Экономика

Петр Золин
Экономика

Есть разные варианты заметного и незаметного отхода от навязываемой из США всему миру «экономической теории». Один из них отразила Энциклопедия «Кругосвет»


ЭКОНОМИКА — 1). деятельность людей, связанная с производством жизненных благ; хозяйственная деятельность (economics); 2). наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности (economy). Так наукой оказывается не «экономическая теория», а именно ЭКОНОМИКА (своей теоретической частью, предшествующей практической).

Термин "экономика" означает в буквальном переводе с греческого "домоводство, законы ведения домашнего хозяйства" ("ойкос" — домохозяйство, "номос" — закон, порядок, строй). Позже значение этого термина было сильно расширено, и ныне под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и предприятия (фирмы), отрасли, государства или группы государств, мира в целом.

Здесь главное понять, что хозяйственная деятельность людей начиналась миллионы лет назад по мере появления у людей орудий труда, развития их мозга и всего организма. И сотни слов, означавших разные аспекты хозяйствования, появлялись на многих языках хотя бы десятки тысяч лет назад http://www.nostratic.ru/index.php?page=books

Индоевропейские (ИЕ), Афроазиатские (АА), Алтайские, Финно-угорские, Картавельские, Уральские, Шумерский и другие языки сохранили память о том раннем единстве этносов, исходивших 80 – 60 тыс. лет назад из Африки.

Без ощущений нет жизни.
 (;ay-aw-) «Жить» (ИЕ, АА, Алт). (Иллич-Свитыч № 101 «жить, жизненная сила»);  (p[h]a;-) «Есть» (ИЕ, АА);  (k’am-) «Жевать, кусать, есть, резать на куски, дробить» (ИЕ, АА);  (?it’-) «Жевать, кусать, есть, потреблять» (ИЕ, АА, Алт);  (t(l)[h]il-) «Видеть» (Кар, АА, Ур);  (k[h]ul-) «Слышать» (ИЕ, ФУ, Др, Алт);  (!ut’-) «Нюхать, пахнуть» (ИЕ, АА).

Без осмыслений нет науки
 (baw-) «Быть или стать сознающим или знакомым с, замечать, наблюдать» (ИЕ, АА, Шум).(day-) «Рассматривать, обдумывать, исследовать» (ИЕ, АА, Др). (t’(y)an-) «Думать» (ИЕ, АА). (t(s’)ar-) «Быть или стать видимым, ясным; открыться, стать известным, ясным» (ИЕ, АА, Др). (san-) «Воспринимать, чувствовать» (ИЕ, АА).
(k[h]al-) «Выяснять, делать ясным, делать известным, разъяснять» (АА, Ур, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 221 «язык»). № 248. (k[h]al-) «Охранять, удерживать, смотреть» (ИЕ, АА, Шум).№ 295. (k’an(y)-) «Наблюдать, воспринимать» (ИЕ, АА, Др). (Иллич-Свитыч № 163 «знать»).№ 397. (;ak’-) «Направлять, указывать, командовать» (ИЕ, АА).
№ 407. (;in-ak[h]-) «Достигать, приходить, прибывать, получать, предлагать, дарить» (ИЕ, АА, Эл-Др).№ 408. (mi;-) «Измерять, разграничивать» (ИЕ, АА).
№ 480. (war-) «Смотреть, высматривать, наблюдать, интересоваться» (ИЕ, АА, ФУ).
№ 595. (ra?-ay-) «Видеть, постигать» (ИЕ, АА).
№ 599. (raq’-) «Наблюдать, смотреть, рассматривать внимательно, надзирать, контролировать» (ИЕ, Кар, АА).

Без дома и вещей, разнообразной деятельности нет домохозяйств или просто хозяйств.
 (wus-) «Торговать, заключать сделки» (ИЕ, ФУ). Вешать, взвешивать.
 (mig-) «Давать» (ИЕ, АА, Ур). Мыкать.
(p[h]al-) «Поселение, населённое место» (ИЕ, ФУ, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 368 «укреплённое поселение»). Полоть, палить (поддерживать огонь).
№ 61. (p[h]ir-) «? Дом» (ИЕ, АА, Др). Хором, хорон.
 (haw-) «Одевать, быть одетым, носить» (ИЕ, АА). Ховать.
 (k(w)[h]ar-) «Сосуд, горшок, емкость» (ИЕ, АА, Др).
 (t(y)[h]ar-) «Продвигаться, достичь цели, прийти, преодолеть, прибыть» (ИЕ, АА, Др). Турить.
 (wuy-) «Плавать, спускать на воду» (АА, Ур, Алт).
 (p[h]ar-) «Идти или проходить; идти вперёд или наружу» (ИЕ, АА, Шум). Переть.
 (day-) «Брать, нести, передавать» (АА, Др, Шум). Давать
(t’ul-) «Достигать, бороться за; цель, результат» (ИЕ, АА, Ур, Др, Алт). Доля
(sag-) «Достигать, прибывать, получать, приобретать» (ИЕ, АА, Ур). Шагать
 (wig(y)-) «Нести, перевозить» (ИЕ, АА, ФУ). Возить.

