Четыре вида добродетели

Сергей Грэй
«Мать Кришны заглянула Ему в рот и увидела там весь мир, всю Вселенную вместе с ней самой и с Ним самим…»

(«Источник вечного наслаждения»)



«Обращение вспять – вот движение Дао.
Ослабление – это использование Дао.
Мириады существ во Вселенной рождаются из Бытия.
Бытие же рождается из Небытия.»

(Дао дэ цзин. стих 40)



«Не выходя со двора, можно познать весь мир.
Не выглядывая в окно, можно узреть Путь Неба.
Чем дальше идёшь – тем меньше узнаёшь.
Поэтому мудрецы познавали, никуда не отправляясь;
Постигали, не видя;
Свершали, не действуя.»

(Дао дэ цзин. стих 47)







Добродетель 1-ая. ЖИТЬ В САМОМ СЕБЕ.


Небесно-мясные стены. Он стоит посреди этого огромного замка, внешним видом копирующего его тело. Окна на башне – это глаза, это уши, это ноздри, это рот.

Он так мал и одинок в своём замке. В руках его теплится светильник. Светильник, в котором заточён маленький дух-звезда.

Он очень горд, потому что живёт в самом себе, в этом огро-о-омном замке, полностью копирующем его тело.

Казалось бы, больше ничего и не нужно. Стоит лишь обратить свой взор на дыру в потолке – и увидишь космос. Звёзды на фоне безбрежной черноты. Стоит лишь взглянуть на них – и все сомнения отпадут тут же.

Достаточно вдохнуть ветер, входящий через окна-ноздри. Достаточно забраться под самый потолок и усесться на одном из окон-глаз.

Дни он проводит сидя на одном из окон-глаз, пьёт жасминовый чай, играет на флейте, смотрит в безбрежную даль.

Ночи он проводит стоя на холодном полу. Наблюдает за космосом из дыры в темени-потолке.

Но однажды кто-то постучался в дверь…

Он подходит к двери, пытается открыть заржавевший, покрытый паутиной замок. Замок не поддаётся, поэтому он ломает его тяжёлой железякой.

Он приоткрывает дверь.

Сильный ветер распахивает дверь настежь, врывается в его замок, грубо отталкивает хозяина, сгоняет со своего пути. Ветер прижимает его к стене, и он роняет фонарь.

Через несколько секунд он приходит в себя, успокаивается. Кто же стучал в дверь? – думает он.

Но в дверном проёме не видно никого. Нет гостей.

Он выходит наружу. Там тоже никого.

Яростный ветер шелестит тысячами бумажек, прибитых гвоздями к двери его замка. Это всё – «Уведомления о неуплате счетов съёмщиком временного жилища».

Это был стук очередного прибитого к двери гвоздя. Это не был стук гостя.

Огорчившись, он возвращается в свой замок. Пытается запереть дверь, но ветер ему мешает. Собравшись с силами, он «как следует» приналёг на дверь, закрыл её и принялся искать замок. Но замка больше нет, он разбит вдребезги тяжёлой железякой. И снова огорчившись, он отпускает дверь и идёт в центр залы. Ветер с силой распахивает дверь и врывается, как кровожадный хищник, внутрь.

Он стоит посреди замка, внешним видом копирующего его тело. Небесно-мясные стены посерели, мгновенная плесень сползает из-под потолка. Он смотрит на ночное небо в дыру на потолке.

Сегодня ненастная ночь. Звёзды укрыты тучами. Вот и последняя звезда исчезает в клубящейся зловещей тьме.

В замке стало совсем темно. Почему не светит фонарь с маленьким духом-звездой? Он вспоминает, что выронил фонарь, когда был отброшен ворвавшимся ветром.

Фонарь разбился, и маленький дух-звезда счастливо улетел в космический океан пустоты.

Это он и был той звездой, которая растворилась в клубящейся зловещей тьме последней.

Так жить нельзя! – рассуждает он. – Дверь нараспашку, в замке темно, под потолком – плесень… Придётся мне уйти отсюда.

Он выходит из замка. Начинается гроза. Быстрый колючий ливень обрушился на него. Он смотрит в последний раз на свой замок, внешним видом копирующий его.

Этот огромный-огромный замок – реинкарнация насекомого…




ДОБРОДЕТЕЛЬ 2-ая. ЖИТЬ В САМОМ СЕБЕ.


