Береста сегодня

Александр Гурин
.            

      «Если бы не лыко и не береста, то и мужичок бы рассыпался». Вот такая пословица была в ходу у наших предков. Вполне правильная пословица.  Действительно, рассыпался бы мужичок, как горшок треснутый, которому не сделали «берещение». Берещение-это когда глиняную посуду стягивают берестяными полосками, не дают ей растрескиваться и рассыпаться. Береста для нашего предка была всем. Или почти всем. В берестяных туесках хранили продукты, в берестяные сумки собирали грибы. Из бересты вываривали дёготь, берестой крыли крыши. На бересте писали. И естественно, ею растапливали печки.
         В наше время, наверное, только последнее применение бересты как растопки наиболее часто встречается. В других областях человеческой деятельности бересту заменили чем-то другим. Более технологичным.  Но сам берестяной промысел не умер и не угас. Он живет вместе со страной. Пока есть на свете такая страна Россия, всегда найдутся люди, которые в жаркий июльский день пойдут в лес за берестой.
         У промысла были свои приливы и отливы. Доходило даже до того, что берестяную поверхность пытались скрыть, замазать. Видел я в нижнетагильском музее туесок, покрытый таким толстым слоем шпаклёвки, что на нём не видно было ни «замка», ни «чечевиц». Чечевицы – это  характерные полоски на бересте. Этот зашпаклёванный туесок походил то ли на железо, то ли на папье-маше. Поверх этого слоя были наклеены переводные картинки.  И это в Тагиле, признанном центре самобытной уральской росписи. Вот так в конце 19 века люди стали стесняться всего, что исполнено в народном духе. «В подлом вкусе» - как говорили тогда.
          Кстати, этот кризис промысел преодолел довольно быстро, и уже в начале 20-го века россияне опять стали гордиться творчеством своих мастеров-берестянщиков. Их работы экспонировались в Париже, а один из лучших мастеров, Вепрев, ставил на свои изделия клеймо с профилем императора. Как знак высочайшего доверия. Потом – опять спад – революция и гражданская война. Опять подъём – период НЭПа. Дальше коллективизация, которая ударила по всему крестьянству и по народным крестьянским промыслам тоже.
         А как сейчас? Как живёт и чем дышит берестяной промысел в наши дни?  Очередной кризис миновал, и страна вступила в полосу спокойного развития. Мастера работают, были созданы целые цеха, фабрики по обработке бересты. Правда, по каким-то непонятным мне причинам, береста не стала «национальным достоянием», «экспортно-ориентированной отраслью», известным брэндом, вроде русской водки. Когда я только начинал заниматься берестой, мне казалось, что стоит мне добраться со своими изделиями до Москвы, как сразу же на них налетят богатые иностранцы, падкие на русскую экзотику. Не налетели.  Я у многих спрашивал, узнавал, можно ли продавать свои изделия на Запад. И от всех слышал примерно одно и то же. Что на Западе нашей бересте не очень-то и рады. Никто с руками не отрывает. Потом я узнал, что эта беда общая для всего русского прикладного искусства.  Прикладное искусство – это одна из немногих отраслей, где мы никогда от западников не отставали. Поэтому  на Западе, поддерживая своих мастеров, совсем не хотят видеть изделия их русских конкурентов. Обычный протекционизм, как и в любом другом бизнесе. На Западе собственных берестяных промыслов  нет. Но их отношение к нашему прикладному искусству затрагивает и нас, берестянщиков тоже.
           Многие из нас особо и не страдают от отсутствия западных покупателей. Наши изделия неплохо раскупают и дома. Кстати, было бы здорово, если бы государство помогло громадной и разрозненной массе прикладников найти путь к западным потребителям. В двадцатые годы существовали организации, поддерживающие связь между «нами» и «ими». Они изучали покупательский спрос на Западе и собирали там заказы. Затем российские мастера эти заказы выполняли. Если бы сегодня что-нибудь подобное существовало, то это было бы не только полезно для мастеров, но и работало бы на имидж нашей страны.