 (k’an-) «Получать, приобретать, обладать, создавать» (ИЕ, АА, Др, Шум). Без Э этот «кан»  уже созидатель. № 270. Близкое (k[h]an-) «Делать или готовить в должной манере, ставить прямо, делать правильно» (ИЕ, Кар, АА). До-канать – доделать.
№ 344. (k’(w)ad-) «Формировать, придать вид, строить» (Кар, АА, Др). (Иллич-Свитыч № 192 «сплетать (из прутьев)», о значении см. т.1, с.317), что есть и в русской кади, кадке (как мере запасов).

Специалисты по ностратике – вероятнее всего – определят термин (корень), который десятки тысяч лет назад мог быть близким по значению нынешней «экономике» у пращуров многих народов. Но важно понимать, что сама экономика уже была – и разнообразная хозяйственная деятельность людей палеолита отражалась сотнями и тысячами слов, разнообразием орудий труда, предметов первобытного искусства, жилищ, одежд, объектов промыслов.

Уже на шумерском языке звук Э (Е) означал -дом, храм. a-da-ar – поле;  ;a  -масло, жир
t;l -понимание taltal -знание, опыт, мудрость, udu -овца, мелкий скот
http://www.trilinguis.ru/linguistic/shumer/dictionary.aspx
Энмеркар - в шумеро-аккадской мифологии, культурный герой, царь Урука, считался создателем письменности и градостроения.


Экономика как оптимизационная сфера деятельности людей представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских благ — всего того, что увеличивает благосостояние, удовлетворяя различные потребности людей.

Главной целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей.

Наиболее популярна классификация потребностей людей Абрахама Маслоу. В его схеме потребности сгруппированы в порядке восхождения от первичных (внизу "пирамиды" потребностей) к высшим (на "вершине" пирамиды). Внизу элементарные потребности (в пище, одежде, жилище). Выше – потребность в безопасности. Третий уровень – потребность в любви, дружбе, связях в обществе. Выше – потребность в уважении и престиже. Пятый уровень (вершина пирамиды) – потребность в самовыражении.

В реальной жизни большинство людей стремятся удовлетворить самые насущные потребности:
- в пище, одежде, жилище;
-в общих условиях жизнедеятельности (в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности);
-  в занятости (в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге).


Для удовлетворения потребностей люди потребляют блага — как материальные (например, хлеб, мясо или автомобиль), так и нематериальные (например, компьютерная информация и всякие зрелища).

Некоторые блага являются на данный момент практически неограниченными (как, например, пространство космоса, воздух, океанская вода). Но большинство благ все более ограничены — их не хватает для полного удовлетворения существующих в данный момент потребностей нарастающего числа людей. Эту вторую категорию благ называют экономическими, а экономическую деятельность признают направленной на увеличение количества и качества ограниченных благ.

Здесь теоретическая и практическая ошибка. Реально ограниченные блага не увеличить и не улучшить невозможно. Увеличение предполагает существование дополнительного количества ограниченных благ, а изменение качества благ превращает их в иную категорию благ – именно по качеству. Молоко в сливки, сливки в масло, молоко в сыр и т.п. И получаются качественно иные продукты, так как выпив литр молока потребности в сыре или масле не заменишь.

По мере развития обмена (особенно в условиях рыночного хозяйства) большинство экономических благ (но не все) становятся товарами. Товар — продукт труда, произведенный частично или полностью не для собственного потребления, а для обмена на другие товары ( для продажи на рынке). Процессы обмена современная наука фиксирует уже в палеолите, а с возникновением государств эти процессы усиливаются и укрепляют товаро-денежные отношения. На землях от Кавказа к Нилу и Индии уже около 40 веков назад основной денежной единицей становится сикль – кусочек серебра весом около 8 граммов. Он фигурирует в первых известных сводах законов, во многом касающихся хозяйственной жизни (цены, зарплата, кредиты). Он упоминается и в библии. Памятью о нем является и денежная единица Израиля – шекель.