Он не всегда был вараном. И не всегда жил на дне глубокого колодца. В прошлом – он совершил множество ошибок. Но только одна из них настоящая.

Он верил, он был приверженцем какой-то (неважно, какой) религии – и в этом была его самая главная ошибка.

Именно поэтому он варан. Именно поэтому он живёт на дне глубокого колодца.

- Я знаю, - говорит он. – Я расплачиваюсь в этой инкарнации за свои предыдущие грехи.

Сырая земля молчит.

- Я усомнился в существовании Великого Единого Бога, и поэтому заброшен в образе варана в этот глубокий колодец. Хотел жить во тьме неведенья – пожалуйста, получи!

Червячок шуршит где-то в толще сырой земли.

- Варан может завалить корову, а я вынужден питаться червями, потому что ничего иного в этом колодце не найти!

Он подходит ближе к стенке колодца, к тому месту, откуда доносится шуршание червя. Он ждёт, когда жертва появится.

- Господи, сколько лет уже прошло? Пятьсот? Тысяча? Когда я наконец полностью исчерпаю свою дурную карму?

Варан смотрит на небо из самой глубины колодца. Такой далёкий и маленький лоскуток.

- Уж что-что, а этого у меня не отнять. Этот кусок неба – он МОЙ ЛИЧНЫЙ кусок!

Варан довольно щерится.

- Когда же я выберусь из этого колодца? Когда?

На фоне маленького далёкого кусочка хмурого ненастного неба возникает чёрный силуэт – это кто-то заглянул в колодец.

- Сегодня! – кричит силуэт и исчезает.

- Что он хотел этим сказать? – размышляет варан. – Сегодня я покину этот колодец?

Червяк больше не шуршит. Зато новое шуршание послышалось позади варана. Варан деловито разворачивается и снова принимается ждать, когда появится жертва.

- Господи, как я счастлив, что у меня есть я! Если бы ни это, я бы совсем зачах тут. Но у меня есть я, и за тысячу лет я научился наслаждаться самим собой.

И снова шуршание червячка прекратилось.

- Я самодостаточен! – радуется варан.

Сырая земля молчит.

- Я велик! – кричит варан.

Шуршание возобновилось, позади него. Варан снова деловито разворачивается. Шуршание появилось под ним, слева от него, справа, сзади, спереди.

- Я и есть вселенная! – восклицает варан, не зная, в какую сторону развернуться, какую жертву съесть первой.

Шуршание повсюду, шуршание окружило его. Шуршание учащается, усиливается.

- Мне никто не нужен! Я счастлив сам от себя! У меня есть я – и этого никто не сможет отнять! – провозглашает варан на весь мир.

Черви прорывают земляную стену и сыплются на варана дождём. Они выползают снизу, они падают сверху.

И они начинают есть. Плотоядные черви ни разу не встречались варану, но он слишком занят собой, чтобы обратить внимание на эту аномалию.

Они принялись за его чешую. Вот уже некоторые проникли под кожу, иные уже путешествуют в мышцах.

- Всё, что мне нужно – это я. Я – это то, что у меня никогда не отнять, и я – это то, что никогда никуда не исчезнет, - варан закрывает глаза и щерится. – Значит, я бесконечен! Значит, я абсолютно счастлив! Я и есть вечность! Я абсолют! Я божество! Целая вселенная живёт внутри меня!

Черви, меж тем, добрались до костей и костного мозга. Иные уже во внутренних органах. Тело варана похоже на мешок, туго набитый шевелящимися тварями.
 
- Какая разница, что творится снаружи! Я живу в самом себе – и это мой путь!




ДОБРОДЕТЕЛЬ 3-я. ЖИТЬ В САМОМ СЕБЕ.


Маленький жучок смотрит на мир из своего укрытия. Круглые глазки инсекта вмещают в себя целый мир.

Это насекомое – реинкарнация вселенной.

Неподалёку лежит какой-то органический комочек, который вполне пригоден в пищу жучку.

- Может, попробовать? – размышляет жучок. – Добегу до пищи, схвачу её и назад…

Жучок и сам не заметил, как покинул своё укрытие.

- Быстрее! Быстрее! Быстрее! Быстрее! – подстёгивает себя жучок.

Вдруг стрекоза или кто-то ещё уже заприметили меня?

Подумал о стрекозе – и вот она, пожалуйста.

- А-А-А!!! – кричит от страха жучок и спешит обратно в своё укрытие.