          Издревле известно четыре основных способа работы с берестой. Это тиснение, плетение, резьба и роспись. Все они сейчас активно развиваются. Самый распространённый на сегодняшний день способ – это тиснение. Придите в любой сувенирный магазин, и вас там встретит богатейшее разнообразие тисненых берестяных изделий. Раньше тиснение делалось так. Мастер брал деревянный, костяной или металлический штамп и ударял по нему молотком. На бересте оставался красивый отпечаток. Сочетая несколько штампов, мастер мог создать композицию. Сейчас штампы стали красивее, сложнее и значительно больше по площади. Их уже невозможно оттиснуть с помощью молотка. Для таких оттисков существуют специальные прессы. Затем тисненую поверхность подкрашивают морилкой, чтобы усилить эффект, чего раньше никогда не делали. Именно такие предприятия стали сегодня лидерами в производстве берестяных изделий. На них работают иногда сотни человек. У такого, приближенного к машинному, конвейерному производству, есть один недостаток. Эти изделия лишены индивидуальности. Рука мастера в них не чувствуется. Видимо, чувствуя это, производители таких изделий стараются выиграть за счет разнообразия штампов и высокого качества.  Существуют среди «штамповщиков» и те, кто работает по «технологии деда Мартына». Так же ударяет молотком по штампу, как это делали столетия назад.
        Современная резьба по бересте немного отличается от той, что была раньше. Так же точно мастер берет острый резец и прорезает бересту так, чтобы все элементы резного рисунка соприкасались между собой. Так же точно под резьбу подкладывается слой другого цвета. Резьба часто дополняется тиснением. Но это уже ручное тиснение, когда поверх резьбы затупленным шилом продавливают прожилки, штрихи, чёрточки. Потом резьбу подкрашивают морилкой. Например, мы, покрывая резные и тисненые поверхности морилкой, потом протираем их растворителем. Так мы высветляем одни места и оставляем другие тёмными, что даёт интересный декоративный эффект. Раньше под резную бересту подкладывали фольгу или цветную бумагу. Теперь в основном подкладывают кусок той же бересты, проморённый до тёмно-коричневого цвета.
        Резьбой, как и тиснением, украшают внешние слои, «рубашки», туесков и оклеивают стенки деревянных шкатулок.
        Сюжетами для резьбы раньше нередко становились сценки из басен или из народной жизни, разные нравоучения, смешные человечки. Мастер просто переносил на материал то, что видел вокруг себя. Сейчас, к сожалению, темы для резьбы, как и для тиснения с помощью штампов, стали более стандартными. На боках берестяных туесков и шкатулок наши современники предпочитают видеть архитектурные памятники, природу, зверей, птиц. Иногда какую-нибудь символику , например, знак ярмарки вооружений в Нижнем Тагиле. Но и тогда, и теперь, люди любят сложные и красивые растительные орнаменты.
        Хочется упомянуть еще один вид резьбы. Это резьба с помощью стамесок разного профиля. Иногда её используют вместе с резьбой резцом, иногда самостоятельно. Интересен такой способ резьбы, когда под один резной слой подкладывают ещё один, тоже резной. Получается интересный резной рельеф. Насколько я помню, в древности такого не было. Многослойная резьба с помощью стамесок – это уже изобретение нашего времени.
          Роспись по бересте раньше сильно различалась по регионам. Невозможно было спутать, например, северную и уральскую роспись. К сегодняшнему дню многие приемы росписи по бересте, характерные для разных регионов были просто утрачены. Может быть, именно поэтому расписных берестяных туесков так мало на прилавках магазинов. Что можно отметить как общее для расписных изделий, так это то, что теперь не окрашивают всю поверхность туеска, как это делали раньше. Теперь оставляют естественный золотистый цвет бересты и пишут прямо по нему, а не по цветному фону.
        Берестяное плетение, вот  способ, который дошел до нас практически без  изменений. Так же радуют глаз искусно сплетённые коробочки, солонки, шкатулки, конфетницы, карандашницы. Правда, время и тут внесло свои изменения. Почти не делают теперь громоздких заплечных сумок, корзин, кузовков. Почти не плетут из лент толстых и широких. Все делают маленькое, сувенирное, почти карманного размера.
          Это, кстати, характерно не только для плетения, но и для всего промысла. Берестяные изделия перестали быть необходимыми бытовыми вещами. Они стали сувенирами. Если у предков на первом месте была функциональность, то у нас декоративные качества. Именно поэтому  сейчас появилось так много разных украшений из бересты, чего раньше не было совсем. Заколки, браслеты, подвески, ободки на голову. Их украшают всеми известными способами. Иногда вставляют поделочные камни. Берестяные украшения стали ещё и приметой русского стиля. Возвращения к истокам. Стремления к  золотому веку, который то ли был, то ли еще будет. «Век берестяного золота» - это звучит. Берестяные изделия могут рассматриваться как оберег. Как защита от агрессивной «пластиковой цивилизации».