Экономические блага классифицируются по разным признакам (критериям):
Например, по количеству потребителей: индивидуальные (как хлеб, ) или коллективные (как телевизионная передача), с исключением из потребления уклоняющихся от уплаты "зайцев" (на транспорте, в налогообложении и т.п.).

С учетом возможности исключать «зайцев» выделяют четыре типа потребляемых людьми экономических благ — частные, общие, квазиобщественные и общественные

Исключаемость возможна
Частные блага (хлеб, машины, услуги парикмахерской и т.д.)
Общие блага (театры, библиотеки, телефонная связь и т.д.)

Исключаемость невозможна (или очень затруднена)
Квазиобщественные блага (полезные ископаемые, пресная вода и т.д.)
Общественные блага (национальная оборона, правозащита и т.д.)


Товарами становятся в основном частные блага, поскольку здесь продавец и покупатель непосредственно общаются лицом к лицу. Чтобы сделать товарами общие и квазиобщественные блага, государство обеспечивает специальные условия (например, юридически закрепляет исключительные прав собственности на разработку полезных ископаемых или на исполнение театральных спектаклей). Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.

Чтобы производить экономические блага, необходимо использовать ресурсы (факторы производства, производительные силы). Принято выделять пять основных видов ресурсов — труд, земля (естественные ресурсы), капитал (искусственно созданные материальные ресурсы), предпринимательские (организаторские) способности, информация.

Труд (рабочая сила) — это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и потребителем. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

"Землей" называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят не только плодородную почву, но и лесные богатства, запасы полезных ископаемых, пресную воду и т. д.

Капитал — это все созданные людьми средства для производства экономических благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). Речь идет прежде всего о материальном капитале, но в условиях развитого рыночного хозяйства капиталом становятся деньги и другие финансовые активы, на которые можно приобрести материальные капитальные ресурсы.

Предпринимательский (организаторский) талант — это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Первоначально экономисты говорили только о четырех видах ресурсов, но в 20 в. они стали выделять еще один фактор производства под названием "информация". Это данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, "ноу-хау" и т.д.). В отличие от других ресурсов, информация может тиражироваться. "Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, — гласит пословица. — Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи".

Все перечисленные факторы производства существовали на протяжении практически всей человеческой истории (информация — с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В докапиталистических обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство перешло к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд ("человеческий капитал") и информация.

Общие законы развития экономики. Экономическая жизнь развивается по определенным экономическим законам. Экономические законы — это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими процессами и явлениями. Например, обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него выражается в законе спроса. Экономические законы, как и другие законы общественной жизни, носят объективный характер — они действуют независимо от воли и желания людей.

Различают общие (универсальные) и специфические экономические законы.

Общие законы развития экономики — это те, что действуют на протяжении всей человеческой истории. Эти законы действовали в первобытной пещере, они действуют в современной фирме, они будут действовать и в космическом звездолете. Но здесь необходимо постоянно помнить очень важное ограничение – при ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ (ПРУ).

К числу наиболее общих законов хозяйственной жизни можно отнести следующие:

закон повышения (колебания, спиралевидности ) потребностей;

закон прогрессивного (и регрессивного; спиралевидности ) экономического развития;

закон растущего (вариационного, спиралевидного) разделения труда;

закон возрастания (спиралевидности) альтернативных издержек.

Развитие общества спиралевидно ведет к постепенному повышению потребностей. Это означает, что с течением времени у людей постоянно растет представление о том наборе потребляемых благ, который они считают "нормальным". Но возникают периоды, когда почти все люди готовы довольствоваться очень малым, чтобы выжить и сохранить жизнь своим детям и внукам. Это войны, стихийные бедствия и т.д. Если не учитывать эти периоды и ПРУ конкретных народов, то закон можно признать действующим почти без исключения на планете в целом. Однако для населения небольших островов нет потребностей в автомобилях, поездах и самолетах. Не повышают они потребности и ряде других сфер потребления товаров и услуг. Отказ от чрезмерного потребления характерен и части населения развитых стран.

Да, за тысячелетия растет стандарт каждого типа потребляемых благ. Например, первобытные люди желали, прежде всего, иметь много пищи. Современные люди в развитых странах, как правило, озабочены не тем, чтобы не умереть от голода, а тем, чтобы их пища была вкусной и разнообразной.