Но укрытие уже кем-то занято. В нём сидит огромный страшный таракан.

- Ага! – кричит таракан. – Вот и обед мой подоспел!

Он бросается вослед за жучком.

Сверху – стрекозы, снизу – черви, сзади – таракан. Интересно, что ждёт его впереди?

«Ступая вперёд,
Ступая назад,
Ступая в середину –
Ступаешь за предел бытия,
Где ум свободен от всего,
Ты уже не испытаешь рождения-и-смерти.»

Такие вот слова произнёс Гаутама Сидхартха Будда Шакъямуни Татхагата-архат Махавага акробату и жонглёру Угасене, когда тот балансировал на бамбуковой жерди и выполнял опасные трюки. Услышав это, акробат Угасена достиг просветления.

Но всё это не имеет отношения к повествованию, так же, как и приведённые в начале цитаты.

Жучок бежит быстрее, ещё быстрее, ещё быстрее. Он принял допинг, который называется СТРАХ, потому и бежит так быстро.

Впереди – поворот за угол.

Интересно, - думает жучок. – Что там, за поворотом?

Вдруг там ещё один таракан?

Таракан выскакивает, набрасывается на жучка и начинает кромсать его своими челюстями. Отрывает одну лапку, затем другую, пережёвывает их…

- Нет, нет! Помогите! Спасите! На помощь! – истерически кричит жучок.

К тому моменту подоспевает и второй таракан. И вот вдвоём они начинают поедать жучка. Отрывают его нелетающие крылья, отхватывают часть брюшка.

- Боже, Боже мой! – кричит в ужасе жучок.

Один из тараканов откусывает голову жучка.

Круглые глазки инсекта, хоть и вмещают в себя целый мир, но сами вместе с головой их обладателя легко умещаются во рту хищника.

Круглые глазки инсекта видят, как ужасные челюсти надвигаются на них. Вот уже один глаз пережёван вместе с усиком и частью головы. Вот-вот – и второй глаз будет пережёван. Свет медленно затухает в оставшемся круглом глазу инсекта…





- Нет! – кричит жучок, всё ближе подбегая к повороту за угол. – Лучше не буду думать об этом! Надеюсь, таракана за углом нет. Но там вполне может оказаться…

…глубокий колодец.

Жучок не успевает вовремя остановиться и поэтому проваливается в него.

- А-А-А!!! – кричит жучок. – Помогите!

(Хотя, кого это он всё время зовёт на помощь, если все вокруг – его враги и хищники?! А те, кто не хищники и не его враги – такие же слабые и трусливые, как и он сам. Они себе-то помочь не могут, как они помогут ему?!)

По стенкам сырой земли ползают мокрицы и двухвостки.

Их ужасные уродливые рожи пугают жучка. Он перестаёт кричать, чтобы не привлекать внимания этих жутких тварей.

- Какой-то бесконечный колодец… - думает про себя жучок, продолжая падать на самое дно.

Внизу, на выступе стенки колодца сидит огромная жаба.
 
- Она спит? – размышляет жучок. – Да, конечно, она спит! Надеюсь на это…

Он падает всё ниже и ниже, всё ближе к нему становится жаба.

- Да-да, она спит. Точно спит.

Через пару секунд он поравняется с ней.

- Да спит она, чего я так волнуюсь!

И он замирает в ожидании своей участи.

Теперь уже ничто не нарушает тишины.




- Сегодня! – кричит кто-то сверху, свесившись в колодец.

Жаба просыпается от этого крика.

- Пронесёт, пронесёт, пронесёт! – твердит себе жучок.

- Ква-а! – кричит громадная жирная бородавчатая тварь и разевает свою пасть.

- А-А-А!!! НЕТ!!! Господи, пожалуйста, помоги мне-е-е!!! – жучок взмолился Святому Жуку.

Он падает на липкий шершавый язык.

Пасть захлопывается.

- Нет! Нет! Нет! Нет! – кричит жучок, устремившись к маленькой щёлочке между смыкающимися челюстями.

Он увязает в этой липкой жидкости, покрывающей язык.

- Нет! Я буду жить! – кричит он и борется с этой липкой жидкостью.

Он почти у цели, но одна лапка не отпускает его, она очень крепко увязла в липкой жидкости.

- Йааа! – ревёт изо всех сил жучок, сам отрывая свою лапку.