        Я хочу сказать немного и о наших работах. Мы тоже сделали шаг от туесков к разного рода сувенирам и украшениям. И теперь именно они составляют большую часть наших работ. Прежде всего, это подвески – птицы  счастья, архитектурные композиции, резные пасхальные яйца. Все они сделаны на основе однослойной резьбы, под которую ничего не подклеено. За счёт этого изделия получаются хрупкими, ажурными и воздушными. А из берестяных домов можно составлять целые сказочные городки. Интересный эффект даёт наложение бересты на тёмное стекло. Получается выразительный контраст цвета и фактуры стекла и бересты. На этом основаны декоративные бутылки, инкрустированные берестой. Мы наклеиваем резную бересту на стекло с разных сторон. Береста просвечивает сквозь стекло, создавая своеобразную игру теней. Создается впечатление трёхмерного пространства, объёмности композиции. Интересной была идея использовать тиснёную и морёную поверхность бересты в качестве обшивки для моделей старинных парусников. Берестяная обшивка хорошо имитирует борта кораблей, сделанные из потемневшего от времени дуба. Кажется, что легкий морской ветер надувает их белые берестяные паруса.               
       Еще одно из направлений нашей работы – это изготовление сувенирных берестяных  напёрстков. Начиная их делать, мы даже и понятия не имели, что существует целое направление в коллекционировании. Материалы, из которых изготавливаются коллекционные напёрстки, очень разнообразны. Здесь и драгоценные металлы, и фарфор, и слоновая кость. Мы же делаем свои напёрстки из бересты и дерева. Сюжетами могут быть старинные города, природа или ажурный резной орнамент.                Кстати, о туесах мы тоже не забываем. Мы освоили ажурную резьбу и тиснение. Работая с берестой, мы увидели, как много остаётся в отходах красивых по цвету и фактуре кусочков бересты. Так возникла идея лоскутной техники. Верхний слой туеска мы склеиваем из множества кусочков бересты, разных по цвету и фактуре, а потом сшиваем эти кусочки берестяными полосками декоративным швом. На некоторых фрагментах делаем резьбу или тиснение. Получаются красивые и уютные вещи,которые украсят любой интерьер.
       Немного скажу о сколотнях. Сколотень - это внутренний слой, основа старинного туеска, то за счёт чего старинный туесок был герметичным. Его снимали с поваленного дерева, не разрезая, целиком. Раньше лесорубы, отправляясь в лес рубить березы, снимали тысячи сколотней. Теперь сколотни почти целиком ушли в прошлое. Большинство мастеров делают и внутренний слой, и внешний из пластовой бересты, скрепляя края «замком». А кое-кто теперь и замков-то не делает. И внешний слой и внутренний склеивают, используя разборные формы. Те мастера, которые снимают сколотни, кажутся сейчас чуть ли не героями. Это ведь очень трудоёмко. Иногда по- хорошему завидуешь таким людям. Хочется, ох как хочется, совсем как легендарный дед Мартын, спилить березу, снять сколотень, распарить и вывернуть его края наружу. Сделать всё по-старинному. Как-то без этого не чувствуешь себя настоящим мастером. Ну ничего. На подоконнике у меня лежит один сколотень. Будет время – попробую.
           Появляются такие области применения бересты, о которых раньше и не подозревали.  Например, берестяные подушки.  Берут подушку, набивают её тончайшими отслоенными берестяными «чешуйками». Такая подушка очень мягкая и, говорят, обладает лечебным эффектом. На ней очень приятно спать. Была такая песня: «Чтоб чаще снились Родине моей березовые сны». Теперь «березовые сны» можно купить в магазине.
          Предки наши для своих изделий брали бересту только определенного качества. Красивую, гладкую и ровную. Они пользовались только «желтой» стороной бересты, то есть той, которая была обращена внутрь, к стволу. Время внесло коррективы и в это. Наших современников привлекает то, что предки отбрасывали за ненадобностью. Наросты, белую сторону, разные дефекты коры. Интересной может быть береста, снятая с подгнивших деревьев и даже та, что пролежала долгое время в воде. Кусочки такой бересты можно насобирать по берегам рек, где осуществлялся сплав леса. Они блестящие, чёрного или серебристо-серого цвета.  Используя эти «отбросы», художники создают красивые композиции, иногда целые картины из бересты.
        Ну вот, я и рассказал вам немного о современном состоянии берестяного промысла. В мой рассказ вошли только русские берестяные промыслы. Хотя в России существуют и другие. В Якутии, Бурятии, у народов Севера и Дальнего Востока существуют свои самобытные традиции обработки бересты.
          Новое время принесло новые веяния. Появились новые подходы. То, что было самодеятельным крестьянским творчеством, стало профессиональным прикладным искусством. Что-то приобретено, что-то утрачено. Но берестяной промысел жив и развивается. Не рассыпался до сих пор тот самый мужичок. Он крепко сшит, надёжно.
Сшит берестой, а береста – материал вечный.