По мере удовлетворения чисто материальных потребностей (особенно, самых насущных) усиливается значимость духовных и социальных потребностей. Так, при выборе работы в современных развитых странах молодежь стремится не только к тому , чтобы получать высокую заработную плату (она позволяет изысканно питаться и одеваться), но и к тому, чтобы работа носила творческий характер, позволяла самореализовываться.

Возвышение потребностей и рост производственных возможностей заметно взаимосвязаны. Экономист А.Маршалл отмечал, что "…на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями; в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности…" (Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Прогресс, 1993).

Стремясь удовлетворить все новые и новые потребности, люди совершенствуют производство — увеличивают количество, качество и ассортимент производимых экономических благ, повышают эффективность использования экономических ресурсов. Эти процессы называют прогрессивным экономическим развитием или экономическим прогрессом. Вместе с тем порождаемые таким прогрессом явления ведут и к регрессивным процессам, особенно в природе.

Современный человек живет гораздо благополучнее, чем его предки даже десятки лет  назад. Он потребляет большее количество благ относительно лучшего качества, у него изменяются приоритеты потребления (происходит "восхождение" по "пирамиде" Маслоу) и т.п.

Прогресс в экономическом развитии достигается путем разделения труда между членами общества, территориями, странами.

Если различные люди будут производить не абсолютно все нужные им потребительские блага, а специализироваться на производстве лишь некоторых из них, то их общая производительность заметно возрастет. Но для того чтобы у каждого был полный набор всех необходимых благ, необходимо организовать между ними постоянный обмен различными благами.

Американский экономист К.Поланьи выделил два различных метода координации действий участников общественного производства при помощи обмена — редистрибуция (централизованное перераспределение) и рынок (децентрализованный обмен).

Редистрибутивный продуктообмен, как основа традиционных обществ, являлся преимущественно натуральным (без широкого использования денег). Он идет обычно по вертикали — власть (государство) по традиции (по закону, принудительно и т.п.) изымает у зависимых (подданных) часть произведенных ими продуктов для последующего перераспределения. Метод координации характерен не только для обществ древности и средневековья, но и для экономик стран "реального социализма", в отдельные периоды – и для развитых капиталистических стран.

Рыночный товарообмен появляется еще при первобытном строе, но в докапиталистических обществах он, как правило, - второстепенный элемент хозяйственной жизни. Основным методом координации рынок становится только в капиталистическом обществе. Рыночный товарообмен активно использует денежные отношения, осуществляется по горизонтали, между равноправными производителями, каждый из которых имеет полную свободу выбора партнеров по купле-продаже. Если при редистрибутивном продуктообмене эквивалентность (соразмерность отдаваемого и получаемого) наблюдается только на уровне общества в целом, а отдельные участники обмена могут постоянно отдавать (или получать) больше, чем получают (или отдают), то при рыночном товарообмене при каждой купле-продаже нормой – теоретически, но не практически - является именно эквивалентность.

Переход от доминирования редистрибуции к преобладанию рыночных отношений осуществлялся по мере усложнения разделения труда в обществе и усиления свободы индивида в обществе.
В целях оптимизации всей хозяйственной жизни на планете в современном обществе централизованное регулирование и перераспределение вновь усиливаются, что связано с повышением эффективности управляющих систем.

В повседневной жизненной практике оба этих метода координации переплетаются друг с другом. Например, при нормировании дефицитных товаров в СССР за них нужно было все-таки платить, а внутри функционирующих в рыночном хозяйстве фирм действует иерархическая (вертикальная) система связей, основанных на централизованном управлении и перераспределении.

Любая система организации разделения общественного труда решает проблему распределения ограниченных ресурсов между различными видами производства, с тем, чтобы оптимально (в идеале – максимально) удовлетворять потребности людей. Тем самым формируются пропорции, структура экономики — соотношение ее основных элементов (например, материального и нематериального видов производства).

Проблема выбора структуры производства в условиях ограниченности ресурсов — экономического выбора — иллюстрируется при помощи простой модели, которую называют кривой производственных возможностей.
http://www.milogiya2007.ru/micro1.htm


Модель кривой производственных возможностей является иллюстрацией закона возрастания альтернативных издержек. Под альтернативными издержками понимают упущенную выгоду, т.е. "цену" одного товара (блага), выраженную в альтернативном количестве другого товара (блага), от которого отказываются, делая выбор. Например, если ресурсы использованы на производство одних товаров, то их уже нельзя использовать для изготовления других.