Он вылез наружу.

- Прощай, жирная скотина! – кричит он и прыгает прочь с её рта.

И продолжает падать в колодец.

Дно (чуть не написал Дао – ха-ха!) уже близко.

- Похоже, там что-то шевелится на дне, - говорит сам себе (кому же ещё?!) жучок.

- Я самодостаточен! – кричит кто-то внизу.

- Кто же там? – бормочет жучок. – Ещё одна насекомоядная тварь? Только бы ни это!

- Я велик! -  кричат снизу.

Дно всё ближе и ближе.

Бух! – жучок падает на твёрдую ороговевшую чешую. Он в ужасе понимает, что сидит на голове огромной ящерицы.

- Мама, - шепчет он. – Боже. ****ь. Чёрт.

Огромная ящерица начинает двигаться, она разворачивается, и жучок падает с неё на сырую землю.

- Может, если скроюсь в уголке и замру – он меня не заметит? – смекает жучок и спешит в дальний угол КРУГЛОГО колодезного дна.

Жучок замирает.

Что-то не так… Земля под ним шевелится, со стенок сыплются сырые комочки.

- Я и есть вселенная! – кричит ящерица.

Землетрясение усиливается. Жучок уже и не знает чего ожидать.

- Мне никто не нужен! Я счастлив сам от себя! У меня есть я – и этого никто не сможет отнять! – снова кричит ящерица.

- Что это за идиот? – думает жучок о крикуне.




Взрыв!!! Земля под жучком взорвалась, и из глубины выскочил огромный жирный плотоядный червь с клыкастой пастью.

- А! – кричит жучок всё ту же банальную букву, и тот же банальный звук.

И слева и справа – повсюду – выскакивают черви. Жучок уже устал кричать от страха, устал бояться, устал убегать.

Поток червей подхватил с собой и жучка, прибил его к ороговевшей чешуе огромной ящерицы.

Черви стали жрать. Жрать всё подряд. Ящерицу, землю, друг друга. Не побрезговали они и жучком.

- Мамочки, - прошептал он, исчезая сразу в пяти клыкастых пастях…





- НЕТ!!! – говорит себе жучок, приближаясь к повороту за угол. – Всё будет не так! Я не такой кретин, чтобы упасть в колодец! Я в него не упаду!

Жучок замедляет бег, поворачивает за угол.

Тараканов нет, преследователи отстали, и жучок благополучно миновал злополучный колодец.

- Фу-у-ух, - вздыхает облегчённо жучок. – Жив! Спасён! Беда миновала!

БАЦ!

На жучка наступила огромная нога.

Инсект прилип к протектору ботинка на собственном соке.

А огромная нога продолжает идти. И при каждом шаге жучка плющит, как под прессом, всё сильнее.

- О-о-о… - только и может простонать жучок своим смятым ртом.

Шаг. Ещё больше жидкости вытекает и внутренностей выдавливается из жучка.

Ещё шаг. Две лапки оторвались.

Ещё шаг. Ещё шаг. Ещё шаг.

Гигантская нога встала.

- Это вы – Ибрагим? – слышит жучок голос великана.

- Да, - отвечает другой великан.

- И это ваш замок? – спрашивает первый.

- Да, мой, - отвечает второй.

- Когда же вы его покинули? – спрашивает первый.

Жизнь неумолимо покидает жучка, словно пар из него улетучивается.

Послышался удар, и нога оторвалась от земли. Протектор ботинка принял вертикальное положение – но это уже не спасёт жучка.

- Сегодня! – крикнул кто-то в колодец.

- Какое мне до всего этого дело? – подумал жучок.

Свет в его круглых глазах, вмещающих весь мир, погас…

Этот инсект – реинкарнация вселенной.





- НЕТ!!! – жучок в ужасе забился ещё глубже в своё маленькое укрытие.

- Не буду я бежать за этим кусочком пищи. Не очень-то я и хочу есть, - думает он. – Лучше побуду здесь, в безопасности, в своём маленьком укрытии.

И он пытается отвлечься и подумать о чём-нибудь приятном…






ДОБРОДЕТЕЛЬ 4-ая. РАЗРУШИТЬ ВСЁ.




Началась гроза. Гром, молнии, быстрый колючий ливень. Из-за чёрных туч звёзд сегодня ночью не видно.

Разрушитель подкрался к жертве незаметно. Выманил её стуком в дверь. Лишил последней надежды – звезды в фонаре.

