну? Как это поселок называется рыбацкий?... Там еще забегаловка сохранилась…. Еще с советских времен…. «Три вороны», называется…. Ну и название!

Рэй все понял. Он собирает остатки сил и бросается в сторону Риты. Рита ждала этого, и она успевает опрокинуть офисный столик под ноги Рэю. Рэй падает и кричит от страшной боли, держась за живот. 

РЭЙ. Дрянь! Сука! Тварь! Ненавижу! Порву стерву….

У него изо рта идет пена, он бьется в конвульсиях и, наконец, затихает.

Рита осторожно обходит тело Рэя, она быстро переодевается в свежую одежду, прихорашивается слегка. Она выходит из кабинета, и нос к носу сталкивается с Кристиной, которая держит в руках поднос с минеральной водой.

РИТА. Так, Кристина, наш гость устал и прилег отдохнуть. Просил его не беспокоить…. Как можно дольше. Пока сам не позовет. Поняла?

КРИСТИНА. Поняла!

РИТА. Ну и отлично!

Рита запирает дверь кабинета на ключ и стремительно удаляется по коридору. Выходит на улицу.

Кристина застыла у двери кабинета. Она в недоумении пожимает плечами:

КРИСТИНА. Прилег отдохнуть? В кабинете? В запертом кабинете? Хм…. Ну, ладно….


КОНЕЦ СЦЕНЫ. А вот, уважаемые читатели, исходный материал на "russkom jazike":

Kabinet v salone.
Rita sidit v shoke proslushivaet zapisj.( na zapisi slishno kak ejio muz prikazivaet podstroit’ avto katastrofu dlija ejio otca-Vladelca kompanii, a ispolnitel etogo Rej,rabotaet u Arnolda nachalnikom ohrani,)

sidit v ocepenenii  v sosotojaniii shoka, do nee dohodit chto sdelal Arnoljd. Ona smotrit na  foto, gde on s nej  I vinit v smerti roditelej sebja(- eto vnutrennij dilalog,
 
ona obhvativaet sebja rukami,raskachivajasj I chustvuet  v kurtke,chto-to tverdoe,eto puzirek s klafelinom. Rita vitaskivaet I msotrit na nego, chuvstvo vini ee ohvativaet,za to chto ona vishla zamuzh za podonka,I chto esli bi ona etogo ne sdelal, roditeli bili bi zhivi, voobshem ona v otchajanii vinit vo vsem sebja za smertj roditel;ej i hochet pokonchitj s zhiznju.

Ona medlenno  vstaet ( v glazah misliteljnij process v eto vremja), delaet kofe, kapajet  tuda klafelin, beretsja za kruzhku I v eto vremja otkrivaetsja dverj I vhodit Rej

 Rej – Vot ti gde?Poehali, Arnoljd tebja zhdet

Rita ( smotrit na nego  I spokojno otstranneno  kak robit govorit) – ja nikuda s toboj ne poedu.
Rej-(ustalo)- Rita u menja ,pravda malo vremeni

Rita-ja nikuda ne poedu poka ne vipju svoj kofe

Rej(prislonjajasj k stene, skrivaja razdrazhenije) – kak zhe ja ustal….
Dogovoritj emu ne daet vhodjasjaa Kristina

Kristina: Zdravstvujte,ne hotite kofe, chaj?

Rej- da chto vi vse s etim kofe..(ego obrivaet Rita)

Rita- Spasibo,Kristina,ne na nado, mozhete idti

Rej-Prodolzhaet bubnitj razdrazhenno) – kofe..kofe…ne poedet ona…ja mozhet tozhe kofe vipitj hochu!A ja vinuzhden tebja k Arnoljdu vezti. Dostalo!

Rita(podnimaja glaza na reja) – Ti hochesh kofe??( v etot moment v gklazah chitaetsja, chto ona prinjala reshenie) …Ja ego toljko chto sdelala I budu rada otdatj ego tebe.
( I prodolzhaet bistre, zhelaja ubeditj Reja, chto bi on ne otkazalsja) -..A sebe ja novoe sejchas sdelaju,eto para minut vsego, para minut nichego ne reshat, a mi vipjem kofe I poedem.Vot derzhi,otdohni nemnogo.

Rej ( vzdihaet, no pjet) – kofe u tebja otvratiteljnij..
Rita(nalivaja sebe kofe iz apparata) Da? Ne znaju, navernoe ja privikla, nado sort drugoj kupitj.

I daljshe bla-bla-bla otvlekaja Reja.

Rej- chto-to mne nehorosho…

Rita- Pravda? S chego bi eto? ( golose u nee proslezhivaetsja skrivaemaja nenavistj)
Rej 9nachinaja dogadivatsja)- Drjanj!!! Ti otravila menja!!!
Rej kidaetsja na Ritu, valit ee na pol,stukaet ob stol,ona virivaetsjai bjet ego chem.-nibudj tjazhelim( vazoj na primer)I on otrubaetsja.Rita trogaet ego puljs( mozhet I ne delatj etogo)

Rita, bistro peredevaet odezhdu na kotoruju prolilosj kofe v ih drake, vitiraet krovj s sadini,I prikrivaja ssadinu volosami vihodit iz salona, na hodu kidaja Kristine:

- Ja  skoro vernusj, Rej prosil ne bespokoitj,on zanjat s dokumentami.