Наблюдается возрастание альтернативных издержек, когда при увеличении производства одного товара неизбежно происходит и рост его "цены" (величиной труда, финансов и тт.п.), выраженной в другом, альтернативном товаре. Рост альтернативных издержек происходит и в связи со спецификой ресурсов, дающих высокую отдачу в одном виде деятельности, но низкую (особенно по специфике труда) — в другом.

Выявляются общие тенденции («законы» и т.п.)  развития экономики.

Например, тенденция зависимости спроса от цены (при ПРУ) видна в рыночной системе хозяйства. Ее трудно обнаружить в первобытном обществе, где – допустим, - не существовало никаких цен. Ее; вероятно, не будет действовать и в посткапиталистическом обществе, где ожидаемы новые, нерыночные системы производства и распределения.

Развитие экономики предстает как развитие экономических систем — специфических, отличающихся друг от друга совокупностей экономических отношений между участниками хозяйственной жизни. Разные экономические системы различаются между собой по идеологиям, по своему подходу к решению проблем собственности на средства производства и по способу координации и управления экономической деятельностью.

Долговременная (многовековая) эволюция экономики объясняется – в частности, - как теорией постиндустриального общества, так и теорией взаимосвязи производительных сил и производственных отношений. Среднесрочные тенденции развития экономики в последнее столетие лучше характеризуются концепцией смешанной экономики.

«Марксистско-ленинская» концепция пяти способов производства имеет свои сильные стороны. Подчеркивает, что социально-экономический прогресс носит скачкообразный характер, когда постепенное накопление количественных изменений создает новое качество. Общественное развитие рассматривается как диалектическое отрицание отрицания: коммунизм, как и первобытность, — бесклассовый строй, но это бесклассовость не примитивного общества, балансирующего на грани голодной смерти, а общества "по ту сторону материального производства".

Концепции пяти способов производства обнаружила и слабые стороны. Пять способов производства - не инструмент для правильного понимания эволюции внеевропейских цивилизаций. Сомнительна правомерность использования понятия "коммунизм" ( как его понимали в «социалистическом лагере» с диктатом СССР) для характеристики перспектив хозяйственного развития именно «советской системы».

С концепцией способов производства успешно конкурирует теория постиндустриального общества, популярная среди обществоведов Запада с 1960-х. Согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и ряда иных социологов-экономистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем. Доиндустриальное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество различаются по основным факторам производства, по ведущим сферам экономики и по главенствующим социальным группам.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Постиндустриальное_общество


Созданная К.Марксом теория способов производства и развиваемая современными западными институционалистами теория постиндустриального общества при всех их различиях отнюдь не отрицают друг друга. Более того, обе они покоятся на сходных принципах: развитие экономики рассматривается как первооснова развития общества, само это развитие трактуется как прогрессивный и стадиальный процесс.

Особенности современного экономического развития. Теории способов производства и постиндустриального общества объясняют долговременные, многовековые тенденции социально-экономического развития. Чтобы понять закономерности современной эпохи, теорию-"телескоп" надо дополнить теорией-"микроскопом". Эту роль раньше играла концепция, согласно которой современный мир рассматривался как арена борьбы умирающего капитализма и зарождающегося социализма.

Основополагающие характеристики "капитализма" и "социализма" считались диаметрально противоположными, причем "мир капитала" изображался исключительно мрачными красками, а "мир труда" — напротив, только светлыми . Но и реальный "капитализм" и реальный "социализм" уже в 1970-х мало соответствовали тем признакам, которые считались определяющими для их характеристики. Поскольку концепция противостояния "капитализма" и "социализма" оказалась нежизненной, требовалась новая теория, которая помогла бы понять сущность мировых социально-экономических процессов конца 20 — начала 21 вв.


Такой новой концепцией стала теория смешанной экономики. Согласно этой теории, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм регулирования экономики. При таком подходе основные типы систем — это:

1) основанная на механизме "невидимой руки" классическая рыночная экономика,

2) основанная на директивном государственном планировании командная экономика,

3) смешанная экономика, синтезирующая наиболее эффективные черты двух других систем.

Если одни национальные модели смешанной экономики больше приближены к чисто рыночной модели, то другие — к командной. Американская либеральная модель ближе к «желаемой» (чистой) рыночной экономике. Напротив, в странах Западной Европы сильнее традиции государственного регулирования. Японская модель занимает промежуточное положение между американской и западноевропейской моделями.

Если хозяйства современных развитых стран называют смешанной экономикой, то при характеристике многих развивающихся стран (бывших стран "третьего мира") и особенно постсоциалистических обществ (включая Россию) чаще говорят о переходной экономике.