А теперь собирался уничтожить и саму жертву, стереть её до нуля.

Разрушитель откашлялся и пробасил:

- Это вы – Ибрагим?

Жертва повернулась лицом к Разрушителю.

- Да, - ответила жертва.

- И это ваш замок? – Разрушитель указал на замок, точную копию Ибрагима.

- Да, мой, - ответил Ибрагим.

- Когда же вы его покинули? – спросил Разрушитель.

Ибрагим открыл рот, чтобы ответить. В этот самый момент Разрушитель ударил его тяжёлой железякой по голове.

Ибрагим упал, верхней половиной туловища свесившись в колодец, который стоял рядом. Но всё же он ответил, хотя и мешая слова с криком от боли.

- Сегодня!!! – крикнул он.

Разрушитель схватил Ибрагима за волосы и швырнул, как котёнка, на землю. Ибрагим упал в лужу. Кровь лилась из его затылка.

- Сейчас… - прошептал он.

- Прекрасно! – ответил Разрушитель и вонзил в сердце Ибрагима острую пику.

Довольный сделанным, Разрушитель захохотал.

- Я уничтожил почти всё! Весь мир лежит в развалинах! Благодаря мне, Вселенная стремится к нулю! Ха-ха-ха!

- Ха-ха-ха! – послышалось сзади.

Замок Ибрагима распался, как карточный домик.

- Кто здесь? – испуганно произнёс Разрушитель и обернулся.

- Я здесь! – ответил кто-то, своей внешностью в точности повторяющий Разрушителя.

- Кто ты? – изумился Разрушитель такому зеркальному сходству.

- Я – это ты. Я не что-то, отдельное от тебя, - ответил двойник. – Ты меня видишь, но в действительности меня нет. Потому, что одна точка не может находится одновременно в двух местах.

- И зачем ты явился? – спросил Разрушитель.

- Я явился, чтобы помочь тебе. Ты прав: мир почти разрушен. Но не до конца. Я та часть тебя, которая отвечает за выполнение твоей основной функции – разрушать. Я – твоё качество.

- А кто же я тогда?

- А ты – моё эго. Мы одно, но наши функции разные.

- Но разве не я сейчас уничтожил последнего человека, последнее насекомое и последнюю рептилию?

- Нет, это сделал я. Ты лишь наблюдал за этим процессом и присвоил свершённый поступок себе.

- Для чего же я тогда нужен?

- Это необходимость. Эго есть у всего. У живого. У неживого. И у таких, как я-ты-мы: стихий.

- Ясно, - ответил Разрушитель. – Давай тогда скорее доделаем своё дело?

- С удовольствием!
 
Они оба сконцентрировались и разрушили ВСЁ. Почти всё.

- Опять почти! – взбесился Разрушитель-1. – Почему я никак не могу довести своё дело до конца?

- Не расстраивайся, - ответил Разрушитель-2. – Я тебе помогу. Пошли.

Разрушитель-1 не совсем понял, куда идти, потому что ничего уже не было. Почти ничего. Тем не менее, он повернулся спиной к своему двойнику, и в том была его ошибка. А, может, и удача.

- А! – закричал от боли Разрушитель-1.

Это Разрушитель-2 проткнул его насквозь пикой, так, что то, что вошло в спину, вышло через грудь. Разрушитель-1 развернулся.

И увидел, что и Разрушитель-2 проткнут пикой насквозь.

- Что ты делаешь? – закричал Разрушитель-1.

- Это был не я, - ответил ему двойник.

- А кто же?

Двойник отошёл, и Разрушитель-1 увидел за его спиной целую толпу Разрушителей. И все они были проткнуты пиками насквозь.

- Что за херня тут творится!!! – взревели хором все Разрушители.

- Ну я тебе покажу!!! – опять грянул хор.

И Разрушители Всего (в том числе и себя самих, ведь они – часть Всего) начали кромсать друг друга ножами, бить дубинкам, протыкать пиками.

И так до тех пор, пока Разрушитель не уничтожил сам себя. В тот момент он сжался и исчез в самом себе. А, поскольку, он был последним, что от Всего оставалось, в тот же момент вся Вселенная сжалась и исчезла в самой себе.

И вообще Всё исчезло. Ничего больше нет. Даже Небытия. =-)))








Сергей Грэй
2008
Из сборника рассказов «ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»
Точка.