Экономика переходного типа формально имеет во многом те же черты, что и смешанная экономика (сочетание рынка с централизованным регулированием, многообразие форм собственности и типов хозяйства), но между ними есть принципиальное различие. Если смешанная экономика — это устойчивая система, где различные элементы взаимодополняют друг друга, то переходная экономика — это неустойчивое и постоянно изменяющееся состояние хозяйственной жизни, вызванное переходом от одной экономической системы к другой. Хотя это состояние очень болезненно, миновать его в процессе хозяйственной трансформации практически невозможно.

Однако на самом деле оба подхода к определению предмета экономической теории не противостоят, а дополняют друг друга. Все экономисты сходятся во мнении, что важнейшими из ресурсов являются труд и предпринимательские способности — ресурсы, неразрывно связанные с личностью работника. Следовательно, отношение людей к ресурсам — это прежде всего их отношение друг к другу. Поэтому представители любого направления в экономической науке, желающие создать целостную теорию, обязательно обращают внимание (хотя и в разной степени) и на отношение людей к ресурсам, и на отношение людей друг к другу.

Выделяют четыре основные функции экономической теории .

1. Познавательная функция. Как всякая наука, экономическая теория имеет дело с объективными фактами, явлениями, процессами в сфере экономики. Их описание и анализ составляют познавательную функцию экономической теории.

2. Прогностическая функция. Познав процессы и явления текущего экономического развития, экономисты могут предсказывать будущее, экстраполируя наблюдаемые в данный момент тенденции.

3. Критическая (идеологическая) функция. Общественные науки (и экономика в том числе) не только констатируют существование определенных закономерностей в существующей общественной системе, но и дают ей определенную оценку. Экономическая теория, в частности, не просто описывает рыночное хозяйство, но и решает проблему, является ли эта экономическая система справедливой, нужно ли ее совершенствовать или менять.

4. Практическая (конструктивная) функция. Сформулировав представление о желаемом состоянии общества, экономисты затем ищут пути его достижения, активно участвуя в выработке и осуществлении экономической политики.


Первые элементы выраженных письменно экономических научных знаний возникают вскоре после зарождения первых государств. В общественной мысли обществ древнего и средневекового Востока экономические проблемы анализировались в рамках науки о государстве. В античном обществе изучение экономических проблем выражалось в иной форме. С одной стороны, анализировался вопрос, как создать образцовое частное хозяйство, которое снабжало бы владельца всем необходимым или обеспечивало бы максимальный доход (работы Катона, Варона, Колумеллы). С другой стороны, ученые начали проявлять интерес и к чисто теоретическим проблемам экономики, не имеющим непосредственно прикладного значения. Зачатки экономической теории можно встретить у Аристотеля, который, например, впервые сформулировал проблему, над которой размышляли затем многие поколения экономистов — проблему стоимости (что определяет пропорции обмена товаров?).

В качестве вполне самостоятельной науки экономическая теория сложилась в период возникновения капитализма примерно с 14 – 16 вв. (меркантилизм, ранний монетаризм). До конца 19 века названием экономической теории стал термин "политическая экономия". Его ввел французский мыслитель А. де Монкретьен, который в 1615 опубликовал Трактат политической экономии. Политической экономией назвали науку о государственном хозяйстве (или о хозяйстве общества), так как "политический" означает здесь "государственный" (от греч. "полития" — государство).


В современный период внимание к институциональной проблематике растет, что может быть предвестием завоевания в будущем этим направлением роли "основного течения" экономической теории. "Ответом" неоклассиков на "вызов" институционалистов стало ускоренное развитие неоинституционализма — нового направления неоклассики, представители которого изучают, как и традиционные институционалисты, мир социальных явлений, но с использованием неоклассической методологии.


И ныне нет "единственно верной" экономической теории. Наблюдается конкуренция различных экономических школ, которые различаются и по нормативным ценностям, и по основным методам, и по объектам анализа . Наиболее объективное знание об экономике может быть получено только в процессе синтеза подходов разных научных направлений.

Следует учитывать, что если разработка позитивной экономической теории в решающей степени зависит от чисто научной состоятельности исследователя, то в сфере нормативной экономической теории огромную роль играют его субъективные социальные и политические пристрастия, принадлежность к определенной научной школе. Поэтому экономисты разных направлений могут, например, прийти к единому мнению о масштабах безработицы, но резко разойтись во мнениях о ее причинах и о желательных мероприятиях государственной политики в данный период.

(с учетом подхода: Юрий Латов, Ракия Косова)